По поводу того, стоит или нет критиковать автора, либо раз уж пришёл читать — будь добр заткнуться, запихнуть своё недовольство туда, где гнездятся индейцы майя, и петь исключительно дифирамбы, переломано столько копий, что и подумать страшно. Лично я — за критику. Затыкать рот всем несогласным в любом случае бесполезно. Критикую сама, выражая личный вотум недоверия героям и поясняя свою позицию, и за это меня очень не любят в некоторых «окопах». Как же: смею идти против общей любви к персонажам и не верить в их светлое будущее. Или искренне восхищаюсь заявленным главгадом, потому что его действия и мотивы, в отличие от действий главдобряка, мне понятны, и я его даже в чём-то поддерживаю. Но при этом кое-кто из читающих ту же книгу скромно пишет на почту: «Как же здорово вы сформулировали мою мысль! Читаю и соглашаюсь». В такие моменты я слегка недоумеваю, что мешало товарищу высказаться самому, но… Чужая душа — потёмки. И речь не об этом.
Дальше личного может оказаться больше, чем букв, потому на всякий случай предупреждаю: не готовы узнать обо мне и моём отношении к критикам и критике что-то новое — не читайте. Отправлять всех желающих высказать претензии на известный адрес samdurak@gmail.com не буду (адрес, к слову, фейковый и совсем не мой : ) ), но… моё дело предупредить.
Если вы писали комментарии к моим книгам, то наверняка заметили, что я стараюсь отвечать всем читателям. И тем, кому не понравилось, тоже. Любая реакция на произведение для автора ценна сама по себе, пусть даже она окажется негативной.
Как любой нормальный автор, я люблю своих персонажей. И читать, что они кого-то разочаровали, немного грустно, поэтому я на всякий случай настораживаюсь и иду анализировать текст: а вдруг правда? Вдруг читателю не показалось? Вдруг персонаж из живого, со своими мыслями и чувствами, превратился в картонного статиста, марионетку на ниточках, и ничего, кроме справедливого раздражения, вызвать не может?
Но к негативу в адрес созданных мной героев я отношусь достаточно спокойно, понимая, что они не могут нравиться всем без исключения. Более того (сейчас скажу страшную вещь… Готовы?) я слегка нервничаю, когда в ответ на выставленное продолжение, в котором герой, на мой взгляд, заслуживает порицания, вижу сплошь и рядом восхищение. Как тут не вспомнить старую добрую мудрость: если всё идёт, как по маслу, значит, что-то идёт не так…
Кроме того, критика в принципе делится на три категории: конструктивная, деструктивная и зряшная. Конструктивную, типа провалов в сюжете, недостаточной мотивации для того или иного поступка героя, да тех же опечаток и стилистических ошибок, я аккуратно и с благодарностью заношу в отдельный файлик. Для доработки.
Деструктивная, типа коротких вбросов определённой субстанции а-ля «Книга отстойная, автор дурак», внимания не заслуживает. Если уж книга отстойная и автор дурак, так поясните свою позицию, автор с удовольствием и живым интересом почитает, поржёт под столом… в смысле, сильно огорчится, да-да.
А вот к чему я на 99,9 % оказалась не готова, выкладывая книги на открытых литресурсах, так это к одному интересному подвиду критики зряшной. В общем её можно охарактеризовать фразой «Автор не оправдал моих ожиданий». Я никак не думала увидеть на своих страничках великолепные перлы типа «Сюжет, конечно, интересный, но я представлял(а) его развитие иначе», «Я не люблю фэнтези, не читаю его и не интересуюсь, но вот наткнулась на вашу книгу, читаю, и знаете что? Это же фэнтези в чистом виде! Как так? Мне не нравится!». И моё любимое, из присланного на почту вопроса: «А почему в большинстве ваших рассказов открытый финал? Это неправильно». Честно, этот вопрос ввёл меня в ступор.
Именно такая критика меня удивляет. Не смешит, как вбросы разгуливающих по всем литресурсам без исключения троллей, разводящих на эмоции, не вызывает чувство благодарности за внимательность, как ценные и справедливые замечания. Удивляет. И я надолго зависаю над клавиатурой, думая, что же ответить.
Попробую пояснить свою позицию с точки зрения читателя. Если мне не нравится сюжет, авторский стиль или выбранная автором цель, которая легко читается между строк, я эту книгу просто закрою. Автор не виноват, что его видение не совпадает с моим. К примеру, Светлану Алексиевич «У войны не женское лицо» я прочла на одном дыхании, рыдая, как бобёр, над каждой страницей от ужаса и жалости, а её же «Цинковые мальчики» не пошли мне категорически. Бросила на половине. Или Лев Толстой. «Анну Каренину» читала с огромным удовольствием. «Войну и Мир» — с зубовным скрежетом, желая сварить автора в кипятке за самый отвратительный образ жены и матери в русской литературе (это я о Наташе Ростовой, если кто не понял). Или из тех авторов, которых читаю сейчас. Есть на СИ «автор одной темы». СЛР, лёгкие и простые. Пару её романов я прочитала с интересом, даже переживала за героев, а последний закрыла. Не пошёл от слова «совсем». Сюжет гениален: на первых же страницах главгерой заявляет главгероине — хочешь подпись на документе, раздевайся и раздвигай ноги. И дальше по книге он её, собственно, только и делает, что ахает, они без конца ругаются, а автором это выдаётся за норму и «так должно быть, это ж между ними искрит, у них любофф асюсяй». В какой-то момент поняла, что ни на йоту не верю поступкам героев и тому, куда их ведёт автор (к браку и счастливой семейной жизни), и закрыла эту книгу навсегда. Так к чему это я? Ни Алексиевич, ни Лев Николаевич, ни СИшный автор не виноваты в том, что они написали не то, что мне хотелось. Это мои личные читательские ожидания не совпали с текстом, и укорять за это автора как-то не совсем корректно.
Тем более, вкусы у всех разные. Я, к примеру, очень люблю грейпфрут с солью и белым шоколадом. И кофе с щепоткой морской соли. А кто-то обожает горький шоколад с кетчупом. Или маринованный огурец с мороженым. И утверждают, что это очень вкусно. И если лично я такое есть не буду ни за какие коврижки и даже с великой голодухи, это не значит, что виноват тот, кто готовил. Скорее, это я неправильно выбрала блюдо. И справедливый повод для возмущения у меня будет только в том случае, если я приду в магазин за лососем, а мне под его видом попытаются всучить окуня по той же цене. Тогда моё негодование будет законным и вполне понятным. К примеру, справедливый укор — плохо вычитанная книга. Мне очень стыдно, что на моей странице лежат чернейшие черновики, правда. И я крайне благодарна тем, кто помогает мне исправить эту ситуацию, взяв на себя тяжёлый труд по вычитке, дав мне возможность спокойно писать дальше. Спасибо вам огромное, мои дорогие Наташа, Марина и Мария. И все те, кто не ленится указать на выловленные опечатки и ошибки по новому, с пылу-жару кусочку.
Но когда я получаю в ответ на выложенную проду что-то вроде «По-моему, героиня ведёт себя неправильно» или «Я ждала от этой книги большего, ведь другие ваши книги были просто супер», то немного теряюсь, не понимая смысла этой критики и сути претензии. А как должны вести себя герои? Где мануал по идеально правильному поведению персонажей в различных ситуациях? И чего конкретно человек ждал от книги?.. В такие моменты хочется написать в ответ что-то вроде no comments. Хотя, будем откровенны, так и хочется сказать: «Милый мой читатель, не любишь сало в шоколаде — не ешь! Насильно ведь никто в тебя его не пихает». А я пытаюсь выяснить, в чём именно заключается недовольство читателя, поясняю мотивы действий героев… и чаще всего не получаю ответа. Как реагировать на такую критику, не знаю до сих пор, потому опять же — на всякий случай — настораживаюсь и перечитываю спорный кусочек.
Но таких отзывов немного. И слава Богу. В основном замечания, которые пишут мои замечательные читатели, как раз по делу. Такая критика — бесценна. Ею вы вдохновляете меня не меньше, чем положительными отзывами. Спасибо, что не жалеете времени на подробные комментарии, помогающие сделать книгу лучше.
С теплом,
Ника Веймар
Категории: Статьи
Обновление: 29.09.2016, 20:13 1922 просмотров | 35 комментариев | 3 в избранном
Хэштег: #мысли
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у автора1
Обсуждения у друзей автора20
-
24 / 12 01:31 Арина Семёнова
Скандал с афиши
-
3131 / 80 01:22 Мария Морозова
Связанные целью
-
1194 / 14 01:13 михайловна надежда
(Не)Решенное уравнение
-
340 / 9 01:11 Варвара Метель
13 шагов до завтра
-
553 / 34 01:08 Гончарова Галина Дмитриевна
Е.Н. Отт и Ехидна
-
1 / 1 00:54 Анастасия Офлиди (Лягушонок)
Дракон любви не помеха! или Случайная невеста
-
585 / 11 00:37 Валентина Савенко
Разыскивается чудовище
-
711 / 24 00:32 Виола Редж
Код дракона
-
817 / 19 00:16 Стрельникова Кира
Господин Плотник
-
230 / 6 00:16 Юлия Вилс
(Не) верь предсказаниям
-
15571 / 37 00:07 Кьяза
Последняя чашка кофе
-
724 / 9 24 апр Катерина Katsurini
Одной жизни мало
-
3545 / 35 24 апр Полянская Катерина
Мужчина из ведьминых грез
-
443 / 6 24 апр Таня Свон
Проданная
-
293 / 30 24 апр Ольга Копылова
Как (не) выйти замуж за императора
-
11272 / 1 24 апр Снежная Александра
Сокровище ирлингов
-
3 / 1 24 апр Антонова Лидия
Закон любви
-
95 / 4 24 апр Елена Северная
Как домовой хозяйку отдал замуж
-
442 / 3 24 апр Старушка
Метель в Чем-о-Дане
-
388 / 3 24 апр А.Волжская, В.Яблонцева
Великое открытие Линнет Найт
Обсуждения на сайте20
-
90 / 3 01:34 Оксана Захарова
Дочь куртизанки
-
24 / 12 01:31 Арина Семёнова
Скандал с афиши
-
289 / 4 01:25 Ирина Крылова
Сними свою маску
-
243 / 17 01:23 Ева Финова
Содержанка герцога
-
3131 / 80 01:22 Мария Морозова
Связанные целью
-
1194 / 14 01:13 михайловна надежда
(Не)Решенное уравнение
-
340 / 9 01:11 Варвара Метель
13 шагов до завтра
-
235 / 5 01:10 Ася Чез
Навья царевна
-
553 / 34 01:08 Гончарова Галина Дмитриевна
Е.Н. Отт и Ехидна
-
64 / 8 01:02 Оксана Гринберга
Самая главная проблема Академии Драконов
-
207 / 11 01:00 Таня Балер
Девушка с пробегом
-
4405 / 25 00:55 Таша Алферьева
Нежданный гость
-
1 / 1 00:54 Анастасия Офлиди (Лягушонок)
Дракон любви не помеха! или Случайная невеста
-
196 / 1 00:51 Влада Николаевна
Танцы с Судьбой. Часть 14. Проклятие Ойкумены (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ)
-
172 / 9 00:51 Лена Тулинова
Хрустальный детектив
-
1950 / 3 00:51 Анна Мария Роу
Отбор для сивиллы
-
674 / 28 00:47 Таша Алферьева
Невеста по обману
-
1972 / 6 00:44 Яна Таар
Не морочь мне голову, Канада!
-
585 / 11 00:37 Валентина Савенко
Разыскивается чудовище
-
731 / 3 00:36 Елена Гринева
Пепел и пустошь
Сегодня День Рождения!2
- Хиты продаж 9
-
Тайны уездного города Крачск. Сезон 5. Антонова Лидия
-
Только бы зеркало уцелело. Анна Дашевская (Martann)
200 руб 134 руб
-
Гувернантка в драконьем поместье. Аманда Франкон
99 руб
-
Тайна попаданки, или Не про вашу честь, лорд! Ольга Олие
169 руб
-
Адвокат по магическим делам. Анна Орлова
-
Леди Неудача. Кароль Елена / Эль Санна
119 руб
-
Антийские кружева. Эльга С.
159 руб
-
Тьма княжества Райохан, или Месть отвергнутой невесты. Ируна Белик
99 руб
-
Звёздная Тарантелла. Астрадени Джейн
88 руб 26 руб
Загружаются комментарии...