О жанре бедном замолвите слово или В защиту любовных романов

17.10.2017, 10:35 Автор: Арнаутова Дана

Очень часто вижу нападки на жанр любовного романа: и примитивный он, и штампованный, и лишен психологического обоснования. В общем, в самый раз для скучающих домохозяек, не отличающихся высоким интеллектуальным уровнем и художественным вкусом. Ага-ага, так и есть. Для начала я тихо ржу, представляя себе скучающую домохозяйку, поскольку породивший этот образ вряд ли представляет на самом деле, что означает всерьез заниматься домашним хозяйством, да если еще пара-тройка детей и работающий муж...
Ну да не о том речь. Речь о жанре: может ли он быть плох или хорош сам по себе?
Самое частое обвинение — в штампованности. Мол, есть ОН и ОНА, и с первых страниц ясно, что они будут вместе, весь вопрос в количестве приключений и длине вымотанных нервов. "Интрига где?" — вопрошает разгневанный читатель, осваивающий просторы жанра. И не задумывается, что существуют определенные законы этого самого жанра, которые в данном случае диктуют а) доминирование любовной линии над остальными, б) положительный конец истории, в) наличие тех самых приключений и сложностей. Все! Это обязательный набор, как наличие в омлете яиц. Можно и без них, но только это уже не омлет, а что-то другое. Тосты, например. Любовный роман нацелен именно на раскрытие любовной линии, как детектив - на раскрытие преступления. Никто ведь не жалуется, что в конце детектива преступление обязательно раскрыто? Так и представляю себе возмущение читателя, отбрасывающего книгу со словами: "Да что же это такое! Почему надо обязательно писать про убийства, кражи, шантаж? Почему сыщик обязательно умнее преступника? Зачем каждый раз исследовать улики, устраивать ловушки, арестовывать преступника в финале? Надоело!" Извините, но это и называется жанр. А в боевике пишут про крутых героев, оружие, засады-погони-драки. А в подростковой прозе про первую любовь, школьные и семейные проблемы, приключения, опять же.
Другой вопрос, что умелая хозяйка даже омлет старается разнообразить. Сегодня с грибами, завтра с сыром, потом с помидорами и перчиком, а еще можно это все комбинировать... И штампы любовного романа - это канва, по которой каждый раз вышивается новая история. Или границы холста, если угодно. Картина может быть любой, но от границ никуда не деться. Удачность же приготовленного блюда зависит от мастерства хозяйки не меньше, чем от свежести продуктов и рецепта.
Давайте вспомним классические образцы жанра. "Поющие в терновнике", "Унесенные ветром", "Королек - птичка певчая"... У них есть одна общая особенность: это романы про любовь и что-то еще. Про Гражданскую войну в США, например. Или про католическую мораль и экономические сложности в Австралии начала века. Или про тяготы жизни в глухих турецких деревнях и социальное положение женщины на Востоке. Обязательно про что-то еще! Вот это и делает их классикой жанра. Даже многими любимая "Анжелика" - вот уж классика ЛР - и та про политические потрясения во Франции, а не только про саму Анжелику. Так что первый компонент успешности любовного романа - понять, про что он еще, кроме любви? Это может быть социальная подкладка, морально-нравственная, приключенческая - да что угодно. Но я никак не могу вспомнить примеры действительно успешных любовных романов только про любовь.
Да, хотелось бы еще сказать, что секрет успеха и в языке, и в умело выстроенной композиции, и в образах героев, но кто этого не знает? Это все равно что в кулинарной книге написать, что омлет нельзя готовить на грязной сковородке. И пережаривать не надо. И солить нужно в меру и по рецепту. Вроде как само собой разумеется. А вот про идею в литературе говорят не часто, потому я и решила написать об этом.
Ведь плох не жанр, как не может быть плохим жанр детектива, триллера, эпической фэнтези или психологической прозы. Плохим может быть только исполнение, если оно построено на сплошных штампах, если текст написан грязным и бедным языком, а герои вырезаны из картона и впопыхах раскрашены. И потому мне одинаково смешны и нападки ревнителей высокой литературы, и оправдания доморощенных ремесленников авторского дела. Да, любовный роман - это именно любовный роман, и если я взяла его читать, то понимаю, с чем имею дело и хочу увидеть финал со счастливыми героями, а в процессе чтения от души за них попереживать. Не нравится кактус - да просто не грызите. Литературы других жанров на ваш век хватит. Но и автор отвечает за качество своего произведения. Можно и омлет приготовить так, что пальчики оближешь, а можно какое-нибудь изысканное фондю превратить в блюдо, которое в рот не возьмешь.

П.С. Статья уже выкладывалась в сети, но я решила принести ее и сюда, чтоб не потерять и поделиться с читателями.))

Категории: Мысли, идеи



Обновление: 17.10.2017, 10:35 5257 просмотров | 37 комментариев | 4 в избранном

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения у друзей автора15

Обсуждения на сайте20