Мои 50 книг в 2020

07.01.2021, 06:52 Автор: Роман Фомин

Марафон #50 книг за год 2020
Попробую завести запись в блоге на год.
Нашему писательскому брату (и сестре), как известно, важно не только писать, но и непрерывно, в каждом удобном случае читать.

Когда-то я читал, чтобы занять время, потом, чтобы нагрузиться нужными знаниями, теперь процесс этот стал частью жизни, наряду с приемом пищи и прочими потребностями.

Поехали, там где с комментарием - прочитано:
1. "Камера Обскура" Набоков. Многовато драматизима, но язык прекрасен. Хотя бы вот эта цитата: "Она смеялась, словно переливалась через край".
2. "Повесть о Гэндзи" Мурасаки Сикибу, т.3. Вот и ушли ослепительные Гэндзи и Мурасаки. Как все непрочно и мимолетно в этом мире. А впереди последний, 4-й том, хотя казалось бы...
3. "Белые ночи" Достоевского. Мастер, разумеется, неподражаем. Концовка не сказать, чтобы счастливая, но после прочтения - хорошо.
4. "Похвала тени", сборник Дзинъитиро Танидзаки. Особая японская потаенность ваби-саби. Тихая тень, спрятанная под стрехами залитой солнцем синтоистской кумирни
5. "Титан" Теодора Драйзера. Ода порицания и восхищения эгоизму и упрямству. Зашкаливающее внимание к деталям. В общем, все как мы любим

6. "Благоволительницы" Джонатан Литтелл. Война, глазами сходящего с ума немецкого офицера. Документально, сильно и жестко о ВМВ/ВОВ.
7. "Теогония" Геосид. Надо ж понять, как все начиналось. Не знал, к примеру, что музы, покровительницы творчества, были дочерью Мнемосины, богини памяти. Без памяти в творчестве никуда, правда ведь?
8. "Бедные люди" Достоевский. Дебют классика. Но нет. Выбираю "Белые ночи".
9. "Рассказ служанки" Этвуд. Очень круто. В лучших традициях Оруэловского 1984. Явно обогнала время, написав роман в 1985. Вдобавок к сюжету прекрасный, образный язык.
10. "Объяли меня воды до души моей" Киндзабуро Оэ. Нобелевский лауреат. По-моему, не за эту книгу. Драматично, но уж очень вязко.

11. "Мартин Иден" Джека Лондона. Нетипичный его роман. Выстраданная, личная история. Вспыхнуть, чтобы выгореть дотла
12. Нил Стивенсон "Лавина". Зашкаливающе эпично. Апокалипсис в киберпанке. Каждый по своему интерпретирует Вавилон
13. "Молчание" Сюсаку Эндо. Кто же ожидал от японца классического романа о вопросах христианской веры? Очень сильно.
14. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" Лагерлеф. Промахнулся с переводом, наткнулся на вольный пересказ, а меж прочим - первая женщина Нобелевский лауреат в литература. Поищем другой
15. "Щегол" Донны Тартт. Шедевр. Пулитцер. Очень много путанных мыслей в голове. Роман требует вдумчивого проживания. Слог - наслаждение. Рекомендую

16. Эдуард Лимонов "Это я - Эдичка". Добрался, когда автора уже не стало. Неоднозначный персонаж, однако - Писатель. Пронзительно.
17. "Основание и Империя" Азимова. При всем уважении к мэтру фантастики, здесь он, по-моему, перехитрил сам себя. Развязка и таинственный враг были разгаданны до обидного рано.
18. "Гордость и предубеждение" Джейн Остин. Просто одна из наиболее популярных великобританских книг. По-английски чопорно, непрямолинейно и остроумно. Отлично.
19. Берем "Бравого солдата Швейка", присыпаем Кафкой и "Бойней номер пять" Воннегута. Взбалтываем до густоты. Заботливо укладываем в быковский "В бой идут одни старики". Готовим, тщательно удаляя накипь патриотизма. Получаем блестящую "Уловку 22" Джозефа Хеллера.
20. "Стон горы" Ясунари Кавабата. Нобелевский лауреат. Разваливающаяся семья, как миниатюрный прототип потерявшей идентичность послевоенной страны. Хорошо.

21. "Анафем" Нила Стивенсона. "Стлу мне! Хорду! Я опаздываю на мессал! Не могу пропустить периклинического диалога тысячелетников!" Шикарная фантастика! Чересчур много вокруг риторов. Очень не хватает инкантера.
22. "Пандемия" Франка Тилье. Динамичное, остросюжетное, линейное чтиво. Краски сгущены, но предсказуемы. Гениальные злодеи ближе к концу глупеют, давая добру шанс восторжествовать. Респект за детальный анализ в частности пандемии гриппа - как это происходит.
23. "Повесть о Гэндзи", Мурасаки Сикибу. Последний, 4-й том. Незавидна судьба благородных красавиц из уезда Удзи. Перефразируя классика, ни, понимаешь, в монахини постричься, ни утопиться.
24. "Гранатовый браслет" Куприна. Какими-то новыми красками заиграл, пропущенный со времен школы. Где-то рядом с Цвейгом. Хорошо.
25. "Казус Кукоцкого" Людмилы Улицкой. Очень понравилось. Отточенный, образный язык, глубина и кружево выводов. Лимб.

26. Ромен Ролан цикл "Театр революции", пьесы "14 июля", "Дантон", "Робеспьер". Исторично, воодушевительно, знакомые цитаты - "революция пожирает своих сыновей", etc. Однако столько пафоса, что ажно на зубах скрипит. Тяжело читать. Анатоль Франц понравился гораздо больше.
27. "Часы", Майкла Каннингема. Пулитцер. Красиво, живо, с пронимающей, сквозной развязкой. Присутствует некий перекос в тему ЛГБТ, но книгу это совсем не портит.
28. Тайхэйки "Повесть о Великом мире". Записанная монахами история Японии. 14 век, период правления двух императоров - северного и южного двора. Легендарный и самоотверженный защитник Кусуноки Масасигэ.
29. Трумен Капоте "Голоса травы", "Завтрак у Тиффани". Пулитцеровская премия за "Тиффани". Она и вправду прекрасна, лучшая в пятерке.
30. "Оправдание" Дмитрия Быкова. С Быковской прозой мне всегда сложно. Вроде и начинает хорошо, и идею предлагает, но уж так вывернет, что может лучше бы и не начинал. Язык, впрочем, хорош.

31. Фрэнк Герберт "Дюна" - пропущенная классика фантастики. Таинственная живая пустыня Арракиса, хтонические Податели и непобедимый, избранный Муаддиб. Встречаем экранизацию Дени Вильнева во всеоружии
32. Марсель Пруст "Содом и Гоморра" (4 of 7) - свитые в спирали предложения. Чопорные и язвительные французские салоны. Содом и Гоморра снаружи повторяют те, что внутри.
33. Гомер "Илиада", правильнее бы назвать гневом Ахиллеса. Традиционно эпично, с нагромождением гордых греческих пафосов: "пал и взгремели на падшем доспехи", "деве свободы не дам, она обветшает в неволе"
34. Ремарк "Черный Обелиск". Проза Ремарка волшебна. Цинизм и чуткость, скепсис и глубокая ранимость. Изабелла, пьющая луну, как недостижимая муза. И самостоятельная, гордая Герда, как отвергнутая повседневность. Лучшая в пятерке
35. Мо Янь "Страна вина". Нобелевка. Отдаю должное смелости скрытых в аллегориях намеков. Самые откровенные - о поедании детей и неравенстве в китайском обществе победившего социализма. Опытный следователь Дин Гоуэр тонет в отхожей яме

36. Энн Бронте "Незнакомка и Уайлдфелл-Холла". Вызов, брошенный самостоятельной молодой матерью Хелен патриархальному викторианскому обществу.
37. Глуховский "Текст". Посмотрел после интервью у Дудя. Мрачно, реалистично, хорошо узнается Москва и особенно Подмосковье. Современный нуар.
38. Салман Рушди "Дети полуночи". Волшебство литературы. Постколониальная Индия под слепыми колесами Джаггернаута. Сильнейший роман
39. Айзек Азимов "Второе Основание" (3 of 3). Закончил эпичную сагу. Прозорливые психоисторики бесстрашно ворочают киль густонаселенной галактики.
40. Теодор Драйзер "Стоик" (3 of 3). "Трилогия желания" позади. Резкий поворот в бреность бытия. Империи обращаются в пыль. Впечатлило.

41. "Пиквикский клуб" Чарльза Диккенса. Шикарный язык. Над половиной страниц книги в голос смеялся. Пиквик и Сэм - прототипы английского джентльмена и его верного слуги.
42. Японские былегенды "Нихон реики", "Одзе гокуракки", "Хокэке кэнки". Аллегорично о том, как на смену хтонического, родового синтоизма приходит индивидуальное подвижничество и буддизм.
43. "Медея и ее дети" Улицкой. Поначалу напоминала скучный спин-офф "Казуса Кукоцкого". Но дальше, где стихи и страсть, уничтожающая тонкую душу, просто проглотил одним обжигающим "шотом". Отлично
44. "Хитроумный идальго Дон Кихот" (1 of 2) Сервантеза. Ода бесконечному оптимизму. Неудачливого рыцаря никто так и не убедил в ошибочности суждений. Ни здравый смысл, ни выбитые зубы
45. "Лолита" Набокова. Эстет и виртуоз слова. Проза, которую читаешь, как перебираешь драгоценные камушки в ларце с сокровищами. Изумительно, при всей щекотливости темы.
В этой пятерке, без победителей. Все хороши

46. Томас Манн "Смерть в Венеции". Мэтр тяжеловесен и многословен. Ашенбах и Тадзио - очередной виток вечного запретного сюжета о тяге увядания к красоте юности
47. Дзинъитиро Танидзаки "Мелкий снег". Теплый роман с глубоким погружением в японский быт. Цуруко, Сатико, Юкико и Таэко - четыре оттенка тонкой, прекрасной, закрытой души.
48. Иво Андрич "Мост на Дрине". Нобелевка. История лоскута земли вдруг вспыхнула красками, наполнилась душой и болью. Прекрасно.
49. Нил Стивенсон "Семиевие". Научно, детально и прямолинейно. Отлично! Правда 3-ю часть книги я бы сократил до пяти страниц. Не поверил в нее. Слишком послушно построились в шеренги потомки Семи Ев.
50. Уильямм Теккерей "Ярмарка Тщеславия". Могучий роман. Понравился едкий и безжалостный авторский голос. Жаль только, что ярмарка почитает покорных, сердобольных глупышек Эмилий, вместо ярких, остроумных, неунывающих Ребекк.

Признаться, с 1050 страницами Теккерея в 31 декабря не уложился и дочитал только 2-го января.
Shame on me!
С Новым Годом и увлекательных литературных путешествий!

Категории: Планы



Обновление: 07.01.2021, 06:52 2454 просмотров | 46 комментариев | 6 в избранном

Хэштег: #borntoread

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения на сайте20