В творчестве Александра Грина присутствуют рассказы, где важную роль играют автомобили. И эта роль никак не благостна - зачастую популярные средства передвижения выполняют у писателя страшные и мистические функции.
1. ЧЁРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Остановимся поначалу на миниатюре "Чёрный автомобиль", написанной в 1917 году. Некий старик Акакий Косоворотов (бывший гусар) в годы мировой войны и революции страдает от тотального дефицита продуктов. Разочарование в людском обществе подтолкнуло его отдавать всю свою любовь кошкам. Теперь в его четырёх комнатах обитает целая орда кошек, так же страдающая от недоедания, как и их хозяин. По доносу дворника полиция проводит обыск в квартире Косоворотова, в результате чего армия голодных кошек разбегается по городу.
Далее происходит форменная "булгаковщина". Косоворотов начинает мстить. В городе появляется загадочный чёрный автомобиль. За рулём "шофёр небольшого роста в толстых перчатках, скрывающих его руки... Круглые дымчатые очки закрывали верхнюю половину его физиономии..." Им оказывается рослый сибирский кот, любимец Косоворотова. Сам Косоворотов в длинном чёрном плаще, вооружённый винтовкой, палит в людей. Он убивает милиционера, но другой страж порядка умудряется попасть новоявленному мстителю в голову. Дальнейшее не поддаётся объяснению. Остановив автомобиль, кот вскакивает на лежащий труп и сжирает сердце Косоворотова. Далее, завернувшись в плащ хозяина, кот, подобно человеку, уходит в глубину пустынной улицы, залитой лунным светом.
2. СЕРЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Одной из вершин творчества Грина является его сложный, загадочный и мистический рассказ "Серый автомобиль", написанный в 1923 году. Смысл его довольно запутан.
Главный герой Эбенезер Сидней тоже переживает далеко не лучшие дни. Подобно Косоворотову он разочарован в человечестве, ищет в глазах близкого человека хотя бы "тень приветливости".
"Как все я жил окружённый ложью, и ложь утомила меня".
Грин очень точно показывает как меняется окружающая жизнь. Она становится механистической, слишком технической, ненастоящей, кукольной - люди схожи с ожившими манекенами. Постепенно уходят из человеческого общества любовь, сострадание, тёплые дружеские отношения. Большую роль играют деньги (сцена игры в карты между профессиональным игроком Гриньо и главным героем просто великолепна по напряжению и по передаче деталей).
Но более всего пугают главного героя автомобили. Они кажутся самостоятельными живыми существами.
Переходя улицу герой видит "дрожащий, усиливающийся свет", "белые слепые фонари" глаз автомобиля с невозмутимым водителем в больших очках, с чёрными фигурами таиинственных людей на "седалищах" в "продолговатых ямах". Такой же автомобиль с номером СС - 77-7 фигурирует в кинематографе, во время сеанса.
Вместо настоящей поэзии модным становится футуризм. Подлинное изобразительное искусство уходит прочь, оно замещается кубизмом.
Грин рассматривает это направление, как одно из проявлений механистичности жизни. Это искусство для автомобилей, а не для людей. Автомобили становятся живыми существами и потребителями данного рода творчества.
…"Таким образом, отдаленно – человекоподобное смешение треугольников с квадратами или полукругами, украшенное одним глазом, над чем простаки ломают голову, а некоторые даже прищуриваются, есть, надо полагать, зрительное впечатление Машины от Человека. Она уподобляет себе все. Идеалом изящества в ее сознании должен быть треугольник, квадрат и круг.
– Черт возьми! – вскричал Гопкинс. – Не думаете же вы, что автомобиль обладает сознанием, душой?!
– Да, обладает, – сказал я. – В той мере, в какой мы наделяем его этой частью нашего существа".
Эбенезер Сидней пытается найти спасение в любви. Он переживает подлинную страсть к "роковой женщине" Корриде Эль -Бассо. Но даже рядом с гордой, суховато - надменной красавицей, более схожей с куклой, Эбенезер сникает, делается молчаливым и стеснительным. Чтобы хоть как-то заинтересовать Корриду, он придумывает историю о некоем своём изобретении, которое вот - вот осуществит.
"Когда наступит момент, изобретение – или вернее, то о чем она думает, как об изобретении – встретит ее всем блеском и обдуманностью крайней, болезненной, всеохватывающей решимости... Тогда я узнаю истинную природу женщины Корриды Эль-Бассо, которую полюбил. Я увижу, есть ли другой оттенок в ее лице цвета желтого мела. Я услышу, как звучит ее голос, говоря «ты». И я почувствую силу ее руки, – ту особенную женскую силу, которая, переходя теплом и молчанием в наши руки, так электрически замедляет дыхание".
Но вскоре Сидней убеждается, что Коррида из тех леди, что обращает "с окон модных магазинов улыбку своих восковых лиц".
Случайный крупный выигрыш Сиднея в карты радует Корриду, как и рассказ о совершённом изобретении.Далее начинается самая непонятная и сложная часть рассказа. Герой заманивает Корриду на верховую прогулку в ущелье Калло. Здесь, во время сложного объяснения, он обвиняет Корриду в том, что она не живой человек, а только лишь манекен, сбежавший из магазина.
"Карты открыты... Воск капает с прекрасного лица вашего. Оно растопилось. Стоило гневу и страху отразиться в нем, как воск вспомнил прежнюю свою жизнь в цветах".
Происходит борьба с куклой - манекеном, в результате которой Сидней ранен в голову Корридой, у которой оказался с собой револьвер...
А когда раненый Сидней с трудом выбрался с ущелья на дорогу, его начинает преследовать серый автомобиль. Не совсем понятно - или это сторонники Корриды из её мира, или быть может это галлюцинация раненого героя. Грин допускает оба варианта развития событий.
Конечно, в рассказе чувствуется влияние великого немецкого романтика Гофмана.
Интерес к рассказу проявили и кинематографисты, сняв отличную картину "Господин оформитель". Музыку к фильму написал Сергей Курёхин.
Категории: Анонсы
Обновление: 03.04.2020, 18:56 805 просмотров | 4 комментариев | 1 в избранном
Хэштег: #тайны_творчества
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения на сайте20
-
2043 / 44 04:51 Янина Веселова
Невеста Полоза, или Счастье под Новый год
-
765 / 1 04:42 Юлия Фирсанова
Кира и К: радуга на запястье
-
293 / 8 04:41 Варвара Метель
13 шагов до завтра
-
357 / 4 04:40 Валери Лакруа
Зачарованный принц
-
2177 / 22 04:40 Эль Бланк
Квант и Каолина
-
534 / 28 04:39 Таша Алферьева
Невеста по обману
-
213 / 8 04:32 Ася Чез
Навья царевна
-
621 / 11 04:31 Халимендис Тори
Трудовые будни его котейшества
-
204 / 5 04:28 Вера Садовая
Вероника. Изменить сюжет
-
718 / 90 04:23 Александра Шервинская
Семейка для отличницы
-
499 / 44 04:21 Гончарова Галина Дмитриевна
Е.Н. Отт и Ехидна
-
15324 / 73 04:13 Кьяза
Последняя чашка кофе
-
221 / 20 04:00 Ольга Консуэло
Нежная барышня и победитель последнего Рагнарёка
-
2732 / 63 03:55 Мария Морозова
Связанные целью
-
386 / 3 03:54 Астрадени Джейн
Звёздная Тарантелла
-
528 / 8 03:46 Александра Лекомцева
На одном из пяти островов...
-
278 / 4 03:45 Влада Николаевна
Роковая ошибка капитана
-
4279 / 59 03:43 Таша Алферьева
Нежданный гость
-
888 / 161 03:37 михайловна надежда
(Не)Решенное уравнение
-
124 / 11 03:32 Екатерина Боброва
Совенок. Вода и пламя. Шестая часть
Сегодня День Рождения!8
-
Лада Хрустальная
В оффлайне
-
Арина Семёнова
Автор авантюрных романов и прозы.
В оффлайне
-
Маргарита Родионова
Я вообще не человек, а какой-то небольшой динозаврик
В оффлайне
-
Ирис Мэй
В оффлайне
-
Энн Костэ
печатает... печатает... печатает...
В оффлайне
-
fire_fly
В оффлайне
-
Ксения Саб
Любовь - это другое.
В оффлайне
-
Анастасия Разумовская
Верю в себя и в магию
В оффлайне
- Хиты продаж 9
-
Звёздная Тарантелла. Астрадени Джейн
88 руб 26 руб
-
Леди Неудача. Кароль Елена / Эль Санна
119 руб
-
Роковая ошибка капитана. Влада Николаевна
50 руб
-
Адвокат по магическим делам. Анна Орлова
-
Королева Теней. Сезон четвертый: Между Вороном и Ястребом. Арнаутова Дана
-
Баба Зина смерть с лентяйкой. Елена Александрова
65 руб
-
Гувернантка в драконьем поместье. Аманда Франкон
99 руб
-
Антийские кружева. Эльга С.
159 руб
-
Проклятье княжества Райохан, или Чужая невеста. Ируна Белик
96 руб
Загружаются комментарии...