Церковная иерархия

10.02.2019, 11:22 Автор: Ярослав Васильев

Решил слегка разнообразить ленту блогов, которая в последнее время сплошь превратилась в рекламную ленту..

Разнообразные религии, храмы, жрецы и Церкви - это обязательный атрибут очень многих фентези-романов. Но есть одна сложность: авторы зачастую очень плохо представляют себе устройство реальных Церквей (и вообще религиозных объединений), и отсюда в придуманных культах нет системы. Можно обойтись? Вроде запросто... но каша в голове автора неизбежно где-то да прольётся на страницы книги. Потому, в качестве одного из примеров и возможно основы для создания своей системы предлагаю ознакомиться с "реально действующим образцом". То есть со структурой Православной Церкви.

Священнослужители
Служители Церкви отличаются от мирян тем, что в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени служения: диакон, священник (иерей) и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.

Епископы
Высший священный чин. Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения. Епископом в современной русской традиции может стать только монах. Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы. Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Звания епископов
Епископ
Архиепископ — старейший, наиболее заслуженный
епископ.
Митрополит — епископ главного города, области или провинции или наиболее заслуженный епископ.
Викарий (лат. наместник) — епископ — помощник другого епископа или его наместник.
Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.

Священник (иерей)
Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии т. е. рукоположения.

Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.

Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

Звания иереев

из белого духовенства

Иерей

Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

из черного духовенства

Иеромонах

Архимандрит — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах или настоятель монастыря.

Игумен заслуженный иеромонах и при этом настоятель монастыря. При оставлении должности
настоятеля звание игумена сохраняется.

В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.

Диакон
Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств. Участие диакона в богослужениях не обязательно.

Звания диаконов

из белого духовенства

Диакон

Протодиакон — старший диакон

из черного духовенства

Иеродиакон

Архидиакон — старший иеродиакон

************



Кроме того существуют церковнослужители. Они не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа или по благословению настоятеля храма. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.

Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.

Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.

Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.





Ну и под занавес. Не так уж редко встречал обращение к священнику "Святой отец". Так вот для справки. Это обращение к священникам пришло к нам из неправильных переводов иностранных фильмов. На самом деле формулировка “святой отец” используется в католической традиции исключительно по отношению к Папе Римскому, к священникам обращаются просто “отец” на языке той местности, где расположен приход.

Категории: Статьи



Обновление: 10.02.2019, 11:22 123 просмотров | 9 комментариев | 3 в избранном

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

11.02.2019, 14:59 #8271466 Ната Ната

   Ярослав Васильев:
      Ната:
      Это интересно, на самом деле, но автор сам может создать религиозную систему, допустим, на основе, например, иудаизма или какого-нибудь бабизма. Почему нет? Или придумать свое уникальное.
  
   А вас инквизиторы, любимый персонаж фентези сейчас не удивляют? При этом знания про инквизицию у авторов на уровне агиток протестантов из эпохи религиозных войн. И так во всём. Ибо "у меня из головы, придумываю как хочу"
Так не пишу, что не надо ничего изучать, я пишу о том, что не всегда надо строить свою систему на основе православного христианства. Если инквизитор, то, возможно, лучше будет строит на основе католицизма? Опять же, чтобы создать свою логичную и не противоречивую систему, надо изучить другие. Когда же некоторые авторы выдумывают что-то свое, не изучая вопрос получается не очень хорошо, Это все равно, что сшить платье, не зная, как шить вообще. Хорошо ли платье в таком случае получится? Сомневаюсь
Но вы сделали акцент на систему Церкви и религию, хотя на самом деле просто подход у некоторых авторов такой ко всему, не продумана ни политическая, ни религиозная система, ни законы, ни судейство -- ну почти ничего. В этой связи, многие типа интриги, которые плетёт героиня/герой похожи на игру в шахматы без игрового поля и с нарушением правил ходов основных фигур.
Так что это скорее подход такой спустя рукава

  
      Все же церковная система православного христианства формировалась не одно десятилетие, для того, чтобы в ней разобраться надо определенное время, а в фетези, если это не нужно для сюжета, не надо усложнять. ИМХО
  
   Елизавета Дворецкая как-то сказала: 99 из 100 читателей совершенно не разбираются в доспехах, и потому вы можете вроде бы обойтись тем, что возьмёте из головы как выглядит . Но... если у вас есть возможность, сходите в Оружейную палату и посмотрите на этот шлем. Поверьте, выйдет гораздо лучше.

Если автор описывает сражение в этих доспехах, облачение в доспехи, их ковку и тд и тп, тут в любом случае надо смотреть, изучать материалы, фото и тд, просто потому, что иначе сам автор не сможет представить, чтобы описать.
А если у нас доспехи проскакивают в книге только как семейная реликвия в замке главного героя и все участие этих доспехов в сюжете в том, что они падают на голову гг, когда он подсматривает, то, можно и не углубляться в подробности.

11.02.2019, 11:43 #8270263 Ярослав Васильев Ярослав Васильев

А вот сделайте. будет тоже очень интересно
   Ирина Кварталова:
   Отличный материал! Сама хотела на эту тему сделать обзор литературы, но у меня скорее именно про западное монашество. Вряд ли это пользуется большой популярностью)

11.02.2019, 11:42 #8270261 Ярослав Васильев Ярослав Васильев

   Ната:
   Это интересно, на самом деле, но автор сам может создать религиозную систему, допустим, на основе, например, иудаизма или какого-нибудь бабизма. Почему нет? Или придумать свое уникальное.

А вас инквизиторы, любимый персонаж фентези сейчас не удивляют? При этом знания про инквизицию у авторов на уровне агиток протестантов из эпохи религиозных войн. И так во всём. Ибо "у меня из головы, придумываю как хочу"

   Все же церковная система православного христианства формировалась не одно десятилетие, для того, чтобы в ней разобраться надо определенное время, а в фетези, если это не нужно для сюжета, не надо усложнять. ИМХО

Елизавета Дворецкая как-то сказала: 99 из 100 читателей совершенно не разбираются в доспехах, и потому вы можете вроде бы обойтись тем, что возьмёте из головы как выглядит . Но... если у вас есть возможность, сходите в Оружейную палату и посмотрите на этот шлем. Поверьте, выйдет гораздо лучше.

11.02.2019, 11:30 #8270209 Ярослав Васильев Ярослав Васильев

Тоже надеюсь
   Анна Гале:
   Да, обращение "святой отец" иногда выглядит в книге довольно забавно. Особенно если так обращаются к православному священнику. Спасибо, этот пост наверняка многим может пригодиться.

11.02.2019, 11:30 #8270207 Ярослав Васильев Ярослав Васильев

Зато полезно
   Елена Абрамова:
   Как все это сложно! (

10.02.2019, 20:16 #8266404 Ирина Кварталова Ирина Кварталова

Отличный материал! Сама хотела на эту тему сделать обзор литературы, но у меня скорее именно про западное монашество. Вряд ли это пользуется большой популярностью)

10.02.2019, 14:38 #8264668 Ната Ната

Это интересно, на самом деле, но автор сам может создать религиозную систему, допустим, на основе, например, иудаизма или какого-нибудь бабизма. Почему нет? Или придумать свое уникальное.
Все же церковная система православного христианства формировалась не одно десятилетие, для того, чтобы в ней разобраться надо определенное время, а в фетези, если это не нужно для сюжета, не надо усложнять. ИМХО

10.02.2019, 14:11 #8264527 Анна Гале Анна Гале

Да, обращение "святой отец" иногда выглядит в книге довольно забавно. Особенно если так обращаются к православному священнику. Спасибо, этот пост наверняка многим может пригодиться.

10.02.2019, 13:59 #8264471 Елена Абрамова Елена Абрамова

Как все это сложно! (

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20