Девять жизней Нестора Махно: впечатления от сериала

20.09.2019, 23:20 Автор: Ричард Брук

По итогам просмотра 12-серийного фильма "Девять жизней Нестора Махно" (2006 г. Россия-Украина, реж. Н.Каптан) решил поделиться впечатлениями наблюдениями.
Для начала отмечу, что российские сериалы мне чаще не нравятся, чем нравятся - однообразная тематика, токсичные отношения между персонажами, актеры "деревянные", особенно молодые актрисы, с визуально-технической точки зрения - сляпано на коленке, сценарии - это вообще обнять и плакать.
Тем приятнее удивляют немногочисленные удачи, когда режиссер угадывает и с идеей, и с кастингом, и операторская работа радует глаз, ну и, конечно, в центре оказывается интересный и яркий персонаж, воплощенный талантливым актером.
"Девять жизней...", безусловно, попадает в этот ряд, несмотря на многочисленные сценарные косяки, как исторические, так и психологические (в последних двух сериях ляпы и несуразицы можно добывать промышленным способом, что несколько снижает общее впечатление).
И все же этот тот редкий случай, когда центральный персонаж "делает всю свадьбу", а замечательный актер в главной роли, на 100% вроленный и не пожалевший сил и времени, вытягивает и драматургию, и недоработки режиссера и сценаристов.
Павел Деревянко в роли Нестора Махно - "золотой билет" режиссера, такое же невероятное везение, каким в свое время был выбор Дмитрия Золотухина на роль Петра I.
Помимо чисто внешнего сходства (тут дополнительный плюс гримеру и художнику по костюмам), помимо богатейшей мимики, пластики, выразительного тембра голоса, присутствует и самое главное, чем владеют далеко не все актеры - перевоплощение, считывание "ментального поля", когда персонаж в прямом смысле слова оживает и живет на "физическом носителе".
Респект, Павел! Отныне и навсегда вы для меня - идеальный Нестор Махно!
Большинство актеров второго плана тоже на своих местах. В окружении Махно великолепны Федос Щусь (Данила Белых), Фома Кожин, Лёва Задов, Каретник, Тимошенко; бесспорно удались Глыба (исторический прототип носил фамилию Полонский, и расстрелян был за покушение на Махно), Ленин, Троцкий, атаман Григорьев, хорунжий. Замечательные евреи в Ново-Ковно! Послабее белогвардейцы и пан Данилевский. Отличный образ Мандолины, бывшего уголовника, "оступившегося пролетария", который стал успешно служить новой власти в ЧК.
Женщины-актрисы... вот тут, как говорится, обнять и плакать. Деревянные куклы с единственным выражением лица на все случаи жизни; даже характерная Маруся Никифорова, мягко говоря, не удалась, поскольку выступает только в одном амплуа - отмороженной гопницы. Исключение - только Ада Роговцева в роли матери Махно, хотя эпизоды с ней не слишком интересны.

Самое время сказать и о главном провале сценария: абсолютный слив не только женских персонажей, но и вообще любовной темы. Можно было бы отговориться, что мол, это не важно в сериале про Гражданскую войну, и вообще кино "не об этом". Нет, друзья мои, об этом, об этом! Мало когда любовь и страсти человеческие горят так ярко, как в экстремальных ситуациях, и в героические времена на сломе эпох! Безумная любовь никого не миновала, ни белых, ни красных, ни бандитов... Вот, извольте видеть, Колчаку выдали Темиреву, Ленину - Инессу Арманд, даже старому козлу Троцкому - Фриду Калло, а вот Нестора Махно нагло обошли, хотя этот мужчина, вроде бы не вышедший ни лицом, ни статью (хотя, судя по сохранившимся фото, был очень даже ничего), сам отличался страстностью и любвеобильностью, и был любим очень многими женщинами... исключая, кстати, его последнюю супругу, Галину Кузьменко, хотя в сериале именно она показана "боевой подругой". На самом деле Кузьменко просто любила приключения и веселую жизнь, ей нравилось быть "крестьянской царицей", она имела многочисленные любовные связи, уже будучи в отношениях с Нестором, ну а в Париже просто бросила его на произвол судьбы...В сериале образ ее совершенно нераскрыт, смазан, и, честно сказать, редко когда можно наблюдать столь полное отсутствие "химии" между актерами. Возможно, свою роль в этом сыграло то, что Анна Слю (Кузьменко) на самом деле жена Данилы Белых (Щусь)))) - но думаю, куда важнее слабость сценария и более чем скромные актерские данные Слю. Да, женщина эффектная; но это не Кузьменко.
Ну что ж, мне, как автору, пишущему о той же эпохе и о столь харизматичной личности, как Нестор Иванович, придется все пофиксить, то есть рассказать, как оно все было у Махно на любовном фронте. А было там жарко! Впрочем, у мужчины с гороскопом Скорпион-Крыса и не могло быть иначе.
Интересно, что когда Николай Каптан снимал фильм в Запорожье, к нему косяком пошли неучтенные правнуки Нестора Ивановича))

В заслугу сериалу поставлю также более-менее бережное обращение с фактологией и хронологией исторических событий, а также довольно тщательное и объективное исследование темы, почему же все-таки время крестьянских революционных вождей быстро прошло, и победили в Гражданской войне именно большевики. Из минусов - слишком медленное развитие событий в начале, избыточное внимание к не самым важным эпизодам, и наоборот, заторапливание в конце: самые яркие и драматические моменты, вроде второго штурма Екатеринослава и взятие Перекопа проскочили "галопом по Европам", переправу через Днестр вообще слили, ну а жизнь Махно в Париже мало того что пересказали скороговоркой, так еще и наполнили такой депрессией и безысходностью, что испортили все настроение. Еще больше настроение испортилось от фактологической лажи: в Париж Нестор попал не в 1934, а в 1924, и десять лет прожил вполне прилично. Да, непросто ему там жилось, но не столь бессмысленно и безысходно, как показали в фильме. Он писал статьи, мемуары, неплохие стихи, много общался с разными людьми, а испанские анархисты-республиканцы даже назвали его именем одну из своих бригад...
Ну что ж, можно порадоваться хотя бы за пана Данилевского, благополучно доехавшего до Парижа со своей ведьмой и двумя детьми - но его линия "кровной мести" и встреча с Махно в итоге закончилась "пуком в лужу", простите мой французский.
Из этого вырастает и самый главный минус: исторический сериал о необыкновенной личности, посвященный грандиозным событиям и сильным чувствам, нельзя заканчивать на такой депрессивной ноте. Ну нельзя!
Конечно, в самом конце, под титры, условно показали степь, коней и поцелуй с кем-то неопознанным на фоне заходящего солнца, но это не помогает, увы. Если уж герой умирает, то пусть либо умрет счастливым, на руках любимой женщине, ну а если уж сова совсем не налезает на глобус, то как в фильме "Гладиатор": уходит как викинг в Вальхаллу, или в данном случае - уезжает в степь на коне, его встречают друзья, любимая женщина, и звучит эмоциональная музыка, или народная песня. Типа "Любо, братцы, любо."
Вот как-то так.

Тем не менее, несмотря на все отмеченные недостатки, сериал "Девять жизней Нестора Махно" хорош и, безусловно, стоит просмотра.
Уверенное 8 из 10.

Категории: Критика, рецензии, отзывы



Обновление: 20.09.2019, 23:20 1378 просмотров | 3 комментариев | 0 в избранном

Хэштег: #черный_атаман_

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения в избранном у автора1

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20