И ещё одно: на истину в последней инстанции я ни в коем случае не претендую. Я пишу эту статью исходя из личного опыта, впечатлений и наблюдений. В основе последних - рейтинги и рецензии читателей. По большей части с сайта Ливлиб, который в отличии от таких коммерческих проектов, как Литрес и иже с ним, не заинтересован в накрутке оценок.
***
Начинающие, да и уже имеющие опыт авторы, бывает задаются вопросами:
- о чём же написать?
- как придумать хороший многоходовый сюжет с неожиданными поворотами? А может ну его, и лучше сконцентрироваться на приключениях и/или романтике?
- будет ли та или иная идея интересна читателям?
- какая героиня будет интересна читателям?
- как придумать название книги, города, прочих географических объектов?
и тд, и тп. Вопросов много.
Забивая их в поисковики, как правило, ничего путного не найдёшь. Всё сводится к довольно пространным советам и постулатам о кропотливом труде. А говоря о последних пунктах - кривым и часто бестолковым онлайн генераторам имён и названий. И отчасти это логично, поскольку литература, как и любое творчество, постоянно развивается, появляются новые тенденции и темы, поэтому воятели подобных статей стараются писать так, чтобы их мудрые советы были актуально и сегодня, и завтра, и через несколько лет: закон востребованного интернет контента, но...
Сегодня мне хотелось бы поговорить о том, что востребовано именно сегодня и вооружившись солидным читательским опытом, а так же статистикой, выдать нечто более конкретное нежели "генерируйте идеи, создайте конфликт, развивайте события". Как мне видится, если бы человек мог без труда всё это придумать и сложить в гармоничный сюжет, то и в интернет бы за советом не полез.
Во-первых, давайте разберёмся, что же нравится читателям? Что большинство из них включает в понятие "хорошая и интересная книга"? Да, вкусы у людей разные, но есть несколько моментов, которые важны для всех.
1. Первое, на что обращает внимание читатель - стилистика (ведь до сюжета, героев и всего прочего ему ещё нужно дойти). То есть, насколько приятным и грамотным языком автор излагает свою историю. Кому-то хороший слог даётся без труда, кому-то приходится долго и кропотливо над ним работать. Планка у читателей тоже разная, но опять же, есть несколько ошибок на которые вам неприменимо укажут. Кто-то в развернутом виде, но чаще комментарием в стиле: «Пятиклассница писала, что ли?».
Итак, за какие стилистические безобразия авторы получают тапки с завидной регулярностью:
- переизбыток личных местоимений. То есть, огромное количество Я, МНЕ, МЕНЯ и тд. Преимущественно, встречается в повествовании от первого лица, но некоторые умудряются отличиться даже при изложении от третьего. Диалоги ведь никто не отменял, верно?
А на выходе, помимо общей некрасивости и косноязычия, вылезает ещё один неприятный результат — героиня МэриСьючка. Бесконечные Я, МНЕ, МЕНЯ - автоматически придают образу ГГ эффект зацикленности на себе, любимой.
Сей "косяк" один из самых распространённых, но избавится от него легко: достаточно перечитать текст пропуская ВСЕ личные местоимения. Там, где пропустить их нельзя - оставляете, а там, где пропуск проходит незаметно для контекста - убираете. Например:
"- МНЕ тут и поговорить-то особо не с кем, ничего не знаю, не понимаю... - протянула Я.
А Сара ответила МНЕ взглядом полным едва ли не обожания: очевидно, что МОИ слова попали на плодородную почву любительницы сплетен."
После правки:
- Тут и поговорить-то особо не с кем, ничего не знаю, не понимаю... - протянула я.
А Сара ответила взглядом полным едва ли не обожания: очевидно, что слова попали на плодородную почву любительницы сплетен.
Если и после правки личных местоимений осталось много, постарайтесь перефразировать часть текста так, чтобы их убрать.
Как видите - ничего сложного. Более того, в скором времени проверка уже не понадобится, так как новая подача быстро войдёт в привычку, а качество текста разительно изменится в лучшую сторону.
- частое употребление одинаковых или однокоренных слов. Тут чуток сложнее. Иногда трудно подобрать синоним, а перефразировать не получается. Бывает так же, что повторы просто не замечаешь. Как быть?
Говоря о синонимах, самое время использовать интернет. Просто введите слово в поисковик и добавьте "синоним". Есть несколько сайтов, где к любому слову система мгновенно подберёт целый список схожих по смыслу. А помощи в выявлении повторов можно попросить у читателей. Как правило люди отзываются, и если что-то находят, то оставляют сообщения в коммах.
Пример (взят у одного автора):
"Мороз покусывал щеки, воздух вырывался изо рта клубами пара, и мы хотели поскорее оказаться В ДОМЕ. Поднявшись на крыльцо, стряхнули снег и вошли В ДОМ, двери в который открыл папа. В ДОМЕ было ничуть не теплее."
После правки (исключительно по теме):
Мороз покусывал щеки, воздух вырывался изо рта клубами пара, и мы хотели поскорее оказаться В ДОМЕ. Поднявшись на крыльцо, стряхнули снег и вошли в открытые отцом двери. Внутри было ничуть не теплее.
- использование распространённых идиотизмов. Недавно вот наткнулась на книгу, где прямо с первого предложения "порадовали" авторы (тандем):
"После сладкой ночи, наполненной тихими стонами и безумными криками..."
А теперь прочтите без "сладкой". Лично мое воображение сразу рисует коридоры дурдома в полумраке.
Но главная соль здесь не в том. Скажите, занимаясь сексом вы оглашаете округу/подъезд "безумными криками" в среднестатистические 100Дб?
- ААААААА!!! Д-да-ААА! ЕщёОООО-ооОООО! КончААААААА... А! А! А-аа-Аююю...
Так, что ли?.. Или маловато безумия?.. Что вообще должна кричать жертв... простите, счастливая партнёрша, конечно же, чтобы охарактеризовать эти вопли страсти ещё и как "безумные"?
Так и хочется посоветовать авторам Википедию почитать:
"Уровень шума, создаваемого при нормальном разговоре, составляет 60—70 дБ, тогда как при крике его значения достигают диапазона 90—110 дБ.
В различных целях он используется болельщиками, актёрами, военными. Так, болельщики футбольного клуба Канзас-Сити Чифс в октябре 2013 года установили мировой рекорд громкости, достигнув уровня шума в 137,5 дБ."
Подобными шаблонными идиотизмами, увы, грешат многие авторы. Но чтобы вы знали, большинство сих дурных и пафосных словосочетаний пришли к нам ещё лет 20-ть назад из кривых переводов бульварных ЛР в мягких обложках. Некоторым нашим писателям такие фразы, видимо, кажутся красивыми, некоторые - употребляют их даже не задумываясь. А подумать стоило бы, ведь глупо и стыдно автору использовать чужое, да ещё и безграмотное.
Бабочки в животах, нефритовые части тела, вознесение ко звёздным вселенным, подгибающиеся от страсти колени (на трезвую голову после поцелуя хоть у кого-нибудь подгибались?), нахождение губ губами, а глаз - глазами, танцующие мурашки и тд, и тп.
Поверьте, в вышеперечисленном не нуждается ни одна книга. Если только это не сборник перлов.
- идиотизмы собственного сочинения (говоря правильно: нарушение лексической сочетаемости). Пожалуй, это самый сложный в исправлении тип стилистических ошибок, поскольку трудно заметить их в своём тексте. Всё, что можно посоветовать: быть внимательней, перечитывать работу спустя время (хотя бы на пару недель её отложить, а уже после...) и, опять же, просить о помощи читателей, редакторов.
Примеры:
"В лужах плескались ранние воробьи."
Ранним может быть утро, ранней может быть весна, но не воробьи.
"На воскресной распродаже были дешевые цены. "
Товар может быть охарактеризован как "дорогой" или "дешевый". Цена же определяется прилагательными "высокий" или "низкий".
"Он уделял ей заботу."
Уделять можно внимание, а заботу проявляют.
"Саша читал. Повышал свой кругозор."
Кругозор можно расширить, но не повысить.
- использование слов был/было/была, стала (что-то делать), начала (что-то делать), имела (столько-то), является (чем-то). Это не столько стилистические ошибки, сколько косноязычие. Редакторы настоятельно рекомендуют не употреблять данные слова в художественной литературе. Что делать? Просто перефразируйте. На выходе получится лучше прежнего - более естественно. Вы сами это заметите.
"Ваза была в форме призмы, которая имела пять сторон и являлась неотъемлемой частью декора."
Ваза, в форме пятисторонней призмы, гармонично вписывалась в общий декор.
"Я начала убираться."
Я приступила к уборке.
"Я стала улыбаться".
Я заулыбалась/улыбнулась.
"Тропа была тёмной, извилистой". И я была бы рада выбрать иной путь, да только где же его найти? Чаща вокруг была глухая."
Тропа темна, извилиста. И выбрать бы иной путь, да только где его найти? Чаща вокруг глухая."
В вышеизложенном перечне далеко не все стилистические ошибки, но именно их встречаю чаще всего, и именно они наиболее заметны даже не придирчивому читателю. Вероятно, кто-то считает, мол: подумаешь, что такого? Понятно же, что автор имел ввиду. Да, понятно. Но если читатель раз за разом отвлекается, если вместо погружения в историю он вынужден регулярно спотыкаться о ваши стилистические косяки... оценит ли он данную работу на 5 из 5? А на 4? Полагаю, только если всё остальное будет идеально. А будет ли?
Статья получается длинной, поэтому разобью её на несколько частей. В следующей речь пойдёт о главных героях: типажах, раскрытии характеров и «обоснуе».
Категории: Статьи
Обновление: 18.01.2018, 12:12 1328 просмотров | 20 комментариев | 5 в избранном
Хэштег: #полезное
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения на сайте20
-
58 / 19 19:03 Евгения Верёвочкина
Охотница на оборотней в академии Тельмирин
-
1416 / 20 19:02 Турбина Галина
Наше счастье (не)возможно
-
387 / 2 19:01 А.Волжская, В.Яблонцева
Великое открытие Линнет Найт
-
365 / 6 19:00 Елена Северная
Наши бабки на графских грядках
-
669 / 31 18:58 Таша Алферьева
Невеста по обману
-
8 / 2 18:58 Максим Зорин
Алая Кровь
-
198 / 2 18:57 Таня Балер
Девушка с пробегом
-
3537 / 36 18:57 Полянская Катерина
Мужчина из ведьминых грез
-
1124 / 66 18:54 Александра Шервинская
Семейка для отличницы
-
1 / 1 18:54 Стрельникова Кира
Редактура, корректура текстов
-
310 / 4 18:53 Аманда Франкон
Гувернантка в драконьем поместье
-
1 / 1 18:47 Элио Виллар
Вычитка, корректура, редактура
-
344 / 9 18:46 Александрова Марина
Единственная для черного дракона.
-
1765 / 4 18:46 Нина Линдт
И проснулся зверь...
-
2565 / 18 18:41 Колесова Наталья
Свадебное проклятье
-
286 / 25 18:39 Ольга Копылова
Как (не) выйти замуж за императора
-
1737 / 15 18:37 Мила Лимонова
Королевство тайных троп. Последний принц
-
1 / 1 18:36 Анна Соломахина
Дорога к звёздам. Юта
-
13 / 3 18:36 Юлия Заморская
В когтях дракона
-
32 / 6 18:32 Любовь Кулагина
Дартс
Сегодня День Рождения!12
-
Жанна Лебедева
Пиши - читай!
В оффлайне
-
Ария Клён
В оффлайне
-
Бечина Дарья
Одержимая бесом Идеи
В оффлайне
-
Варвара Ветрова
Смотри какие звёзды, Зиночка. А ты говоришь:
В оффлайне
-
Иванна Флокс
В оффлайне
-
Тимаков Сергей Юрьевич
Живём, творим и радуемся)
В оффлайне
-
Лучезара
Я не волшебник, я только учусь.
В оффлайне
-
Екатерина Антонова
Я пишу
В оффлайне
-
Суднева Юлия
Несмотря ни на что продолжаю мечтать, и от этого счастлива 😀🤣
В оффлайне
-
CalistoLaFay
Да будут счастливы все существа во всех мирах
В оффлайне
-
Вергилий Хиданский
Писатель хоррор историй, поэт
В оффлайне
-
Алая Бетти
Секс без любви также пуст и бессмысленен, как любовь без секса
В оффлайне
- Хиты продаж 9
-
Только бы зеркало уцелело. Анна Дашевская (Martann)
200 руб 134 руб
-
Тайна попаданки, или Не про вашу честь, лорд! Ольга Олие
169 руб
-
Адвокат по магическим делам. Анна Орлова
-
Гувернантка в драконьем поместье. Аманда Франкон
99 руб
-
Антийские кружева. Эльга С.
159 руб
-
Звёздная Тарантелла. Астрадени Джейн
88 руб 26 руб
-
Леди Неудача. Кароль Елена / Эль Санна
119 руб
-
Проклятье княжества Райохан, или Чужая невеста. Ируна Белик
96 руб
-
Тайны уездного города Крачск. Сезон 5. Антонова Лидия
Загружаются комментарии...