steampunker.ru/page/steampunk_about/
Идеология стимпанка: пишем о паре, не забываем о панке или шестеренки и гогглы — это еще не стимпанк
В классическом романе в стиле стимпанк важны оба компонента, из которых складывается название жанра: пар (steam) + панк (punk).
Компонент “СТИМ-” (steam = ПАР) подразумевает антураж/сеттинг/мир, в котором широко используются технологии (реальные и рожденные фантазией автора), основанные на использовании пара. Как правило, это викторианская и эдвардианская эпоха (конец 19-го — начало 20-го вв.) и соответствующая эстетика: леди и джентльмены, корсеты, трости, хронометры, дирижабли, конные и паровые трамваи, аналитические вычислительные машины Ады Лавлейс, а также колониализм, империализм, классовое неравенство, работные дома, Джек Потрошитель, проституция, опиумные притоны, нищета, эксплуатация детского труда, забастовки…
Компонент “-ПАНК”. Английское слово punk имеет множество значений (например, грязь, гниль, упадок...), и в названии жанра оно подразумевает наличие в сюжете социальной сатиры, описания “грязных” сторон мира, социальных проблем, классового неравенства, протеста против сложившихся норм, несправедливости, бунтарский дух и т.д. Лучше всего суть “-панка” в названии жанра выражена в лозунге кибербанка —старшего брата стимпанка, а именно: “High technology — low life” (Высокие технологии, а жизнь дерьмо).
В классическом романе в стиле стимпанк в основе сюжета лежат следующие идеологические принципы:
1. Культ творца (Makerism или DIY-идеология), проще, “культ самоделкиных”, самостоятельное изготовление сложных устройств, активное взаимодействие с миром механизмов. Герои стимпанк-романа умеют сами из грязи, палок и пара соорудить боевого робота или паровую картофелечистку.
2. Изобретения и инновации (Innovention): этот идеологический компонент тесно связан с предыдущим пунктом, но с акцентом на активное развитие науки и инженерного дела. Это исследовательский дух, мечты о прогрессе и безграничных возможностях человека (типичный для романов Жюля Верна, например, или Александра Беляева). Само собой, как первый, так и второй принцип может привести к ужасным последствиям, что часто является основой конфликта в стимпанк-романе.
3. Идеализм: идеализм и романтизм — неотъемлемые части викторианской культуры. В стимпанк-романе могут принимать не очень красивые формы: например, герой или злодей намеревается подорвать парламент, при этом искренне веря в то, что его теракт послужит на благо народу.
4. Принцип борьбы и противодействия: как против социального порядка, так и против сложившихся норм поведения, в масштабах государства или отдельного персонажа.
Таким образом, сюжет обычно строится на базе двух конфликтов: 1) внешнем конфликте или экологической проблеме, которая вызвана или решается использованием технологий или 2) идеологическом, внутреннем социальном конфликте, который технологии обостряют или же позволяют преодолеть.
Использование технологии в любом случае является ключевым, хотя она может играть как центральную, так и периферийную роль.
Классические стимпанковские сюжеты:
Изобретение, которое делает герой или пытается предотвратить
1. Исследование, в котором герой использует технологии (дирижабли, паровые двигатели…), чтобы открыть новые страны, континенты миры…
2. Войны, в ходе которых герои вынуждены искать средство остановить адские машины, грозящие уничтожить родную страну героев;
3. Анархия и революция, в ходе которых герои борются с террористами или присоединяются к повстанцам, и либо используют, либо стремятся уничтожить технологии
4. Социальные бунты, в ходе которых герои используют технологии, чтобы уничтожить культурные или социальные ограничения: расовые и религиозные, гендерные предрассудки и т.д.
Если не хочется писать классический стимпанк: steampulp или смежные жанры
Если авторы хотят использовать антураж и эстетику стимпанка, сделать акцент на развлечении, приключениях, но не уделять внимание “панку”, говорят о таком жанре, как “steampulp” (примерно можно перевести как “легкое чтиво в стим-антураже”).
Некоторые смежные стимпанку жанры, где авторы могут обойтись без мрачного идеологического компонента стимпанка:
Альтернативная история: очень широкая категория, включающая в себя стимпанк как таковой.
Уютная научная фантастика (fireside science fiction): в таких романах викторианские леди и джентельмены попадают в разнообразные приключения, но все заканчивается хорошо, и в финале герои попивают бренди и закуривают сигары у камина (“Затерянный мир” Конан Дойля).
Фэнтези “при свете газовых фонарей” (Gaslamp fantasy) - викторианский сеттинг и эстетика в совокупности с паранормальными элементами (наподобие “Джекила и Хайда” Стивенсона)
Романтика “при свете газовых фонарей” (gaslamp romance) — то же, что и выше, но еще много секса, романтики, чулочки с подвязками на ножках леди, кубики на животе лорда, и “они жили долго и счастливо” в стим-антураже.
Романтическо-приключенческая научная фантастика (scientific romance) — именно этот термин ранее использовался британцами для описания классических работ Жюля Верна
Книги о фантастических путешествиях (Voyages Extraordinaire) —тоже Жюль Верн
Дикий странный запад (Wild/Weird West) = стимпанк + вестерн (ковбои, девочки из салуна, безумные ученые и гигантские механические чудовища (пример: фильм “Дикий, дикий запад”)
Компоненты классического стимпанк-романа
Какие еще компоненты следует учесть при написании стимпанк-романа?
1. Баланс между сеттингом и сюжетом. Не стоит увлекаться созданием мира в ущерб сюжету, но в то же время мир в стимпанк-романе должен быть проработан тщательно, так, чтобы двигать сюжет. По сути, мир/сеттинг здесь — самостоятельный персонаж, и следовать здесь нужно тому же принципу, что и при разработке персонажа: если он не важен для сюжета, без него можно обойтись! Конечно, без сеттинга в книге обойтись нельзя… но, в таком случае, можно взять классический фэнтезийный сеттинг, который не требует столь глубокой проработки.
2. Альтернативная история. Если ваш стимпанк-мир основан на реальных исторических событиях, следует помнить, что читатель не всегда так же хорошо подкован в истории, как и автор. Желательно разграничить и показать, где в книге описаны реальные исторические факты, а где выдумка.
3. Язык и стиль написания. Поскольку стимпанк в первую очередь подразумевает викторианский и эдвардианские периоды, рекомендуют для “погружения” в атмосферу читать авторов той эпохи: Диккенса, Достоевского, Джека Лондона, Жюля Верна, Конан Дойля... Это полезно не только в плане развития стиля и языка, но также для того, чтобы понять образ мыслей, поведение и быт людей того времени. Однако следует учесть, что язык классиков 19-го века не очень подходит для современного развлекательного жанра, поэтому опять же важен баланс и чувство меры.
4. Технологии
Если в вашем мире используются уникальные стимпанковские механизмы или приспособления, следует учесть следующее:
- Стоит объяснить, почему ваш механизм уникален и не все могут ими пользоваться
- Стоит показать, как ваш механизм изменяет мир и движет сюжет.
Авторам бывает непросто придумать уникальный фантастический стимпанковский механизм. Для этой цели можно обратиться к истории: существует множество интересных, но забытых или не воплощенных изобретений и концепций. Лично я, как любитель всяческих старинных гаджетов, могу порекомендовать следующие ресурсы (простите, они на английском)
Сайт Необычные паровые локомотивы Extreme Steam- Unusual Variations on The Steam Locomotive
www.aqpl43.dsl.pipex.com/MUSEUM/LOCOLOCO/locoloco.htm
"Забытое оружие" - шикарный ресурс для тех, кто пишет в жанре стимпанка и альтернативной истории, и тех, кто просто любит оружие с необычным конструкторским решением. Чего только игольчатый сороказарядный цепной пистолет Гайкота 1879 года стоит!
www.forgottenweapons.com/guycot-40-shot-chain-pistol-video/
Пример: для своей книги я придумала сферопоезд “Стальной Аспид” на основе концепции шаропоезда советского инженера Ярмольчука.
Архетипы стимпанк-персонажей
Воздушные пираты. Летают на цеппелинах, воздушных кораблях, носят длинные кожаные плащи, вооружены до зубов, злые и плохие.
Исследователи/искатели приключений — смело отправляются туда, куда сэр Баскервилль собак не гонял, чтобы открыть новые земли и найти несметные сокровища. Мечтатели и авантюристы.
Авиаторы — иногда военные или наемники. Водят цеппелины, воздушные и космические корабли. Крутые, крепкие ребята, иногда довольно галантные в противовес воздушным пиратам.
Роковая женщина/роковой денди — используют свои чары, чтобы получить, что они хотят или вести шпионскую деятельность.
Безумный ученый/изобретатель — неотъемлемый персонаж любой стимпанк-истории. Изобретает новые вещи, решает загадки и иногда что-нибудь громко взрывает.
Механик/мастер на все руки — безумный ученый изобретает, а механик, как правило, ремонтирует и улучшает.
Философ/ученый — книжный червь, иногда предлагает новые идеи о переустройстве мира, любит поболтать, а также любит книги больше людей.
Светский лев/светская львица — образ, основанный на викторианской аристократии. Часто являются воплощением принятых в обществе норм. Многие выступают в качестве покровителей ученых, изобретателей и искателей приключений.
Уличные сорванцы — бродяжки, попрошайки и воришки. Голодные и грязные, готовые на все, чтобы выжить.
Сторонник реформ/революционер — например, суфражистки, или противники использования на фабриках детского труда, или те, кто противостоят империализму. Так или иначе, они стремятся сделать мир лучше, но не всегда мирными методами.
Перечисленные архетипы легко комбинируются и допускают кучу вариаций. Например, ученый не обязательно должен быть безумным. Это может быть криптозоолог или натуралист. Механики могут быть авиаторами, а воздушным пиратам не чужд дух реформаторства.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Источник https://steampunk.wonderhowto.com/
Источник https://ageofsteam.wordpress.com
Категории: Статьи
Обновление: 10.02.2018, 13:36 4269 просмотров | 9 комментариев | 13 в избранном
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения в избранном у автора1
Обсуждения у друзей автора20
-
2306 / 6 06:41 Нина Линдт
Кот, Домовой и Василий Иванович. книга 2
-
166 / 25 04:54 Ольга Копылова
Как (не) выйти замуж за императора
-
8 / 1 04:35 Елена Марди и Алекс Фортт
Любовь как алиби
-
57 / 2 04:20 Лана Андервуд
Перехитрить и не влюбиться
-
898 / 15 03:49 Маргарита Травинская
Подарки фей, или Самая подходящая для дракона пара
-
1969 / 8 01:40 Нина Линдт
Хозяин времени: Игры богов
-
230 / 4 00:49 Регина Рауэр
Не в счёт
-
678 / 7 00:21 Анна Дашевская (Martann)
Только бы зеркало уцелело
-
423 / 1 19 апр Милана Шторм
Точка зрения. Дело № 43/2. Ядовитая амброзия
-
288 / 1 19 апр Амира Алексеевна
Невольница
-
586 / 6 19 апр А.Волжская, В.Яблонцева
Игра тени и света
-
6589 / 2 19 апр ShadowCat
Клан. Нечеловеческий фактор
-
6704 / 2 19 апр ShadowCat
Клан. Паутина
-
1513 / 15 19 апр Ксения Мирошник
Пряная тайна
-
1911 / 5 19 апр Яна Таар
Не морочь мне голову, Канада!
-
467 / 10 19 апр Александра Каспари
Мой невыносимый сводный дракон
-
383 / 1 19 апр А.Волжская, В.Яблонцева
Великое открытие Линнет Найт
-
939 / 1 19 апр Анна Дашевская (Martann)
Больной вопрос
-
7186 / 2 19 апр Ольга Копылова
Осторожно, злая портальщица!
-
3929 / 1 19 апр Рина Михеева
Дракон её мечты
Обсуждения на сайте20
-
3408 / 60 07:09 NeTa
Когда-нибудь мы обязательно вернемся
-
72 / 2 07:02 Влада Николаевна
Танцы с Судьбой. Часть 13. Кульбит Дина. (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ)
-
50 / 2 07:01 Влада Николаевна
Танцы с Судьбой. Часть 10. Река времени (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ)
-
44 / 2 06:59 Влада Николаевна
Танцы с Судьбой. Часть 8. Ничто не вечно под луной (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ)
-
1044 / 34 06:59 михайловна надежда
(Не)Решенное уравнение
-
694 / 1 06:58 Катерина Katsurini
Одной жизни мало
-
50 / 2 06:57 Влада Николаевна
Танцы с Судьбой. Часть 7. На пределе. (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ)
-
64 / 2 06:56 Влада Николаевна
Танцы с Судьбой. Часть 6. Апокалипсис и возрождение. (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ).
-
141 / 3 06:55 Дарья Ву
Травница для Белого Лиса
-
259 / 6 06:54 Влада Николаевна
Жестокая реальность
-
369 / 15 06:52 Ольга Богатикова
Кошачий глаз
-
124 / 4 06:46 Ая Ветова
Торт с сюрпризом, или Пленники лабиринта
-
1912 / 37 06:45 Анна Неделина
Я не знала
-
201 / 1 06:45 Маргарита Гришаева
Кот варит ведьме приворот
-
1319 / 5 06:43 Елена Матеуш
И Двери откроются
-
850 / 100 06:42 Александра Шервинская
Семейка для отличницы
-
2420 / 45 06:41 Рина Лесникова
Волшебные кисти Делгара
-
2138 / 26 06:41 Янина Веселова
Невеста Полоза, или Счастье под Новый год
-
2306 / 6 06:41 Нина Линдт
Кот, Домовой и Василий Иванович. книга 2
-
271 / 23 06:39 Ольга Консуэло
Нежная барышня и победитель последнего Рагнарёка
- Хиты продаж 8
-
Адвокат по магическим делам. Анна Орлова
-
Леди Неудача. Кароль Елена / Эль Санна
119 руб
-
Антийские кружева. Эльга С.
159 руб
-
Баба Зина смерть с лентяйкой. Елена Александрова
65 руб
-
Королева Теней. Сезон четвертый: Между Вороном и Ястребом. Арнаутова Дана
-
Проклятье княжества Райохан, или Чужая невеста. Ируна Белик
96 руб
-
Роковая ошибка капитана. Влада Николаевна
50 руб
-
Звёздная Тарантелла. Астрадени Джейн
88 руб 26 руб
Загружаются комментарии...