Немного писательских мелочей

28.10.2019, 17:19 Автор: A. Achell

Привет!

Сегодня я решила поделиться в блоге небольшим списком своих личных писательских мелочей и подсказок, приобретенных за время написания книг. Быть может, кому-то это покажется полезным или даже интересным.

Знаю, большинство из вас здесь уже умудренные жизнью писатели, со своим багажом опыта и знаниями, а множество пунктов, приведенных мной в данной статье, могут показаться банальными до безобразия, но лично я считаю полезным иногда собирать подобные мелочи где-то в одном месте, и изредка пробегать по ним глазами - просто затем, чтоб не забывать. Иногда подобное "освежение памяти" помогает мне выйти из писательского застоя.

Если у вас есть замечания или же свои полезные мелочи, которыми вы не прочь поделиться, буду ждать в комментариях - с удовольствием обговорю все, а быть может даже добавлю парочку ваших советов к себе в список :)

Важный дисклеймер: я никоим образом не позиционирую себя как мега-крутой и обознанный писатель, что вправе раздавать советы остальным. Это всего лишь перечень моих личных "шпаргалок", которые я составила и активно использую.

Раз все важные детали уточнили, то можно переходить к главной части...

Мотивация персонажей: не желательно, чтоб ваши герои совершали нетипичные для них поступки, не подкрепленные при этом определенной мотивацией. Персонаж не идет из точки “А” в точку “Б” просто потому что. Он не выручает человека в беде просто так: должны быть либо определенные принципы, либо жажда заполучить что-то в замен, либо чувство долга и т.д.
Никто никого не спасает и не помогает просто так - за этим всегда должно что-то стоять, будь то воспитание, доброта или собственная выгода. Чем неоднозначней и противоречивей мотивы героя, тем интересней читателю. Конечно, никто не запрещает сделать героя душкой-добряком, у которого в девизе “За честь и отвагу!”, отчего он совершает благие поступки направо и налево, однако многим намного интересней было бы взглянуть вместо него на обманщика-авантюриста, совершающего все те же поступки, но под другим углом восприятия.

Персонаж не может поменяться по щелчку пальца. Как в обычной жизни тихоня мгновенно не превратится в задиру, так и герои не могут из доброго стать злым без явных на то причин. Трус не станет по воле случая совершать храбрый поступок без мотивации и определенного триггера, что побудит его к этому.
Персонажи меняются под гнетом определенных эмоций, событий, травм, страха, предательств и прочих невзгод. Чем плавнее будет переход от “закадычного друга” до “подлого предателя”, тем лучше - у вас будет время разместить побольше разноплановых триггеров, что изменят вашего героя. Поведение персонажа должно соответствовать его текущему характеру.

Чем интереснее персонаж, тем больше сопереживания он вызывает. Трюк со злодеем, у которого было тяжелое прошлое - хоть и набил уже всем оскомину, став своего рода клише - выстрелил в определенное время именно потому, что зрители стали этому злодею сопереживать, а следственно - стали более заинтересованы в самом произведении. Чем более персонаж неоднозначен, тем больше у него внутренних конфликтов, а значит, и выглядит он более объемным и живым.
К примеру, герой связан крепкой дружбой с другим персонажем, однако по натуре он эгоист, отчего часто стоит перед выбором: помочь другу или сделать так, как лучше для самого себя? Вот вам и определенная неоднозначность и интерес к тому, что же герой выберет по итогу. Это простой пример, придуманный в считанные секунды, однако никто не мешает продумать определенные противоречия, терзающие душу вашего персонажа, и добавляющие некой глубины в его психологию.

Раскрывать персонажа лучше всего через повседневные дела и разные мелочи жизни. По сути, именно так мы и узнаем истинную суть человека в реальности: наблюдая за тем, что он делает в повседневности. С намного большей вероятностью ваши герои обсудят смысл жизни от скуки, начищая картошку для ужина, чем стоя на уступе скалы и глядя задумчивым взглядом вдаль.
Вместо простого: “он был вспыльчив” лучше подкрепить все на деле, описав, к примеру, как герой обрушился на другого персонажа из-за какой-то мелочи вроде пролитого кувшина с водой.

Разные персонажи должны иметь определенные отличия в диалогах. Это подметил один мой друг года четыре назад, после прочтения одного из первых черновиков “Путешествия”. Разумеется, вы не должны придумывать новую манеру речи каждому новому герою, однако придерживаться определенной характерной речи для каждого из них стоит.
Крестьянин не может высказываться подобно дворянину, а агрессивный персонаж внезапно начать говорить приятные добрые вещи.
Выделить определенного героя в диалогах вам поможет уникальное для него ругательство или фраза, которую тот часто повторяет.

Сразу лучшими друзьями не становятся. Это было еще одно замечание. Я не глядя сдружила главною героиню с ее фамильяром, и цитируя друга: “…они слишком быстро стали эдакими братюнями”. В жизни так не бывает и абсолютно всем нужно определенное время, чтоб “снюхаться” - у кого-то это занимает меньше времени, у кого-то больше.

Герои должны сталкиваться с определенными трудностями, препятствиями и безвыходными ситуациями. Если у нас Мери Сью, которой легко все дается и в которую все-все влюбляются - читателю будет неинтересно за ней следить. Разумеется, не все мы поголовно Джордж Мартин, позволяющий себе убивать героев направо и налево - ему это позволяет огромнейшее количество персонажей. Все его любят за подобное нововведение, однако это вовсе не значит, что вы обязаны поступать так же.
Если у нас есть главный герой, то понятное дело, убить в средине книги мы его не сможем, а все “безвыходные” ситуации в конце свой выход все же находят. Однако держать читателя в напряжении временами необходимо, а персонаж не может постоянно выходить сухим из воды.
Я для себя эту проблему решила следующим обратом: в каждой опасной и серьезной ситуации герой должен что-то терять. Это может быть рана, предмет, друг - все то, к чему герой не может быть безразличен. Таким образом, персонаж пускай и останется в живых, но уже никогда не будет прежним.

Не бойтесь эмоций собственных персонажей. Страшась скатиться в розовые сопли и смазливую историю любви/дружбы/жвачки, я настолько яростно оградилась от любых проявлений теплых чувств между моими персонажами, что получила резонный вопрос от друга: “слушай, вот твой герой вроде как потерял любимого человека, но при этом ни разу не описывалось никакой тоски или эмоций, отсылающих нас к этому”. Для меня это было что-то вроде грома среди ясного неба.
Разумеется, все эмоции и переживания персонажа я держала в себе, но столь рьяно стремилась не впасть в “розовые сопли”, что совсем забыла о том, что читатель-то не знает героя так хорошо, как знаю его я, а потому никак не сможет сам “догадаться” о том, как тот себя чувствует на самом деле.
Добавив пару чувственных моментов, где персонаж делиться своими страхами, переживаниями, эмоциями или тоской, вы подарите читателям лучшее понимание этого героя, а заодно углубите его. Главное не перестараться, так чтоб не окунуть персонажа в преизбыточную эмоциональность и вульгарные “страдания”. Все должно быть в меру.

Старайтесь придумывать интересные локации. Чем ярче вы опишите окружающую ваших героев местность, тем детальней и интересней читатель отобразит это все в своей голове. Разумеется, невероятно сложно постоянно выдумывать интересные локации, особенно, если в данной главе вы хотите уделить больше внимания отношениям между персонажами или диалогам.
Описания длинной в несколько страниц я также считаю излишними, ибо читатель может заскучать, однако если вы так хотите - почему бы и нет?
Я стараюсь придерживаться золотой середины, подробно описывая интересные локации, ну а те, что более посредственны (не могут же герои постоянно посещать необычные места) кратко оговорить, чтоб было понятно, где персонажи находятся и что их окружает.

Если в вашей книге присутствуют битвы, оружие, доспехи и экшн-сцены, то потрудитесь посвятить некоторое время тому, чтоб изучить в теории технику боя/тактику/типы оружия и брони. Таким образом, прежде, чем описывать сражения на мечах, я консультировалась с другом, что занимался фехтованием, а для описания оружия прочла немало статей на его тему: какие бывают виды, преимущества, название отдельных частей и т.д.
Нельзя постоянно говорить, что герой достал свой клинок, потому как клинком зовется часть лезвия, а не все оружие целиком. Такие неточности быть может и не значительны, но сильно влияют на грамотность сеттинга и восприятия мира в целом.

Постарайтесь описывать сражения максимально нескучно и реалистично, не забывая о физике и реальных способностях персонажа. Человеческая женщина (то бишь не эльфийка и не гномиха) вряд ли голыми руками раскидает пятерых рослых мужчин, как нам это показывают в фильмах (разве что она ела много Растишки или упала в котел с зельем Панорамикса).

Избегайте всесильности героя. У всех должны быть свои слабые стороны, притом чем их больше - тем лучше. Никому не будет интересно наблюдать на протяжении всей книги за слишком имбовым героем, который разметает сотни врагов и проявляет слабость только тогда, когда это выгодно автору (привет фильмам Марвел и их дисбалансным персонажам).

Чем интересней мир, тем большим будет желание читателя вернуться к нему. Не бойтесь придумывать много нового и фантазировать. К примеру, помимо стандартных фольклорных зверей и существ, я добавляю в свой мир новых животных, каких-то придумываю с нуля, каких-то подчерпываю из видеоигр или других произведений в фэнтезийной тематике. Богатая история придуманного мира, его устрой, расы и земли лишь дополнят образ вашей истории, наделив героев интересной площадкой для развития. Не бойтесь вдохновляться, привнося в стандартных виверн с гарпиями собственные элементы. Только вы решаете, каким это существо будет в вашем мире, какой у него социальный уклад и уровень интеллекта. Тот же гуль, которого большинство знает с серии игр “Ведьмак”, а лично я помню еще с третьего Варкрафта, имеет много разных испостасей и описаний - а какое из них выберете вы? Не стоит бездумно брать концепт гуля из “Ведьмака” - лишь использовать его в качестве референса, описав данную нечисть по-своему.

Если вам скучно читать определенный фрагмент или главу, то читателю, вероятно, тоже будет неинтересно. Постарайтесь разбавить не очень занимательные главы интересными сценками или событиями. Если даже это не помогло, то перепишите главу полностью. По ходу написания мне часто приходят интересные идеи касательно событий и диалогов. Если вы в чем-то не уверены, то не бойтесь спрашивать совета или мнения у друзей и знакомых. Таким образом, я смогла исправить множество недочетов или получить подтверждение того, что та или иная идея не так уж плоха.

Символизм и глубинный смысл, основной посыл, а также “двойное дно” сюжета пускай и не претендует на гениальность, но делает ваше произведение более целостным. Не скажу, что “Путешествие” стремится донести что-то до читателя, помимо хорошего настроения. Эту книгу я писала в качестве пробы пера, проверяя ногой толщину льда и немного ознакамливая читателей со своим фэнтезийным миром. Там не было так уж много отсылок и символов, которыми я наделила свою вторую книгу.
В новом произведении в сюжет я заложила изначальную идею и посыл, который стремлюсь раскрыть, однако далеко не все книги в этом нуждаются. Если вы стремитесь написать серьезное произведение, то стоит задуматься над его посылом и основной идеей, неким лейтмотивом, пронизывающим всю историю, ну а если нет… просто пишите максимально качественно, не забывая при этом получать от этого удовольствие.

That's all, folks! Делитесь своим мнением в комментариях и дайте знать, если хотели бы увидеть еще одну статью, где я соберу все полезные ресурсы для писательства, которыми постоянно пользуюсь (вроде генераторов имен, карт и так далее).

Покорнейше благодарю за прочтение!

Категории: Статьи



Обновление: 28.10.2019, 17:19 169 просмотров | 2 комментариев | 4 в избранном

Хэштег: #писательство

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

01.07.2020, 22:45 #10905654 Инна Инна

Полезный список. Есть над чем поразмышлять.

12.01.2020, 12:54 #10135419 Лана Колонтаева Лана Колонтаева

писатель из меня пока никудышный. Поэтому вашим списком мелочей воспользуюсь. Спасибо.

Обсуждения на сайте20