Читая между строк: эссе на повесть «Три перевала»

11.11.2023, 00:21 Автор: Мар Минас

«Отделившись, ушёл мoлодец Вардгес
из края Тухк – по реке Касах;
придя, осел на холме Шреш,
у города Артамет на реке Касах,
чтобы выковать-закалить
врата Ерванда царя».
(Мовсес Хоренаци. «История Армении»)
Цитированием этих строк заканчивается моя повесть «Три перевала». Но именно они и породили её: именно эта давно забытая легенда, точнее, отрывок легенды, – маленький фрагмент древнего армянского эпоса, вырванный из-под спуда веков, – является её историческим основанием.
Перед нами всего несколько строк одного предложения, вроде бы простого и незамысловатого. Что же можно прочесть между ними?
Поскольку народные песни и сказания обладают поразительной информационной ёмкостью, в этом маленьком отрывке отражено довольно масштабное событие. Попробуем рассмотреть его по частям.
«Врата Ерванда царя». Царские врата. Где могут находиться царские врата? В царском городе или в царском дворце. «Выковать-закалить» их требовалось для того, чтобы установить там, где раньше их не было. То есть установление новых ворот царя косвенно свидетельствует о факте строительства царского города или дворца.
Но в то же время выражение «ковать врата» в армянской народной традиции ассоциируется с выражением «стучать молотом во врата», что аллегорически означает свататься. А поскольку речь идёт о вратах царя, то и сватается жених к девушке из царского рода.
Интересно, что сам Мовсес Хоренаци [1]
Закрыть

Армянский историк и агиограф, живший в V веке.

приводит этот отрывок как бы мимоходом, в рассказе о деяниях царя Вагарша Первого. Повествуя о том, что Вагарш «обвёл стеной могучий аван Вардгеса на реке Касах», «обнёс его стеной и мощным валом и назвал Вагаршапат [2]
Закрыть

Вагаршапат – дословно с арм. «обнесённый /стеной/ Вагаршем». Впоследствии город получил второе название – Эчмиадзин.

», Хоренаци поясняет: «Сей есть Ерванд Первый Кратковечный, который из Айказунов, чью сестру взявший в жёны Вардгес и построил этот аван» [3]
Закрыть

Населённый пункт, селение городского типа.

.
Достаточно сопоставить факт строительства большого населённого пункта в Араратской долине с временем правления Ерванда Кратковечного (580-570-е гг. до н. э.) [4]
Закрыть

Основатель старшей династии Ервандидов

, чтобы понять: это именно тот временной период, когда окончательно пало царство Арарат-Урарту; и именно в Араратской долине находились крепости Аргиштихинили и Эребуни и город-крепость Тейшебаини – последний оплот араратских царей. Следуя практике победителей, Ерванд пожелал построить в отвоёванном краю новый город – во свидетельство своего права на территорию и в память о своей славной победе. «Могучий аван» – это, как представляется, многолюдный город с большими постройками из камня. Его строительство было поручено Вардгесу.
Кем был этот Вардгес? Мог ли он быть простым мастером или зодчим из народа? Разумеется, нет.
В эпосе Вардгес назван мануком. Слово «манук» в контексте эпоса переводится как «мoлодец», «юный богатырь». А где, как не на войне, молодец мог проявить свою силу и отвагу, совершить подвиги, благодаря которым заслужил право жениться на царевне, построить город и назвать его своим именем – Вардгесаван? Такое право имели только цари и члены царской семьи.
Мы знаем о Вардгесе, что он пришёл из края Тухк, дословно – «из гавара тухов» [5]
Закрыть

Гавар (арм.) – административно-территориальная единица деления Древней Армении. На русский язык «гавар» иногда переводят как «уезд»

. В северо-западной части Армянского нагорья, в верховьях реки Чорох, в древности жили племена, которые ассирийцы называли даяэни, колхи – тай, урартийцы – диауэхами (диаухи), а греки – таохами. Основываясь на созвучии можно сделать предположение, что тухи (в самоназвании) – это таохи, занимавшие территорию средневекового гавара Тайк.
Итак, молодец Вардгес, родом из тухов, ушёл из родного края далеко на восток – в Араратскую долину, чтобы посвататься к царской сестре. Тут надо отметить, что какими бы ни были подвиги молодого героя, если он не знатной крови, он не мог стать зятем царя. (Тем более это никак не мог сделать чужеземный зодчий-простолюдин – даже талантливейший!) Значит, Вардгес был благородным отпрыском знатного рода, управлявшего собственным гаваром. В подтверждение этому говорится, что он, пройдя от верховьев к устью реки Касах, «придя, осел на холме Шреш». Осесть, разбить стан мог только князь или княжеский отпрыск, сопровождаемый большим количеством людей (воинов и слуг), или вождь со своим племенем.
В любом случае – Вардгес был достоин руки царской сестры во всех отношениях. Логически всё сходится: знатное происхождение и личные достоинства позволяют ему стать зятем царя и добиться его особого расположения. Вардгес помогает Ерванду завоевать араратские земли, а затем заведует строительством дворца («врата царя») и застройкой дворцовой местности.
Ещё один важный момент: Вардгес, «отделившись, ушёл» из своего гавара. Почему же он отделился от своего рода и племени? Чтобы получить в жёны царевну, Вардгес должен был стать для царя полностью своим человеком, доверенным лицом царской семьи. Его уход из Тухка и приход в Араратскую долину – это акт признания, что он отныне не человек из племени тухов, а человек из народа Ерванда, – с подтверждением через подвиг, за который он и удостоился быть воспетым в народе. И награда за верность – родство с царём. «Отделившись» может означать также, что он пошёл против своего рода-племени, не одобрявшего стремлений Вардгеса стать зятем в доме тестя (ведь по обычаю сноха должна жить в доме свёкра).
Что же заставило молодого героя оставить родные края, отречься от кровных уз и обычаев предков и явиться к Ерванду, чтобы разрушать старое и созидать новое бок о бок с армянским царём? Ну, разумеется – любовь к прекрасной царевне! Сестра царя Ерванда – третий главный персонаж легенды. Хотя в сохранившемся отрывке она осталась «за кадром», но любовь Вардгеса к царевне – стержневая тема, как мыслится, вокруг которой закручен древний эпический сюжет.
Так, использовав крохотный фрагмент эпоса, Хоренаци донёс до нас память о важнейших событиях той эпохи: победа в междоусобной войне над Араратом-Урарту, основание нового царского города, новой династии, нового государства. Именно в этот период происходит окончательное оформление единого армянского народа. С этого времени название Армения чётко упоминается в записях персов-ахеменидов и греков – «Армина», «Арменис».
Вместить в несколько слов события судьбоносной эпохи грандиозных свершений – в этом неоспоримая уникальность народного творчества. Каждое слово несёт в себе важную информацию. Только благодаря такой лаконичности формы, – через запоминание коротких песен с объёмным содержанием, народ смог сохранить и пронести через тысячелетия дописьменного периода богатейшую историю Армении. Не имея возможности записывать значимые события, народ вкладывал в слова легенд и эпических песен глубочайший смысл. Устами сказителей из поколения в поколение, как драгоценное наследие, передавалась память о славе и величии деяний наших предков.
Но вернёмся к отрывку. Ведь он – великолепный фундамент для исторической повести! Остаётся добавить в сюжет приключения, опасности, несчастья, сражения, накал страстей, раскрыть в поступках и диалогах образы героев, обозначить злодеев... И теперь читатель, листая сказочную повесть о любви манука Вардгеса к царской сестре, на самом деле сможет окунуться в древнюю историю Армении.
Повесть «Три перевала» можно прочесть тут: https://prodaman.ru/Mar-Minas/books/Tri-perevala
P.S. Сегодня, спустя более 2500 лет, на месте древнего города Артамет, вблизи Вагаршапата (современного Эчмиадзина), находится небольшое одноимённое селение, а холм Шреш – пустырь, место археологических раскопок.

Категории: Статьи



Обновление: 11.11.2023, 00:21 193 просмотров | 2 комментариев | 0 в избранном

Хэштег: #Армянские_древности

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения у друзей автора13

Обсуждения на сайте20