Дневник НаНоРайМо-2020. Тишина в эфире

23.10.2020, 22:56 Автор: Эра Эльто

Предисловие. 30 сентября 2020 года

До «НаНоРайМо» остался один день, а у меня еще конь не валялся - в смысле, идеи оббитой нет - это классика жанра, это про Настю. Так я писала «Комплекс крови» на своем втором (и первом удачном) марафоне. Тогда у меня было примерно следующее: «Хочу роман про вампира-маньяка». И села я первого октября за чистый лист, совершенно не понимая, что писать. Захватывающее, скажу я вам, ощущение. Тем не менее, роман вышел отличный, люблю его до сих пор, хотя было это, о боги, в далеком 2018 году. Сейчас у меня тоже не было ни намека на идею. Зато были наброски, целая глава с хвостиком. Хвостик я выкинула, а главу оставила, чуть подкорректировав. Ее я, разумеется, в подсчет пятидесяти тысяч слов включать не буду, а то нечестно. Короче, народ из команды Клуба писателей-практиков меня слегка поднапряг, и я на волне всеобщего волнения «о боги, не знаю, что писать, что делать, уже последний день сентября, а я не знаю, что буду писать!!!» сначала под шумок оббила идею, а потом и написала аннотацию. Собственно, именно поэтому начинаю вести дневник проекта за день до нужной даты.

Аннотацией похвастаюсь! Потому что я молодец.

«Берет усердием, а не талантом», говорят критики о книгах Альберты Пэйдж. Она не добилась ни читательской любви, ни внушительных гонораров. Неудивительно, что отчаявшаяся Альберта хватается за предложение таинственного незнакомца написать новую историю. Первый тираж романа "Рождение Юноны" раскупают за несколько дней, книга мгновенно оказывается в списке бестселлеров. Альберта получила обещанные деньги и славу. А честолюбивая радиоведущая Китти Свонсон, взявшая у писательницы первое интервью, получила телефонный звонок - и оказалась в полном жутких загадок лабиринте, выбраться из которого не так-то просто.

Роман называется «Тишина в эфире». Что/кто там будет?

1. Рэй, также известный как коп-псих, который полюбился многим с «Ее высочества в бегах» и «Тонкого огреха холста».

2. Алисия Кантер, о которой мы так много говорили, но в сюжетах напрямую она не участвовала.

3. Виттория Лейб. Это тот период, когда они с Рэем еще вместе, прикиньте, древность?

4. Лоуренс Уайт, на тот случай, если вам будет недоставать безумия.

5. Один псих. В смысле, второй псих (если считать Рэя), но прям очень-очень псих.

6. Очень странная история о прошлом, которая не менее странно вывернется в настоящее.

7. Трупы. Куда же мы без трупов.

8. Бедная Китти, которой придется все это расхлебывать, пусть и в компании полицейских.

Также хочу сказать, что в этом году я немного изменю режим выкладки - по крайней мере, на первых порах. Я буду выкладывать часто, но небольшими кусками. Посмотрим, как это сработает. И - да. Совсем скоро я эту выкладку начну! Держите руку на пульсе.

День 1. 1 октября 2020 года

Результат на 1 октября 2020 года: 4 743 слова, две завершенных главы.

Работа в два подхода, утром и вечером, творит чудеса. Ну, и вынужденный карантин тоже. Он продлится до шестого числа (шестого возвращаюсь от работы), так что от этого времени нужно брать все. Притомилась, конечно, с непривычки. В последнее время я работала не так уж чтобы активно, и это не могло не сказаться. Зато результатом я довольна. Вырисовывается главная героиня, а Алисия и Рэй уже встретились и поругались, как и планировалось. О, начало рукописи. Сколько всего в этих словах! Персонажи все еще не выеживаются и в большинстве своем сидят тихо и смирно. «В большинстве своем» - ключевой момент. Еще не пришел Лоуренс, и еще не началось основное веселье. Радует, что я более-менее представляю, что будет дальше. А то, что то, что я представляю, скорее всего, не будет реализовано, потому что персонажи, как всегда, придумают свое, радует еще больше. Улыбаемся и пашем.



День 2. 2 октября 2020 года

Результат на 2 октября 2020 года: 2 838 слов. Итого написано 7 581 слово, и осталось всего лишь 42419 слов. Право, сударь, сущие пустяки.

В пятницу я записываю видео на субботу и выкладываю материалы «Хроник» в социальные сети, так что утренний сеанс письма вышел немного скомканным. Впрочем, свои 1 300 утром я написала как штык. А вечером дополнила. В этом году глаза начали сохнуть и поднимать бунт раньше прежнего, а капли, как выяснилось, просрочены, но работе это не помешало. Возможно, и капли не понадобится - промыла глаза холодной водой несколько раз, и вроде бы помогло. Грешу на кондиционер, но жара пока что спадать не думает, и мозг без кондиционера начинает плавиться. И персонажи добавляют. Один трезвый (!) Лоуренс чего стоит. Очень странное чувство - писать персонажей в прошлом уже после того, как ты писал их в более поздних эпохах. И, если с Рэем я странных ощущений почти не испытываю, то с Лоуренсом - очень даже. Прямо диссонанс, два разных героя. Впрочем… в каком-то смысле этих слов так оно и есть. Что до Алисии Кантер, главу которой я писала вчера… пока что мы не очень хорошо с ней контачим. Наверное, припоминает мне описанные в «Ее высочестве в бегах» события. С другой стороны, как она должна была вести себя в описанной вчера ситуации? По-моему, именно так. Короче, теряюсь в догадках, размышляя над вопросом «что она нашла в Рэе». Видимо, именно это и нашла, хе-хе.

А еще есть у меня кусок «Рождения Юноны». В смысле, когда я его писала, он не был куском «Рождения Юноны», потому что романа такого не было, но теперь вот в него превратился. И посетила меня сегодня жуткая мысль: включать куски из «Рождения Юноны» в роман. С одной стороны, мысль хорошая, дельная. Будет круто. С другой стороны, «Тишина в эфире», и без того обещающая быть трешовой весьма, наполнится жутким трешем. По ощущениям это будет похоже на историю Тристана до обращения (см. «Комплекс крови»). Там было всего два-три отрывка, но они сожрали мой мозг. Зато понравились читателю и вообще задали второй части книги отличный (трешовый) тон.
Смешно. Пишу это в таком тоне, что типа еще думаю, включать куски из «Рождения Юноны» или нет. А на самом деле уже все решила. Точнее, «Рождение Юноны» все решило за меня. Как всегда, ничего необычного.



День 3. 3 октября 2020 года

Результат на 3 октября 2020 года: 3 326 слов. Итого написано 10 907 слов, и до конца марафона осталось 39 093 слова. Первую десяточку я размочила, так что заслужила торжественный чин-чин.

Уже в который раз убеждаюсь, что мы часто недооцениваем свою работоспособность. Мозг думает: о боже, написать больше двух тысяч слов за день? Невозможно! Это же нужно сидеть пять часов! А фишка в чем? А фишка в том, что когда садишься и реально начинаешь работать, все выглядит совсем иначе. Ты пишешь не только две тысячи слов, но и три тысяч слов. При хорошем раскладе, конечно. Но две тысячи слов можно одолеть, если соблюдать регулярность. И владеть методом слепой десятипальцевой печати. Надеюсь, вы владеете им? Если нет, то в «НаНоРайМо» лучше не соваться, и я говорю на полном серьезе. Ну, разве что если вы не хотите сидеть за романом каждый день по пять часов. Я вот такого обычно себе позволить не могу. Внезапно свалившийся на меня карантин - исключение из правил.

Очень довольна своим темпом. Можно сказать, что я начала с правой ноги и очень уверенно. Все же писать по две главы в день - это не просто так. По ощущениям идет довольно легко. Если не считать сегодняшней главы, одной из них, в которой начался реальный треш. Пользуясь случаем, напоминаю: активная выкладка уже идет, я выкладываю каждый день по небольшим кусочкам. Welcome.



День 4. 4 октября 2020 года

Результат на 4 октября 2020 года: 4 345 слов. Итого написано 15 252 слов, а до конца марафона осталось 34 748 слов.

О это приятное чувство, когда в голове понемногу складывается сюжет. А трупы вежливо расставляются на свои места и не мешаются под ногами (почти). Также наконец-то появилась философия одного из ключевых персонажей, которая до сегодняшнего дня для меня была темным лесом. И я слегка охренела, когда увидела, что написала целых восемь глав, а на календаре только четвертое число. Я здорово перегнала график и имею все шансы завершить роман в срок. На этом у меня все, полный вперьод.

День 5. 5 октября 2020 года

Результат на 5 октября 2020 года: 2 835 слов. Итого с начала марафона написано 18 087 слов. И осталось каких-то 31 913 слов.

День сегодня вышел разгрузочный. В основном, потому, что завтра я возвращаюсь на работу и лягу рано. Следовательно, вечером писать не планирую. Следовательно, нужно было сделать утром сверх нормы и еще чуть-чуть сверх нормы, что я и сделала. Хотя меня все равно преследует легкое ощущение, что я тягала мешки с песком. Первые четыре главы были вводными, а с пятой уровень треша и безумия начал понемногу возрастать. И теперь он потихоньку, но неустанно и без остановок карабкается вверх. Предвкушаю дальнейшую работу и одновременно боюсь предвкушать, но выбора особого у меня нет.

А теперь - чуть-чуть статистических данных и истории. Любопытно же сравнить.

Год 2018, на «НаНоРайМо» я писала «Комплекс крови». Пятого октября было готово 17 136 слов. В этот день я гадала, кто же убил доктора Родмана (и еще не знала, что узнаю нескоро) и сокрушалась по поводу того, что зря хвалила Ларри.

Год 2019, на «НаНоРайМо» я писала «Ее высочество в бегах». Пятого октября было готово 14 202 слова. Точнее, шестого, потому что пятый день я успешно проболела, и нет ни текста, и записи в дневнике. «Вы помните темного эльфа из главы Линды?», спросила Настя у читателей. Кто немного в курсе истории романа, Рэй должен был оказаться эпизодическим персонажем и просто пройти мимо, а в итоге оказался одним из главных героев. Словом, весело было.

Год 2020, на «НаНоРайМо» я пишу «Тишину в эфире». Пятого октября готово 18 087 слов. Чуете разницу, да?

Спасибо дневникам проекта. В такие моменты убеждаюсь в том, что их нужно вести регулярно и кропотливо!

День 6. 6 октября 2020 года

Результат на 6 октября 2020 года: 2 054 слова. Итого с момента начала марафона написано 20 141 слово. И осталось 29 859.

1. Эта глава входит в мой личный ТОП-5, озаглавленный «Самые Адские Главы, Когда-Либо Мной Написанные».

2. Но я ее дописала, и я собой горжусь.

3. Я размочила вторую десятку.

На этом мой мозг, вытекший через уши, сообщает, что запись следует завершить. Завтра новый день.

День 9. 9 октября 2020 года

Результат на 9 октября 2020 года: 6 167 слов. Всего с момента начала марафона написано 26 308 слов. И осталось 23 692.

Экватор успешно пройден, с чем себя и поздравляю. Также я поставила свой маленький рекорд по количеству написанных за день слов в рамках этого «НаНоРайМо». Интрига раскручивается вовсю, все персонажи ожили и принялись творить дурь. А Лоуренс, для которого дурь - стиль жизни, решил для разнообразия перестать творить дурь и обзавестись подружкой. Что же, это в каком-то смысле этих слов было ожидаемо. В конце-то концов, что Лоуренс, не человек, что ли? В смысле, он не человек, но вы поняли. Нужна же ему подружка? Нужна. Даже если автор думает иначе. Но какое персонажам дело до того, что думает автор? Когда это их волновало? Верно, никогда.

Был у меня момент, когда я не чувствовала историю. И работать было тяжеловато. Но если пишешь каждый день, в голове рано или поздно раздается тихий щелчок, ставящий все на свои места. Вот так и в этой истории все встало на свои места. И очень даже хорошо сложилось в цельную картину. Дело за малым - раскрутить все так, чтобы читателю было интересно. И чтобы он раньше времени не понял, что к чему. В «Тонком огрехе холста» у меня это получилось. Хочется верить, что получится и на этот раз.

День 10. 10 октября 2020 года

Результат на 10 октября 2020 года: 2 793 слова. Итого с момента начала марафона написано 29 101 слово. И осталось 20 899 слов.

Еще совсем немного до третьей десяточки, йаууу!

Ну что же. По ощущениям - очень примерным, конечно, потому что такое я никогда не планирую - готово около половины книги. И написанным я очень довольна, несмотря на высокий темп. У меня есть все шансы дописать историю (не только 50 000 слов) до 31 октября и порадовать читателя готовым романом, пусть и только черновиком. Уже много раз отмечала, что именно высокий темп позволяет раздвинуть какие-то границы в голове и перейти на новую ступень творческого развития. Это произошло во время работы над «Комплексом крови», во время работы над «Ее высочеством в бегах». И отчасти во время работы над «Тонким огрехом холста», хотя его я писала не на «НаНоРайМо» - просто так сошлись карты, что произведение стало для меня знаковым. «Тишина в эфире» - история совершенно особая. Пожалуй, это первая действительно жуткая вещь, написанная мной в рамках «Хроник Темной Змеи» (хотя и о произведениях досоавторского периода можно сказать то же самое - «Ночь, когда она умерла» со своей подавляющей атмосферой даже близко не подходила к тому, что я пишу сейчас). Это очень странное ощущение, когда вы садитесь за какую-то главу и думаете, что вам по-настоящему страшно ее писать. Изменились и мои отношения с персонажами. Я начала чувствовать их глубже, да и сами персонажи стали другими.

Последние несколько месяцев (точнее, период между окончанием работы над «Тонким огрехом холста» и первым октября) я провела с мыслями о легком творческом спаде. Не могу сказать, что то был писательский блок, какой-то кризис или что-нибудь в этом духе. Просто такое ощущение, будто что-то у вас внутри поставлено на паузу. С такой паузой можно писать вялотекущее Средневековье, но вот динамичных, полных драмы романов, действие которых происходит в современности, не получится. Плюс я очень беспокоилась за свой темп, который летом значительно снизился (бывали недели, когда я садилась писать только два или три раза, с трудом набирая за семь дней пять тысяч слов). Но, как оно обычно и бывает в начале «НаНоРайМо», откуда-то появляются силы - и все закручивается само собой. Внутренняя пауза снимается. И - вперьоооод. Правда, иногда становится жутковато при мысли о том, куда это «вперьоооод» тебя унесет. Но это, что называется, издержки профессии.

Распланировала немножечко следующих глав. Не знаю, что и сказать. То ли позавидовать читателю, потому что его ждет много интересного, то ли пожалеть бедных персонажей, которым придется все это пережить (спойлер - трупы не закончились), то ли посочувствовать бедненькой себе, которой придется все это писать.

День 17. 17 октября 2020 года

Результат на 17 октября 2020 года: 3 182 слова. Итого с момента начала марафона написано 33 615 слов. И осталось 16 385 слов. Между делом размочила третью десяточку.

Да, конечно, переезд посреди «НаНоРайМо» - это еще тот квест с бродилками и приключениями всех мастей. Можно сказать, что я не писала четыре дня. Точнее, три, а на четвертый день безуспешно пыталась въехать: что там у меня в рукописи, какой век, какой год, на каком я вообще свете, что происходит? Мощная работа на первой неделе «НаНоРайМо» спасла в очередной раз. Итого на сегодняшний день готово четырнадцать глав и начата пятнадцатая. Также я проработала в интеллект-карте одну из ключевых линий интриги, и многое встало на свои места. По большому счету, отдых от рукописи (точнее, переключение, так как отдыхом я прошедшие четыре дня могу назвать с бооооольшой натяжкой) пошел мне на пользу. По крайней мере, нет ощущения нагнетания треша от глав Юноны, которое было на второй неделе марафона. А между тем… время летит. И до конца дистанции осталось каких-то четырнадцать дней!

День 18. 18 октября 2020 года

Результат на 18 октября 2020 года: 1 214 слова. Итого с момента начала марафона написано 34 829 слов. И осталось 15 171 слово.

В дневниках проекта есть свои плюсы и минусы. Очевидный плюс заключается в том, что в процессе написания очередной заметки можно обдумать и проанализировать всякое разное, связанное с творческим процессом. Не такой уж чтобы очевидный, но минус заключается в том, что вас так и тянет заглянуть в дневники проекта годичной, двухгодичной и так далее давности и сравнить то, что было тогда, с тем, что есть сейчас. Хорошо, когда сравнение оказывается в вашу пользу, то есть, в пользу текущего проекта. И совсем не хорошо, когда вы наталкиваетесь на фразы вроде «еще три главы до конца рукописи» (какие три главы, мужик, у меня и кульминация еще рядом не валялась!) или «до финальной черты марафона осталась пара тысяч слов» (никакой пары тысяч даже близко нет).

Это я к тому, что дневник проекта - штука полезная, но не стоит ожидать от него моря позитивных эмоций и ослепительных лучей поддержки. Порой он нужен для того, чтобы мы выучили свои уроки и подумали о том, что же делало нас такими продуктивными в прошлом - и почему в этом году мы не настолько продуктивны. В данном конкретном случае я в очередной раз поняла, что длительные перерывы дурно сказываются на темпе работы. Не знаю, как у кого, а у меня все идет лесом, если я не пишу больше двух дней. Да что там. Все начинает идти лесом, когда я пропускаю один день. Поэтому писательская дисциплина - наше все. Конечно, во время переезда я физически не могла писать, потому что событий на единицу времени было слишком много. Что же, Настя, вот тебе урок: не нужно планировать переезды на время «НаНоРайМо»! Шучу, конечно. Не жалею о том, что переезд случился именно в это время. Напротив, есть в этом что-то особенное. Я часто замечала, что напряженные периоды в жизни подстегивают мою продуктивность во всех сферах, в том числе, и в творческой. Так что хочется верить, что я быстро наберу прежние обороты… и совершенно точно зафиналю свои драгоценные 50 000 слов. Но моя цель, как вы помните, не только зафиналить драгоценные 50 000 слов, но и окончательно родить Юнону вплоть до слова «конец». Впереди две недели, так что времени вагон.

День 23. 23 октября 2020 года

Результат на 23 октября 2020 года: 1 627 слов. Итого с момента начала марафона написано 38 394 слова. И осталось 11 606 слов. Потихоньку подбираюсь к последней десятке.

Через год буду перечитывать этот дневник, вспоминать марафон и думать, что в таких экстремальных условиях я не писала никогда. Прошлым летом я на три месяца практически выпала из творческой жизни из-за ремонта и пребывания на временной квартире. В этом году «НаНоРайМо» наложился и на напряженный период на работе, и на переезд, и на связанные с последним многочисленные стрессы. Но прошлым летом я не писала, а сейчас умудряюсь писать. «Умудряюсь» - это самое правильное слово. На прошлой неделе я именно умудрялась писать. Порой доползала до компьютера полумертвая, но все равно выдавала по пятьсот-шестьсот слов. Спасибо этой осени за важные уроки - и 2020-му году в целом. Славно, когда судьба решает понадавать тебе пинков: ты понимаешь, что у тебя, оказывается, есть силы, и ты можешь найти время на все - и даже чуть больше, чем на все.

Не самая оптимистичная запись, конечно, тем более что я всерьез опасаюсь не добежать марафон (хотя с чего бы - впереди еще долгих восемь дней), но я думаю, что правда важнее натянутого оптимизма и фальшивых улыбочек а-ля «мне отлично пишется, все хорошо, на третьей неделе я бегу так же быстро и активно, как и на первой». Открою вам страшный секрет, который, в общем-то, и вовсе не секрет. Это - мой четвертый марафон «НаНоРайМо», и два предыдущих я зафиналила успешно. Хочу сказать вам, что на третьей неделе никто не бежит так же резво, как на первой, особенно если вы в самом начале бодро и активно работали. На третьей неделе вам хочется бросить все и сдохнуть, предварительно распечатав ваш роман и предав его сожжению на кладбище в ночь новолуния. Многие писатели, особенно начинающие, оказываются не готовы к таким эмоциональным горкам и бросают свои начинания в тот момент, когда на горизонте показывается призрак творческой усталости.

В кино и книгах часто романтизируют работу творческого человека. Говорят, что это якобы вечный кайф, вечное вдохновение, вечное счастье и бесконечная радость от того, что вы пребываете в мире своих героев. В реальной жизни все часто - слишком часто - происходит с точностью до наоборот. Вы ноете, ненавидите свой роман, а желание слиться становится непреодолимым. В такие моменты наш характер и наша творческая уверенность в себе проверяются на прочность. И таких моментов, повторюсь, гораздо, гораздо больше, чем вот этих всех романтичных охов и ахов а-ля «обожаю свой роман, тащусь от своих персонажей, я охрененен и гениален». Я очень против романтизации творческих профессий. Люди творческих профессий, как никто другой, знают, что такое адская пахота. Просто мы не говорим об этом с каждым встречным и поперечным, так как часть айсберга, находящаяся под водой, мало кого интересует. Для большинства важно то, что на поверхности. Интересные истории. Захватывающие сюжеты. Персонажи, в которых читатель влюбляется с первого взгляда. Цену, которую за это платят, обычно оставляют за кадром. Просто потому, что это вежливо.

Моменты «я хочу все бросить» - те самые моменты, когда мы переходим на новую ступень развития. Невозможно развиваться, когда вам хорошо. Когда вам хорошо, вы думаете о том, как бы остаться в этом моменте подольше. Для того, чтобы выйти на новый этап, нужен больной пинок. Нужен кризис. Так происходит рост, это закон Вселенной. Роста без кризисов не бывает. А кризисы - это всегда больно и неприятно. Еще и поэтому писательские марафоны с жесткими дедлайнами невероятно важны. Это - наша возможность ввязаться в по-настоящему мощный кризис и сделать мощный рывок.

Категории: Мысли, идеи



Обновление: 23.10.2020, 22:56 192 просмотров | 0 комментариев | 1 в избранном

Хэштег: #ДневникПроекта

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Обсуждения на сайте20