Есть люди, которые полируют свою отражающую поверхность, ухаживают, стараются выпрямлять – это профессиональные критики, но здесь мы о них говорить не будем. Разговор пойдет о том, что есть на нашем сайте и той критике, которую можно увидеть здесь. Это критика читателей и коллег.
И вот задача автора найти ровное или более-менее ровное зеркало, чтобы понять, каково его творение, ведь он сам видеть свое создание не может. Максимум пощупать. Автор слепнет, глядя на то, что у него получилось. И самое главное, для того, чтобы что-то поправить (если автору хочется, поправить) он должен посмотреть свое творение в нескольких зеркалах, самому пощупать, что у него получилось наваять и сделать вывод о том, каким зеркалам можно доверять, какие искажают что-то, а какие нет. Но проблема в том, что зеркала в любом случае искажают, каждое на свой лад.
Так вот, если автор получает сообщение, в котором читатель пишет что-то вроде: «Автор добавь вот тут экшОна, а Маша пусть выйдет замуж за Петю», то это не критика, а «хотелки» конкретного читателя. К критике эти указания вообще не имеют никакого отношения.
Безусловно, зеркало, то есть критик или читатель может дать какие-то советы, сделать замечания, но все решает автор. С изображением, которое показало зеркало, вы можете делать, что угодно. Проигнорировать, присмотреться, сравнить изображение с некоторых зеркал и, возможно, опять же подчеркну, возможно, что-то подправить.
Бытует мнение, что настоящая критика обязательно должна быть полезна автору. Нет. Это просто отражение того, что создал автор. А действительно делать или не делать эту критику полезной для себя автор решает сам. Даже если критик обосновал нужность чего-либо, совсем не факт, что автору надо этим пользоваться. Лучше вас самого ваш замысел никто не знает.
Мало того, чем опытней автор, тем меньше ему нужны советы и полезность от критики все меньше, и тем больше ему нужно именно отражение. Когда автор видит отражение того, что он представляет в голове, он счастлив. Какой-то читатель или критик смог понять весь его замысел, постичь не один смысл, а все, что он вкладывал в книгу. И это замечательно.
Еще бытует мнение о том, что не надо ничего критиковать, если автор не просит. Есть авторы, которые удивляются и возмущаются, если читатель оставил сообщение, о котором его не просили, но лично я таких людей не понимаю. Почему?
Представьте себе улицу, на которой расположены магазины и демонстрационные залы. Вы глядите на витрины, вы видите в интерактивном окне отзывы людей, которые посмотрели и пощупали то, что есть в залах для инсталляций. Если вам что-то понравилось, то вы заходите и смотрите. Дверь открыта, другие тоже могут зайти и посмотреть. А когда выходите после просмотра, то проходите мимо доски, на которой можно поделиться впечатлениями. И читатель делится, причем, он может вообще написать что-то не для автора, а для других читателей.
Вдумчивая критика может быть полезна для автора – это верно, но есть и другая сторона – читатель. Почему никто не говорит, что отзывы о книге должны быть полезны читателю? Ведь, по сути, автор и читатель – две стороны одной медали. Если автор не закрыл интерактивную доску, то есть оставил возможность комментирования, то, значит, этот автор показывает, что согласен получить любое мнение о книге. Еще раз повторюсь – любое. Поэтому я и удивляюсь людям, которые в ответ на сообщение читателя восклицают: «А тебя просили писать?», «Да кто ты такой, с чего ты решил, что твое мнение важно?» С того, что тут открыты комментарии, а раз так, чего автор так возмущается?
И тут авторы могут мне сказать: «Но в мой зал для инсталляций могут прийти хулиганы и хамы и что же, я должен терпеть их выходки?» Да, тут я согласна, частенько, бывает приходят… эм… странные люди и начинают писать в комментариях разный бред, иногда довольно забавный, иногда агрессивный, бывает даже с переходами на личность автора. Любой читатель и автор тоже отражается в своих комментариях и сильно расстраиваться по поводу того, что у кого-то отсутствует воспитание – это странно. Еще более странно то, что некоторые принимают такие комментарии близко к сердцу и могут перестать писать.
Представьте такую ситуацию. Человек сделал боевого робота и выставил его в зал инсталляций (представим, это автор, который пишет в жанре боевой фантастики) И, вот, однажды он приходит в свой зал и видит новое зеркало от читателя, то есть, какое-то мнение. Зеркало это заляпано грязью и помоями, что-то, конечно, в нем отражается, но крайне плохо. Автор смотрит на своего робота и восклицает: «Ты заляпан нечистотами! Какой ужас! Я никудышный роботехник! Больше я ничего не буду создавать!»
Глупо смотрится, правда? Думаю, вы догадались, что грязь на зеркале – это переходы на личность автора, хамство, самомнение до небес, общение в стиле: «Я – Д’Артаньян, остальные –***» Но ведь есть авторы, которые серьёзно расстраиваются, видя комментарий от невоспитанного читателя. Зачем? Грязное зеркало – это проблема зеркала и читателя, который его оставил, но не ваша.
Безусловно, неприятно, когда у тебя в зале инсталляций появляется такое зеркало. Автор брезгливо смотрит на него и думает: «Что с этим делать?» Некрасиво, воняет, может еще и дурно пахнущая жижа из зеркала растечется и кого-то запачкает. Поэтому автор удаляет комментарий, либо пишет в службу поддержки, чтобы удалили и человек, оставляющий такие зеркала, больше ничего не загрязнял.
Конечно, если автор небрезгливый, то он берет перчатки, ведро с чистой водой и губку и начинает оттирать грязь от зеркала в надежде понять, что же там отражается. Сама знаю некоторых авторов, которые воспринимают любое мнение, даже откровенно хамское, как пригодное к рассмотрению. Как правило, у них нет никаких чувств, такие люди уверенны, что и за грязью может быть ровная поверхность.
Есть так же некоторые люди, которые считают себя вправе ответно нагрубить читателю, который оставил хамский комментарий. Представим, у вас в зале инсталляций появилось заляпанное зеркало и вы такой: «Надо идти за ковшиком с помоями, чтобы в зеркало побросать!» Глупо смотрится, правда? Все мы понимаем, что в таком случае человек скорее сам испачкается, чем накажет зеркало. Зеркало и так грязное, зачем на него еще что-то лить? Человек сам показал уровень своего развития и воспитания. Вы к этому отношение не имеете.
Именно поэтому я считаю, что если зеркало не очень грязное, то можно и оставить. Зачем убирать, если человек сам оставляет о себе плохое мнение? Но, тут, безусловно, каждому владельцу инсталляции нужно решать самому.
Очень надеюсь, что аналогия с зеркалом поможет молодым авторам отделять зерна от плевел, а также не принимать близко к сердцу ругань, резкие комментарии и поможет вести дискуссии спокойно. И если у вас появился хамский, явно перевирающий факты, переписывающий на свой лад комментарий, помните все, что вы видите – лишь зеркало, в котором отражается ваше творение. И это проблема зеркала, если оно грязное, выгнуто-вогнутое, с трещинами, мутное и так далее.
В тоже время, если вы думаете, что показанное может быть правдой, пригласите другие зеркала, те, мнению которых вы доверяете и попросите показать смущающий вас момент. Не стоит изводить себя сомнениями в правильности того, что вы пишете. Сомневаетесь? Попросите критики с акцентом на том, что вас мучает. И процитирую одного знакомого автора: «Не сомневаются только дураки, поскольку не могут осознать всей информации»
Скажите, а ваше понимание критики и просто обратного мнения от читателей похоже на моё? Я буду очень рада, если вы выскажите любое свое мнение по этому поводу.
PS простите за много буковок.
Категории: Критика, рецензии, отзывы
Обновление: 20.05.2019, 13:20 2752 просмотров | 49 комментариев | 3 в избранном
Хэштег: #мысли
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора20
-
1627 / 9 22:52 Нина Линдт
И проснулся зверь...
-
3885 / 2 22:31 Эль Бланк
Болотник и Ледяница
-
256 / 8 22:19 Антонова Лидия
Сплошные неприятности и оборотень в придачу
-
5 / 3 22:13 Лена Тулинова
Хрустальный детектив
-
6442 / 18 22:09 ShadowCat
Клан. Нечеловеческий фактор
-
2236 / 3 22:07 Нина Линдт
Кот, Домовой и Василий Иванович. книга 2
-
310 / 26 22:00 Гончарова Галина Дмитриевна
Е.Н. Отт и Ехидна
-
422 / 1 21:48 Антонова Лидия
О бедной ведьме замолвите слово
-
17 / 1 21:46 Джули Айгелено
Призраки бывших хозяев
-
229 / 4 21:40 Ирина Зоткина (Ir-i-S)
Товарищ маньяк, или Раз дракон, два дракон
-
149 / 4 21:29 Ковальчук Юлия
Пустошь Забвения
-
15071 / 74 21:11 Кьяза
Последняя чашка кофе
-
1476 / 46 21:00 Эль Бланк
Квант и Каолина
-
700 / 5 20:51 Гончарова Галина Дмитриевна
Дракон-2. Дракон цвета смерти
-
32 / 13 20:21 Лана Андервуд
Перехитрить и не влюбиться
-
2070 / 67 20:11 NeTa
Когда-нибудь мы обязательно вернемся
-
6585 / 7 20:07 ShadowCat
Клан. Паутина
-
98 / 2 19:34 Лана Андервуд
Руана: в отпуск за счастьем
-
62 / 12 19:21 Соколова Надежда
Владелица замка на холме
-
1280 / 20 17:34 Ксения Мирошник
Пряная тайна
Обсуждения на сайте20
-
144 / 9 23:05 Ася Чез
Навья царевна
-
522 / 58 23:04 Татьяна Ренсинк
Тайна владычицы мечей
-
617 / 22 23:04 Юлия Фирсанова
Кира и К: радуга на запястье
-
736 / 20 23:04 Наталия Пегас
Был я, как ветер
-
1110 / 8 23:04 Светлана Нарватова
Семь снежинок на ладони
-
173 / 12 23:03 Таша Алферьева
Невеста по обману
-
216 / 4 23:03 Любовь Кулагина
София
-
10 / 5 23:02 Ая Ветова
Торт с сюрпризом, или Пленники лабиринта
-
88 / 1 23:02 Катрина Паскаль
Входящая во сны
-
204 / 2 23:02 Валери Лакруа
Зачарованный принц
-
1854 / 38 23:02 Анна Лященко
Дикий бастард
-
67 / 8 23:02 Влада Николаевна
Сын Сатаны (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ)
-
59 / 6 23:01 Влада Николаевна
Кровавое дело Теодора Мерфи (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ)
-
693 / 23 23:01 Ольга Олие
Кот плохого не посоветует
-
350 / 19 23:00 Василиса Панина
(Не)дама с собачкой
-
2099 / 37 22:59 Полянская Катерина
Мужчина из ведьминых грез
-
42 / 6 22:55 Елена Голубина
Вторая жизнь некроманта. Часть 2
-
1531 / 48 22:54 Яна Таар
Не морочь мне голову, Канада!
-
1627 / 9 22:52 Нина Линдт
И проснулся зверь...
-
716 / 6 22:52 Ежова Лана
Падший и Святая
- Хиты продаж 10
-
(не)Бальмануг.Дочь-2. Полина Лашина
149 руб
-
Зеркало Яви. Ата Мёдик
75 руб
-
Зимнее чудо для Даши. Соколова Надежда
144 руб
-
Муж в наследство. Кароль Елена / Эль Санна
169 руб
-
Мистер Кот и тот, кто в доме живет. Елизавета Соболянская
99 руб
-
Университет драконологии. Книга четвертая. Клятва крови. Малиновская Елена
199 руб 139 руб
-
Тайна попаданки, или Не про вашу честь, лорд! Ольга Олие
169 руб 135 руб
-
Квант и Каолина. Эль Бланк
89 руб 66 руб
-
Главная проблема Академии Драконов. Оксана Гринберга
119 руб
-
Тайны уездного города Крачск. Сезон 5. Антонова Лидия
Загружаются комментарии...