Недавно я решила вести блог.
Очень хочу поделиться этой новостью на родном ПродаМане :-)
Иногда я буду выборочно публиковать посты здесь, но если вам захочется почитать еще больше статей и получать информацию раньше, я буду очень рада вам на своем сайте.
Приглашаю в гости https://www.dariakravec.ru/
Ссылка на пост: https://blog.dariakravec.ru/moia-podborka-luchshikh-piervykh-strok/
"Первое предложение книги должно вырвать читателя из привычного мира и перенести в другую реальность. Это — начало великого путешествия. Поэтому первая строка — возможно, самая важная"
Джон Уолтер
Прочитав это высказывание, я задалась вопросом: часто ли мы бросаем книгу, не закончив читать и перый абзац? Мне, например, в книжных магазинах много раз приходилось наблюдать такую картину: Человек с улыбкой и интересом рассматривает обложку, читает аннотацию, листает книгу, оценивая качество печати — дело явно идет к покупке. Затем он отыскивает первую главу и начинает читать — хмурится, переворачивает одну страницу, еще одну — интерес окончательно стирается с его лица, а книга отправляется обратно на полку. Да что там… Я сама частенько веду себя подобным образом у книжных прилавков. Но существуют первые строки, прочитав которые отставить книгу на полку просто невозможно. Я решила поделиться с вами списком своих любимых стартов историй.
******
«Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать»
Дж. Оруэлл «1984»
О плотности и лаконичности текста можно ничего не писать, и так все ясно. И прелесть здесь даже не в стройности слов.Оруэлл затягивает нас в мир «1984» и сразу дает понять, что в мире этом что-то не так.
Во-первых, ни одни часы из тех, что могут бить, никогда не бьют тринадцать. Это парадокс, а человеческий мозг имеет привычку хвататься за парадоксы. И вот читатель ухватился за противоречивую фразу, а между тем автор всецело завладел интересом самого читателя.
Во-вторых, здесь имеется отсылка к детской загадке: «Какое время настает, когда часы бьют тринадцать? - Время чинить часы».
Как по мне, это идеальное начало для антиутопии. Действие происходит в неправильное время, которое не просто настает, оно бьет. И игнорировать эти удары и неправильность мира уже нельзя. Пришла пора перемен.
«Бытует мнение, что перспектива быть наутро повешенным необычайно помогает человеку собраться с мыслями. К сожалению, собравшись, они неизбежно сосредотачиваются на том, что голова, в которой они собрались, наутро окажется в петле»
Терри Пратчетт «Держи Марку!»
Здесь Сэр Терри Пратчетт сажает нас на качель и сразу даёт ей толчок:
Перспектива быть наутро повешенным — согласитесь, ситуация так себе — заряд отрицательный, рывок вниз.
Но сей факт помогает человеку собраться с мыслями — найден мало-мальски приятный момент в затруднительной ситуации — заряд положительный, движение вверх.
Ни к чему дельному собранные в голове мысли не приведут, а сама голова неминуемо окажется в петле — заряд безусловно отрицательный, очередной рывок вниз.
Ну, разве можно остановиться в самом начале катания? Дух уже захватило и проснулась жажда продолжения веселья. Нам нужны новые эмоции, и необходимы еще рывки вниз и вверх.
«Во-вторых, потому что в нем разыгралась бешеная тоска по России. В-третьих, наконец, потому что ему было жаль своей тогдашней молодости...»
В. Набоков «Круг»
В этом рассказе автор застаёт нас врасплох.
Мы чувствуем себя опоздавшими на лекцию студентами. Начало пропущено, и оно кажется нам чрезвычайно важным. Сама история превращается в уравнение с одним неизвестным, который необходимо вычислить. Как? — Продолжив чтение.
Но уникальность структуры рассказа Набокова кроется еще и в его названии, и ответ на вопрос «что же было во-первых?» мы найдём лишь в финале, когда «Круг» замкнётся.
«Сегодня умерла мама. А может быть, вчера — не знаю»
Альбер Камю «Посторонний»
Первым же предложением автор ошарашил нас страшным событием.
За считанные секунды мы успеваем испытать сочувствие к герою и его почившей маме. Вторым же предложением Камю поражает нас еще сильнее — неопределенность в тексте граничит с безразличием. И мы безошибочно приписываем это безразличие главному герою Мерсо, от лица которого ведется повествование.
Мерсо оправдывает название книги с перых строк. Он сразу становится чужим и непонятным, посторонним для нас. Такому персонажу едва ли удастся сострадать. Но именно то, что каждой своей рубленной фразой и каждой мыслью он будет нас оглушать и поражать чужеродностью, заставит нас читать историю дальше.
«Я теперь мертвец, труп, лежащий на дне колодца. Я давно испустил свой последний вздох, давно остановилось мое сердце, но кроме подлого убийцы, никто не знает, какая участь меня постигла»Орхан Памук «Имя мне -Красный»
У вас уже пробежались по телу мурашки?
Согласитесь, не так часто истории начинаются с рассказа трупа о своем возникновении в этом качестве. Притом именно трупа. Не восставшего из мертвых. Не призрака, блуждающего свободно между людьми еще живущими. Он мертвец. Мертвец, который помнит жизнь, что у него отняли, испытывает злость к своему убийце, но сам уже ничего не может изменить.
Такое начало выбивает из колеи, навевает ужас, вызывает сострадание, а самое главное пробуждает любопытство и желание читать дальше.
Здесь я не могу остановиться только на первых строках — предлагаю пролистать книгу до содержания, чтобы удивиться еще раз. В каждой новой главе повествование будет вестись от лица нового героя, среди которых подозреваемые в убийстве, сам убийца, собака и даже дерево, нарисованное второпях на листе грубой бумаги.
А какие первые строки понравились и запомнились вам?
Категории: Критика, рецензии, отзывы
Обновление: 22.11.2021, 06:59 460 просмотров | 5 комментариев | 1 в избранном
Хэштег: #Личный_блог
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора7
-
89 / 2 15:32 ShadowCat
Вселенная Котиков
-
6584 / 6 12:29 ShadowCat
Клан. Паутина
-
6439 / 24 12:18 ShadowCat
Клан. Нечеловеческий фактор
-
474 / 8 09:47 Кузнецова Дарья
В поисках того самого
-
251 / 5 05:33 Антонова Лидия
Сплошные неприятности и оборотень в придачу
-
135 / 6 05:03 Наташа Паут
Госпожа на одну ночь
-
1414 / 5 00:08 Анна Неделина
Я не знала
Обсуждения на сайте20
-
21 / 3 15:45 Елена Гущина
Откусить кусочек чужого счастья
-
26 / 4 15:43 Анна Волей
Шарусси. Магия хаоса
-
1484 / 64 15:43 Рина Лесникова
Волшебные кисти Делгара
-
61 / 11 15:43 Соколова Надежда
Владелица замка на холме
-
137 / 1 15:41 Елена Марди и Алекс Фортт
Модистка в деле
-
1519 / 37 15:39 Яна Таар
Не морочь мне голову, Канада!
-
722 / 6 15:38 Наталия Пегас
Был я, как ветер
-
68 / 1 15:33 Ирина Каденская
Сиротка. Исторический роман. Визуализация героев
-
3 / 1 15:32 Лена Тулинова
Хрустальный детектив
-
1604 / 76 15:32 Мария Морозова
Связанные целью
-
5705 / 8 15:32 Эллиан Брайт
Нечаянное замужество
-
89 / 2 15:32 ShadowCat
Вселенная Котиков
-
168 / 10 15:32 Таша Алферьева
Невеста по обману
-
198 / 23 15:31 Алена Кручко Виктория Светлая
Рыжий хвост и ложка счастья
-
531 / 19 15:31 Карина Пьянкова
Трикстер
-
1 / 1 15:30 Anna Raven
Наш Марат мёртв...
-
1 / 1 15:26 Anna Raven
О терпении
-
1 / 1 15:24 Anna Raven
Мария (пьеса)
-
15061 / 71 15:21 Кьяза
Последняя чашка кофе
-
1183 / 7 15:16 Полина Лашина
(не)Бальмануг.Дочь-2
- Хиты продаж 11
-
Тайна попаданки, или Не про вашу честь, лорд! Ольга Олие
169 руб 135 руб
-
Зеркало Яви. Ата Мёдик
75 руб
-
Зимнее чудо для Даши. Соколова Надежда
144 руб
-
Тайны уездного города Крачск. Сезон 5. Антонова Лидия
-
Главная проблема Академии Драконов. Оксана Гринберга
119 руб
-
Мистер Кот и тот, кто в доме живет. Елизавета Соболянская
99 руб
-
Университет драконологии. Книга четвертая. Клятва крови. Малиновская Елена
199 руб 139 руб
-
(не)Бальмануг.Дочь-2. Полина Лашина
149 руб
-
Королева Теней. Сезон четвертый: Между Вороном и Ястребом. Арнаутова Дана
-
Муж в наследство. Кароль Елена / Эль Санна
169 руб
-
Квант и Каолина. Эль Бланк
89 руб 66 руб
Загружаются комментарии...