Домовой - славянская мифология

14.11.2019, 11:34 Автор: Гельтищева Юлия

Давным-давно, около восьми лет назад, пыталась я вести сообщество по славянской мифологии, да только не моё это вести сообщества. Оно постепенно умерло, зато остались написанные к нему статьи. Я решила, что не пропадать же им. Вот делюсь первой статьёй, тем более повод есть подходящий – герой появился в моей книге.

***Домовой***


Восточные славяне верили, что в их доме живёт дух умершего предка, родоначальника и покровителя.
Первоначальное название домового неизвестно. Возможно, его называли Род. Именно этот дух считался у славян предком, основателем рода. В книге, датированной 1400 годом, упоминается некий «бес-хороможитель». А само слово «домовой» появилось в XVII веке.
1_1.jpg
В зависимости от места обитания, названия духа варьировались: у русских – домовой, домовой дед, у белорусов – дамавик, хатник, у украинцев – домовик. Называли его и по любимому месту в доме: у русских – голбешник (голбец – перегородка за печью), запечник, у белорусов – подпечник. Поскольку домовой так же считался предком и родоначальником, то иногда к нему обращались так: русские – хозяин, избенной большак, дедушко-браток, хозяйнушко мохнатый, кормилец; белорусы – дамавой хазяин, господарь, самый набольшой, дяденька, браток, дед, свойский; украинцы – хозяин, дiд.
Считается, что домовой может менять обличья, являться к хозяевам дома в виде умершего или отсутствующего родственника. Чаще всего его представляют человеком маленького росточка. Если дом богатый, то он полностью покрыт густой шерстью. У бедной же семьи - лысый. Шерсть у подпечника того же цвета, что и волосы главы семьи – если хозяин дома блондин и шерсть у домового светлая, брюнет – тёмная.
Уши у домового длинные и торчащие, хотя иногда бывает, что одного уха не хватает, в зависимости от региона обитания. А вот когти у него всегда длинные, похожие на звериные.
Одевается кормилец в синий кафтан или красную или белую рубаху и обязательно подпоясывается.
1_2.jpg
В некоторых областях считали, что у домового есть второй облик. И появляется он иногда в виде змей, ласок, жаб. Чаще всего, змей. Исследователи предполагают, что такое поверье пошло от славянского представления о воплощении душ предков в некоторых животных. А поскольку домовой считался духом предка, то вполне мог обращаться в животное. Хотя змеи и ласки так же были самостоятельными покровителями дома.
Характер домового различался в зависимости от места обитания. Например, северорусские народы представляли его добрым, строгим, справедливым, а в восточных областях Украины дiд был капризным и опасным для людей соседом.
В обязанности домового входило смотреть за домом, хлевом, конюшнями. Он помогал поддерживать огонь, убирать, дом, кормить скотину. Нерадивым же хозяевам домовой вредил и помогал запускать хозяйство.
Прежде, чем покупать новую скотину, глава дома спрашивал домового - какую масть тот хочет. Для этого шли ночью в хлев и прикрывались бороной, потому что именно через борону можно увидеть домового. Но смотреть надо было одному, иначе кормилец мог рассердиться.
Ночью в хлев приходил домовой кормить скотину. Тогда смотрели какого цвета волосы у него, такой масти покупали животное. Только что купленную лошадь или корову ставили под среднюю балку хлева и говорили «Хозяюшко-батюшко, пои и корми мою животинку». Если животное домовому приходилось по душе, он ухаживал за ним, если нет – то начинал мучить. Тогда хозяевам приходилось продавать и подбирать другое.
«У деда вот конь был белый. А домовой уж коли скотину полюбит, так все ей сделает, а если не полюбит, так изведет. Так вот, конь-то был белый. Бывало, придет дед в конюшню, а у коня сено положено. «Батя, ты клал?» — «Не не я». А другой раз и коса у коня заплетена. Спрятался дед, смотрит: человек-тоБ будто высокий такой, подошел к коню да и сена ему наложил и косу заплел. Вот дед пошел домой и сказал, что домовой сено кладет»(2)
Не любил домовой, когда в семье ругаются, обижают друг друга, безобразничают, врут, неприлично выражаются. Он мог рассердиться и начать шуметь по ночам, кидаться посудой, сгонять кошек с печи, сбрасывать одеяло с человека.
Не одобрял домовой и дел, совершаемых не вовремя. Если работают или кормят ребёнка ночью, ложатся спать без ужина. За это мог жестоко покарать. Если кто-то из детей безобразничал, родители обещали рассказать обо всех проделках домовому, чтобы тот научил чадо как правильно жить.
Обычно домовой не виден, но перед большими событиями может появляться. Например, перед смертью человека появляется в образе хозяина дома, если умрёт сам хозяин – то появляется в его шапке. Когда несчастье близко, домовой плачет, стонет, воет по ночам, хлопает дверьми и оставляет синяки на теле человека. Перед хорошими событиями он пляшет в клети или сенях. Но чаще ночью домовой забирается за грудь человека и начинает давить. Тогда надо спросить его «К худу или добру?». Тот отвечает на вопрос и уходит. Иногда он дотрагивается до человека. Если трогает мохнатой рукой, это к хорошим событиям, голой – к плохим.
«Построил один наш мужичок зимовье. Скот там пасти. Скотину перегнал. А перед тем попросился у домового: «Хозяин-хозяин, пусти меня к себе и скотинку мою жалуй». На ночь каши наварил полный горшок, сам не тронул, а на шесток домовому поставил. Ну вот. Загнал во дворы скотину, стал жить, пасти.
И как-то раз дождь был. Он промок весь, к вечеру загнал скот во дворы, пошел, согрелся и уснул. Спит, вдруг кто-то его за плечо встряхнул: «Хозяин-хозяин! А быки-то твои изгородь разбили, ушли вверх по пади!» Выбежал – правда, дворы пусты. Он – на коня и вверх по оврагу! Уже в вершине их догнал, заворотил.
Потом снова спит, слышит: « Хозяин, у тебя зимовье-то горит!» Проснулся – вот беда, огнем всё занялось! Он говорит: «Дедушка домовой, помогал бы мне тушить-то». И сразу дело лучше пошло, затушил скоро, ничего как-то не погорело». (2)
Любимые места домового: за и под печью, за печной трубой, у порога, на чердаке, в подполе. Часто посещает хлев и конюшню. Иногда возится в мусорной куче, реже заглядывает в баню. В дневное время суток отсиживается в одном и своих любимых мест.
1_4.gif
В зависимости от места обитания домового, различалась и его семейная жизнь. Где-то домовой был одинок, в другом месте считали, что у него жена домовиха (реже кикимора), в третьем, что семья домового в точности копирует семью в доме – и свадьбу они вместе играют, и дети одинакового пола рождаются.
Как и любого духа домового надо задабривать, делать ему подношения, кормить. Существовали и специальные ритуалы. Например, выходили перед ужином во двор и приглашали кормильца на трапезу, а после неё оставляли немного еды на столе. По праздникам еду относили на чердак. А когда просили у домового прощения, то заворачивали краюху хлеба с солью в тряпицу, выходили во двор, просили простить и оставляли узелок около ворот. Иногда в дар приносили монеты, овечью шерсть, лоскутки. Подарки клали в сенях, в хлеву или на перекрёстке.
При смене жилища домового просили уехать вместе с семьёй. Для этого открывали ворота или лаз из подполья и говорили: «Хозяин домовой, пойдём со мной в новый дом», и после этого лапоть с ним всю дорогу до нового дома тащили за верёвочку. Восточные славяне верили, что если забыть перевезти домового, то он начнёт изводить нового хозяина, да и новый дом без него придёт в упадок.
1_3.jpg
Если дом сгорал, то для домового строили временное жилище, рядом с которым клали ломоть хлеба и просили хозяина временно пожить здесь.
С соседями домовой живёт мирно, пока они не замышляют что-то плохое против хозяев или его имущества.

Использованные материалы:
1. В.В. Адамчик «Словарь славянской мифологии»
2. Е.Е. Левкиевская «Мифы и легенды восточных славян»
3. К. Королёв «Энциклопедия сверхъестественных существ»

Использованные изображения взяты в яндексе

***


Приглашаю прочитать мою историю, где тоже появляется домовой.
«Наследство с подвохом»: https://prodaman.ru/Geltishheva/books/Nasledstvo-s-podvoxom
Жанр приключенческое городское фэнтези
Статус: в процессе.

******


Вопрос: делать блоги с остальными статьями? На книгу они не тянут - это компиляция информации из выпущенных книг и статей.

Категории: Разное



Обновление: 14.11.2019, 11:34 539 просмотров | 3 комментариев | 0 в избранном

Хэштег: #мифология

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

14.11.2019, 21:42 #9858013 Ковальчук Юлия Ковальчук Юлия

   Гельтищева Юлия:
   Спасибо за предложение, но меня на свою-то группу едва хватает. А писать по две разные статьи - это уже многовато.
Понимаю

14.11.2019, 21:35 #9857988 Гельтищева Юлия Гельтищева Юлия

Спасибо за предложение, но меня на свою-то группу едва хватает. А писать по две разные статьи - это уже многовато.

   Ковальчук Юлия:
   Мне очень нравиться тем славянского фольклора. Юлия, я бы хотела предложить вам вести рубрику в группе Созвездия авторов https://vk.com/sozvezdieavtorov именно на эту тему

14.11.2019, 21:07 #9857778 Ковальчук Юлия Ковальчук Юлия

Мне очень нравиться тем славянского фольклора. Юлия, я бы хотела предложить вам вести рубрику в группе Созвездия авторов https://vk.com/sozvezdieavtorov именно на эту тему

Обсуждения в избранном у автора1

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20