НЕ ПЕЧАТАЙ НА МЕНЯ В ТАКОМ ТОНЕ

27.03.2017, 17:50 Автор: Лина Люче

...или
ВОСЕМЬ СПОСОБОВ НАЖИТЬ ВРАГОВ В СЕТИ

В старинном советском анекдоте про мужика, разгромившего пивной ларек от ярости, он объясняет свое поведение в милиции: «Нет, чтоб написать просто «пива нет», так они же, заразы, ехидно так написали: «ПИВА НЕТ». С тех пор много воды утекло, и теперь в письменной интернет речи можно без шуток отразить весь спектр позитивных и негативных эмоций. Но уместно ли это?

Глядя на то, как некоторые пишут в интернете, возникает ощущение, что эти люди-скобочки и люди-восклицательные знаки бесконечно бьются в истерике, впадая поочередно то в ярость, то в эйфорию.

Общеизвестно, что люди воспринимают информацию по трем каналам: жесты, интонации и слова, причем больше половины смысла передается телодвижениями, почти 40% - интонациями и лишь 7% - словами. В письменной речи, кажется, остаются только слова, но этого мало, потому и создан в интернете целый арсенал инструментов для передачи интонаций, жестов и даже эмоций в чистом виде.

Но все эти инструменты возникли совсем недавно, а культура использования за прогрессом анимации не поспевает. В результате соцсети выглядят такой своеобразной младшей группой детсада: редко обходится без того, чтобы кто-то на кого-то не наорал капсом, не повернулся задом, сняв штанишки для пущей убедительности, не треснул условной кеглей по голове в отместку.

Перенеси мы подобный диалог в реальную жизнь, будет очень странно выглядеть, как степенные мужчины в возрасте хорошо за сорок и почтенные дамы в шляпе (если верить аватарке) со второй фразы переходят на БЕЗУДЕРЖНЫЙ ОР или показывают друг другу голые жопы и средние пальцы, исчерпав все аргументы. В интернете это сейчас вместо нормы.

Но если вышеописанная ситуация - вопрос крайностей, впадая в которые, будем надеяться, люди хотя бы немного отдают себе отчет, то бывают и менее очевидные огрехи этикета письменной сетевой речи. И по ним я хочу сегодня пройтись.

1. КАПСЛОК. Может быть удобен для выделения подзаголовков в тексте. В остальных ситуациях - это сетевой крик. Нет практически ни одного случая, в которой его использование было бы более оправданным, чем повышение голоса в реальной жизни. А это оправдать, согласитесь, трудно, если только вы не упали с моста в реку и не вопите во все горло: «НА ПОМОЩЬ!»

Желая подчеркнуть какую-то мысль в интернет споре таким незатейливым образом, вы достигаете ровно противоположного эффекта – собеседник, на которого кричат, обратит внимание лишь на сам крик, но никак не на ваши аргументы. Дальнейшее общение вряд ли будет конструктивным. Но если ваша цель – вылить на первого попавшегося человека все негативные эмоции, капслок – то, что надо.

2. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ. Их не может быть слишком много, если вы делаете собеседнику комплимент или поздравляете с днем рождения.
Но их также не может быть слишком мало, если вы ведете дискуссию, особенно с незнакомцами. Уместное число восклицательных знаков в таких случаях – ноль. Ни одного. Если у вас есть хотя бы малейшее подозрение, что кто-то из окружающих может с вами не согласиться, лучше воздержаться от их использования – это повышение интонации и, следовательно, градуса спора.

В нейтральных фразах восклицательными знаками также лучше не злоупотреблять, но по другой причине: это послужит тому, что вас будут воспринимать как излишне экзальтированную особу. Если же ваша цель прикинуться дурачком или подростком и привлечь к себе внимание – это незаменимый способ. Используете категоричные утверждения и рисуйте заборы без сомнения!!!!!!!!!!! – это всех бесит.

3. Использование СМАЙЛОВ, выражающих ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ эмоции: гнев, сарказм, скептицизм и неприличные символы типа среднего пальца. Чтобы понять, насколько это уместно, представьте, что вы беседуете в оффлайне.

Разумеется, если вы, собравшись с друзьями на кухне, костерите на чем свет стоит своего шефа, то, возможно, ваш средний палец в его сторону никого не оскорбит, и даже развеселит, но здесь есть одна тонкость. С вашей кухни средний палец до шефа вряд ли дойдет, а из интернета – легко. Достаточно кому-нибудь снять скриншот или, не дай бог, отправить ссылку, если вы сделали это в открытой ветке – и дела ваши плохи.

Если же вы показываете этот средний палец вашему оппоненту в споре – сами все понимаете. В Интернете, конечно, никто не бросится на вас за такое с битой, но мнение окружающих о ваших манерах сложится не в вашу пользу. Какой спор стоит потерянной репутации? Решать вам.

4. Использование СМАЙЛОВ, выражающих ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ эмоции. Казалось бы, что может быть милее этих скобочек, улыбочек, плюшевых мишек? Но как ни странно, и в интернете улыбки могут выглядеть неискренне - все как в жизни. По двадцать смайлов в каждом предложении вызывает не дружелюбие, а настороженность. Смайлы, поставленные после того, что без них может быть воспринято как оскорбление, не всегда могут смягчить ситуацию. Поэтому если фраза без смайла кажется вам недостаточно вежливой, лучше ее переформулировать, чем пытаться таким образом задрапировать негативный смысл.

5. Использование вопросительных знаков. Риторические вопросы или вопросы, которые вы задаете сами себе, некоторые считают моветоном в любой ситуации. Но с учетом всех плюсов и минусов они скорее допустимы при написании блога, чем нет. Правда, их числом лучше не злоупотреблять.
А вот в дискуссии с живым собеседником использование таких вопросов – верный способ вызвать моментальный всплеск раздражения и полностью утратить контакт. Пожалуй, вопросительные знаки можно включить в тройку самых раздражающих атрибутов письменной речи наряду с капсом и восклицаниями.
Вопрос, сформулированный вами в дискуссии так, как удобно вам, и последующий удобный ответ на него из ваших же уст ясно говорит вашему собеседнику, что никого, кроме себя, вы слышать не хотите. Кроме того, этот прием выдает желание умничать. Согласитесь, не лучший способ вызвать симпатию окружающих.

6. Использование канцелярита. Письменная речь не равна официальной переписке, а деловой стиль не равен безграмотному чиновничьему новоязу. Прибавляя тут и там «согласно пункта договора», «как мною было сказано» и прочие подобные ископаемые фразочки, рожденные воспаленным умом полуграмотных делопроизводителей, можно лишь выдать собственное желание казаться умнее, чем есть на самом деле и больше ничего. Если не владеете в совершенстве изящными речевыми оборотами – ничего страшного. Просто пишите так, как говорите – чем проще вы высказываетесь, тем понятнее для собеседника. Хотя, конечно, учиться никогда не поздно, и речь можно и нужно совершенствовать всю жизнь. Хорошая литература вам в помощь.

7. Использование скобок, ссылок и кавычек. У журналистов и писателей есть такое универсальное правило – если без кавычек можно обойтись, значит, нужно обойтись. То же самое я бы сказала и о скобочках со ссылками. Постоянно «посылая» куда-то собеседника, ничего хорошего не добьешься. Подтверждать верность своих утверждений «пруфами» и снабжать пространными уточнениями/пояснениями уместно, только если вас об этом просят.

8. Троеточия. Ох, уж эта ваша многозначительная недосказанность. Ох, уж эта ваша душевная и интеллектуальная глубина. Ох, уж эта ваша девичья грусть.
Не надо, молю вас. Забудьте о троеточиях. Выкиньте их из головы и из своей письменной речи. Это фу, бяка. Это как навозная бомба, которая взрывается при малейшем неверном движении. Оставьте поэтам и писателям для книг, пусть они рискуют заляпаться, если что. В конце концов, у них этот риск профессиональный.

Другие короткие тексты, заметки и переводы по психологии читайте здесь: https://prodaman.ru/Leena-Luche/books/Psixologiya-Perevody-mysli-citaty-

Категории: Мысли, идеи



Обновление: 27.03.2017, 17:50 1855 просмотров | 30 комментариев | 1 в избранном

Хэштег: #психология

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения на сайте20