Автор бестселлера «Есть, молиться, любить» о том, как она думает и поступает, когда ее критикуют.
Недавно на встрече с читателями меня спросили, как я реагирую, когда критикуют меня или мои книги — особенно в интернете. Этот вопрос задают часто, поэтому я решила подробно ответить на него, в надежде, что мои слова помогут кому-нибудь — не важно, кто вы и что делаете со своей жизнью.
Самый простой и короткий мой ответ, когда меня спрашивают, как я реагирую на критику, — «никак». Я не читаю статьи и комментарии, в которых меня критикуют, и не ищу их специально в интернете.
Я избегаю критики о себе не потому что мне плевать на то, что люди говорят обо мне. Наоборот — потому что я принимаю чужие мнения слишком близко к сердцу. Я очень чувствительна, и меня легко ранить злым словом. Я знаю, что критические высказывания могут сильно задеть меня, а у меня нет цели ранить себя.
Я не слушаю критику от людей, которые не принимают мои интересы близко к сердцу, — такая критика не делает меня лучше.
О моей работе написано много больших обстоятельных рецензий в серьезных газетах — но я их никогда не читала. Например, я знаю, что легендарный критик Джанет Маслин написала разгромную рецензию на мою книгу «Законный брак» в The New York Times несколько лет назад, но я не имею ни малейшего представления, что именно она сказала обо мне, и не собираюсь узнавать. Если вам любопытно прочесть — Google в помощь, но я точно не хочу.
Знакомые рассказали мне, что рецензия была негативной: добрые друзья просто предупредили, не такие добрые послали ссылку — спасибо, ребята. В любом случае я ответила: «Спасибо за информацию» — и тут же отвернулась, как я отворачиваюсь, когда проезжаю мимо дорожной аварии или когда по телевизору показывают место убийства, от которого кровь стынет в жилах.
Я не буду впускать эти слова в мою голову. Я не могу держать эти картинки у себя голове. Поступить так значило бы совершить насилие над собой, а я больше не хочу себя насиловать.
Кажется, Джон Апдайк сказал: читать рецензии на свои книги все равно что есть сэндвич, в котором может попасться битое стекло. Бутерброд с осколками стекла. Какая мне польза оттого, что я съем что-то, от чего внутри будет кровоточить?
Напротив, если рецензия доброжелательная, и ее заранее посмотрел любящий член моей семьи, я прочту ее. Потому что догадайтесь что? Правда, очень приятно слушать, как люди хвалят вашу работу! И это редкость! Поэтому, когда такое случается, радуйтесь вволю, наслаждайтесь хорошей рецензией.
Когда та же Джанет Маслин написала рецензию на мою книгу «Происхождение всех вещей» в The New York Times и она ей понравилась, я наслаждалась ее статьей, потому что нет ничего плохого в том, чтобы побаловать себя вкусным сэндвичем, в котором нет осколков стекла. Потому что нам всем иногда нужно «кормить себя».
Кто-то скажет: «Но как же вы можете считать себя честным художником, если вы готовы слышать только хорошие слова и не обращаете внимания на критику?» Я отвечу: «Это моя работа — следить за тем, чтобы оставаться честным художником, а не забота критика».
Критик не работает на меня, он работает на газету. У критика есть его собственная ответственность — он должен оставаться честным, но он не обязан вытаскивать меня из беды или принимать близко к сердцу мои интересы. Природа наших отношений другая. Во мне нет ненависти к критикам, они — естественная часть творческого пейзажа. Но я не слушаю критику от людей, которые не принимают мои интересы близко к сердцу, — мне такая критика никак не помогает в работе и не делает меня лучше.
Жестокая честность — это не добродетель. Честность без доброты не стоит той цены, которую вы за нее платите/
Тем не менее негативные отзывы о моей работе я принимаю — но только от определенных людей и в определенное время.
Люди, к чьему мнению я прислушиваюсь, заслужили право предлагать мне критику. Их немного, и они драгоценны. Это несколько моих самых близких друзей, которым я доверяю, члены моей семьи и коллеги. Вот тест, который помогает мне определить, есть ли у конкретного человека право критиковать меня.
• Доверяю ли я твоему мнению и твоему вкусу?
• Верю ли я, что ты поймешь то, что я пытаюсь создать, и поэтому сможешь помочь мне улучшить мое произведение?
• Уверена ли я, что ты принимаешь мои интересы близко к сердцу — что в твоей критике нет какого-то темного скрытого мотива, задней мысли?
• Уверена ли я, что ты предлагаешь свою критику со всей возможной мягкостью — так, чтобы не ранить меня ею?
Доброжелательность — очень важное условие! У вас, как и у меня, наверняка имеется подруга, любительница резать правду-матку в лицо. Послушайтесь моего совета: никогда не показывайте ей свою работу. Никогда не спрашивайте ее мнение, никогда не обнажайте перед ней свою ранимость.
Когда кто-нибудь заявляет вам, что «жесток, но зато честен», на самом деле он хочет сказать следующее: «Я жестокая. Мне нравится причинять боль. Ты можешь быть уверена, что я только и жду возможности поиздеваться над тобой. Пожалуйста, дай мне возможность ранить тебя».
Я никому не давала разрешения издеваться над собой. Я не испытываю к себе ненависти до такой степени. Жестокая честность — это не добродетель. Честность без доброты не стоит той цены, которую вы за нее платите. Я могу выслушать искреннее мнение, но только когда оно исходит от доброго сердца, которое не жаждет крови.
Теперь о том, когда я слушаю критику. Только если еще остается шанс что-то исправить или изменить в работе. После того как книга ушла в печать — не в моей власти что-то изменить, потому что толку копаться в критических отзывах, когда уже слишком поздно?
И не гуглите свое имя, если только не хотите нанести себе больше ран.
В век интернета очень трудно избежать негатива о себе — так легко найти и прочесть о себе самые ужасные вещи. Все, что мы выкладываем онлайн, может стать предметом высмеивания, оскорблений. Но это не делает интернет местом зла. Интернет еще и чудесная площадка для игры, где вы выражаете себя самыми невероятными способами, о которых раньше человечество и не подозревало. Так наслаждайтесь этой игрой и посылайте свои произведения в мир. Но не читайте комментарии. Просто — не читайте.
И не гуглите свое имя, если только не хотите нанести себе больше ран. Раз уж речь зашла о том, как перестать ранить самого себя, дайте мне сказать заодно вот что: не гуглите имя своего бывшего или бывшей. Отойдите от горящей машины.
Конечно, бывает невозможно избежать неприятных комментариев. Вдруг выскакивает в «Твиттере» или «Фейсбуке» что-то злобное, грубое. Блокируйте, игнорируйте, не застревайте на этом. Не кормите троллей. Не давайте себя вовлечь. И никогда не позволяйте троллям украсть у вас право пользоваться таким чудом, как интернет.
У вас есть право говорить и право публиковать свою работу, право найти свою аудиторию. Просто продолжайте выражать себя — и не обращайте внимания на критику, вовремя отворачивайте голову.
Не сидите с широко открытыми глазами в час ночи — обычно еще и с огромной порцией мороженого в руке — после того, как опубликовали что-то важное для себя, и не прокручивайте страницы с добрыми отзывами, пока наконец не наткнетесь на один невероятно жестокий комментарий, который доказывает то, что вы всегда подозревали в самом темном, кошмарном углу вашего сознания, — что да, вы обманщица, у вас нет таланта, вы толстая, уродливая и полное ничтожество.
Я отказываюсь ненавидеть себя до такой степени.
Не начинайте копать эту яму, потому что если вы будете копать достаточно долго, вы найдете боль, которую искали.
Читать комментарии о самом себе в интернете — все равно что украдкой листать дневник соседа по комнате. Так и тянет прочесть, потому что вот же он, лежит перед вами. Но если читать долго, в конце концов наткнетесь на слова, которые разобьют ваше сердце. Не читайте. Положите на место. Не поддавайтесь искушению. Проявите силу воли, она необходима, чтобы позаботиться о себе. Уйдите прочь.
Я не раз наблюдала, как мои друзья — творческие личности — причиняли такой вред себе и своей работе, копаясь в комментариях в поисках негатива, пока в конце концов не находили осколок стекла в сэндвиче, и тогда они брали этот осколок и ранили им себя, глубоко. Иногда эти раны остаются навсегда. А потом друзья удивляются, куда подевалось их вдохновение и почему им так трудно творить.
Тем временем придурок, который написал мерзкий комментарий о вас, нажимает «отправить» под своим злобным посланием и снова переключает свое внимание на пиво и порно. Он будет сидеть, почесывая зад, и думать про вас забудет. А вы между тем навсегда впечатаете его слова в свой разум. И когда вы сядете, чтобы творить в следующий раз, это слова будут эхом отдаваться в вашей голове («Ты бездарность. Ты ничтожество, мусор»).
Я отказываюсь идти по этому пути. Я отказываюсь ненавидеть себя до такой степени. Хватит и того, что творческая работа — одна из самых тяжелых на свете. Я отказываюсь заполнять свое творческое пространство, свой мозг жестокими ядовитыми словами, которые только ухудшают дело.
Отказываясь читать мерзкие вещи о себе, я не отрицаю реальность, я утверждаю себя в ней. Таким образом я поддерживаю свою жизнь и свою творческую энергию. Это мой способ защиты, способ сохранять свой ум чистым, ясным и готовым к творческой игре.
Я хочу, чтобы все мы свободно выражали себя в мире — особенно женщины! Нам нужны ваши голоса, нам нужно ваше творчество, нам нужна ваша храбрость, ваши произведения и ваша работа. Но помните: если вы посылаете что-то в мир, каждый имеет право отвечать на ваше послание как захочет — это условия договора. На вас могут наброситься, вас могут оскорблять, вас могут унижать. Но вы не обязаны никого слушать.
Отвернитесь от жестокости. Найдите людей, которым вы можете доверять, и прислушивайтесь только к ним. Как только вы отправили свое произведение в мир, ваша работа окончена. Отпустите ее и идите дальше своей дорогой. Продолжайте делать свою работу, открывайтесь миру и отворачивайтесь от темноты.
Заботьтесь о себе. Творите свободно. Делитесь храбро. Но никогда не начинайте копать яму, чтобы найти разбитое стекло.
Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/smysl-zhizni/elizabet-gilbert-kak-ya-reagiruyu-na-kritiku/
ВОТ ТАК, МОИ ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!
С ЛЮБОВЬЮ, ВАША ИННА КОМАРОВА.
***
Категории: Мысли, идеи
Обновление: 08.12.2019, 02:44 3011 просмотров | 27 комментариев | 8 в избранном
Хэштег: #МЫСЛИ_ПИСАТЕЛЬНИЦЫ
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения в избранном у автора8
-
212 / 28 21:35 Анна Неделина
Сломанная Маска и Барон Брусничных болот
-
319 / 58 21:18 Полянская Катерина
Академия Меркл. Второй семестр
-
822 / 50 20:43 Татьяна Ренсинк
На тройке с бубенцами
-
1127 / 2 18:40 Яна Черненькая
Соната смерти
-
382 / 6 12:08 Robin Caeri
В тени Солнца. Том III
-
630 / 2 08:11 Анна Шумска
Судьбой обменяться не с кем
-
541 / 2 08:06 Анна Шумска
Узелки и узы
-
2 / 1 01:34 Мария Никулина
Академия Квинтэссенция. Один из нас умрёт
Обсуждения у друзей автора20
-
212 / 28 21:35 Анна Неделина
Сломанная Маска и Барон Брусничных болот
-
1163 / 13 21:34 Октавия Колотилина
Терранавты
-
1362 / 82 21:34 Елена Шевцова
Брак с потомком драконов
-
1246 / 4 21:34 михайловна надежда
И только миг
-
13484 / 12 21:28 ShadowCat
Клан. Паутина
-
155 / 12 21:21 Цыбанова Надежда
Месть: инструкция по применению
-
425 / 10 21:18 Халимендис Тори
Переиграть судьбу
-
319 / 58 21:18 Полянская Катерина
Академия Меркл. Второй семестр
-
192 / 22 21:16 Александра Шервинская
Серебряное. Выжить в сумраке
-
68 / 1 21:08 Юрик Ольховский
Несовершенство
-
236 / 25 21:08 Елена Матеуш
Прихоть императора
-
173 / 33 20:51 Ольга Копылова
Мажор, волшебница и тайна ледяного принца
-
2927 / 25 20:47 Мария Морозова
Все дороги ведут домой
-
95 / 22 20:46 Татьяна Ренсинк
Сердце снежной планеты
-
822 / 50 20:43 Татьяна Ренсинк
На тройке с бубенцами
-
90 / 1 20:27 Дарья Весна
Дракон и «Шоколадное королевство»
-
837 / 51 20:17 Наталья Ракшина
Туманы Зимнего Пика
-
14 / 1 20:16 Галина Герасимова
Типографский брак
-
13 / 3 20:11 Нелли Войт
Симфония остывшей галактики
-
505 / 3 20:05 JKonstanta
Я тебя никому не отдам
Обсуждения на сайте20
-
179 / 13 21:50 Маргарита Гришаева
Невеста по контракту
-
81 / 1 21:48 Слава Кэт
Спасатели и паразиты
-
100 / 11 21:45 Лесса Каури
Токсы академии Акалим
-
10 / 2 21:41 Анна Витор
Академия Тонолука. Книга 2. Прошлое, не стучись в мою дверь.
-
338 / 6 21:40 Анна Граб
Младший секретарь при княжеской приемной
-
246 / 14 21:39 Александрова Марина
Я спасу тебя, или Десять нелепых смертей Эйрин Миттар.
-
212 / 28 21:35 Анна Неделина
Сломанная Маска и Барон Брусничных болот
-
1163 / 13 21:34 Октавия Колотилина
Терранавты
-
1362 / 82 21:34 Елена Шевцова
Брак с потомком драконов
-
1246 / 4 21:34 михайловна надежда
И только миг
-
13484 / 12 21:28 ShadowCat
Клан. Паутина
-
868 / 24 21:27 Цыпленкова Юлия
Книга 1: Королева-вдова
-
1930 / 20 21:25 Антошина Елена
Оберег для берегини
-
155 / 12 21:21 Цыбанова Надежда
Месть: инструкция по применению
-
425 / 10 21:18 Халимендис Тори
Переиграть судьбу
-
319 / 58 21:18 Полянская Катерина
Академия Меркл. Второй семестр
-
192 / 22 21:16 Александра Шервинская
Серебряное. Выжить в сумраке
-
68 / 1 21:08 Юрик Ольховский
Несовершенство
-
236 / 25 21:08 Елена Матеуш
Прихоть императора
-
225 / 7 20:53 Вика Орлёнок
Я - талисман для дракона
Сегодня День Рождения!6
-
Жасмин Майер
В оффлайне
-
Сергей Вестерн
Добро пожаловать.
В оффлайне
-
Фeдор Лейбург
Делай то, что лучше всего получается!
В оффлайне
-
Николь Милая
«Чем умнее человек, тем легче он признает себя дураком»
В оффлайне
-
Маришка Вега
Живу, пишу, надеюсь...
В оффлайне
-
Владимир Федоров
Солнце светит - хорошо, не светит - тоже хорошо. Я сам себе солнце.
В оффлайне
- Хиты продаж 8
-
Бюро находок в Тенегорске. Сезон 1. Наталия Полянская
-
Хозяйка дома на Совином холме. Татьяна Гуськова
129 руб
-
Бесценное сокровище Темного ментора. Елизавета Соболянская
119 руб
-
Некромант при дворе. Рокси Торн
119 руб 101 руб
-
Отбор по контракту. Маргарита Гришаева
189 руб
-
Миола. Переписать судьбу. Ольга Олие
99 руб
-
Ведьма порешает! 3 сезон. Виктория Ленц
-
Миссис Райт печёт яблочный пирог. Лена Тулинова
59 руб 35 руб

Загружаются комментарии...