Тренировка в холодном ночном лесу

22.09.2019, 09:55 Автор: Гельтищева Юлия

Удобно, когда в запасе не только воображение, но и личный опыт. Вот и пятницу писала ночные сборы героев, а перед глазами мелькали воспоминания о тренировочных спасработах. Как мы, начинающие туристы, бегали в ночи по холодному снежному лесу и тренировались спасать пострадавших.

Дело было во время учёбы в школе Базовой Туристической Подготовки (БТП), то бишь, готовились к походам 1 и 2 категории сложности. По вечерам в среду мы слушали теорию, в выходные тренировались в «полях». Иногда были общие занятия. Например, проведение спасательных работ – одновременно для людей первого и второго года обучения.

Итак, время действия: конец марта, ночь с субботы на воскресенье. Место действия: Полушкинские карьеры и лес.

Наша инструктор Алёна считала, что нечего дню зря пропадать. Мы были одни из немногих, кто приехал заранее и целый день ползал по склонам и утаптывал снег. Март почти закончился, но снег ещё держался, что радовало. Изваляться в грязи без возможности сразу закинуть вещи в стиралку не слишком приятно.

Подъёмы, спуски, вязание станций и подъём «лёгких пострадавших» мы закончили к заходу солнца.

...Штурман изображает лёгкого пострадавшего, ребята его поднимают.

...Теперь "легко пострадала" медик - руки специально заведены за спину, чтобы не помогать себе.

Выбрали на большой поляне уголок для нашего лагеря. Поляна была условно большой – деревья как колонны делили её на кусочки.

Поужинали. Забрались в палатки, чтобы если не поспать, то хотя бы полежать в ожидании ночного развлечения – тренировочных спасработ. Не успели мы разместиться, как подошёл организатор и забрал нашего инструктора. Алёна пожелала удачи и исчезла в темноте.

Я только-только задремала, когда возле палатки раздался отчаянный крик. «Ребята! Ребята! Лю-ю-юди!! Помогите!!!» - надрывался мужчина. Из соседней палатки вылез кто-то из ребят, спросил в чём дело, а в моей, молча, начали сборы. Одеться. Фонарик на лоб. Влезть в систему, завязать узлы, закрепить карабины. В рюкзак спальник, коврик, термоса с чаем, аптечки, верёвки и прочие нужные вещи для спасения в полевых условиях.

Мужчина, запинаясь, объяснил, что они с товарищами полезли на хребет. Один рухнул, валяется без сознания, второй повис. Он сумел освободиться и побежал за помощью. Направление помнил смутно. Сказал куда-то туда. Просил помочь, а сам побежал на поиски спасателей (в данном случае ребят второго года обучения).

Мы застегнули палатки, надели рюкзаки и цепочкой пошли по снежному лесу на поиски карты. Плохо помню, как мы нашли то место. Я в тот момент чувствовала, что ничего не понимаю и не знаю, и брела следом за командой. Штурман вывел к нужному месту, взял нашу копию карты, где был отмечен нужный кусок карьера, и повёл к нему.

Из тихого леса мы неожиданно попали на край оживлённого склона. Наверху в системах грушами висели инструктора и изображали неадекватных туристов. Внизу суетились группы, решая как помогать.

Мы спустились вниз, нашли судью. Тот показал нашу парочку пострадавших, объяснил техзадание: склон камнеопасный. От нас требуется оттащить одного, со вторым помогут «старшие». Наш пострадавший тихо лежал снизу и не отсвечивал. От него вверх, ко второму пострадавшему, уходила туго натянутая верёвка. Вторым директор* БПТ Виталий, и он висел примерно в трёх метрах над нами и развлекался.

Меня поставили караулить склон. Задача несложная. Делаешь вид, что смотришь, и время от времени для порядка кричишь «камень».

Остальные тем временем думали, как оттащить тело. Туго натянутая верёвка не давала этого сделать. Отсутствие практики и навыков тормозили процесс. В какой-то момент штурман не выдержал и сказал «Давайте перережем верёвку. У кого есть нож?»

Нож был у меня, в то время на выездах я всегда носила его на поясе. Мы со штурманом подошли к верёвке, намереваясь её перерезать. Сверху раздалось грозное «Стой!!» и Виталий более тихо, но не менее грозно спросил «Ты чего собрался сделать?» Штурман объяснил.

«Убирай нож, сейчас верёвка ослабнет, я покажу, к чему это привело». Виталий действительно ослабил верёвку, мы смогли её отвязать. Потом директор спустился по склону и сел рядом с тяжело пострадавшим.

«Молодцы», - сказал он нам. – «Мы висели на одной верёвке. Вы обрезали, и я упал».

Позднее Виталий описывал это так: «Вишу я, значит, и вдруг вижу в свете фонаря блеснуло лезвие. Внутри аж похолодело всё».

Подозвали судью, уточнили у него о травмах. Виталий «при падении» повредил руку и ногу. И вместо одного нижнего, нам пришлось оттаскивать с камнеопасного склона двух. Если молодой парень вёл себя тихо и не отсвечивал, то Виталий всячески препятствовал этому.

Мы устроили пострадавших на пятачке между группами. Не помню, в какой последовательности осматривали и бинтовали их. Помню, как пришли старшие, быстро въехали в ситуацию. Помогли спеленать парня, а перед этим предложили ему чаю «вне игры» - он уже долго лежал на снегу, а ночь холодная.

Помню, как виталикова группа, занимаясь своими пострадавшими, чуть не затоптала своего инструктора. Ему приходилось уклоняться и отмахиваться ледорубом.

Мы подготовили своих пострадавших. Четверо или шестеро несли «кокон», один помогал лёгкому постраду, остальные, в том числе и я, несли вещи.

Путь к вертолётной площадке пролегал по сложному рельефу – подняться вдоль крутого карьера, спуститься, снова подняться. Дойти до вертикальных стенок, и по ним вниз-вверх, дюльфер, жумар… Почти на всех участках была очередь, слишком много групп, и начали все почти одновременно, с разницей в 10-20 минут. У носильщиков отваливались плечи и руки – стоять с ношей весом килограмм 70 не слишком легко, особенно если по условиям её нужно как можно меньше кантовать. Фонарики норовили погаснуть. Весь путь сохранился в памяти как череда ног, темнота и холод.

Незаметно подкрался рассвет. Вместе с ним вертикальный спуск и подъём. Мы заняли очередь на верёвки и сели ждать. По правилам спускаться по верёвкам (основной и страховочной) может только один человек. При наличии пострадавшего – два, и пострадавший становится особо ценным грузом. Процесс небыстрый, легко околеть, дожидаясь своей очереди.

Когда наша очередь всё же дошла, мы неспешно преодолели препятствия, но всё равно по игре умудрились травмировать пострадов. И я до сих пор восхищаюсь пареньком, который не паниковал даже, когда его тянули вверх, а сопровождающий пытался оградить от неровностей рельефа. Незабываемый аттракцион.

...Моя команда. "Тяжёлый пострад" - человек внутри пенки, связанный верёвкой позади ребят. "Лёгкий" - в белой каске и синей жилетке возле склона.

Остаток пути шёл по лесу, а вертолётная площадка находилась на другом конце базового лагеря. Мы сгрудили пострадавших судьям-вертолётчикам. Помогли размотать кокон и шины – освободили узников. Узнали, что по игре пострадов мы не донесли – травмы были слишком тяжёлые, а мы их усугубили. Махнули на это рукой. Разобрали своё и поплелись в лагерь собирать вещи. Жутко хотелось спать и греться.

До конца сезона в турклубе нас опознавала как группу, которая прибила директора. Впрочем, мы сами вспоминали свои приключения со смехом. И что особенно радует, эти знания так и не пришлось применять на практике.
--------------------
*Каждый год выбирается новый директор школы, зависит от состава инструкторов.