Опасно ли быть писателем-фантастом?

06.10.2018, 23:32 Автор: сергей орлов

Примечание автора: хочу сразу оговориться — данная тема является результатом длительной дискуссии с Вячеславом Паутовым о феномене литературного «погружения», его «острых камнях» и «подводных течениях», о наших литературных фантазиях, «голосах и образах фантазии» в нашем разуме. Где здесь граница между «плохо» и «хорошо»? Кто мы в этом мире «авторских Миров»? Поводыри или ведомые?!

Вячеслав предложил другое название для этой темы: «Граница литературного «погружения» и «возврата». Кто мы — рабы своих фантазий, или их диспетчеры? Бег к болезни или от неё?».

В итоге, пришли к выводу, что каждый выскажет своё мнение, без его выделения или открытой демонстрации авторства... Выражаю надежду на то, что в этой дискуссии мы не останемся одинокими или непонятыми.

Итак:

— Действительно ли опасно быть писателем-фантастом?

— А в чём, собственно опасность? — удивитесь вы. — В политику не лезем, коррупционеров не обличаем, «крёстных отцов» не трогаем...

И будете абсолютно правы в своём неподдельном изумлении. Опасности, вроде никакой... Видимой... Но всё-таки она существует...

С давних времён в искусстве, формирующем духовные ценности и понимание прекрасного, существует такой феномен, как «погружение». Господин, бегающий по залу, размахивающий руками и кричащий: «Не верю!» впервые дал ему научное обоснование. Именно Константин Сергеевич разбил «погружение» на этапы. И метод Станиславского действенен не только для сценического искусства, но и для другой его сферы — литературы...

Можно, конечно, взять перо и изложить воображаемый мир и его героев на бумаге. Но это будет всего лишь сухое описание, без жизни и красок. Но ведь вы хотите, чтобы роман (или рассказ) дышал! Чтобы читатели воочию видели «картинку», сопереживали героям в их приключениях! Что для этого надо? А необходимо, чтобы писатель на самом деле пережил ощущения и эмоции своих героев, сам «видел»! Только тогда они действительно становятся живыми. Вот тут-то приходит на помощь «погружение», вдыхающее жизнь в ваши произведения. И происходит волшебство: текст на листе бумаги (на экране компьютера) начинает ЖИТЬ! Вы становитесь Вселенной, Творцом, Богом нового Мира! Мира с вашими законами! Даже не одного, а множества Миров, объединённых вашей фантазией! Подчиняясь движению вашего повелевающего пера, его герои любят, смеются и грустят, пускаются во все тяжкие, совершают подвиги. Рушатся и создаются Миры новые, зажигаются звёзды, силой мысли вы пронизываете время и пространство...

Фантасты всегда стояли в авангарде науки. Творения этих писателей, выделенные в отдельный жанр, в очень многих случаях являлись предтечей великих, мировых открытий. Мы живём в век торжества, триумфа человеческого воображения. То, что раньше считалось лишь вымыслом, претворено в жизнь, получив научное обоснование. В нашей Вселенной уже существует всё, что только может вообразить наш разум.

М-да... «Остапа понесло» ...

«Погружение»... Так в чём, собственно, опасность этого феномена? Существует такое понятие, как конституционная биологическая особенность. Естественно, у всех она разная, на то — и «особенность». При определённых провоцирующих факторах, а «погружение», относится именно к ним (ну, разумеется, необходима ещё и «личностная предрасположенность»), происходит срыв психических процессов. Творец перестаёт разграничивать вымысел и реальность. Грань для него или размыта, или вообще перестаёт существовать. Новый «адепт», «приобщённый» к тайнам бытия, начинает активно проталкивать своё видение в жизнь. Что, естественно, не может не привлечь внимания окружающих, и: «Здравствуйте, доктор...».

Вывод:

Нельзя сказать точно, когда именно девиация или акцентуация личности становятся почвой для процесса, стирающего «грань». Но вполне очевиден вывод: на пике творчества самым главным является не «феномен погружения», а способность «возвращения» без последствий для себя — глубоко творческой личности, должной оставаться человеком в мире людей. «Погружение» — это замечательно, не каждый человек может достичь этого уникального состояния. Но, как только вы отложили перо, уж будьте так любезны вернуться в Мир естественный, нас окружающий, с его реальными людьми и событиями, с его устоявшимися законами, а не оставаться в плену у своих фантазий.

Вы прочитали? Огромное вам спасибо!

Считаете, что данная проблема является плодом моего воображения?

Приведу результаты исследований психического здоровья среди определённых групп людей в Швеции:

...«Ученые из Каролинского института опубликовали в журнале „Психиатрические исследования“ статью, в которой утверждают, что связь между творческими занятиями и отклонениями от психической нормы определенно существует. Поводом для такого заключения послужила статистика аномалий в психике, собранная учеными среди более миллиона людей. Набор отклонений был весьма обширен: шизофрения, биполярное аффективное расстройство, депрессии, тревожное состояние, разнообразные зависимости, начиная с алкогольной, анорексия, аутизм и многое другое.

...Результаты анализа подтвердили, что действительно психическим недугам более всего подвержены люди творческих профессий, и чаще всего — биполярному аффективному расстройству, которое раньше называли маниакально-депрессивным психозом. Особенно высок риск этого расстройства у танцоров, фотографов, научных работников и писателей.

...Занятия литературой служат некой приманкой для большей части психоневрологических отклонений. Выяснилось, что писатели в два раза больше склонны к суициду, чем остальные люди.»

Впрочем, полученные данные ничего не говорят о том, что увлечение литературой, живописью или фотографией в качестве «создателя» плохо сказывается на психике. Наоборот, именно необычные мысли и фантастические видения (в плане творчества), происходящие из-за «погружений», а также — способность представлять, слышать голоса и звуки, облечённые в образы персонажей, симфонии, скорее всего, побуждают человека взяться за перо, кисть или фотокамеру. Перенос и фиксация в произведениях искусства таких образов значительно уменьшают риск возникновения ОЧЕНЬ неприятных (в основном — для окружающих) заболеваний, не чувствовать себя непонятыми, гонимыми... Подобные «закрепления» позволяют переместить фантазии разума в разряд «переставших быть вашей персональной принадлежностью». Да, девиации и акценты личности сохраняются, но не трансформируются в те рамки, что предсказаны нам шведскими психиатрами.

Цель данной темы — дать коллегам-авторам возможность оценить свою глубину «погружения», узнать их отношение к данному многогранному компоненту творчества, выразить свою позицию отношения и к явлению, и к собственным ощущениям. В любом случае желаю им оставаться здоровыми и адекватными в отношении собственных переживаний в фантастическом Мире, в отношении своих возможностей. Вы нам нужны! Мы вас всех ждём, с новыми Мирами и их героями!

Категории: Статьи



Обновление: 06.10.2018, 23:32 165 просмотров | 7 комментариев | 1 в избранном

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

10.10.2018, 22:52 #7333014 Александра Гай Александра Гай

Уфф, погрузиться - и забыться! Соблазнительно и немного рискованно. Обожаю в "Романе с камнем" начало. Фильм так себе, но начало - полный кайф. Смотрю и хихикаю. Писательница закончила роман. В квартире бардак, кот голодный, а сама - чмо немытое и нечёсаное! Но её улыбка и слёзы счастья - это нечто! Вот оно, свершилось!

10.10.2018, 20:14 #7331315 Левина Юлия Левина Юлия

Лично про себя могу сказать, что когда я увлекаюсь процессом написания какого-либо произведения, то и впрямь отрываюсь от реала. Это начинает проявляться, вроде, в мелочах, но неприятных. Типа опозданий, забывчивости что-то сделать, неорганизованности, рассеянности, проявление меньшего интереса к жизни членов моей семьи. Но, как мне кажется, это не от того, что я прям окунулась в свой выдуманный мир. А, скорее, во-первых, потому что моей основной целью и задачей становится довести творческий процесс до конца, чтобы у него получился какой-то овеществленный результат в форме законченного произведения. И всё остальное на этом фоне мне начинает казаться второстепенным. А во-вторых, и впрямь желание сбежать от повседневной надоевшей рутины.

10.10.2018, 20:08 #7331260 Левина Юлия Левина Юлия

   сергей орлов:
   А раз мы рассматриваем «погружение», то в данном случае следует учитывать его степень и, что ещё более важно, способность из него выйти. Большинству это удаётся без особых проблем. Но некоторые, а их – единицы, так и остаются в своём выдуманном Мире, перенося его проблему в свою жизнь.

Ну, опять же могу предположить, что здесь проблема не только в самом процессе "погружения". А в волевых и личностных характеристиках человека. Если писатель при этом является в какой-то степени слабохарактерной личностью, и ему проще убежать от настоящих проблем в свой выдуманный мир, вот вам и получается девиантное поведение. Примерно то же самое, что у геймеров. Только те погружаются в мир компьютерных игр. И вовсе не потому, что они такие уж творческие личности

10.10.2018, 12:06 #7328157 сергей орлов сергей орлов

Здравствуйте, Юлия. Я не утверждаю, что именно занятие литературой приводит к таким последствиям. Упоминались конституционные особенности, и это касается не только роста, веса и объёма талии. Имеются ввиду психологические особенности – девиации и акцентуации личности. Изменению состояния чаще всего предшествует привходящий, провоцирующий фактор. А раз мы рассматриваем «погружение», то в данном случае следует учитывать его степень и, что ещё более важно, способность из него выйти. Большинству это удаётся без особых проблем. Но некоторые, а их – единицы, так и остаются в своём выдуманном Мире, перенося его проблему в свою жизнь.
Рад, что тема Вас заинтересовала, как Катерину и Наталью. Спасибо всем за комментарии. Выражаю надежду, что вы не одиноки.

10.10.2018, 00:06 #7325022 Левина Юлия Левина Юлия

Лично мне всё же куда ближе точка зрения, что не само по себе литераторство провоцирует психические отклонения, а наоборот. Люди с тонкой душевной организацией, со слишком богатой и буйной фантазией, со своим нестандартным внутренним устройством тянутся к творчеству. Любое мало мальски ценное творчество является созданием чего-либо нового. А чтобы создать что-то новое, надо иметь свой особый угол зрения. Т.е. личность создателя уже сама по себе нестандартна. Неудивительно, что именно среди этих людей выше процент психических заболеваний.

07.10.2018, 20:46 #7307403 Катерина Терёхина Катерина Терёхина

Увы, знаю некоторые из описанных проблем на себе. Когда пишешь, живёшь на постоянном нерве. У меня были нервные срывы из-за написания слишком эмоционально сложных моментов. Но жить по-другому не могу. Да и не хочу, наверное. Просто после каждого солидного сюжета (если пишу роман, с рассказами всё проще) беру перерыв на пару месяцев, иначе белый и пушистый арктический зверёк моей психике :
Вообще, важную тему вы подняли. Надо себя любимую, на всю голову творческую, беречь... Только вот как этому научиться?

07.10.2018, 10:31 #7303486 Наталья Ракшина Наталья Ракшина

Это очень интересная тема. Один замечательный персонаж Булгакова заметил: "Его каламбур о свете и тьме был не совсем хорош...И рыцарю пришлось шутить намного дольше, чем он рассчитывал"
Погружение - серьёзная вещь, одна из форм измененённого сознания, а это тонкая грань между условными понятиями: нормой и не нормой. Когда три ночи напролёт ты видишь во сне связные сюжеты со своими персонажами, понимаешь: нужен перерыв. Срочно😉😉

Обсуждения на сайте20

Сегодня День Рождения!5