Техзадание, или Как правильно заказывать обложку

10.12.2018, 13:01 Автор: Софья Потоцкая

Как часто я слышу жалобы писателей, которые заказали у дизайнера обложку, а получили в результате не то, что хотели. Писатель плачет, ругается, отчаивается, меняет дизайнера, но в следующий раз все случается точно так же.
И не редкость фразы - Боже, спаси! Этот жопорукий дезигнер наляпал мне такого на обложку, что у меня вытекают глаза. Моя героиня блондинка. А это какая-то рыжая дура. Почему король демонов похож на чихающего ламантина? Почему принцесса одета как кабачная шлюха? Почему? Почему?

И точно так же я слышу жалобы дизайнеров, которые плюются, шипят и разлагаются, когда после завершения работы выясняется, что у главного героя - один глаз и деревянная нога. Ух ты! Вот так новость.

Я вижу единственную проблему во всем этом - неверное построение технического задания.
Те машеньки, которые уже умеют, могут не читать эту статейку. Тут будет все только для тех, кто обжигается раз за разом и не может найти выход. Может быть - это поможет. Я приведу здесь собственную анкету для моих заказчиков. Вы можете пользоваться ею, как вам угодно. А если она вам еще и поможет в работе и творчестве - я буду просто офигеть как счастлива)
Итак.

Техническое задание (ТЗ).
Это важнейшая часть подготовки к работе. Потому что именно здесь определяются условия того, что дизайнер должен сделать для вашей обложки.
АВТОР, ПОМНИ! Техническое задание – священно. Дизайнер – не телепат.
Если вы хотите, чтобы я изобразила что-то на обложке – очень вас прошу, напишите это здесь.

1.   Размер обложки.
Укажите, пожалуйста, точно, в пикселях, какого размера должна быть ваша будущая обложка. Если вы не знаете точного размера, укажите, для какого электронного магазина мы будем ее делать. И тогда мы уточним и обговорим размер вместе.

2.   Формат обложки.
Разные книжные площадки и сайты принимают для загрузки файлы обложек в разных форматах. Лучше всего использовать формат PNG – он максимально точно сохраняет цвета изображения. Но некоторые книжные магазины принимают только формат JPG. Укажите, какой формат или форматы необходимы вам для размещения в магазине.

3.   Название книги.
Я не возьмусь указывать вам, потому что вы – творец. Но я как хороший исполнитель могу дать пару небольших советов. Название книги должно отражать ее идею, а не сюжет. То, что вы хотите сказать людям своей книгой, а не то, чем занимаются ваши герои. Старайтесь избегать цитат в названиях. А названия, где используются слова «ДЛЯ» и «ОТБОР» - были крутыми и модными несколько лет назад. Те времена прошли. Теперь это не выглядит модным. А все чаще – смешным. Старайтесь избегать этих слов, если на то нет серьезных причин.

4.   Номер тома, части, серии или любых других литературных делений, если они есть. Это важная пометка, если вы пишете многотомник или литературный сериал.

5.   Имя автора (или авторов).
Если даже ваш авторский псевдоним пишется на латинице, я настоятельно рекомендую подумать еще раз и указать имя автора – кириллицей. На русскоязычной обложке не должно быть латинских буков, если только они – не часть концепта книги или дизайна оформления.

6.   Жанр книги.
Мне нужно точно представлять, в каком жанре я буду работать.

7.   Показательный короткий (!) отрывок текста или ваше свободное краткое описание, которое сможет передать общий настрой книги. Жесткая и мрачная ли ваша книга, или легкая и нежная. Романтичная или страстная. Это может и должно серьезно повлиять на атмосферу обложки.

8.   Главные герои.
И снова ушла из моды манера девяностых, когда на обложках изображались ВСЕ герои книги. Если уж это Санта-Барбара, то там непременно должны быть и Сиси, и Джина, и Келли, и Мейсон, и все прочие их родичи и присные. И даже чья-то комнатная собака. Непременно. НЕТ. Это не отвечает сегодня современным тенденциям обложки. Это устарело. Сегодня акцент делают на главного героя (героиню) или на символику романа. Поэтому определите одного или двух главных героев. И мы поговорим о них.

9.   Прототип главной героини (героя).
Часто авторы видят своих героев только с лицом какой-нибудь яркой знаменитости и никак иначе. Киану Ривз или Том Хиддлстон или Джейсон Момоа. И все. И больше никто. Постарайтесь избегать этого. Потому что шок и трепет вызывают книжные полки, где на всех обложках всех романов – одни и те же лица. Этим вы добьетесь только того, что в обложку будут тыкать пальцами и орать: «Оооо, Кхал Дрого! А это Локи!». Не надо так. По возможности. К тому же у использования лиц знаменитых людей есть своя, определенно незаконная сторона. Сейчас все больше внимания уделяется правам и обязанностям. Используемые исходники должны быть как минимум – со свободной лицензией (с бесплатных стоков).

10.   Внешность героини (героя).
Если вы не нашли исходника с вашими героями, то очень важно подробно и внятно описать их. Если есть описание в тексте – можно прислать портретный отрывок. Важны такие детали как рост, комплекция, цвет и длина волос, цвет глаз. А так же – особые приметы вроде шрамов, родинок, татуировок на открытых частях тела. Одежда (в общих чертах) и важные предметы инвентаря, если они действительно важны. Прошу вас уделить этому пункту особое внимание. Потому что если такие детали выяснятся ПОСЛЕ окончания работы, я буду очень огорчена и огорчу вас доплатой за доработку.

11.   Фон, на котором все происходит

12.   День или ночь, если это важно

13.   Время года, если это важно

14.   Любые другие детали, которые важны для отображения

15.   Исходники.
Мы уже говорили о желательной свободной лицензии. Так же особое внимание хочу уделить размеру и качеству исходника. Авторы часто любят присылать исходники размером со спичечный коробок и хотеть из них полноразмерный портрет. Скажу вам так. Чем хуже исходник, тем хуже результат. Все просто.

16.   Помните, что обложка - это символ книги. Это не иллюстрация. Она не обязана отображать скрупулезно все детали повествования и всех хоть сколько-нибудь важных персонажей. Она должна говорить о книге. О ее главной идее. О том, что вы хотите сказать людям своим произведением.

17. Прием-сдача работы.
Уважаемые, дорогие авторы. Этот пункт максимально критичен для ваших отношений с дизайнером. УВАЖАЙТЕ ЕГО ТРУД. Уважайте его время. Пожалуйста.
И поэтому относитесь к нашей с вами работе предельно внимательно. Получив на руки файл для утверждения, не спешите бросить в меня деньгами и убежать обновлять авторскую страницу. Посмотрите на вашу обложку внимательно. Посоветуйтесь со своими доверенными людьми, с избранными товарищами, понимающими ценности вашей целевой аудитории. И если вы точно уверены - принимайте работу. Потому что все, что случится после этого - уже будет совершенно отдельной историей. Все правки, все "ой, а я забыл, что тут надо добавить" - в профессиональном мире дизайнеров делаются в отдельный условленный срок (в порядке очереди) и за вполне определенную сумму денег. НЕ бесплатно.
И это не потому что мне тяжело или я выпендриваюсь. А потому что это основные принципы ответственности. И бизнеса. Одна минута внимательности - и мы с вами все будем довольны друг другом.

У меня всё по этому поводу. Всем добра.
6uOLF4UMPM8.jpg

Категории: Мысли, идеи



Обновление: 10.12.2018, 13:01 2909 просмотров | 4 комментариев | 7 в избранном

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения в избранном у автора1

Обсуждения на сайте20

Сегодня День Рождения!12