Почему редакторы не общаются с авторами

16.05.2018, 10:43 Автор: Наталья Ерофеева

Статья для дайджеста ПМ.

Почему редакторы не общаются с авторами

Думаю, многие авторы задавали себе этот вопрос, сталкиваясь с подобной политикой редакций. Почему же редакторы не общаются с авторами? Нет, вовсе не из вредности, и не из-за мании величия. Давайте попробуем разобраться вместе.
Но отдельно скажу следующее. Когда-то давно мне казалось, что это очевидно – человек, пишущий на определённую тему и раскрывающий её, не обязательно будет согласен с точкой зрения тех, о ком он пишет. Когда я о чём-либо рассказываю в статье, я всего лишь излагаю факты. Вроде как сообщаю, что трава зелёная, а небо голубое. Как к этим фактам отношусь лично я – совершенно другой вопрос.

Факт первый. Редакционно-издательский процесс
Главная цель редактора, который работает в издательстве – сдавать книги в печать. Думаю, многим понятно, что только книга, вышедшая из печати, начнёт приносить прибыль, а значит, обеспечивать редактору его зарплату. Норма по сдачам – от пяти книг в месяц. Больше можно, меньше – нежелательно.
Давайте просто пройдёмся по цифрам. Что такое пять книг? Пять авторов, пять договоров с ними же, пять литературных редакторов, которые читают тексты и высылают правку по ним, пять корректоров, пять верстальщиков, пять художников. Нет, конечно, верстальщик может быть и один, как и корректор. Но легче от этого не становится – книг-то всё равно пять. И этапов подготовки очень много, и на каждом этапе редактор что-то должен сделать. Проконтролировать, проверить, пнуть кого нужно. Не успеет по какой-то причине, не сдаст книгу в печать – плохо.
В подобных условиях редактор, находящийся в издательстве, стремится облегчить себе работу по максимуму. Если открыть книги любой серии, не только моей, в выходных сведениях, как правило, будут одни и те же фамилии. Редактор, заинтересованный в первую очередь в результате, работает с одними и теми же проверенными людьми. Которые всё или почти всё сдают вовремя, за которыми не обязательно проверять всё с лупой, и так далее.
Зачастую переговоры с авторами отнимают очень много времени. Можно по полдня переписываться – с одним по договору, с другим по обложке, с третьим по ещё какому-нибудь поводу. А уж если у автора какая-то претензия, например, к литературному редактору – это может затянуться очень надолго.
Вот так и появились «литературные агенты» - люди, которые общаются с авторами вместо редакторов. На Западе эти люди защищают в первую очередь интересы автора, продвигают его книги. Но у нас всё, к сожалению, перевернулось с ног на голову. И литературные агенты авторов не защищают – они лишь обеспечивают издательству их приток. И помогают редакторам сдавать книги в печать.
Итак, вывод из вышенаписанного. Редакторы не общаются с авторами, используя для общения «литературных агентов», чтобы сдавать больше книг в месяц.

Факт второй. Редакторы бывают разные
Наверное, все кому не лень знают, что бывают редакторы литературные – работающие с текстом – а бывают ведущие – менеджеры проектов. Но мало кто понимает, что эти самые «менеджеры» тоже бывают разные.
Откуда берутся книги? Я серьёзно. Не из воздуха же, правильно? Кто-то их находит. Неважно, где – в иностранных каталогах, на просторах интернета, в самотёке. И вот это – отдельная работа, которая очень ценится руководителями редакций. Впрочем, найти книгу мало, нужно ещё доказать всем на свете, что её действительно стоит выпускать. Но это уже другая история.
У редактора, который работает в штате, может прекрасно получаться работать с художниками, переводчиками, редакторами, корректорами и так далее, но совершенно не получаться искать для себя проекты и авторов. Это не значит, что редактор плохой, просто он не может обеспечивать себя работой. Или может, но у него нет на это времени – допустим, он сдаёт больше десяти книг в месяц по какой-либо причине. В таких случаях кто-то должен обеспечивать этого человека работой. Либо это будет другой штатный редактор – да, такое тоже случается, но в основном с иностранной литературой, - либо литературный агент, занимающийся поиском и подбором авторов на соответственных площадках.
Резюмирую. Редакторы не общаются с авторами в тех случаях, когда общаться с ними не входит в их рабочие обязанности.

Факт третий. Авторские тусовки
Далеко ходить не нужно – на каждой литературной площадке или в соцсетях есть целая куча страниц, где авторы общаются между собой. Кроме того, существуют чаты-лички, где обсуждается самое ценное и сокровенное.
А теперь вспомните, пожалуйста, хоть одну такую редакторскую тусовку. Не помните? Правильно. Потому что её нет.
О причинах долго рассуждать не обязательно. О работе нужно говорить на работе. В свободное от работы время редакторы занимаются другими вещами и совершенно не желают обсуждать авторов. Максимум, что можно услышать – какую-нибудь забавную историю от коллеги, над которой можно посмеяться, а потом сразу забыть. И уж, конечно, публично ничего не выносится, потому что это неэтично, некорректно и так далее.
К сожалению, не все авторы знакомы с таким понятием, как профессиональная этика, а бывает, что и этика вообще. Любой редактор, сталкиваясь с некорректным поведением авторов, испытывает эмоциональный дискомфорт, который утомляет, выбивает из колеи, но главное – мешает работать. На работе эмоции не нужны, поэтому они отсекаются. И с авторами работают «специально обученные люди», которые могут позволить себе читать слухи и сплетни, потому что не они сдают книги в печать.
Резюмирую. Редактор не общается с автором, потому что не хочет.

Итак, что делать, если вас издают, но с редакцией не связаться? Ничего. Если вы решили издаваться, просто примите эти правила игры.
Изменить что-то вы всё равно будете не в силах. Поэтому измените то единственное, что возможно изменить – своё отношение к подобному поведению.
Хотя буду честной – у меня это так и не получилось))

Категории: Статьи



Обновление: 16.05.2018, 10:43 429 просмотров | 6 комментариев | 3 в избранном

Хэштег: #дайджест

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

06.07.2018, 20:27 #6612427 Елена Лисавчук Елена Лисавчук

Я на самом деле ломала голову, почему редакторы не идут на контакт с авторами. Думала сторонятся что ли. Ни электронной почты, ни номерочка сотового нигде не найти... Стыдно признаться, но я не смотрела это как на монотонный рабочий процесс. Получается, грубо говоря, для редактора, авторы на одно лицо. Отличие измеряется в продажах. Это ни хорошо и ни плохо - это рабочий процесс и не более того.

16.05.2018, 18:55 #6216952 Ирина Котова Ирина Котова

За рубежом вопрос был бы актуален, а у нас, увы, литагенты сами ищут тех, кто может принести им деньги, и обычно это уже известные авторы)

   Марита Вран:
   Хорошо, а где и как найти хорошего литагента и сколько это стоит?
       Редакторы не общаются с авторами, используя для общения «литературных агентов», чтобы сдавать больше книг в месяц.

16.05.2018, 17:47 #6216388 Инна Комарова Инна Комарова

Спасибо за статью.
Правила изменились и очень.

16.05.2018, 15:31 #6215439 Алёна Ляпота (Сангина) Алёна Ляпота (Сангина)

Остаётся добавить, что авторы бывают тоже крайне эмоциональны. И в большом количестве, наверное, это даже вредно для одного редактора

16.05.2018, 15:24 #6215383 Марита Вран Марита Вран

Хорошо, а где и как найти хорошего литагента и сколько это стоит?
    Редакторы не общаются с авторами, используя для общения «литературных агентов», чтобы сдавать больше книг в месяц.

16.05.2018, 14:09 #6214777 Наталья Ракшина Наталья Ракшина

Дико рада за таких редакторов. Как вспомню свой опыт редактуры сборников научных трудов, так вздрогну. Там от общения никуда не денешься. К примеру, не прошла статья "антиплагиат". Я её не беру... И начинается... 😱 😱 😱

Обсуждения у друзей автора18

Обсуждения на сайте20

Сегодня День Рождения!7