Как писать стимпанк

10.02.2018, 13:36 Автор: Корсарова Варвара

Нашла у себя переводы, которые давно делала для тематического сайта: идеология стимпанка, смежные жанры, архетипы персонажей, типичные сюжеты, конфликты… может, кому-нибудь пригодится. Здесь именно советы писателям, определения стимпанка и его поджанров не дается, все подробно расписано в Википедии и на сайте steampunker.ru.
steampunker.ru/page/steampunk_about/


Идеология стимпанка: пишем о паре, не забываем о панке или шестеренки и гогглы — это еще не стимпанк
В классическом романе в стиле стимпанк важны оба компонента, из которых складывается название жанра: пар (steam) + панк (punk).

Компонент “СТИМ-” (steam = ПАР) подразумевает антураж/сеттинг/мир, в котором широко используются технологии (реальные и рожденные фантазией автора), основанные на использовании пара. Как правило, это викторианская и эдвардианская эпоха (конец 19-го — начало 20-го вв.) и соответствующая эстетика: леди и джентльмены, корсеты, трости, хронометры, дирижабли, конные и паровые трамваи, аналитические вычислительные машины Ады Лавлейс, а также колониализм, империализм, классовое неравенство, работные дома, Джек Потрошитель, проституция, опиумные притоны, нищета, эксплуатация детского труда, забастовки…

Компонент “-ПАНК”. Английское слово punk имеет множество значений (например, грязь, гниль, упадок...), и в названии жанра оно подразумевает наличие в сюжете социальной сатиры, описания “грязных” сторон мира, социальных проблем, классового неравенства, протеста против сложившихся норм, несправедливости, бунтарский дух и т.д. Лучше всего суть “-панка” в названии жанра выражена в лозунге кибербанка —старшего брата стимпанка, а именно: “High technology — low life” (Высокие технологии, а жизнь дерьмо).

В классическом романе в стиле стимпанк в основе сюжета лежат следующие идеологические принципы:


1. Культ творца (Makerism или DIY-идеология), проще, “культ самоделкиных”, самостоятельное изготовление сложных устройств, активное взаимодействие с миром механизмов. Герои стимпанк-романа умеют сами из грязи, палок и пара соорудить боевого робота или паровую картофелечистку.

2. Изобретения и инновации (Innovention): этот идеологический компонент тесно связан с предыдущим пунктом, но с акцентом на активное развитие науки и инженерного дела. Это исследовательский дух, мечты о прогрессе и безграничных возможностях человека (типичный для романов Жюля Верна, например, или Александра Беляева). Само собой, как первый, так и второй принцип может привести к ужасным последствиям, что часто является основой конфликта в стимпанк-романе.

3. Идеализм: идеализм и романтизм — неотъемлемые части викторианской культуры. В стимпанк-романе могут принимать не очень красивые формы: например, герой или злодей намеревается подорвать парламент, при этом искренне веря в то, что его теракт послужит на благо народу.

4. Принцип борьбы и противодействия: как против социального порядка, так и против сложившихся норм поведения, в масштабах государства или отдельного персонажа.


Таким образом, сюжет обычно строится на базе двух конфликтов: 1) внешнем конфликте или экологической проблеме, которая вызвана или решается использованием технологий или 2) идеологическом, внутреннем социальном конфликте, который технологии обостряют или же позволяют преодолеть.

Использование технологии в любом случае является ключевым, хотя она может играть как центральную, так и периферийную роль.

Классические стимпанковские сюжеты:
Изобретение, которое делает герой или пытается предотвратить

1. Исследование, в котором герой использует технологии (дирижабли, паровые двигатели…), чтобы открыть новые страны, континенты миры…

2. Войны, в ходе которых герои вынуждены искать средство остановить адские машины, грозящие уничтожить родную страну героев;

3. Анархия и революция, в ходе которых герои борются с террористами или присоединяются к повстанцам, и либо используют, либо стремятся уничтожить технологии

4. Социальные бунты, в ходе которых герои используют технологии, чтобы уничтожить культурные или социальные ограничения: расовые и религиозные, гендерные предрассудки и т.д.


Если не хочется писать классический стимпанк: steampulp или смежные жанры
Если авторы хотят использовать антураж и эстетику стимпанка, сделать акцент на развлечении, приключениях, но не уделять внимание “панку”, говорят о таком жанре, как “steampulp” (примерно можно перевести как “легкое чтиво в стим-антураже”).

Некоторые смежные стимпанку жанры, где авторы могут обойтись без мрачного идеологического компонента стимпанка:

Альтернативная история: очень широкая категория, включающая в себя стимпанк как таковой.

Уютная научная фантастика (fireside science fiction): в таких романах викторианские леди и джентельмены попадают в разнообразные приключения, но все заканчивается хорошо, и в финале герои попивают бренди и закуривают сигары у камина (“Затерянный мир” Конан Дойля).

Фэнтези “при свете газовых фонарей” (Gaslamp fantasy) - викторианский сеттинг и эстетика в совокупности с паранормальными элементами (наподобие “Джекила и Хайда” Стивенсона)

Романтика “при свете газовых фонарей” (gaslamp romance) — то же, что и выше, но еще много секса, романтики, чулочки с подвязками на ножках леди, кубики на животе лорда, и “они жили долго и счастливо” в стим-антураже.

13507512.jpg

Романтическо-приключенческая научная фантастика (scientific romance) — именно этот термин ранее использовался британцами для описания классических работ Жюля Верна

Книги о фантастических путешествиях (Voyages Extraordinaire) —тоже Жюль Верн

jules_verne_by_arthelius-d51zez9.jpg


Дикий странный запад (Wild/Weird West) = стимпанк + вестерн (ковбои, девочки из салуна, безумные ученые и гигантские механические чудовища (пример: фильм “Дикий, дикий запад”)



Компоненты классического стимпанк-романа
Какие еще компоненты следует учесть при написании стимпанк-романа?

1. Баланс между сеттингом и сюжетом. Не стоит увлекаться созданием мира в ущерб сюжету, но в то же время мир в стимпанк-романе должен быть проработан тщательно, так, чтобы двигать сюжет. По сути, мир/сеттинг здесь — самостоятельный персонаж, и следовать здесь нужно тому же принципу, что и при разработке персонажа: если он не важен для сюжета, без него можно обойтись! Конечно, без сеттинга в книге обойтись нельзя… но, в таком случае, можно взять классический фэнтезийный сеттинг, который не требует столь глубокой проработки.



2. Альтернативная история. Если ваш стимпанк-мир основан на реальных исторических событиях, следует помнить, что читатель не всегда так же хорошо подкован в истории, как и автор. Желательно разграничить и показать, где в книге описаны реальные исторические факты, а где выдумка.



3. Язык и стиль написания. Поскольку стимпанк в первую очередь подразумевает викторианский и эдвардианские периоды, рекомендуют для “погружения” в атмосферу читать авторов той эпохи: Диккенса, Достоевского, Джека Лондона, Жюля Верна, Конан Дойля... Это полезно не только в плане развития стиля и языка, но также для того, чтобы понять образ мыслей, поведение и быт людей того времени. Однако следует учесть, что язык классиков 19-го века не очень подходит для современного развлекательного жанра, поэтому опять же важен баланс и чувство меры.



4. Технологии

Если в вашем мире используются уникальные стимпанковские механизмы или приспособления, следует учесть следующее:

- Стоит объяснить, почему ваш механизм уникален и не все могут ими пользоваться

- Стоит показать, как ваш механизм изменяет мир и движет сюжет.


Авторам бывает непросто придумать уникальный фантастический стимпанковский механизм. Для этой цели можно обратиться к истории: существует множество интересных, но забытых или не воплощенных изобретений и концепций. Лично я, как любитель всяческих старинных гаджетов, могу порекомендовать следующие ресурсы (простите, они на английском)

Сайт Необычные паровые локомотивы Extreme Steam- Unusual Variations on The Steam Locomotive
www.aqpl43.dsl.pipex.com/MUSEUM/LOCOLOCO/locoloco.htm


"Забытое оружие" - шикарный ресурс для тех, кто пишет в жанре стимпанка и альтернативной истории, и тех, кто просто любит оружие с необычным конструкторским решением. Чего только игольчатый сороказарядный цепной пистолет Гайкота 1879 года стоит!
www.forgottenweapons.com/guycot-40-shot-chain-pistol-video/


Пример: для своей книги я придумала сферопоезд “Стальной Аспид” на основе концепции шаропоезда советского инженера Ярмольчука.


Архетипы стимпанк-персонажей


Воздушные пираты. Летают на цеппелинах, воздушных кораблях, носят длинные кожаные плащи, вооружены до зубов, злые и плохие.

steampunk_angels_by_ironshod-d5c488v.jpg

Исследователи/искатели приключений — смело отправляются туда, куда сэр Баскервилль собак не гонял, чтобы открыть новые земли и найти несметные сокровища. Мечтатели и авантюристы.

character_class__adventurer_by_machina_obscura-d1hg1fb.jpg

Авиаторы — иногда военные или наемники. Водят цеппелины, воздушные и космические корабли. Крутые, крепкие ребята, иногда довольно галантные в противовес воздушным пиратам.

Роковая женщина/роковой денди — используют свои чары, чтобы получить, что они хотят или вести шпионскую деятельность.

Безумный ученый/изобретатель — неотъемлемый персонаж любой стимпанк-истории. Изобретает новые вещи, решает загадки и иногда что-нибудь громко взрывает.

character_class__chemist_by_machina_obscura-d1iuaza.jpg

Механик/мастер на все руки — безумный ученый изобретает, а механик, как правило, ремонтирует и улучшает.
character_class__mechanic_by_machina_obscura-d1kmziv.jpg

Философ/ученый — книжный червь, иногда предлагает новые идеи о переустройстве мира, любит поболтать, а также любит книги больше людей.

Светский лев/светская львица — образ, основанный на викторианской аристократии. Часто являются воплощением принятых в обществе норм. Многие выступают в качестве покровителей ученых, изобретателей и искателей приключений.

Уличные сорванцы — бродяжки, попрошайки и воришки. Голодные и грязные, готовые на все, чтобы выжить.

Сторонник реформ/революционер — например, суфражистки, или противники использования на фабриках детского труда, или те, кто противостоят империализму. Так или иначе, они стремятся сделать мир лучше, но не всегда мирными методами.



Перечисленные архетипы легко комбинируются и допускают кучу вариаций. Например, ученый не обязательно должен быть безумным. Это может быть криптозоолог или натуралист. Механики могут быть авиаторами, а воздушным пиратам не чужд дух реформаторства.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Источник https://steampunk.wonderhowto.com/

Источник https://ageofsteam.wordpress.com

Категории: Статьи



Обновление: 10.02.2018, 13:36 4223 просмотров | 9 комментариев | 13 в избранном

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20