из края Тухк – по реке Касах;
придя, осел на холме Шреш,
у города Артамет на реке Касах,
чтобы выковать-закалить
врата Ерванда царя».
(Мовсес Хоренаци. «История Армении»)
Цитированием этих строк заканчивается моя повесть «Три перевала». Но именно они и породили её: именно эта давно забытая легенда, точнее, отрывок легенды, – маленький фрагмент древнего армянского эпоса, вырванный из-под спуда веков, – является её историческим основанием.
Перед нами всего несколько строк одного предложения, вроде бы простого и незамысловатого. Что же можно прочесть между ними?
Поскольку народные песни и сказания обладают поразительной информационной ёмкостью, в этом маленьком отрывке отражено довольно масштабное событие. Попробуем рассмотреть его по частям.
«Врата Ерванда царя». Царские врата. Где могут находиться царские врата? В царском городе или в царском дворце. «Выковать-закалить» их требовалось для того, чтобы установить там, где раньше их не было. То есть установление новых ворот царя косвенно свидетельствует о факте строительства царского города или дворца.
Но в то же время выражение «ковать врата» в армянской народной традиции ассоциируется с выражением «стучать молотом во врата», что аллегорически означает свататься. А поскольку речь идёт о вратах царя, то и сватается жених к девушке из царского рода.
Интересно, что сам Мовсес Хоренаци [1]
Армянский историк и агиограф, живший в V веке.
Вагаршапат – дословно с арм. «обнесённый /стеной/ Вагаршем». Впоследствии город получил второе название – Эчмиадзин.
Населённый пункт, селение городского типа.
Достаточно сопоставить факт строительства большого населённого пункта в Араратской долине с временем правления Ерванда Кратковечного (580-570-е гг. до н. э.) [4]
Основатель старшей династии Ервандидов
Кем был этот Вардгес? Мог ли он быть простым мастером или зодчим из народа? Разумеется, нет.
В эпосе Вардгес назван мануком. Слово «манук» в контексте эпоса переводится как «мoлодец», «юный богатырь». А где, как не на войне, молодец мог проявить свою силу и отвагу, совершить подвиги, благодаря которым заслужил право жениться на царевне, построить город и назвать его своим именем – Вардгесаван? Такое право имели только цари и члены царской семьи.
Мы знаем о Вардгесе, что он пришёл из края Тухк, дословно – «из гавара тухов» [5]
Гавар (арм.) – административно-территориальная единица деления Древней Армении. На русский язык «гавар» иногда переводят как «уезд»
Итак, молодец Вардгес, родом из тухов, ушёл из родного края далеко на восток – в Араратскую долину, чтобы посвататься к царской сестре. Тут надо отметить, что какими бы ни были подвиги молодого героя, если он не знатной крови, он не мог стать зятем царя. (Тем более это никак не мог сделать чужеземный зодчий-простолюдин – даже талантливейший!) Значит, Вардгес был благородным отпрыском знатного рода, управлявшего собственным гаваром. В подтверждение этому говорится, что он, пройдя от верховьев к устью реки Касах, «придя, осел на холме Шреш». Осесть, разбить стан мог только князь или княжеский отпрыск, сопровождаемый большим количеством людей (воинов и слуг), или вождь со своим племенем.
В любом случае – Вардгес был достоин руки царской сестры во всех отношениях. Логически всё сходится: знатное происхождение и личные достоинства позволяют ему стать зятем царя и добиться его особого расположения. Вардгес помогает Ерванду завоевать араратские земли, а затем заведует строительством дворца («врата царя») и застройкой дворцовой местности.
Ещё один важный момент: Вардгес, «отделившись, ушёл» из своего гавара. Почему же он отделился от своего рода и племени? Чтобы получить в жёны царевну, Вардгес должен был стать для царя полностью своим человеком, доверенным лицом царской семьи. Его уход из Тухка и приход в Араратскую долину – это акт признания, что он отныне не человек из племени тухов, а человек из народа Ерванда, – с подтверждением через подвиг, за который он и удостоился быть воспетым в народе. И награда за верность – родство с царём. «Отделившись» может означать также, что он пошёл против своего рода-племени, не одобрявшего стремлений Вардгеса стать зятем в доме тестя (ведь по обычаю сноха должна жить в доме свёкра).
Что же заставило молодого героя оставить родные края, отречься от кровных уз и обычаев предков и явиться к Ерванду, чтобы разрушать старое и созидать новое бок о бок с армянским царём? Ну, разумеется – любовь к прекрасной царевне! Сестра царя Ерванда – третий главный персонаж легенды. Хотя в сохранившемся отрывке она осталась «за кадром», но любовь Вардгеса к царевне – стержневая тема, как мыслится, вокруг которой закручен древний эпический сюжет.
Так, использовав крохотный фрагмент эпоса, Хоренаци донёс до нас память о важнейших событиях той эпохи: победа в междоусобной войне над Араратом-Урарту, основание нового царского города, новой династии, нового государства. Именно в этот период происходит окончательное оформление единого армянского народа. С этого времени название Армения чётко упоминается в записях персов-ахеменидов и греков – «Армина», «Арменис».
Вместить в несколько слов события судьбоносной эпохи грандиозных свершений – в этом неоспоримая уникальность народного творчества. Каждое слово несёт в себе важную информацию. Только благодаря такой лаконичности формы, – через запоминание коротких песен с объёмным содержанием, народ смог сохранить и пронести через тысячелетия дописьменного периода богатейшую историю Армении. Не имея возможности записывать значимые события, народ вкладывал в слова легенд и эпических песен глубочайший смысл. Устами сказителей из поколения в поколение, как драгоценное наследие, передавалась память о славе и величии деяний наших предков.
Но вернёмся к отрывку. Ведь он – великолепный фундамент для исторической повести! Остаётся добавить в сюжет приключения, опасности, несчастья, сражения, накал страстей, раскрыть в поступках и диалогах образы героев, обозначить злодеев... И теперь читатель, листая сказочную повесть о любви манука Вардгеса к царской сестре, на самом деле сможет окунуться в древнюю историю Армении.
Повесть «Три перевала» можно прочесть тут: https://prodaman.ru/Mar-Minas/books/Tri-perevala
P.S. Сегодня, спустя более 2500 лет, на месте древнего города Артамет, вблизи Вагаршапата (современного Эчмиадзина), находится небольшое одноимённое селение, а холм Шреш – пустырь, место археологических раскопок.
Категории: Статьи
Обновление: 11.11.2023, 00:21 394 просмотров | 2 комментариев | 0 в избранном
Хэштег: #Армянские_древности
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора11
-
1839 / 7 11:55 Ани Яновска
Алый снег, белый пепел
-
145 / 3 09:30 Анна Шумска
Немного лирики
-
355 / 3 09:26 Елена Елина
Мир за гранью.
-
102 / 3 08:54 Вера Арев
Особый гость
-
8 / 3 06:05 Robin Caeri
В тени Солнца. Том III
-
937 / 7 05:56 Наталия Пегас
Ветер, тебя не хватало
-
527 / 1 05:52 Наталия Пегас
Раненая птица. Памяти Ивана Рудакова
-
1383 / 7 03:20 Елена Елина
Готовим вкусно.
-
482 / 7 00:10 Елена Елина
Когда дышат горы.
-
10 / 1 10 окт Мария Эрфе
Там, где начинаемся мы
-
2 / 1 10 окт Аня Гордейчук
Цветок пустыни (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДЛЯ ВСЕХ)
Обсуждения на сайте20
-
2 / 2 13:17 Владимир Мисечко
Солнечный убийца
-
733 / 23 13:17 Рокси Торн
Прах любви
-
2 / 2 13:17 Владимир Мисечко
Мёртвый город и шёпот иных миров
-
581 / 14 13:14 Дарья Нико
Мастер Ночи и белая кошка
-
1013 / 35 13:13 Маргарита Гришаева
Отбор по контракту
-
326 / 9 13:13 Рена Рингер
Наг необыкновенный
-
513 / 28 13:12 Таша Алферьева
Ромашка вне конкурса
-
76 / 2 13:05 Светлана Багрянцева
Золотой дракон
-
86 / 7 13:04 Рокси Торн
Некромант при дворе
-
55 / 4 13:02 Вика Орлёнок
Я - талисман для дракона
-
4772 / 24 13:01 Анна Неделина
Осталось только мстить
-
3 / 1 12:57 Наталья Юрай
Пятый дар Варвары-3
-
375 / 20 12:57 Кристина Гладышева
Будни безопасника, или кошки-мышки с истинной
-
597 / 3 12:55 Ната Чернышева
Восход Альтаира
-
437 / 39 12:54 Мария Ирисова
Опальная принцесса во дворце 3
-
1687 / 9 12:51 Нина Осмо
✍️ Заумные словечки. ОНГИ
-
2 / 2 12:47 Риска Волкова
Я не дракон. Я - енот!
-
329 / 25 12:47 Елена Шевцова
Агентство “Подари себе счастье”
-
3157 / 61 12:46 Елена Шевцова
Фиктивный брак некроманта
-
101 / 7 12:45 Амира Алексеевна
Покорная. Игрушка для Господина
- Хиты продаж 9
-
Королева Теней. Сезон четвертый: Между Вороном и Ястребом. Арнаутова Дана
-
Венганза 2 Кровавая сальса. Ани Яновска
55 руб
-
"Непрофильный" факультет. Основы совместной работы. Александра Антарио
140 руб
-
Занимательная некромантия. Сердце демона. Александрова Марина
169 руб
-
Затопленный город. Shy Hyde
169 руб
-
Ведьма порешает! 2 сезон. Виктория Ленц
-
Участковая ведьма. Евгения Чая
139 руб 118 руб
-
Идеальное чудовище. Кароль Елена / Эль Санна
169 руб
-
Суженая на замену. Гэлбрэйт Серина
139 руб
Загружаются комментарии...