И ещё одно: на истину в последней инстанции я ни в коем случае не претендую. Я пишу эту статью исходя из личного опыта, впечатлений и наблюдений. В основе последних - рейтинги и рецензии читателей. По большей части с сайта Ливлиб, который в отличии от таких коммерческих проектов, как Литрес и иже с ним, не заинтересован в накрутке оценок.
***
Начинающие, да и уже имеющие опыт авторы, бывает задаются вопросами:
- о чём же написать?
- как придумать хороший многоходовый сюжет с неожиданными поворотами? А может ну его, и лучше сконцентрироваться на приключениях и/или романтике?
- будет ли та или иная идея интересна читателям?
- какая героиня будет интересна читателям?
- как придумать название книги, города, прочих географических объектов?
и тд, и тп. Вопросов много.
Забивая их в поисковики, как правило, ничего путного не найдёшь. Всё сводится к довольно пространным советам и постулатам о кропотливом труде. А говоря о последних пунктах - кривым и часто бестолковым онлайн генераторам имён и названий. И отчасти это логично, поскольку литература, как и любое творчество, постоянно развивается, появляются новые тенденции и темы, поэтому воятели подобных статей стараются писать так, чтобы их мудрые советы были актуально и сегодня, и завтра, и через несколько лет: закон востребованного интернет контента, но...
Сегодня мне хотелось бы поговорить о том, что востребовано именно сегодня и вооружившись солидным читательским опытом, а так же статистикой, выдать нечто более конкретное нежели "генерируйте идеи, создайте конфликт, развивайте события". Как мне видится, если бы человек мог без труда всё это придумать и сложить в гармоничный сюжет, то и в интернет бы за советом не полез.
Во-первых, давайте разберёмся, что же нравится читателям? Что большинство из них включает в понятие "хорошая и интересная книга"? Да, вкусы у людей разные, но есть несколько моментов, которые важны для всех.
1. Первое, на что обращает внимание читатель - стилистика (ведь до сюжета, героев и всего прочего ему ещё нужно дойти). То есть, насколько приятным и грамотным языком автор излагает свою историю. Кому-то хороший слог даётся без труда, кому-то приходится долго и кропотливо над ним работать. Планка у читателей тоже разная, но опять же, есть несколько ошибок на которые вам неприменимо укажут. Кто-то в развернутом виде, но чаще комментарием в стиле: «Пятиклассница писала, что ли?».
Итак, за какие стилистические безобразия авторы получают тапки с завидной регулярностью:
- переизбыток личных местоимений. То есть, огромное количество Я, МНЕ, МЕНЯ и тд. Преимущественно, встречается в повествовании от первого лица, но некоторые умудряются отличиться даже при изложении от третьего. Диалоги ведь никто не отменял, верно?
А на выходе, помимо общей некрасивости и косноязычия, вылезает ещё один неприятный результат — героиня МэриСьючка. Бесконечные Я, МНЕ, МЕНЯ - автоматически придают образу ГГ эффект зацикленности на себе, любимой.
Сей "косяк" один из самых распространённых, но избавится от него легко: достаточно перечитать текст пропуская ВСЕ личные местоимения. Там, где пропустить их нельзя - оставляете, а там, где пропуск проходит незаметно для контекста - убираете. Например:
"- МНЕ тут и поговорить-то особо не с кем, ничего не знаю, не понимаю... - протянула Я.
А Сара ответила МНЕ взглядом полным едва ли не обожания: очевидно, что МОИ слова попали на плодородную почву любительницы сплетен."
После правки:
- Тут и поговорить-то особо не с кем, ничего не знаю, не понимаю... - протянула я.
А Сара ответила взглядом полным едва ли не обожания: очевидно, что слова попали на плодородную почву любительницы сплетен.
Если и после правки личных местоимений осталось много, постарайтесь перефразировать часть текста так, чтобы их убрать.
Как видите - ничего сложного. Более того, в скором времени проверка уже не понадобится, так как новая подача быстро войдёт в привычку, а качество текста разительно изменится в лучшую сторону.
- частое употребление одинаковых или однокоренных слов. Тут чуток сложнее. Иногда трудно подобрать синоним, а перефразировать не получается. Бывает так же, что повторы просто не замечаешь. Как быть?
Говоря о синонимах, самое время использовать интернет. Просто введите слово в поисковик и добавьте "синоним". Есть несколько сайтов, где к любому слову система мгновенно подберёт целый список схожих по смыслу. А помощи в выявлении повторов можно попросить у читателей. Как правило люди отзываются, и если что-то находят, то оставляют сообщения в коммах.
Пример (взят у одного автора):
"Мороз покусывал щеки, воздух вырывался изо рта клубами пара, и мы хотели поскорее оказаться В ДОМЕ. Поднявшись на крыльцо, стряхнули снег и вошли В ДОМ, двери в который открыл папа. В ДОМЕ было ничуть не теплее."
После правки (исключительно по теме):
Мороз покусывал щеки, воздух вырывался изо рта клубами пара, и мы хотели поскорее оказаться В ДОМЕ. Поднявшись на крыльцо, стряхнули снег и вошли в открытые отцом двери. Внутри было ничуть не теплее.
- использование распространённых идиотизмов. Недавно вот наткнулась на книгу, где прямо с первого предложения "порадовали" авторы (тандем):
"После сладкой ночи, наполненной тихими стонами и безумными криками..."
А теперь прочтите без "сладкой". Лично мое воображение сразу рисует коридоры дурдома в полумраке.
Но главная соль здесь не в том. Скажите, занимаясь сексом вы оглашаете округу/подъезд "безумными криками" в среднестатистические 100Дб?
- ААААААА!!! Д-да-ААА! ЕщёОООО-ооОООО! КончААААААА... А! А! А-аа-Аююю...
Так, что ли?.. Или маловато безумия?.. Что вообще должна кричать жертв... простите, счастливая партнёрша, конечно же, чтобы охарактеризовать эти вопли страсти ещё и как "безумные"?
Так и хочется посоветовать авторам Википедию почитать:
"Уровень шума, создаваемого при нормальном разговоре, составляет 60—70 дБ, тогда как при крике его значения достигают диапазона 90—110 дБ.
В различных целях он используется болельщиками, актёрами, военными. Так, болельщики футбольного клуба Канзас-Сити Чифс в октябре 2013 года установили мировой рекорд громкости, достигнув уровня шума в 137,5 дБ."
Подобными шаблонными идиотизмами, увы, грешат многие авторы. Но чтобы вы знали, большинство сих дурных и пафосных словосочетаний пришли к нам ещё лет 20-ть назад из кривых переводов бульварных ЛР в мягких обложках. Некоторым нашим писателям такие фразы, видимо, кажутся красивыми, некоторые - употребляют их даже не задумываясь. А подумать стоило бы, ведь глупо и стыдно автору использовать чужое, да ещё и безграмотное.
Бабочки в животах, нефритовые части тела, вознесение ко звёздным вселенным, подгибающиеся от страсти колени (на трезвую голову после поцелуя хоть у кого-нибудь подгибались?), нахождение губ губами, а глаз - глазами, танцующие мурашки и тд, и тп.
Поверьте, в вышеперечисленном не нуждается ни одна книга. Если только это не сборник перлов.
- идиотизмы собственного сочинения (говоря правильно: нарушение лексической сочетаемости). Пожалуй, это самый сложный в исправлении тип стилистических ошибок, поскольку трудно заметить их в своём тексте. Всё, что можно посоветовать: быть внимательней, перечитывать работу спустя время (хотя бы на пару недель её отложить, а уже после...) и, опять же, просить о помощи читателей, редакторов.
Примеры:
"В лужах плескались ранние воробьи."
Ранним может быть утро, ранней может быть весна, но не воробьи.
"На воскресной распродаже были дешевые цены. "
Товар может быть охарактеризован как "дорогой" или "дешевый". Цена же определяется прилагательными "высокий" или "низкий".
"Он уделял ей заботу."
Уделять можно внимание, а заботу проявляют.
"Саша читал. Повышал свой кругозор."
Кругозор можно расширить, но не повысить.
- использование слов был/было/была, стала (что-то делать), начала (что-то делать), имела (столько-то), является (чем-то). Это не столько стилистические ошибки, сколько косноязычие. Редакторы настоятельно рекомендуют не употреблять данные слова в художественной литературе. Что делать? Просто перефразируйте. На выходе получится лучше прежнего - более естественно. Вы сами это заметите.
"Ваза была в форме призмы, которая имела пять сторон и являлась неотъемлемой частью декора."
Ваза, в форме пятисторонней призмы, гармонично вписывалась в общий декор.
"Я начала убираться."
Я приступила к уборке.
"Я стала улыбаться".
Я заулыбалась/улыбнулась.
"Тропа была тёмной, извилистой". И я была бы рада выбрать иной путь, да только где же его найти? Чаща вокруг была глухая."
Тропа темна, извилиста. И выбрать бы иной путь, да только где его найти? Чаща вокруг глухая."
В вышеизложенном перечне далеко не все стилистические ошибки, но именно их встречаю чаще всего, и именно они наиболее заметны даже не придирчивому читателю. Вероятно, кто-то считает, мол: подумаешь, что такого? Понятно же, что автор имел ввиду. Да, понятно. Но если читатель раз за разом отвлекается, если вместо погружения в историю он вынужден регулярно спотыкаться о ваши стилистические косяки... оценит ли он данную работу на 5 из 5? А на 4? Полагаю, только если всё остальное будет идеально. А будет ли?
Статья получается длинной, поэтому разобью её на несколько частей. В следующей речь пойдёт о главных героях: типажах, раскрытии характеров и «обоснуе».
Категории: Статьи
Обновление: 18.01.2018, 12:12 1309 просмотров | 20 комментариев | 5 в избранном
Хэштег: #полезное
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения на сайте20
-
209 / 25 16:22 Стрельникова Кира
Господин Плотник
-
260 / 15 16:22 Милана Шторм
Точка зрения. Дело № 43/2. Ядовитая амброзия
-
1027 / 12 16:21 Елена Матеуш
И Двери откроются
-
3470 / 2 16:21 Анна Лященко
Дикие в Академии
-
1088 / 25 16:18 Полина Лашина
(не)Бальмануг.Дочь-2
-
235 / 15 16:17 Халимендис Тори
Трудовые будни его котейшества
-
6 / 2 16:13 Саша Ибер
Когда небо молчит
-
38 / 6 16:12 Нэм Иртэк
Идеальное пари
-
1163 / 38 16:11 Эль Бланк
Квант и Каолина
-
1076 / 13 16:10 Кароль Елена / Эль Санна
Муж в наследство
-
350 / 26 16:10 Кузнецова Дарья
В поисках того самого
-
136 / 5 16:09 Алена Кручко Виктория Светлая
Рыжий хвост и ложка счастья
-
1565 / 37 16:08 Анна Лященко
Дикий бастард
-
121 / 10 16:04 Даша Фишер
Бестолковые
-
198 / 2 16:04 Гончарова Галина Дмитриевна
Е.Н. Отт и Ехидна
-
77 / 5 16:03 Екатерина Антонова
Выскочка в Академии драконьих наездников
-
1184 / 13 16:03 Милана Шторм
Осколки: последний предел
-
43 / 12 15:58 Мария Терентьева
Огненные лепестки для Цитрины
-
873 / 10 15:57 Халимендис Тори
Напророченная
-
3748 / 27 15:54 Таша Алферьева
Нежданный гость
- Хиты продаж 13
-
Квант и Каолина. Эль Бланк
89 руб 66 руб
-
Вирусы алчности и амбиций (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ). Влада Николаевна
50 руб
-
Полосатые неприятности для огненного мага. Елена Шевцова
140 руб
-
Королевская академия магических искусств. Формула любви. Ирина Зволинская
129 руб
-
Только бы зеркало уцелело. Анна Дашевская (Martann)
200 руб 134 руб
-
Старинные часы. Deacon
189 руб
-
Главная проблема Академии Драконов. Оксана Гринберга
119 руб
-
Чокнутая будущая. Тата Алатова
180 руб
-
Дурнушка для хама. Анна Samael Литвинова
144 руб 72 руб
-
(не)Бальмануг.Дочь-2. Полина Лашина
149 руб
-
Муж в наследство. Кароль Елена / Эль Санна
119 руб
-
Истинная для генерала. Елизавета Соболянская
119 руб
-
Невольница. Амира Алексеевна
119 руб 95 руб
Загружаются комментарии...