Тонкости ремесла. Типичные ошибки в диалогах

06.12.2018, 21:27 Автор: Наталья Аверкиева

УПД от 30/10/18


Дорогие друзья!
На создание этой записи меня натолкнул автор другого блога — начинающий молодой автор, которому была нужна поддержка и свежий взгляд на текст от опытных авторов. И я подумала, что помимо свежего взгляда, молодым авторам нужна и другая помощь, мне кажется, что им было бы полезно познакомиться с секретами писательского мастерства. Я предлагаю всем желающим опытным авторам поделиться мастерством с молодыми авторами, потому что по себе знаю, когда сама начинала писать триста лет тому назад едва ли не буквально, мне лично очень не хватало информации по писательскому мастерству. Буду рада, если вы меня поддержите.

Буквально несколько слов о себе, чтобы вы не думали, что я тут какой-то лысый кхм с горы, который решил выпендриться.
Пишу рассказы и романы с 12 лет. Более 25 лет стаж работы журналистом, включая 10 лет редактором и 9 лет пиарщиком. Вышло 13 книг (из-во «Росмэн»). Образование – профильное, дважды высшее (Университет Печати и Литературный институт). Как музыкант чувствует музыку кожей, так и я вижу и чувствую тексты, потому что работаю с ними всю сознательную жизнь.
Собственно, в своем творчестве я придерживаюсь двух принципов, которые очень точно выразил Сальвадор Дали:
«Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении».
«Я извращенец — вуайерист. Но для художника это совершенно нормально».


Теперь, когда все формальности соблюдены, хочу рассказать, наверное, о самом вкусном и интересном — написании диалогов. На диалогах лажают очень многие авторы, и с диалогов очень часто соскакивают читатели. Мне лично достаточно пробежать глазами по диалогам персонажей, чтобы решить для себя, буду я читать текст или нет, ибо именно диалоги показывают дееспособный автор или нет, стоит на него тратить время или лучше поискать что-то еще.

В написании диалогов многие допускают несколько достаточно типичных ошибок. Мы рассмотрим их все подробно и с примерами, а пока просто перечислим.
1. Бессмысленные диалоги.
2. Затянутые диалоги.
3. Он сказал — она сказала.
4. Неестественность.
5. Канцелярщина и штампы.
6. Некорректное использование имен.
7. Пересказ того, о чем мы уже знаем.
8. Диалоги — монологи.
9. Тексты — диалоги.
Также отдельно рассмотрим проколы персонажей в диалогах и приемы, позволяющие сделать диалоги интересными, так называемый конфликт диалога, и расскажу, как расставлять крючки для читателей в диалогах.
Если кто-то путается в знаках препинания в диалогах, то дайте знать, сделаем для этого отдельный пост.
Предлагаю сегодня рассмотреть первые три пункта типичных ошибок.


1. Бессмысленные диалоги

Каждая ваша глава, каждый абзац и каждая сцена должны нести смысл, двигать сюжет и быть обоснованными. То есть когда вы пишете, то должны четко понимать и осознавать, зачем вообще вы это всё пишете, с какой целью и для чего, как это влияет на развитие сюжета и каким образом двигает ваш персонаж из главы в главу. Если вы написали что-то просто потому, что написали, то этот кусок — абзац, сцену, диалог и т. п. — необходимо убрать из текста, он засоряет ваше повествование и мешает читателю. Это правило относится и к диалогам подобного вида:

— Привет.
— Привет.
— Как дела?
— Хорошо. А у тебя?
— Хорошо.
— Что делаешь?
— Сижу.
— А… Ну ладно.
— Давай, пока.


Что мы здесь видим? По сути ничего, этот диалог выключает образное мышление человека, читатель видит только буквы, у него нет картинки, скорее всего читатель вообще его пролистнет. Поэтому стирайте его без всякого сожаления. Возможно, вы возразите и скажете, что в этом диалоге видно, как помирились ваши главные герои. Так вот — если они помирились, то хорошо, но диалог — полный отстой и все равно его надо переписать. Знаете, в чем беда этого диалога? Он скучный. Его не хочется читать, его не хочется смаковать, он не вставляет. Да-да, ваш текст должен вставлять читателю, должен вызывать эмоции, от него должно плющит и колошматить так, чтобы даже мысли не возникало, как бы закрыть страницу и заняться другими делами (я объясню потом, как рисовать картинки в сознании читателя и открою тайну «пяти оргазмов», как назвали мой прием читатели).
Повторюсь еще раз — если ваш диалог не несет никакой смысловой нагрузки, а вы вставили его просто для того, чтобы перейти от одного абзаца к другому, если его можно удалить без ущерба для сюжета, то удаляйте. Реплика, которая не является действием, — это шлак, который засоряет текст. Шлак нужно выбрасывать. И не жалейте. Вообще, никогда не жалейте собственный текст, если он портит ваш сюжет, тормозит динамику и плохо ложится по смыслу. Тут, честное слово, лучше не договорить, чем месить воду в ступе.


2. Затянутые диалоги

Затянутые диалоги очень похожи на телефонный разговор с какой-нибудь занудой, когда ты уже пять раз все обсудила, обсосала, обговорила, уже десять раз намекнула, попрощалась, а она все говорит и говорит, и отвязаться от этой зануды нет ну никакой возможности. Как правило, они длятся несколько страниц и в какой-то момент превращаются в бессмысленные. Периодически я тоже грешу затянутыми диалогами, размазываю их на пять страниц, потом отрываю от сердца, сокращая до трех, потом еще немного пытаюсь поправить, они снова расползаются до четырех, потом я делаю волевое усилие и снова их режу, а они не режутся. В общем, печалька та еще. Как же бороться с затянутыми диалогами? «Резать к чертовой матери этот аппендикс, не дожидаясь перитонита!» (с) Да-да, именно так — резать. Помните? Реплика, которая не является действием, — это шлак, который засоряет текст. Шлак нужно выбрасывать. Но как, если между тремя важными заявлениями в одном диалоге героям надо сделать хоть какую-то связку, не все же сразу вываливать? Воспользуйтесь своим правом автора и сделайте монтаж. То есть оставьте те самые три важных заявления, природу-погоду-новые туфли уберите и дайте это авторским текстом. Можно и два заявления дать авторским текстом, типа — потом они обсудили, как будут грабить банк, обговорили все детали, решили, где будут брать оружие и на том решили распрощаться. Согласитесь, обсуждение всех деталей грабежа грозит нам диалогом страниц на двадцать, мы же сократили это до одного предложения, ничуть не потеряв в смысле и не упустив информацию — читатель все уже знает, ему не нужна дополнительная информация, если она не несет никакой смысловой нагрузки.


3. Он сказал — она сказала

Здесь речь идет о злоупотреблениях авторскими ремарками и глаголом «сказать» в частности. Выглядит это примерно так:

— Привет, — сказала она.
— Привет, — ответил он.
— Как дела? — спросила она.
— Хорошо. А у тебя? — спросил он.
— Хорошо, — ответила она.
— Что делаешь? — спросил он.
— Сижу, — ответила она.
— А… Ну ладно, — ответил он.
— Давай, пока, — сказала она.


Во-первых, что нам тут сразу же бросается в глаза? Однозначно ненужные авторские пояснения к диалогу. Мы и без них понимаем, что он сказал, она ответила, он спросил и т.п. То есть очевидные авторские ремарки мы жестко вырезаем. Хуже, когда в диалоге принимают участие несколько человек, тогда, увы, их надо делать, иначе читатель запутается. Как вариант — сделать речь ваших персонажей настолько индивидуальной, чтобы герой узнавался без ваших подсказок. Но об этом позже.
Во-вторых, нет картинки. Для нас это совершенно пустой диалог, перегруженный авторской речью.
Что можно сделать с таким тухлым диалогом? В идеале, опять-таки, лучше его не писать. Но если вы никак не можете без него обойтись, то сделайте его хотя бы интересным. Допустим, у нас с вами фокал (главное действующее лицо сцены) — девушка, и она пишет парню письмо в, не знаю, ВКонтактике, например:

Я еще раз перечитала свое письмо. Нет, вроде бы он не должен ничего такого подумать. Да и что тут особенного в таком простом слове, как:
— Привет. — Нажала «Отправить». Черт, как же стрёмно. Надо же, руки дрожат. И сердце в ушах стучит. Покурить что ли?
Черт! Открыл!!! О, нет! Нет! Он открыл! Так, спокойно! Только не нервничай! Он открыл…
— Привет, — высветилось во «Входящих».
А!!! Ответил! Ай-на-нэ на-нэ на-нэ! Он ответил! Сам! Не раздумывая! Так быстро! Что?! Что?! Что еще ему написать?!
— Как дела? — «Отправить».
Ох, какая ж дура! Могла бы что-то другое спросить? Ну там… Что он делал во вторник в боулинге? Как выиграл? Вот же идиотка!
— Хорошо. А у тебя? — А!!! Снова ответил! Как у меня дела? Если написать, что очень скучаю по нему, то он решит, будто отношения можно восстановить. А если не писать, то он подумает, что все уже в прошлом. Надо отвечать быстро, а то он может понять, что я думаю о нем и не могу решиться, что ответить, потому что люблю его, а ведь это не так.
— Хорошо.
Нет, надо было добавить немного эмоций. Он решит, что он мне безразличен. Но я же хочу его вернуть.
— Что делаешь? — Ему интересно, что я делаю!!! Он любит меня! И хочет вернуться! Да-да! Это то, что мне надо!
— Сижу. — Надо продемонстрировать ему, что мне все равно и показать обиду. Мол, не достоин он меня.
— А… Ну ладно. — Какой-то вялый ответ. Может он и не хочет быть со мной. Надо уйти с гордо поднятой головой, чтобы этот подлец знал, кого теряет!
— Давай, пока, — написала я и закрыла страницу.


Видите, как заиграл тухлый диалог и какая картинка поперла? Не жадничайте, пишите с азартом, дайте волю фантазии и притесь от собственного текста. Тогда и ваш читатель будет получать от него удовольствие.

Надеюсь, что информация была для вас полезной.

Если есть вопросы — задавайте, если есть свои примеры — приводите.

Если идея со школой для МТА вам понравилась, то обещаю рассказать о том, как выстраивать композицию, работать с персонажами, рисовать картинки в сознании читателя, вычищать текст от ненужных уточнений и паразитов, как вообще работать с текстом на этапе редактирования и на что обращать внимание, объясню, как интриговать, врать и раскидывать крючки, про провалы и проколы точек зрения, времени и т.п.
Единственное, хочу предупредить заранее — я противник нудных академических текстов, поэтому объяснять буду просто, фактически на пальцах. Так и информация лучше воспринимается, и выть от занудности автора не хочется. Практика показывает, что это оптимальный вариант подачи информации.

В любом случае буду рада услышать ваше мнение.



________________________________ УПД 09/10/18________________________________

Приветствую читателей этой записи.
Давайте продолжим?

Мы с вами остановились на типичных ошибках в диалогах, которые допускают начинающие авторы.


4. Неестественность

К неестественным диалогам относят диалог, который ни один нормальный человек в реальной жизни произносить не будет. То есть при написании любого диалога, вы должны очень и очень четко осознавать, видеть и чувствовать его в реальности. В конце концов, попросите подругу послушать (именно послушать!) ваш диалог и спросите ее мнение. Ну или, если подруги нет, потренируйтесь на "кроликах" - произнесите фразу из своего диалога своему другу, сестре, коллеге, попутчику, и посмотрите на его реакцию.
Что можно отнести к неестественным диалогам?
Например, едет ваш герой в автобусе утром:

- Уважаемая леди, могли бы вы быть настолько любезной, чтобы передать несколько этих замечательных купюр впередистоящему джентльмену, чтобы он передал их дальше, и там оплатили мой проезд.
- Ну что вы, конечно же я могу передать ваши деньги впередистоящему джентльмену. И буду просить его об одолжении оплатить ваш проезд. Нужна ли вам сдача?


Вы верите мне, автору этого диалога? Сомневаюсь.
Что мы имеем в реальности и как этот диалог должен быть написан в тексте?

- На билет передайте.
- Со сдачей?
- Двадцать рублей. Спасибо.


Всё. Вы верите в этот диалог? Да.

Или ужасно традиционная тема у авторов женского пола в женских любовных романах:

- Моя ненаглядная девочка, свет твоих глаз освещает мне путь каждую ночь, когда я бегу к тебе с работы, а лепестки этих роз гораздо грубее шелка твоей кожи, когда я касаюсь ее. (добавим муси-пуси и сюси-муси для слезливости) Твои нежненькие пальчики словно касаются моей души и извлекают из нее мелодию вечной любви, твои волосики затмят собой любой водопадик и прочая муть.
- Мой ненаглядненький, когда ты так говоришь, я сама растекаюсь патокой и латексом по столешнице и утекаю в сторону речки, несущей свои воды по направлению к тебе, любименький
.

То есть тут мы видим двух влюбленных, несущих какую-то ахинею муси-пусичную, от которой хочется застрелиться.

Пишите диалоги так, как вы говорите в реальности. Сокращайте текст, не перегружайте его. Пусть ваш диалог будет бойким и хлестким. Но не ненатуральным. Обязательно учитывайте пол вашего персонажа. Мужчина должен быть мужчиной, а не ходячим ахтунгом. Слушайте мужчин, берите их фразы, не опускайте их, не отрезайте им член, в конце концов, в своих диалогах. Потому что, как я сказала, по уровню диалогов можно понять уровень автора, глубину его шизофрении (в хорошем смысле этого слова, творческой шизофрении) и общую адекватность. Честное слово, когда видишь аналогичные диалоги из примеров в текстах, в книгах, в фильмах, хочется закрыть-выключить всё это и никогда больше не возвращаться. Фильтруйте свои диалоги.


5. Канцелярщина и штампы

Канцелярщиной в текстах называют такие фразы, в которых прослеживается официально-деловой стиль. Тут следует отличать, скажем, официальное выступление героя на публике и обычную речь вашего героя. Как оно выглядит? Вот, например, типичная канцелярская фраза:

В фойе международного центра, где проходил форум 'Современная Япония', в рамках которого должна была состояться персональная выставка молодого художника Такешико Миято, а потом благотворительный концерт и аукцион с участием многочисленных европейских звезд, было полно народу.

Если вдруг эту фразу захочет произнести ваш герой в рамках мероприятия, то все окей. Прокола нет. Но если он скажет ее, сидя на кухне, в теплой компании, то это будет неправильным решением (при условии, что ваш герой не работает каким-нибудь советником по речам, ибо в этом случае такая подача текста в диалогах добавляет "фишки" герою - он работает по этой теме и говорит "готовыми стандартно-деловыми речевыми конструкциями" в жизни). К канцелярщине можно отнести такие слова и словосочетания, как: наличие, за неимением, во избежание, проживать, изымать, вышеперечисленный, имеет место и т.п. А фразы строятся примерно по такому принципу - При наличии желания можно многое сделать по улучшению условий проживания вашего персонажа, стоит лишь изучить литературу.
Уделяйте внимание и современной канцелярщине в речах персонажей в исторических текстах или в текстах, где герой имеет какой-то высокий титул и звание. Очень неловко выглядят такие персонажи из 19 века, поехавшие из какого-нибудь Оренбурга в офис для проработки ивента ближайшей пати для царицы и царя или барыни-сударыни и т.п. Отслеживайте такие вещи не только в авторском тексте, но и в речах персонажей. Они очень и очень портят картинку всего текста в целом и проваливают нам персонаж.

6. Имена в диалогах

Когда вы пишете диалоги, то используйте имена в них очень дозировано, потому что диалог такого плана смотрится очень нелепо и неестественно:

- Аркаша, мы поедем гулять с Глашей?
- Конечно, Маша, мы с Глашей поедем гулять, но я бы не хотел брать Глашу, потому что Глаша меня притомила. Что ты думаешь, Маша?
- Аркаша, я думаю, что Глашу надо брать, но если ты, Аркаша, не хочешь, то и не возьмем ее.


В обычной речи мы не особо часто называем кого-то по имени, если только не хотим привлечь внимание человека к себе. Например, имена мы можем использовать в большой компании, но редко используем их при ссорах. В ссорах мы кричим и выплескиваем негатив - ты, ты, ты! А вот когда уговариваем, наоборот, начинаем чаще произносить имя. Собственное имя - это мед для ушей любого. Чем чаще произносишь имя человека, тем проще его расположить к себе. Но в обычной речи нам хватает минимума имен. Опять-таки, если вы хотите убрать в диалоге авторские пояснения или у вас говорят несколько персонажей, то можно указывать имя персонажа, к кому обращаются.


7. Пересказ

Старайтесь не пересказывать в диалогах то, что мы и так знаем или прочитали что-то раньше. В идеале, если вы хотите Машей рассказать про Глашу Аркаше, дать это в авторской речи в одном-двух предложениях, а Аркаше уже выдать итог Машиного пересказа или его реакцию на него.

Маша рассказала о подлом коварстве Глаши, и о том, что та хотела захомутать несчастного парня. Аркаша таращил на нее глаза и беззвучно взмахивал руками.
- И все-таки ты врешь! - кое-как выдал он, когда Маша наконец-то замолчала.


Избегайте говорить в диалоге диалогом от третьего лица, если вы при этом этим диалогом уже что-то говорили ранее:

- Я был у МарьИванны и она мне сказала: 'Вот ты, Аркаша, такой дурак, читаешь всякую фигню, нет, чтобы классиков почитать'. А я ей ответил: 'Нет, МарьИванна, фигня мне настроение поднимает, а классики убивают'.

Вот подобные вещи в работе лучше не использовать, если раньше вы их уже озвучивали и показывали читателю и это не искаженное восприятие ситуации Аркашей, а пересказ уже озвученной ранее мысли в том же ключе. Нет, если вы напишете это вкусно, с юмором или как-то особо драйвово, то почему нет. А вот если, повторюсь, МарьИванна до этого была в вашем тексте несколько страниц назад с этим же диалогом, то лучше его совсем опустить и сделать монтаж.


8. Диалоги - монологи

Всегда обращайте внимание на визуальную графику вашего текста. То есть распечатайте страницу или уменьшите масштаб и посмотрите со стороны, как выглядит ваш текст. Если ваши диалоги похожи на кирпичи в формате 1:1, то с этим надо что-то делать. Читать такие монологи неудобно, утомительно и скучно. К тому же обратите внимание, как вы общаетесь в компании, когда кто-то что-то рассказывает. Если человек затянул речь минут на двадцать, то через 2-3 минуты окружающие перестают его слушать, а потом и вовсе расползаются кто куда. Так же будет с вашими читателями. Диалог - это живая речь ваших персонажей, это разговор. Сделайте всех участников вашего диалога активными членами сцены. Побейте монолог на несколько кусков репликами других персонажей. Говорите короче и только о главном, самом важном и самом интересном. Запомните, чем длиннее монологи ваших персонажей в диалогах, тем активнее читатели пролистывают их.

Еще важный момент, о котором надо всегда помнить - длина предложений в диалогах. Если ваш герой сражается с драконом или убегает от полиции, то предложения у него будут короткими и отрывистыми. Он будет говорить коротко, ясно и исключительно по существу. Если же ваш герой сидит глухой ночью у костра и ему надо как-то не отключиться, то можете говорить долго и со вкусом, но так, чтобы не отключился ваш читатель.


9. Тексты - диалоги

Такими текстами грешат начинающие авторы и авторы, которые плохо работают с повествовательной частью. Вы, наверное, видели такие тексты - в них много диалога и почти совсем нет никакого описания. Герои поехали в какую-то абстрактную школу, герои ходят в какой-то абстрактной одежде, герои ездят на каких-то абстрактных машинах, все время говорят-говорят-говорят. Если они в клубе, то автор пишет: "Они пришли в клуб". Если они в школе, то автор пишет: "Они пришли в школу". Мы не видим внутренней сути героя. Он спал. Встал. Пришел на работу. Долго говорил с кем-то на работе. Ушел домой. Лег спать. Мы не видим ничего. Персонаж картонный. Мир картонный. Действия картонные. Здесь нет атмосферы. Герой одинаково может жить в Берлине, Париже, Сан-Франциско и в деревне Хрензадрищинск, зимой, летом и осенью. У читателя нет в голове картинки и он не чувствует места и времени действия. Хороший автор вытягивает такие тексты интересными диалогами, плохой - окончательно сливает работу. Что делать в этом случае?
Во-первых, давайте попробуем научиться делать описания. Не важно чего. Попробуйте описать вашу комнату глазами бабушки, вашего парня/девушки, вашей мамы и вашими собственными. Только так, как будто бабушка - это вы. Или вы своя мама :))) Или вы - свой парень :) Ваша задача так описать комнату, чтобы все эти несколько описаний были разными и не повторялись, при этом легко угадывался ваш персонаж, в шкурке которого вы побывали. И учтите - у бабушки своя речь, у парня - своя, а у подружки - третья. Все это надо описать тремя разными стилями и сделать три разных подачи.
Во-вторых, влезайте в шкурку вашего героя, как актер погружается в роль, и дальше описывайте все, что он видит и чувствует. Пишите, как он говорит, как ругается с друзьями. Не забудьте добавить его чувств и эмоций. Он злится? Злитесь! Он радуется? Радуйтесь! Живите своим героем, наполните его жизнь, дайте ему глаза и уши. Видьте его глазами! Слышьте его ушами! Нюхайте его носом! Пишите вкусно! Вы должны тащиться от своего персонажа. От каждого своего персонажа, какой бы редиской он ни был. Наполните дом вещами. Теряйте пульт от телевизора. Порвите занавески котом. Добавьте в жизнь вашего персонажа особой изюминки. В общем, ваш мир должен стать живым, наполненный светом и какой-то жизнью. И пусть ваш мир украшают ваши диалоги, а не голые диалоги живут в вашем мире.



________________________________ УПД 16/10/18________________________________


Ошибки и проколы в речи персонажей

Про фокал, наверное, многое знают, читали, изучали, если хотите, то я могу повторить основные принципы и объяснить, почему именно так, а не иначе, как нам это объясняли на занятиях по драматургии. Сейчас речь пойдет даже не столько о диалогах как таковых, сколько о речи персонажа в общем.

Но сначала хотелось бы напомнить еще и о том, что ваш герой должен соответствовать своему статусу не только по речи, но и по внешней атрибутике. Очень забавно бывает читать, как девочка из беднейшего якутского детдома, где ее кормили три раза в месяц, учится на первом курсе МГИМО, снимает квартиру на Тверской, ходит в «Версаче» с сумочками от «Луи Вьютона» в туфельках от Джимии Чу, открывает ноут, имеет последний айфон, планшет не менее последней модели и ездит на прокачанной Ауди R8. При этом есть ей нечего, спать ей негде, приютите бедняжку, сиротиночку не обидьте. Возникает ощущение, что у автора нет понимания о слоях общества, он не продумывал среду, в которой живет персонаж, он просто дает ему всё, что пожелает душа и собственная фантазия. Это неправильно. Что еще мы делаем неправильно применимо к речам персонажей.


Мат в речи персонажа и в авторской речи

На семинарах в литературном, когда мы читали свои тексты, а потом анализировали их, мастер любил говорить тем, кто матерится в текстах: «Не умеешь ругаться матом, пиши без мата». Однажды нам даже на занятия принесли стихи какого-то поэта Серебряного века, написанные матом. И тут краснела не только женская половина аудитории, но и мужская. Такого мата я не слышала никогда в жизни. Зато Мастерам доставляло удовольствие читать стихи вслух и комментировать особо витиеватые обороты. В целом, мат должен быть обоснован в тексте. Лично я к мату отношусь спокойно и пишу его только тогда, когда мои герои слишком эмоционально возбуждены или адски взбешены. Но, опять-таки, стараюсь делать это так, чтобы не ранить нежную читательскую душу. Однако, лично меня очень напрягают авторы, использующие в авторском тексте мат, особенно если его там очень много и автор на нем разговаривает. Особенно в постельных сценах, вроде того: «Он отдрочил свой йух, вставил ей в пиzdу и давай ее еb@ть!» Я, конечно, не эстетствующая брюзга, но вот как-то не понимаю подобного и с вероятность 99% закрою работу, запомню имя автора и больше его читать не буду. Мне кажется, что даже если мы пишем от лица мужчины, то говорить матом в авторской речи все ж не комильфо. Хочется больше литературы.


Искажение речи, профессиональные термины и диалекты

Про искажения речи говорить можно много и долго. Я остановлюсь на основных моментах.
Если ваш герой говорит с акцентом, то фразы персонажа лучше отработать с носителем языка или с человеком, который в этом разбирается. Иногда автор пишет с таким «английским акцентом», словно его герой говорит на марсианском языке.
То же самое касается искажения — не искажайте речь персонажа без надобности. Вас просто могут не понять. Если вы хотите подчеркнуть какую-то особенность персонажа, его болезнь, психическое расстройство или древность, профессию, социальный статус или культурность, то не делайте из него клоуна, нагружая его речь всякими батеньками, авосями, апослями и пр. недоразумениями. Играйте речью персонажа тонко, на грани, чтобы читатель понимал, что старушка старая, но не больная на всю голову, что профессор интеллигент, но адекватный и т.п.
Особое внимание уделите профессиональным терминам. Неизвестные слова в большом количестве способны отпугнуть от вашего текста добрую долю читателей. Старайтесь говорить с вашим читателем на понятном ему языке. Если вы понимаете, что без терминов не обойтись, то используйте их дозировано и так, чтобы читателю не требовался словарь.
Ну и мои любимые диалекты. Они существуют во многих книгах и с их помощью можно вершить великие дела, честное слово. Но здесь вам, как авторам, необходимо четко отделять речь персонажей, его местонахождение и прочие факторы от авторской речи. Если вы пишете по-русски, то и стройте предложения стилистически по-русски. Я понимаю, что человек, живущий в Белоруссии или Украине, например, пишет так, как говорит. Проблема в том, что не все понимают, что именно написал автор и что он имеет в виду. Более того, зачастую употребление словосочетаний в том или ином виде могут принять за стилистическую ошибку. Например, фраза: «Я скучаю за тобой» — понятна украинцам, но режет слух русским. Эту фразу можно вставить в диалог, чтобы показать, что герой приехал из другой страны, но лучше подобное не использовать в авторской речи. Или вот, например, фразочка из уральского диалекта: «Кончай елду сушить. Слазь в голбец» («Заканчивай бездельничать, спустись в подвал (погреб), который находится в доме»). Отличная фраза, чтобы подчеркнуть (возможно — место действия и) особенность речи человека из Сибири. Но для жителей центрального региона фраза немного странная. Или прекрасное — «Какой эльф непрокий попался». В этой фразе чудесно сочетается сказочный эльф с диалектным непрокий (неумелый).
То есть, если у вас нет цели поставить вашего героя в неловкое положение, то избегайте использовать не к месту странные слова. И в то же время, если вы хотите что-то подчеркнуть в вашем герое на фоне других персонажей, дозировано «капайте» эти слова в свой текст. Помните, что ваниль в тесто лучше добавить на кончике ножа, а не насыпать целый стакан. Всё должно быть в меру.


Прокол персонажа в диалогах

К проколам персонажа можно отнести прокол по заданному типажу героя. Например, герой у нас алкоголик со стажем, школу бросил в первом классе, работал шофером год, потом сантехником, в общем, трудяга-работяга, институтов не кончавший, книг не читавший. И вдруг этот милый человек начинает говорить высоким слогом. Нет, если автору по сюжету так надо, ну мало ли какой этот чудак извращенец, то почему нет? Но если автор нам задает маргинального персонажа, то и говорить он должен маргинально. Однако тут не стоит перегибать палку и писать, так сказать, максимально приближенно к оригиналу. Или, например, вряд ли читатель поймет без дополнительного перевода речь зека, поэтому не надо «ботать по фене» слишком много и слишком активно, вы рискуете потерять вашего читателя, конечно, если вы изначально не ориентируетесь на тюремный контингент. Вполне достаточно так выстроить речь персонажа, чтобы читатель понимал и чувствовал, что вот это зек, вот это шофер, вот это доярка, а это интеллигент. Для этого в речь можно вставлять какие-то особенные словечки, придающие ей определенный оттенок, строить предложения на особый манер, добавить слов-паразитов, экспрессии, если надо по сюжету.
В качестве примера небольшой диалог. Надеюсь, он развлечет вас. Между прочим, написано с натуры. Вообще, больше слушайте окружающий вас мир. И если вы стали свидетелем какого-то умопомрачительного диалога, сцены или услышали интересную фразу, то запишите ее куда-нибудь. У меня для этих целей есть блокнотик, который я везде таскаю, и без всякого стеснения иногда при всех записываю в него подслушанные диалоги между коллегами, начальством, друзьями, просто в транспорте. Мой народ к этому уже привык и иногда сам бежит, чтобы поделиться своими находками, ибо нет ничего интересней и ярче, чем вот такие живые диалоги.

— Ах, курочки мои, как же я давно вас не видел! — жеманно всплеснул он тонкими совершенно немужскими ручками. — Ланочка, Цветочек, почему не заходишь? — Чмок-чмок в щечки. — Головка вон как заросла. Давай я тебе ее подстригу. Анюточку-синеглазочку я вроде бы только сделал. — Он нежно обнял Анечку и поцеловал. Та захихикала. — А тебя, бабочка моей души, уже сто лет не видел.
— Валюшенька, солнышко, — расцвела Лана. — Я к тебе теперь ходить не могу. Ты же у нас лучший стилист в Европе. Мои финансы не позволяют пользоваться твоими услугами слишком часто.
— Ах, лисонька моя, для тебя я всегда сделаю скидочку, по-дружески! — проворковал он. — А из кого мне тут надо сделать человека? Танюша говорила совершенно умопомрачительный случай! — стилист обратил внимание на стоявшего чуть позади Андрея. — О-ла-ла! Потрясающе!
Он подошел вплотную к парню и нежно взял за руку, преданно заглянул в глаза. Андрей шарахнулся от молодого человека. Валюша рассмеялся его реакции. Бережно усадил в мягкое кресло и накинул на плечи пеньюар.
— Какой драйв! Какой андеграунд! Сколько креатива! Сколько энергии! Великолепно! Восхитительно! — восклицал стилист, разглядывая голову.


Надо еще отметить и провал фокального персонажа в авторских ремарках к диалогу. Что это такое? Итак, у вас есть некий персонаж, от лица которого вы говорите и смотрите на мир. Вы пишете какой-то диалог, и вдруг, дабы заменить «он сказал — она сказала», выдаете: сказал гитарист, или сказал брюнет, или сказал парень. Например (фокал Аркаша):

— Глаша, я очень тебя люблю! — Он нежно обнял ее за плечи.
— Я тоже тебя люблю, Аркаша, но нашей свадьбе угрожает опасность! Злая Маша хочет нам помешать! — заплакала Глаша.
— Ах, не переживай, я спасу нашу свадьбу! — восторженно заявил парень.


В чем тут ошибка? Когда вы говорите про себя или о себе, вы не называете себя бухгалтером, брюнеткой, неряхой, задирой или дредастой. Даже если вы смотрите на мир в шкурке фокала в третьем лице, все равно старайтесь избегать называть персонажа подобным образом. Вы можете называть так того, кто находится напротив, то есть другого персонажа, но не фокального. Почему так? Проблема в том, что читая текст, читатель как бы сам находится в шкуре вашего персонажа, он чувствует то, что чувствует ваш персонаж, думает то, что думал ваш персонаж, поэтому читатель не может оценивать «себя» как старика, мальчика, басиста или солиста. Как-то это не по-людски.

Мы много говорили о том, как нельзя писать и какие ошибки допускаются, теперь давайте поговорим о том, как писать вкусные диалоги. В следующий раз я расскажу вам о конфликте диалога и как расставлять крючки в этих самых диалогах.


________________________________ УПД 23/10/18________________________________


Конфликт диалога

Конфликт диалога — это особый прием, который активно используют в драматургии. На его основе пишутся сценарии и пьесы. Очень и очень рекомендую вам прочитать пьесу Антона любимого мною Чехова "Медведь", в которой на конфликте диалога построено все произведение. Пьеса небольшая, она не займет у вас много времени, но вы поймете, как оно работает. Помните, я выше писала про Дали и его принципы - наблюдения и разбора? Вот это как раз тот случай, когда вам надо не только понаблюдать, но и разобрать произведение на составные части, чтобы понять специфику и вычленить прием. Я сама очень люблю использовать конфликт диалога в своих романах, ну просто потому, что так текст оживает и герои становятся настоящими и интересными. Плюс это нравится читателям, потому что они никогда не знают, что автор выкинет в следующий раз, это делает автора непредсказуемым в том числе.

В чем суть этого приема. Когда читатель читает какой-либо диалог или текст, он ждет от героев определенного поступка или фразы. Например, если герой пять страниц страдал, что любит героиню, но скромность не позволяет ему в этом признаться, а потом на шестой странице героиня делает герою предложение и сообщает, что любит его, чего ждет читатель? Правильно! Он ждет, что герой кинется от счастья героине на шею и сообщит, что тоже ее любит. А вот фиг! Герой оскорбляется и с гордо поднятой головой уходит страдать еще пять страниц. То есть в таких диалогах вы не идете на поводу у читателя и не пишете очевидные вещи, вы делаете какой-то финт ушами, от чего читатель говорит: «Вау!» — и читает вас дальше. Не надо быть банальными. Делайте диалоги острыми, импульсивными, яркими, неожиданными. Почему еще надо стараться строить диалоги на конфликте? Проблема в том, что диалоги, в которых герои согласны друг с другом и поддерживают мысли друг друга, скучны для восприятия и снова предсказуемы. Если вы посмотрите фильмы или почитаете какие-нибудь книги, где есть много действия, то заметите, что даже в моменты совместной работы, герои постоянно переругиваются, спорят, что-то доказывают. Поэтому очень важно помнить, что в диалоге у героев обязательно должна быть цель и конфликт.

Запомните главную формулу интересного текста — герои хотят одного, говорят другое, а делают третье. То есть если ваш герой сказал, что пошел за сигаретами, купил их и вернулся просто так, то это никому не интересно. Если же ваш герой сказал, что пошел за сигаретами, купил нож и, вернувшись к жене, сообщает ей, что видел ее с соседом, то это в корне меняет дело. То же самое в диалогах. Герой думает одно, хочет другого, а озвучивает третье.

Вот один из примеров диалога, написанных в этой технике, который я отрабатываю в романе "Босиком по лужам". Тут конфликт диалога, правда, начинается раньше, когда героиня однозначно дает понять герою, что не против совместной ночи и активно его соблазняет. Собственно, все ведется к тому, что дальше герои поедут в нумера. И вот наш мачо, после брачной песни, соблаговолил дать согласие.

— Спасибо, — только и вымолвила восхищенно.
— А я не только на гитаре играть умею, — ухмыльнулся мачо плотоядно.
— Ого! Ты настолько талантлив?
— О да! У меня, знаешь, какой большой талант. Девушки хвалят.
— Девушки хвалят? — произнесла язвительно.
— Н-да, — Том отклячил пухлую нижнюю губку, лениво провел языком туда-сюда по колечку пирсинга и медленно опустил глаза в вырез на моей груди. — У тебя очень красивые глаза. Большие такие… Как я люблю…
Я одарила его ехидной улыбкой и взглядом с поволокой, кончик языка вновь прошелся по губам
— Для того чтобы любить большие, надо иметь большой, — бросила тихим сексуальным голосом.
Мальчишки захохотали. Все, кроме Тома. Он был до такой степени уверен в себе, что, ни на мгновение не задумываясь о последствиях, ляпнул:
— А ты сомневаешься, что у меня большой.
— Снимай штаны, сейчас померяем. — И изящным жестом я вынула из сумочки рулетку. Хоть когда-то пригодилась.


Схема: изначально героиня хочет переспать с героем (думает одно) — но в итоге она отвергает героя (говорит другое) — уезжает с другим героем назло первому (делает третье).

И, да, если ваш герой что-то планирует достать из кармана в середине текста, не забудьте положить ему этот предмет в самом начале текста или сцены. И пусть некоторые воют, что автор дает много лишних деталей, если вы их не отработали дальше по сюжету — значит народ выл правильно, если отработали, значит вы молодец! Возьмите с полки пирожок. ))

В романе "Ты проиграл" тоже вся сцена построена на конфликте диалога. Главный герой узнает о гибели героини, впадает в уныние и сидит на улице у отеля, активным образом страдая и переживая, что был настолько туп и глуп, что за две книги ни разу не сказал ей о любви, и вообще как-то все у него две книги через одно место было. И вот если бы он мог что-то изменить, то обязательно бы изменил, достал бы ей звезд с неба и луну подарил в придачу. И тут из полицейской машины вылезает вполне себе живая героиня. Что ожидает читатель, когда героиня вылезла из машины, поточила лясы с полицейскими и направилась к герою? Правильно! Он ожидает, что герой кинется ей на шею, признается в любви и всю облобызает. А вот фиг.

Мари стояла в нескольких метрах от Билла, не решаясь подойти. Он все так же пристально смотрел на нее. На лбу хмурые морщинки, губы сжаты. Ни тени улыбки. Глаза такие, что не понятно, что он хочет сделать — убить или одно из двух.
Девушка прошла вперед, опустилась рядом с ним на колени. Взгляд внимательный, словно она пытается понять, как себя сейчас вести. Протянула руку, чтобы убрать волосы с его лица. Билл резко отстранился.
— Ненавижу тебя, — бросил сердито и отвернулся.
Она села рядом с ним, прижалась голой спиной к холодной стене.
— Курить есть? — тихо-тихо.
— Курить вредно, — огрызнулся он.
— Да жить вообще вредно, — философски.
Пачка лежала около его бедра. Только руку протяни. Его рука успела первой. Он смял ее и отшвырнул в сторону.
— Я сказал, курить вредно, — зло.
Мари поджала губы. Ситуация начала раздражать. Учитывая общее состояние ее нервной системы, выкрутасы Билла могли сейчас плохо кончиться для обоих.
Она подтянула колени к подбородку и уткнулась в них носом. Волосы рассыпались по ногам, пряча лицо и… слезы…
— Не плачь, — несильно толкнул ее локтем Билл. — Ну, перестань.
Мари не отвечала и не шевелилась.
— Ну, я не со зла… Они, правда, очень крепкие… Ты такие не куришь… Ну, хочешь я принесу тебе твои сигареты? Мари… Ну, Мари… — Он пододвинулся вплотную и сгреб ее в охапку. — Ну, все, моя хорошая, не плачь… Ну, что ты как ребенок маленький… Подумаешь, сигареты не дали… — наклонился к самому плечу, провел по нему губами. — Я чуть не умер, когда позвонили полицейские и сказали, что они опоздали…


Схема: герой убивается по поводу гибели героини и мечтает, как признается ей в любви (думает одно) — начинает капризничать, когда она появляется, отталкивает ее от себя словами (говорит другое) — ласкает и заботится о ней (делает третье).

Давайте отметим и еще один важный момент — наши герои должны не просто говорить и описывать какие-то ситуации, которые уже знает читатель или показывать их читателю. Они должны говорить МЕЖДУ собой, и этот диалог должен быть живым и активным. Честно говоря, это достаточно трудоемкая работа, все время хочется скатиться в повествование из уст героев словами автора, но старайтесь этого не делать. Например:

— Аркаша, как ты мог обмануть эту чудесную девушку? Она же столько тебе дала. Она купила тебе квартиру, машину, подарила дачу и родила тебе пять детей! А ты ее бросил и повелся на молодуху!
— А что я мог сделать, если она совсем меня достала и я готов был уже закопать ее у ближайшей помойки или утопить в Гудзоне в бетонных сапогах.


Что мы тут видим? Мы видим, что некто слил Аркаше информацию, что ему перепало вон сколько печенек. Аркаша имеет на это свое мнение и его высказывает. Как можно этот диалог сделать подинамичнее и увести в конфликт:

— Аркаша, как ты мог обмануть эту чудесную девушку?
— Достала! Видеть ее не могу больше!
— Но она столько сделала для тебя!
— Ты про квартиру, машину и дачу? Ха! Пусть это будет приятным бонусом за 20 лет нашей жизни.


Видите, как изменился ритм диалога и как мы с вами по другому преподнесли информацию читателю? То есть читатель видит все то же самое, что и выше, но диалог стал интересней и живей.

Раз уж мы заговорили о ритме, давайте я скажу о нем еще несколько слов. В диалоге важен даже не столько искрометный юмор ваших героев, сколько сам ритм диалога. Это словно бой, когда два противника сражаются друг против друга. Каждая фраза — это удар. Каждый ответ — это блокировка и контратака. И снова нападаем и отступаем, отступаем и нападаем.

На этом сегодня всё, позвольте откланяться. В следующий раз в новой теме поговорим о том, как нарисовать картинку в головах ваших читателей, поэтому подписывайтесь, чтобы не пропустить главное.

И я вам обязательно расскажу, как ставить крючки на текст в том числе в диалогах. Сделаем отдельную тему по ним.


Спасибо за внимание.

Если что-то не понятно - спрашивайте. Если есть идеи - говорите. Есть мысли - делитесь.



________________________________ УПД 30/10/18________________________________

Содержание

Урок 1. "Тонкости ремесла. Типичные ошибки в диалогах"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Dialogi

Урок 2. "Тонкости мастерства. Построение сюжета и создание интриги"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Postroenie-syuzheta-i-sozdanie-intrigi

Урок 3. "Тонкости ремесла. Создание персонажей и основные ошибки"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Sozdanie-personazhej-i-osnovnye-oshibki


Сказать автору спасибо (поставить звездочку, написать отзыв, стать читателем, добавить в друзья) можно по этой ссылке - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/books


Кстати, у нас в активной стадии написания интерактивный роман, где вы можете подергать автора за усы и закидать его интересными задачками, чтобы ему жизнь медом не казалась. Присоединяйтесь! Мы выходим на вторую часть текста, у вас еще есть шанс поучаствовать в создании произведения и повлиять на его ход.
https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/books/Naslednik-poceluj-angela

Категории: Статьи



Обновление: 06.12.2018, 21:27 8093 просмотров | 59 комментариев | 38 в избранном

Хэштег: #Школа_МТА

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20