Сегодня мы, как писатели, естественно единодушно проголосовали за обсуждение того, кто как пишет текст, какие приемы использует, какие ресурсы-сайты предпочитает... Об этом и поболтаем!

Таша Янсу: Ну что, обычно пишу в ворде, гугл-доке (там удобно отмечать комментариями что-то нужное), скривенер использую для циклов типа "Саги о Вершинах" (там больше 10 книг, разделенных на более чем 20 глав, плюс множество документов с лором и матчастью, удобно хранить все в одном месте).
В гугл-доках у меня есть расширение "Свежий взгляд" — помогает вылавливать всякое непотребное в тексте. Конечно, врет он иногда на голубом глазу, не понимает мои тавтологии и т.д, но в целом товарищ полезный.
Лучшее предложение по улучшению текста, имхо, - найти хорошего бета-ридера :3 А лучше двух-трех. Идеально, если он граммар-наци. Пройди через первые 5 пулеметных обстрелов - и тебе ничто потом не страшно.
Я участвую в нано-раймо и персональных марафонах, чтобы не филонить и писать тексты.
Я научилась печатать вслепую спустя год после того, как только обзавелась собственным ноутом. Это, я считаю, одно из моих лучших приобретений, потому что когда история прет - главное успеть ее на кураже написать.
Диалоги и интересные сцены я продумываю перед сном - могу вставать ...дцать раз, чтобы что-то записать. Классные идеи приходят, когда ты занимаешься чем-то, связанным с водой (посуда, ванна, тусить у речки), а также во время прогулок, что, кстати, научно доказано ??
Улучшать текст может чтение качественных книг. Вообще в начале становления я как-то сразу определила для себя эдакий авторский маяк в лице С.Кинга - его тексты будто наполняли немного мой прожорливый внутренний писательский колодец.
Небольшой лайфхак от меня - прочитать перед сном рассказы Р.Брэдбери и утром сесть писать. Вы удивитесь тому, какие красивые выражения рождает мозг. Либо можно почитать его утром, а сесть за тексты вечером - за день мозг отрефлексирует полученную дозу прекрасного и выдаст свой аналог. На остальных писателях не так хорошо работало у меня, как на м-ре Брэдбери, кстати.
А.Д. Лотос: Про скривенер не слышала - это что за зверь такой? в двух словах?
Бете платить надо... Я обычно либо себе вслух свои истории читаю, либо сестре и молодому человеку. Обычно они все мне говорят - "боже, как у тебя все замудрено, какой сложный язык!", и я радуюсь, потому что не желаю упрощаться. А вообще, по моему опыту чтения-редактирования-коррекции чужих посторонних авторов, могу сказать, что многие и первого пулеметного обстрела плюшевыми пулями-то не выдерживают, чего уж там говорить. Никто не хочет слушать и слышать, они уже все гениальные, и я просто перестала тратить на них время. Его и так мало.
Скоро твоими советами - сама пойду учиться писать вслепую. Вот эти строчки сейчас именно так и написаны, и мне не очень удобно.
(Т.Ян: пст, я заметила, пока правила, бгг)
А зачем вставать, чтобы записать диалог, когда можно просто писать его в личку вк, например?
На счет воды абсолютно согласна - сама сколько раз на себе это проверяла!
А вот на счет почитать Брэдбери... Я если нахожусь под впечатлением от хорошего автора, понимаю, что начинаю копировать его манеру, меня это ужасает и я поскорее стараюсь это забыть... потому что мозг считает, что это воровство.
Таша Янсу: Скривенер - это программа для писателей, там очень удобно все структурировано по полочкам, прям мега-годнота, лучшее, нсд, с чем я работала. Первый месяц бесплатный, потом платный, но я с помощью друга взломала халявную версию - и теперь бережно несу туда свою любимку.
А.Д. Лотос: Я все структурирую с помощью стилей в ворде, у меня там уже столько инфы, что переносить ее на новую платформу, наверное, сойду с ума... но название запомнила!
Таша Янсу: Я ни разу не нанимала редакторов - обычно бегу к друзьям, они у меня лучшие на свете ?
Вслух тоже не читаю - стесняюсь. Но все так рекомендуют, что думаю надо пробовать.
А.Д. Лотос: Вслух - я прям очень советую. Ты никогда не поймешь, ложится ли диалог, правильное ли окончание, когда голова устала, а глаз замылился. Читать ведь можно самой себе ночью, когда никто не видит. Оно ж не требует от тебя сразу косплеить Маяковского! Я почти все свои истории читаю вслух.
Мысли на бумаге я давно перестала записывать. Пишу в телефон и складываю в гигантский документ. И оттуда уже беру фразы, персонажей, мысли, идеи, сюжеты - там все есть. Я теперь свои старые записи оцифровываю.
Дарья Нико: Нет. Вообще не записываю ничего. Главное - остается в голове, если оно приходит в неподходящем месте. Если оно там не осталось - значит оно не главное)
Из инструментов, которыми я пользуюсь - это ворд и моя голова) Ах, да! еще стена, в которую я пялюсь, когда только придумываю текст!
Карты не рисую - они у меня в однотомниках пока что не нужны. Персонажей не рисую - не люблю конкретизацию, когда каждую черточку описываешь, считаю это навязыванием и себе, и читателем. Все равно мозг такая штука, что нарисует все сам в рамках личного опыта, и разница может быть огромной. Вот будешь смотреть на картинку, а в голове другой облик. Другой и все! И то ли картинку переделывать без конца, то ли еще что. Поэтому я оставляю это дело в покое. Да и описание персонажей у меня достаточно схематичные - основные параметры и все) Остальное пущай придумывает мозьг))
Мысли на клочках бумаги больше не записываю. Лет десять так делала. Кидалась, как только "гениальная" мысль посещала голову, а потом складывала эти клочочки под руку и... впадала в ступор. По мере написания иногда изменяется микрохарактер той или иной сцены, образа героя, речи и т.д., и мысль на клочке все еще остается гениальной, только ни в какие ворота не лезет. А из-за нее одной переделывать эпизод/абзац/главу я не стану. Оно того не стоит) Поэтому от хаотичных записей отказалась давно. Теперь исповедую принцип - что бы не пришло в голову, оно само решает свою судьбу)
Это значит что я не записываю ничего, и только если по мере написания текста, та "гениальная" мысль все еще не забылась и по-настоящему обосновалась в моей голове, она идет в работу и вплетается в текст. Воть) Я, кстати, стала легче себя чувствовать, когда поменяла логику. А то всегда была в напряжении - вдруг вот сейчас мысль выпрыгнет на меня! и надо держать бумагу и ручку наготове, или записывать на телефон судорожно (особенно на какой-нибудь беговой дорожке), и паника, если вдруг инструмента нет... Ой не, я от всего этого отказалась и теперь абсолютна свободна в этом плане))
Так что да инструментария у меня и правда нет никакого, ничего не посоветую, ибо ни в чем не разбираюсь)
Что же касается вопроса, как сделать текст лучше...) Чтение, изучение материала, подсказки именитых авторов и т.д. и т.п., это все прекрасно, только вот... надо слушать собственный текст. Он же идет изнутри. Вот и надо слушать голос, который его надиктовывает. Это мое главное правило!
Таша Янсу: А ты вот не делаешь таблицы-схемы, например, чтобы разобраться в сплетениях сюжета?
Дарья Нико: Нет. У меня на счет этого тоже суровое мнение - таблицы и схемы нужны для оооочень сложных сюжетов, где города, страны, народы, а герои исчисляются десятками и сотнями. Если брать в рассмотрение однотомники, как у меня, то уже простите, но как тут вообще можно хоть что-то забыть? Конечно, можно писать в потоке и забыть детали, ну так для этого вычитка есть. Вычитываешь - вспоминаешь фишечку и быстро ее выравниваешь по всему тексту. И все.
Надо перечитывать себя не по одному разу! И будет все нормасно)
Если пишешь и становиться неудобно/неловко/трудно продираться сквозь какие-то дебри задумки и прочего, то... как правило этот эпизод/момент/главу стоит отправить в топку. На самом деле туда отправить. Ничего в этом страшного нет. Но тут тонкая грань - тяжело может быть, например, из-за недостатка опыта. Я вот профан в боевых сценах, и да, мне тяжело их писать, но только лишь потому что у меня мало практики. А бывает что авторы себя насилует текстами/темами, которые им непонятны или даже неинтересны. И зачем это? к чему такая ломка?
Таша Янсу: Эт я! Я могу ответить! хД
Этого требует сюжет. Например, у меня есть черновик книги, где главная героиня работает в полиции, а мужик - пожарный. В темах я ни бум-бум, но сюжет связан с их профессиями, и он интересный, и он блин уже практически готов - ну, по мере моих скромных сил-познаний. Я понимаю, что там много всего не хватает для достойного описания специфики работы, и мне предстоит закопаться в матчасть, чтобы нормально написать все. Или вот взять "Цветных" - там вообще треш: постап, фантастика, тема расового неравенства... Кошмар. Зато! Мне предстоит узнать много интересного! (да, это я себя так утешаю, иногда даже получается...)
А.Д. Лотос: Вот тут с Ташей соглашусь - иногда сюжет требует. Ну вот мне нужно, чтоб в сказке были загадки! Я извелась вся... и придумала, как можно 4 из 5 загадок заменить! Но все равно одну пришлось завуалировать
Дарья Нико: Вот об этом я и говорю. Есть очень большая разница. Одно дело, если ты пишешь что-то сложное, но оно интересно тебе самой. И неважно разбираешься ты или нет. Разберешься со временем. И другое дело, если неинтересно вообще. В разбираться не интересно. И матчасть читать приходится через такую силу, что проще бросить вообще творчество целиком и полностью. Это очень тонкая грань и надо ее осознавать)
В общем, это точно не мой вариант. Поэтому я выкидываю десятки страниц. В последней книге, когда ее отрабатывала, выкинула около 60 страниц ворда. ctrl A + delete)) Без шуток) Мне многие не варят, но это правда) Я почувствовала себя только лучше, потому что все написанное вышло плохо, плоско и скучно мне самое. А скучное я не пишу.
Таша Янсу: Хехе, прекрасно понимаю))) Тоже частенько выкидываю мусор)
А.Д. Лотос: Текст я не выкидываю. идеи не выкидываю, фразы, ниче не выкидываю. оно у меня лежит в схроне, ибо - мало ли что может пригодиться! Да, я помоечница!
Дарья Нико: И лежит оно бедное годами, пылится... а ведь главное правило всего на свете, когда что-то выкидываешь - значит открываешь дорогу новому и свежему)
Поэтому я никогда не жалею обработанный материал. Он и скопился-то именно для того, чтобы показать - у текстов тоже бывают опилки! много опилок! Это показывает уровень проделанного труда, но писательский дворик нужно метелочкой чистить) Легче дышится)
(сугубо мое мнение. настойчивое, но всего лишь мнение, хех)
Интерес самого автора к собственному тексту считаю главным показателем. Если автор читает эпизод и он ему не интересен, читателю тоже будет не интерес. Потому что внутренняя психология и общий ритм передались тексту. Это точно) И читатель это почувствует на уровне интуиции. Это действительно работает)
А еще не забывать о том, что описательные части и диалоги должны быть в балансе. Бессмысленно несколько страниц превращать в диалог, и бессмысленно читать километровые абзацы. Это превращает книгу либо в гонку, либо в энциклопедию. Скучно и там и там)
Не можете вытянуть момент? Подумайте, нужен ли он тогда вообще. Может его можно заменить на нечто другое, а то и вовсе противоположное.
Экспериментируйте. Не загоняйте себя в рамки героев, локации и прочего. Меняйте, удаляйте, переворачивайте с ног на голову. Творчество - это аттракцион, и всем должно быть весело) И в первую очередь, конечно же тому, кто этот аттракцион придумал!))

Дорогие друзья! Раз в неделю мы устраиваем «Отвечалочку для гостей», в которой задаем всем желающим три вопроса на творческую тематику! Вы сможете дать развернутые ответы и поделиться своими мыслями, эмоциями и опытом!) Вопросы с гостями согласуются заранее, главное правило – придерживаться трех правил:
1) мы не занимаемся пропагандой и рекламой своих и чужих произведений - рубрика существует исключительно для обмена писательским опытом и обсуждения вопросов, касающихся творчества
2) мы не занимаемся обсуждением чего бы то ни было по темам религии, политики и иных провокационных тем
3) мы приветствуем адекватное поведение, за оскорбления и переход на личности - бан
Если есть желание стать гостем, напишите комментарий под любым постом или в личку авторам проекта - Дарья Нико, Таша Янсу, А.Д. Лотос!
Делитесь в комментариях своим опытом и читайте хорошие книги!
Категории: Мысли, идеи
Обновление: 06.05.2023, 17:38 431 просмотров | 4 комментариев | 0 в избранном
Хэштег: #отвечалочка
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения в избранном у автора2
Обсуждения у друзей автора20
-
3448 / 15 18:52 Эль Бланк
Полундра!
-
52 / 9 18:51 А.Волжская, В.Яблонцева
Академия Драконьего Союза. Это все дракон!
-
4652 / 60 18:48 Ольга Копылова
Саламандра в деле
-
1237 / 51 18:46 Ксения Мирошник
Бураны Уилрока
-
163 / 15 18:44 Дарья Нико
Мастер Ночи и белая кошка
-
1587 / 80 18:41 Полянская Катерина
Академия Меркл. Первый семестр
-
1013 / 22 18:39 Наталья Пешкова
Семь перьев для Вороны
-
426 / 10 18:39 Мария Захарова
Связующие
-
510 / 40 18:34 Татьяна Ренсинк
Мы встретились... во сне
-
279 / 9 18:34 Полина Лашина
12 заданий для попаданки. Том 4
-
260 / 52 18:31 Ольга Копылова
Тонкости контакта, или Практика, чувства и заговор в придачу
-
5 / 5 18:25 Shy Hyde
НеОля в плену Востока, или Личный библиотекарь Сулеймана
-
568 / 66 18:22 Елена Шевцова
Фиктивный брак некроманта
-
27 / 3 18:15 Марина Кравцова
Настоящий эльф. История Лиссии
-
819 / 3 18:09 Лора Олеева
Как привязать дракона, или Ниточная лавка попаданки
-
212 / 14 18:08 Таша Алферьева
Тайная любовь короля
-
1273 / 9 18:07 Елена Елина
Готовим вкусно.
-
89 / 5 18:06 Елена Елина
Когда дышат горы.
-
1313 / 13 18:05 Милана Шторм
Смерть по естественным причинам
-
23 / 2 18:05 Хелен Визард
Хранители библиотеки Древних
Обсуждения на сайте20
-
3449 / 16 18:52 Эль Бланк
Полундра!
-
52 / 9 18:51 А.Волжская, В.Яблонцева
Академия Драконьего Союза. Это все дракон!
-
4652 / 60 18:48 Ольга Копылова
Саламандра в деле
-
1237 / 51 18:46 Ксения Мирошник
Бураны Уилрока
-
163 / 15 18:44 Дарья Нико
Мастер Ночи и белая кошка
-
505 / 15 18:44 Лена Валевская
Ты ошибся с первенцем, дракон!
-
1587 / 80 18:41 Полянская Катерина
Академия Меркл. Первый семестр
-
1013 / 22 18:39 Наталья Пешкова
Семь перьев для Вороны
-
426 / 10 18:39 Мария Захарова
Связующие
-
510 / 40 18:34 Татьяна Ренсинк
Мы встретились... во сне
-
279 / 9 18:34 Полина Лашина
12 заданий для попаданки. Том 4
-
2153 / 79 18:33 Мария Ирисова
Опальная принцесса во дворце 2
-
177 / 4 18:33 Слава Кэт
Кошка Шрёдингера
-
116 / 10 18:31 Слава Кэт
На себя погляди!
-
260 / 52 18:31 Ольга Копылова
Тонкости контакта, или Практика, чувства и заговор в придачу
-
367 / 12 18:30 Стрельникова Кира
Кот судьбы
-
476 / 3 18:26 Сонный Философ
Шкатулка Полная Сердец
-
5 / 5 18:25 Shy Hyde
НеОля в плену Востока, или Личный библиотекарь Сулеймана
-
2 / 1 18:25 Аида Ларсинген
Недосёстры. Недолюбовь
-
568 / 66 18:22 Елена Шевцова
Фиктивный брак некроманта
Сегодня День Рождения!1
- Хиты продаж 9
-
Хищная орхидея. Полянская Катерина
135 руб
-
Брак без шансов на отказ. Елена Шевцова
179 руб
-
Тайная любовь короля. Таша Алферьева
69 руб
-
Королева Теней. Сезон четвертый: Между Вороном и Ястребом. Арнаутова Дана
-
Героиня из библиотеки. Кароль Елена / Эль Санна
169 руб
-
Бригада Д. Сезон 5: Древесный сок. Лесса Каури
-
Разбор полётов по-туэррийски. Елена Быстрова
139 руб 111 руб
-
Саламандра в деле. Ольга Копылова
169 руб 67 руб
-
Сиротка в Академии Драконов - 2. Оксана Гринберга
139 руб 125 руб
Загружаются комментарии...