На всякий случай уточню для тех, кто, как говорится, не в теме: ромфант = романтическая фантастика, причём речь идёт в первую очередь о фэнтези (но и о космоопере тоже), написанном о любви. И, чаще всего, женщинами. К такому жанру пренебрежительно относятся априори, дескать, никакое это не фэнтези, это любовный роман в фэнтезийном антураже. И считается сие страшным-престрашным обвинением, потому что «любовный роман» - это словосочетание практически ругательное, а фэнтези обязательно должно быть эпическим, как у Толкиена, а что отличается, то от лукавого.
Что во всём это занятно? Давайте попробуем взглянуть на ситуацию без предубеждений и без сантиментов. Отношения между мужчиной и женщиной и становление семьи – это темы, играющие важную роль в жизни очень многих людей. Они в той или иной степени затрагивают почти всех, причём как женщин, так и мужчин. Именно эти темы и связанные в ними вопросы оказываются в центре внимания в ромфанте. Взаимоотношения между полами, мужская и женская психология, мужская и женская сексуальность, семейные конфликты, сложности на пути к образованию новой ячейки общества. Вот за это мы ругаем книги. За это вешаем на них ярлыки и заведомо объявляем не-литературой. И спрашиваем человека, пишущего в таком жанре, а не пробовал ли он перейти на что-нибудь более серьёзное. Друзья мои, а что может быть серьёзнее, и важнее, и актуальнее?
Нет, можно, конечно, найти и другие актуальные темы, книги и не должны быть все об одном и том же. Но давайте на секунду взглянем на ряд вопросов, поднимающихся в «фанте», том, которые без приставки «ром-», и который благодаря этому считают литературой намного чаще. Я просто перечислю несколько вариантов. Человек попал в мир компьютерной игры и не может из него выбраться. Киборг страдает от психологических проблем, ибо хочет быть человеком, но осознаёт, что таковым не является. Человечество было большей частью уничтожено в результате ядерной катастрофы / природного катаклизма / восстания роботов, и теперь пытается каким-то образом восстановить цивилизацию. Кто победит в войне с инопланетянами? Что будет, если, попав в прошлое, мы начнём влиять на будущее?
Сразу подчеркну: многие из приведённых выше тем представляются мне чрезвычайно интересными. В качестве игры ума, логических задачек и простора для фантазии. Но являются ли они актуальными? По большей части, прямо скажем, нет. Притом они не только не слишком актуальны сейчас, но вполне могут не стать таковыми никогда (а могут и стать, тут уже вопрос отдельный). Это НЕ недостаток для литературного произведения, но…относиться к таким темам серьёзно, а к вопросу взаимоотношений между мужчинами и женщинами, который сейчас, здесь, для всех и каждого, актуален – с пренебрежением? Считать книги о первом Литературой с большой буквы, а о втором – макулатурой? В самом деле? И где же в таком случае пресловутая мужская логика?
Итак, темы, затрагиваемые в ромфанте, ничем не хуже тех, которые мы наблюдаем в научной фантастике, эпическом фэнтези, литРПГ и многих других жанрах. Почему же тогда именно к первой категории относятся так пренебрежительно? Настолько, что поклонники жанра даже стесняются в этом признаться, а если кто-то застукает их за чтением любовного романа, поспешат уточнить, что это они просто случайно книжку «отдохнуть на вечерок» взяли, а вообще-то читают исключительно Толстого, Набокова и в крайнем случае Гаррисона с Хайнлайном? Тут я ничего нового не скажу, всё уже сказано до меня. И в блогах, и в статьях по литературоведению. Любовный роман ассоциируется с авторами и читателями женского пола. А женщина – это же человек второго сорта! И литература, которая нравится женщинам, которую пишут женщины, которая затрагивает темы, актуальные для женщин (или рассматривает темы, актуальные для всех, с женской позиции), а заодно та, где женщины – главные героини, да ещё и, не дай боже, текст написан от лица женщины, - по определению считается второсортной. Вот темы, интересующие мужчин (даже если это – бластеры, охота на динозавров или принцип работы двигателей космического корабля), считаются серьёзными, общечеловеческими и правильными. А женщины, если вообще влезают в литературу (зачем, непонятно, мужская же была профессия!), пусть изволят писать о том же самом, и так, чтобы от мужского текста нельзя было отличить, а лучше – взяв мужской псевдоним. Иначе объявим их недотраханными домохозяйками (честное слово, не я такую формулировку придумала), а их творения – макулатурой.
Сейчас мне скажут: но ведь действительно в ромфанте пишется много некачественных книг! Действительно. Пишется. Много. Особенно сейчас, когда литературу старательно превращают в бизнес, причём совершенно осознанно и методично. А в других жанрах, думаете, плохого не пишется? И раньше не писалось? Так перечитайте «Мастера и Маргариту» и вот этот незабвенный диалог, очень многое делающий понятным:
— А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.
— Ужасно не нравятся.
— А вы какие читали?
— Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.
— А как же вы говорите?
— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал?
Так вот, суммируя. Дорогие женщины! Читайте то, что вам нравится. Пишите то, что вам нравится. И давайте, когда нас будут спрашивать, какие книги мы любим читать, вне зависимости от того, какой это жанр, отвечать прямо, честно, и с достоинством, глядя собеседнику в глаза. Давайте будем уважать себя и свои вкусы. Тогда и остальное приложится.
Дисклеймер. Есть масса авторов-мужчин, которых я читаю и уважаю. В этом посте я сосредоточилась на достоинствах женской литературы потому, что именно на неё так часто совершаются нападки.
Категории: Статьи
Обновление: 21.06.2018, 12:39 4749 просмотров | 61 комментариев | 5 в избранном
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора16
-
2141 / 244 05:06 михайловна надежда
(Не)Решенное уравнение
-
379 / 4 02:53 Мария Терентьева
Огненные лепестки для Цитрины
-
2221 / 25 08 май Анна Неделина
Я не знала
-
132 / 38 08 май Инна Комарова
Месть Призрака. Драма
-
2993 / 1 08 май Катерина Рэн-Мари
Императорская Академия Магии, или как дожить до диплома.
-
19 / 5 08 май Светлана Лазарева
Землянка и дракон. Истинная заноза для дракона.
-
1511 / 13 08 май Даша Кравец
Чудеса в дебрях Бродшира или Монах и разбойница
-
379 / 13 08 май Елена Матеуш
Затерянный город альвов
-
883 / 8 08 май Ежова Лана
Падший и Святая
-
263 / 10 08 май Лена Тулинова
Хрустальный детектив
-
74 / 1 08 май Валентина Байху
Война на перекрестке
-
9 / 1 08 май Анна Мария Роу
Три Короны
-
697 / 4 08 май Халимендис Тори
Драконов злить не рекомендуется
-
732 / 6 08 май Халимендис Тори
Трудовые будни его котейшества
-
786 / 1 08 май Ольга Олие
Кот плохого не посоветует
-
1569 / 1 08 май Анна Неделина
Осколки: последний предел
Обсуждения на сайте20
-
57 / 4 05:32 Светлана Овчинникова
Возрождение первородной (альтернативная версия)
-
1035 / 22 05:29 Виола Редж
Код дракона
-
699 / 44 05:26 Гончарова Галина Дмитриевна
Е.Н. Отт и Ехидна
-
597 / 2 05:26 Анна Орлова
Обвести вокруг хвоста
-
3250 / 48 05:21 Рина Лесникова
Волшебные кисти Делгара
-
5242 / 25 05:15 Арнаутова Дана
Королева Теней. Сезон четвертый: Между Вороном и Ястребом
-
2546 / 2 05:12 Янина Веселова
Влияние свежего воздуха на личную жизнь. Люба
-
2141 / 244 05:06 михайловна надежда
(Не)Решенное уравнение
-
875 / 34 05:04 Ольга Копылова
Как (не) выйти замуж за императора
-
248 / 11 05:00 Яна Данк
Полночные тайны
-
12 / 1 04:52 Антонова Лидия
Закон любви
-
493 / 17 03:59 Ольга Консуэло
Нежная барышня и победитель последнего Рагнарёка
-
483 / 7 03:20 Ольга Богатикова
Кошачий глаз
-
1710 / 5 03:03 Наталия Пегас
Привратница
-
4345 / 41 02:59 Полянская Катерина
Мужчина из ведьминых грез
-
379 / 4 02:53 Мария Терентьева
Огненные лепестки для Цитрины
-
447 / 25 02:51 Анна Лященко
Наследник в Дикой Академии
-
19 / 1 02:43 Likaona
Бывают и такие сказки... (обновл. #14. Золушки бывают разные)
-
1149 / 2 02:40 Гончарова Галина Дмитриевна
Дракон-2. Дракон цвета смерти
-
111 / 1 02:39 Тая Ирова
Сильфида эльфу (не) пара
- Хиты продаж 11
-
Гувернантка в драконьем поместье. Аманда Франкон
99 руб
-
Леди Неудача. Кароль Елена / Эль Санна
119 руб
-
Наследие святой Бригитты. Анна Граб
50 руб
-
Око Рора. Елена Матеуш
60 руб
-
Хрустальный детектив. Лена Тулинова
-
Королевская академия магических искусств. Формула любви. Ирина Зволинская
149 руб
-
Адвокат по магическим делам. Анна Орлова
-
Королева Теней. Сезон четвертый: Между Вороном и Ястребом. Арнаутова Дана
-
Тайны уездного города Крачск. Сезон 5. Антонова Лидия
-
Самая главная проблема Академии Драконов. Оксана Гринберга
119 руб
-
Нежная барышня и победитель последнего Рагнарёка. Ольга Консуэло
99 руб
Загружаются комментарии...