На всякий случай уточню для тех, кто, как говорится, не в теме: ромфант = романтическая фантастика, причём речь идёт в первую очередь о фэнтези (но и о космоопере тоже), написанном о любви. И, чаще всего, женщинами. К такому жанру пренебрежительно относятся априори, дескать, никакое это не фэнтези, это любовный роман в фэнтезийном антураже. И считается сие страшным-престрашным обвинением, потому что «любовный роман» - это словосочетание практически ругательное, а фэнтези обязательно должно быть эпическим, как у Толкиена, а что отличается, то от лукавого.
Что во всём это занятно? Давайте попробуем взглянуть на ситуацию без предубеждений и без сантиментов. Отношения между мужчиной и женщиной и становление семьи – это темы, играющие важную роль в жизни очень многих людей. Они в той или иной степени затрагивают почти всех, причём как женщин, так и мужчин. Именно эти темы и связанные в ними вопросы оказываются в центре внимания в ромфанте. Взаимоотношения между полами, мужская и женская психология, мужская и женская сексуальность, семейные конфликты, сложности на пути к образованию новой ячейки общества. Вот за это мы ругаем книги. За это вешаем на них ярлыки и заведомо объявляем не-литературой. И спрашиваем человека, пишущего в таком жанре, а не пробовал ли он перейти на что-нибудь более серьёзное. Друзья мои, а что может быть серьёзнее, и важнее, и актуальнее?
Нет, можно, конечно, найти и другие актуальные темы, книги и не должны быть все об одном и том же. Но давайте на секунду взглянем на ряд вопросов, поднимающихся в «фанте», том, которые без приставки «ром-», и который благодаря этому считают литературой намного чаще. Я просто перечислю несколько вариантов. Человек попал в мир компьютерной игры и не может из него выбраться. Киборг страдает от психологических проблем, ибо хочет быть человеком, но осознаёт, что таковым не является. Человечество было большей частью уничтожено в результате ядерной катастрофы / природного катаклизма / восстания роботов, и теперь пытается каким-то образом восстановить цивилизацию. Кто победит в войне с инопланетянами? Что будет, если, попав в прошлое, мы начнём влиять на будущее?
Сразу подчеркну: многие из приведённых выше тем представляются мне чрезвычайно интересными. В качестве игры ума, логических задачек и простора для фантазии. Но являются ли они актуальными? По большей части, прямо скажем, нет. Притом они не только не слишком актуальны сейчас, но вполне могут не стать таковыми никогда (а могут и стать, тут уже вопрос отдельный). Это НЕ недостаток для литературного произведения, но…относиться к таким темам серьёзно, а к вопросу взаимоотношений между мужчинами и женщинами, который сейчас, здесь, для всех и каждого, актуален – с пренебрежением? Считать книги о первом Литературой с большой буквы, а о втором – макулатурой? В самом деле? И где же в таком случае пресловутая мужская логика?
Итак, темы, затрагиваемые в ромфанте, ничем не хуже тех, которые мы наблюдаем в научной фантастике, эпическом фэнтези, литРПГ и многих других жанрах. Почему же тогда именно к первой категории относятся так пренебрежительно? Настолько, что поклонники жанра даже стесняются в этом признаться, а если кто-то застукает их за чтением любовного романа, поспешат уточнить, что это они просто случайно книжку «отдохнуть на вечерок» взяли, а вообще-то читают исключительно Толстого, Набокова и в крайнем случае Гаррисона с Хайнлайном? Тут я ничего нового не скажу, всё уже сказано до меня. И в блогах, и в статьях по литературоведению. Любовный роман ассоциируется с авторами и читателями женского пола. А женщина – это же человек второго сорта! И литература, которая нравится женщинам, которую пишут женщины, которая затрагивает темы, актуальные для женщин (или рассматривает темы, актуальные для всех, с женской позиции), а заодно та, где женщины – главные героини, да ещё и, не дай боже, текст написан от лица женщины, - по определению считается второсортной. Вот темы, интересующие мужчин (даже если это – бластеры, охота на динозавров или принцип работы двигателей космического корабля), считаются серьёзными, общечеловеческими и правильными. А женщины, если вообще влезают в литературу (зачем, непонятно, мужская же была профессия!), пусть изволят писать о том же самом, и так, чтобы от мужского текста нельзя было отличить, а лучше – взяв мужской псевдоним. Иначе объявим их недотраханными домохозяйками (честное слово, не я такую формулировку придумала), а их творения – макулатурой.
Сейчас мне скажут: но ведь действительно в ромфанте пишется много некачественных книг! Действительно. Пишется. Много. Особенно сейчас, когда литературу старательно превращают в бизнес, причём совершенно осознанно и методично. А в других жанрах, думаете, плохого не пишется? И раньше не писалось? Так перечитайте «Мастера и Маргариту» и вот этот незабвенный диалог, очень многое делающий понятным:
— А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.
— Ужасно не нравятся.
— А вы какие читали?
— Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.
— А как же вы говорите?
— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал?
Так вот, суммируя. Дорогие женщины! Читайте то, что вам нравится. Пишите то, что вам нравится. И давайте, когда нас будут спрашивать, какие книги мы любим читать, вне зависимости от того, какой это жанр, отвечать прямо, честно, и с достоинством, глядя собеседнику в глаза. Давайте будем уважать себя и свои вкусы. Тогда и остальное приложится.
Дисклеймер. Есть масса авторов-мужчин, которых я читаю и уважаю. В этом посте я сосредоточилась на достоинствах женской литературы потому, что именно на неё так часто совершаются нападки.
Категории: Статьи
Обновление: 21.06.2018, 12:39 4624 просмотров | 61 комментариев | 5 в избранном
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора20
-
693 / 23 23:05 Ольга Олие
Кот плохого не посоветует
-
716 / 6 22:52 Ежова Лана
Падший и Святая
-
158 / 2 22:39 Наталия Котянова
От судьбы не спрячешься (Стихийники)
-
43 / 8 22:34 Мария Терентьева
Сложный день для ангела
-
115 / 8 22:34 Мария Терентьева
Огненные лепестки для Цитрины
-
5 / 3 22:13 Лена Тулинова
Хрустальный детектив
-
223 / 5 22:06 Елена Матеуш
Затерянный город альвов
-
474 / 1 22:04 Халимендис Тори
Драконов злить не рекомендуется
-
421 / 19 22:00 Халимендис Тори
Трудовые будни его котейшества
-
327 / 2 21:32 Ольга Олие
Тайна попаданки, или Не про вашу честь, лорд!
-
1415 / 2 20:56 Анна Неделина
Я не знала
-
104 / 1 20:52 Чимназ Мамедова
Отражение спасет тебя
-
940 / 8 20:42 Халимендис Тори
Напророченная
-
32 / 13 20:21 Лана Андервуд
Перехитрить и не влюбиться
-
68 / 4 19:41 Дарья Иорданская
Призраки завтра
-
98 / 2 19:34 Лана Андервуд
Руана: в отпуск за счастьем
-
2 / 2 18:59 Юлия Шкутова
С любовью, ведьма
-
93 / 8 18:43 Елена Матеуш
Прости, я не подумал...
-
145 / 2 18:42 Азарова Екатерина
Кот в мешке
-
1881 / 7 18:09 Анна Мария Роу
Отбор для сивиллы
Обсуждения на сайте20
-
351 / 14 23:11 Василиса Панина
(Не)дама с собачкой
-
2 / 2 23:11 Яна Данк
Полночные тайны
-
61 / 3 23:11 Дарья Ву
Травница для Белого Лиса
-
69 / 2 23:10 Ирина Каденская
Сиротка. Исторический роман. Визуализация героев
-
536 / 54 23:09 Татьяна Ренсинк
Тайна владычицы мечей
-
1528 / 15 23:09 Антошина Елена
Вишнёвый пепел. Невеста огненного лорда
-
230 / 5 23:07 Ирина Зоткина (Ir-i-S)
Товарищ маньяк, или Раз дракон, два дракон
-
694 / 24 23:05 Ольга Олие
Кот плохого не посоветует
-
144 / 9 23:05 Ася Чез
Навья царевна
-
617 / 22 23:04 Юлия Фирсанова
Кира и К: радуга на запястье
-
736 / 20 23:04 Наталия Пегас
Был я, как ветер
-
1110 / 8 23:04 Светлана Нарватова
Семь снежинок на ладони
-
173 / 12 23:03 Таша Алферьева
Невеста по обману
-
216 / 4 23:03 Любовь Кулагина
София
-
10 / 5 23:02 Ая Ветова
Торт с сюрпризом, или Пленники лабиринта
-
88 / 1 23:02 Катрина Паскаль
Входящая во сны
-
204 / 2 23:02 Валери Лакруа
Зачарованный принц
-
1854 / 38 23:02 Анна Лященко
Дикий бастард
-
67 / 8 23:02 Влада Николаевна
Сын Сатаны (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ)
-
59 / 6 23:01 Влада Николаевна
Кровавое дело Теодора Мерфи (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ)
- Хиты продаж 10
-
Муж в наследство. Кароль Елена / Эль Санна
169 руб
-
Университет драконологии. Книга четвертая. Клятва крови. Малиновская Елена
199 руб 139 руб
-
Тайна попаданки, или Не про вашу честь, лорд! Ольга Олие
169 руб 135 руб
-
(не)Бальмануг.Дочь-2. Полина Лашина
149 руб
-
Зимнее чудо для Даши. Соколова Надежда
144 руб
-
Мистер Кот и тот, кто в доме живет. Елизавета Соболянская
99 руб
-
Зеркало Яви. Ата Мёдик
75 руб
-
Главная проблема Академии Драконов. Оксана Гринберга
119 руб
-
Квант и Каолина. Эль Бланк
89 руб 66 руб
-
Тайны уездного города Крачск. Сезон 5. Антонова Лидия
Загружаются комментарии...