Роман: делать план или нет?

22.03.2019, 21:25 Автор: Мария Шурухина

Друзья, читатели и писатели!

Особенно писатели. Особенно те, кто написал или пишет романы, т.е. большие по объему произведения. Поделитесь давно терзающим меня вопросом: как вы пишете - по плану или нет?

Я опрашивала знакомых писателей (у меня их немного), рылась в сети, читала литературу. Все пишут по-разному. Одни роман тщательно анализируют, делают подробный план, дают описание каждого из ГГ по целой странице, составляют карту мира, заранее строчат синопсис, используют метод снежинки, трехактную структуру сюжета (и еще кучу всяких мудростей-премудростей). Другие так: я напишу начало, а дальше - как пойдет. Пусть герои живут своей жизнью, типа, не буду им мешать. И ведь тоже пишут, и не хуже первых:)

Я - начинающий писатель, у меня несколько рассказов и одна повесть. Все они писались без плана - просто сюжет был в голове. И писалось, как писалось.

Пробую написать роман - застряла на середине. Ни туда, ни сюда. И сюжет, вроде, имеется, а не пишется. Еще проблема - забываю места, названия, даже имена герое забываю (склероз, чо!) С горя записалась на курсы к одному хорошему писателю, произведения которого мне очень нравятся. И вот там мне говорят: нет-нет, никакого сюжета в голове! Так же и запутаться недолго! Нужен ПЛАН! Так вот, на составление этого самого плана и придумывание сюжета отводится ни много, ни мало, два месяца!

А дальше? Вот написала я план и что, ни шага в сторону потом? Захотелось мне, скажем, через полгода, чтобы герои сделали что-нибудь этакое, более красивое, более умное, более интересное, не по плану, короче. Но это непременно повлечет за собой последствия, нарушится структура сюжета, действия ГГ, финал, в конце концов!

ТАК НУЖЕН ПЛАН ИЛИ НЕ НУЖЕН??? КАК У ВАС?

Категории: Мысли, идеи



Обновление: 22.03.2019, 21:25 1552 просмотров | 104 комментариев | 1 в избранном

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.


25.03.2019, 02:18 #8540296 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Юлия Рудышина (Мэб):
      Один из немногих людей, кстати, который работает интуитивно. Остальные жить не могут без плана.
   Не умею планировать, у меня и в целом в жизни все вот так... очень странно. Но я привыкла. В целом мне главное знать - о чем я хочу написать, какую тему раскрыть. Как пример - книга, о которой я на флешмобе новом нашем хочу рассказать, были идея и тема - написать о революциях в ЛА, о войнах наркокартелей, был герой - выросший среди бандитов парень, не желающий решать вопросы кровопролитием, но жизнь его все равно туда толкала... И вот как бы я ни планировала, у меня не шел текст. Писала кусками, и не могла понять, в чем затык. Пока через три года после начала истории у меня случайно совершенно не родился образ главной героини, а та, которую я до этого вела как центрального персонажа, оказалась второстепенной и с совершенно иной историей. И все - книга полетела на чистом интуитивном ощущении, я не знала, когда писала сцену. что буду писать дальше, но знала, что история уже есть, оставалось слушать героев
О, это прекрасно, конечно, когда герои сами заявляют о себе. Мои вот - вредные. Даже не шелохнуться. Что же, придется самой их раскачать.
Еще раз спасибо!

25.03.2019, 01:05 #8540128 Юлия Рудышина (Мэб) Юлия Рудышина (Мэб)

   Мария Шурухина:

   Один из немногих людей, кстати, который работает интуитивно. Остальные жить не могут без плана.
Не умею планировать, у меня и в целом в жизни все вот так... очень странно. Но я привыкла. В целом мне главное знать - о чем я хочу написать, какую тему раскрыть. Как пример - книга, о которой я на флешмобе новом нашем хочу рассказать, были идея и тема - написать о революциях в ЛА, о войнах наркокартелей, был герой - выросший среди бандитов парень, не желающий решать вопросы кровопролитием, но жизнь его все равно туда толкала... И вот как бы я ни планировала, у меня не шел текст. Писала кусками, и не могла понять, в чем затык. Пока через три года после начала истории у меня случайно совершенно не родился образ главной героини, а та, которую я до этого вела как центрального персонажа, оказалась второстепенной и с совершенно иной историей. И все - книга полетела на чистом интуитивном ощущении, я не знала, когда писала сцену. что буду писать дальше, но знала, что история уже есть, оставалось слушать героев

24.03.2019, 23:46 #8539865 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Юлия Рудышина (Мэб):
   Чтобы не забывать мелочи, все важно лучше схематично записывать, как бы составлять небольшой конспект или словарик, чтобы всегда под рукой были имена-возраста-цвета_глаз/волос и т.д.
Да, такую страницу я уже создала, с перечислением героев и их особенностей. Но это, все же, не план.

24.03.2019, 23:45 #8539860 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Юлия Рудышина (Мэб):
   Я работаю интуитивно, план составляю очень редко, обычно это приблизительная разбивка по сценам последних глав, когда дело идет к финалу, и важно не слить какие-то линии или не забыть про каких-то героев второстепенных. Иногда я могу заранее продумать повесть, романы часто начинаются без какого-либо планирования, когда я чувствую мир и главного героя, и он сам ведет меня за собой и по сути создает сюжет...
Юлия, спасибо большое за совет.
Один из немногих людей, кстати, который работает интуитивно. Остальные жить не могут без плана.

24.03.2019, 22:14 #8539398 Юлия Рудышина (Мэб) Юлия Рудышина (Мэб)

Чтобы не забывать мелочи, все важно лучше схематично записывать, как бы составлять небольшой конспект или словарик, чтобы всегда под рукой были имена-возраста-цвета_глаз/волос и т.д.

24.03.2019, 22:12 #8539387 Юлия Рудышина (Мэб) Юлия Рудышина (Мэб)

Я работаю интуитивно, план составляю очень редко, обычно это приблизительная разбивка по сценам последних глав, когда дело идет к финалу, и важно не слить какие-то линии или не забыть про каких-то героев второстепенных. Иногда я могу заранее продумать повесть, романы часто начинаются без какого-либо планирования, когда я чувствую мир и главного героя, и он сам ведет меня за собой и по сути создает сюжет...

24.03.2019, 17:17 #8537693 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Мила и Виктор Тарнавские:
   У меня лично (Мила) есть тексты, написанные спонтанно, без плана. Но, во-первых, это небольшие произведения. Во-вторых, я всегда четко знала, чем начнётся сюжет и чем закончится. И приблизительно понимала, какие основные вехи намечаются в линии повествования.
Без плана я точно пишу рассказы. Вообще не представляю, как на них план писать.
   В соавторстве мы обязательно работаем с приблизительным планом и блокнотом.
   Без блокнота никак - другой мир с массой забавных подробностей, множество персонажей, которых мы достаточно подробно описываем и наделяем своим характером. В первой книге, я сама путалась, кто у нас Бельгудей, а кто - Борталоний.
   Т.к. у нас детектив, сюжет жестко привязан к преступлению. Как было совершено и как его раскрыли. Это и есть наш план - вовремя подбросить очередную подсказку и в итоге привести сюжет к раскрытию. Эти моменты намечаются заранее.
О, для детектива особенно важно, наверное, писать с планом. Там же заранее нужно четко расставить все улики, чтобы те привели к раскрытию преступления. А это, конечно, за пять минут не сделать.
   Но между основными пунктами мы чувствуем себя очень свободно. Могут добавляться-убираться какие-то сцены, персонажи, сюжетные линии.
Поняла. Значит, план у вас есть, но не слишком подробный. В общем, многие в беседе склонились к выводу, что так и нужно делать.
Спасибо, что поделились мыслями Это очень для меня важно!

24.03.2019, 09:16 #8535574 Мила и Виктор Тарнавские Мила и Виктор Тарнавские

У меня лично (Мила) есть тексты, написанные спонтанно, без плана. Но, во-первых, это небольшие произведения. Во-вторых, я всегда четко знала, чем начнётся сюжет и чем закончится. И приблизительно понимала, какие основные вехи намечаются в линии повествования.
В соавторстве мы обязательно работаем с приблизительным планом и блокнотом.
Без блокнота никак - другой мир с массой забавных подробностей, множество персонажей, которых мы достаточно подробно описываем и наделяем своим характером. В первой книге, я сама путалась, кто у нас Бельгудей, а кто - Борталоний.
Т.к. у нас детектив, сюжет жестко привязан к преступлению. Как было совершено и как его раскрыли. Это и есть наш план - вовремя подбросить очередную подсказку и в итоге привести сюжет к раскрытию. Эти моменты намечаются заранее.
Но между основными пунктами мы чувствуем себя очень свободно. Могут добавляться-убираться какие-то сцены, персонажи, сюжетные линии.

23.03.2019, 23:57 #8534420 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Эбигейл Сандерс:
      А карту обязательно рисовать или можно просто обозначить ключевые города, страны и места?
   Можно просто схематически: мол - здесь город, где все происходит, здесь - место, которое упоминается и имеет значение для каких-то персонажей и т.д. Если действие происходит локально, то можно обойтись без карты.
   Тогда его можно придумать (хотя бы ключевые точки).
Вот это очень существенно - придумать ключевые точки. Хотя бы, действительно, это может избавить от топтания на месте.
   И, конечно, многое зависит от объема романа и "географии действия". Если что-то эпичное и многостраничное, то лучше сделать черновые наброски (чтобы легче было ориентироваться по "миру".
Спасибо еще раз за ценные советы

23.03.2019, 23:46 #8534385 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Нина Линдт:
   План составляю только если привязка идет к историческим событиям, потому действия героев зависят от того, что происходит вокруг них. А если исторической части нет, то пишу без плана, только с идеей, что там будет "как-то так". А еще записываю случайно возникающие сцены, они потом очень неплохо входят в сюжет. Определенного рецепта нет. Просто пишите, как вам удобнее и проще. Уверена, затык временный, озарение близко!
Не, в том-то и дело, что затык длиться уже года эдак... три. А план не пишется и все тут. А в романе куча сюжетных линий. Потому умом понимаю, что план нужен, без него никак. Но засесть за его написание не могу себя заставить.
Потому интересно, как это обстоит у других.
Спасибо, что поделились мыслями!

23.03.2019, 23:43 #8534375 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Лекса Гор:
   Это только у гениев не горят А у меня всё полыхает, как надо...
Пойду спалю тетрадку с подростковыми стихами...

23.03.2019, 23:42 #8534372 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Lucielle Karmet:
      Мария Шурухина:
      Ого, три месяца! Да, вот поэтому я, наверное, пишу без плана один роман три года.
   Нет, тут не совсем так. Три месяца я думала, как из разрозненных сцен сделать книгу. Так как все они уже были написаны, но в книгу совсем не лезли. Вот я и не знала, что делать. Вроде придумаешь, вставляет в нужное вместо, а тут вспоминаешь, что еще важное и уже написанное пропустила.. И опять все по новому. С планом пришла ясность, что надо делать и как.. Хотя, конечно, не факт, что продуманный сейчас вариант дойдет до конечного результата.. Но по крайней мере план избавил от необходимости топтаться на одном месте.
Кстати, вот это, наверное, одна из основных функций плана - не чахнешь, как Кощей на златом, над белым листом и не топчешься на месте. Это большой плюс.

23.03.2019, 19:05 #8532880 Эбигейл Сандерс Эбигейл Сандерс

   Мария Шурухина:

   А карту обязательно рисовать или можно просто обозначить ключевые города, страны и места?

Можно просто схематически: мол - здесь город, где все происходит, здесь - место, которое упоминается и имеет значение для каких-то персонажей и т.д. Если действие происходит локально, то можно обойтись без карты.

   Это хорошо, если весь план изначально как на ладони, а если нет...

Тогда его можно придумать (хотя бы ключевые точки).
И, конечно, многое зависит от объема романа и "географии действия". Если что-то эпичное и многостраничное, то лучше сделать черновые наброски (чтобы легче было ориентироваться по "миру".

   Спасибо! Вам тоже всегда творческого настроения и никакого застоя!


23.03.2019, 16:39 #8532169 Нина Линдт Нина Линдт

План составляю только если привязка идет к историческим событиям, потому действия героев зависят от того, что происходит вокруг них. А если исторической части нет, то пишу без плана, только с идеей, что там будет "как-то так". А еще записываю случайно возникающие сцены, они потом очень неплохо входят в сюжет. Определенного рецепта нет. Просто пишите, как вам удобнее и проще. Уверена, затык временный, озарение близко!

23.03.2019, 16:23 #8532055 Лекса Гор Лекса Гор

Это только у гениев не горят А у меня всё полыхает, как надо...

   Мария Шурухина:

   Горит красиво... Эта мысль не приходила мне в голову! А как же: "рукописи не горят?"©

23.03.2019, 16:19 #8532021 Lucielle Karmet Lucielle Karmet

   Мария Шурухина:
   Ого, три месяца! Да, вот поэтому я, наверное, пишу без плана один роман три года.
Нет, тут не совсем так. Три месяца я думала, как из разрозненных сцен сделать книгу. Так как все они уже были написаны, но в книгу совсем не лезли. Вот я и не знала, что делать. Вроде придумаешь, вставляет в нужное вместо, а тут вспоминаешь, что еще важное и уже написанное пропустила.. И опять все по новому. С планом пришла ясность, что надо делать и как.. Хотя, конечно, не факт, что продуманный сейчас вариант дойдет до конечного результата.. Но по крайней мере план избавил от необходимости топтаться на одном месте.

23.03.2019, 15:44 #8531839 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Белая Лилия Альшер:
   Вот именно - для второстепенных.) А вот для главных... Не хочется 20ал жить с каким-нибудь Акакием Для меня имена героев очень важны по звучанию и ассоциациям)
Ой, уж Акакием или Глафирой Пантелеймоновной я даже сходу никого не назову
   Будем

23.03.2019, 15:32 #8531784 Белая Лилия Альшер Белая Лилия Альшер

   Мария Шурухина:

   Интересно, как у других. Мне вот проще придумывать имена по ходу сюжета - беру почти первое, что придет в голову. Но это, конечно, для второстепенных героев.

Вот именно - для второстепенных.) А вот для главных... Не хочется 20ал жить с каким-нибудь Акакием Для меня имена героев очень важны по звучанию и ассоциациям)

   Отлично. Будем дружить

Будем

23.03.2019, 15:26 #8531753 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Белая Лилия Альшер:
   Конечно, много.
   Краткий пересказ событий для книги, имена и названия я записываю за день-два, я не могу начать, пока не будет названия и имён, не люблю спотыкаться об это, когда текст печатаю.
Интересно, как у других. Мне вот проще придумывать имена по ходу сюжета - беру почти первое, что придет в голову. Но это, конечно, для второстепенных героев.
      Я тоже педант, а план со мной не дружит
   Нужно расслабиться и понять, что план - это не жёсткие рамки, а опора для текста и изменений. Чтобы не забыть что-то, не потерять, связать точку А и В через точку Б
   У меня часто сюжет отходит от первоначальной идеи, потому что события в книге тоже влияют на его развитие.
   План - скорее заметка и список идей, не нужно так серьёзно относиться к нему. Важнее сам роман)
Поняла.
   Пожалуйста, если что, можете обращаться ко мне напрямую. Всегда рада помочь)
Отлично. Будем дружить

23.03.2019, 15:23 #8531738 Белая Лилия Альшер Белая Лилия Альшер

   Мария Шурухина:

   Так много?

Конечно, много.
Краткий пересказ событий для книги, имена и названия я записываю за день-два, я не могу начать, пока не будет названия и имён, не люблю спотыкаться об это, когда текст печатаю.

   Я тоже педант, а план со мной не дружит

Нужно расслабиться и понять, что план - это не жёсткие рамки, а опора для текста и изменений. Чтобы не забыть что-то, не потерять, связать точку А и В через точку Б
У меня часто сюжет отходит от первоначальной идеи, потому что события в книге тоже влияют на его развитие.

План - скорее заметка и список идей, не нужно так серьёзно относиться к нему. Важнее сам роман)

   Да-да, очень полезен любой опыт, я потому и спрашиваю, как ̶м̶у̶ч̶а̶ю̶т̶с̶я̶ ̶д̶р̶у̶г̶и̶е̶ у других, чтобы что-то для себя прояснить.
   Спасибо, что поделились!

Пожалуйста, если что, можете обращаться ко мне напрямую. Всегда рада помочь)

23.03.2019, 15:20 #8531728 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Лекса Гор:
   О, я тоже пишу от руки первые варианты) Беру толстую тетрадь и делю страницу на три части: в середине самая большая, сбоку и снизу - поменьше. А потом в центре пишу главу, сбоку - делаю пометки, пришедшие в голову внезапно, но не относящиеся непосредственно к сцене, которую описываю. А снизу - это место для мыслей, которые также пришли внезапно в голову, но вообще не касаются этого романа. Таким образом получается всё в одном месте и не зависит от электричества (а я часто бываю в местах, где электричества нет) ) Но потом, конечно, все заметки дополнительно дублирую на компьютере. И вообще, скрип ручки по листу - это сродни медитации Да и горит красиво, если что не так...
Горит красиво... Эта мысль не приходила мне в голову! А как же: "рукописи не горят?"©

23.03.2019, 15:17 #8531711 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Lucielle Karmet:
   Вы не одна такая. Долгое время отметала эту идею, пока не поняла, что без этого - никак. А когда стала все это реализовывать, то нашла даже ряд преимуществ:
   1. Когда ты пишешь от руки, мозг начинает работать иначе (мне так показалось), и ты видишь те нестыковки, которые раньше не замечала. Особенно если не просто строчишь, а выписываешь каждое слово, чтобы потом его разобрать. У меня тоже почерк - не самый лучший. Хотя, конечно, есть вариант, когда это все набирается на компе, а затем распечатывается.
Набрать и распечатать - наверное, это мой вариант. Это мне ближе
   2. Как, оказалось, мне не очень удобно переключаться между документами. А когда листы перед глазами, все воспринимается иначе. Кроме того, в них можно вносить изменения, прописывать моменты, которые до этого не были учтены. Обозначать ключевые места, чтобы все это не забыть во время редактирования книги. Особенно удобно, когда речь идет о героях, которые есть не в каждой главе. В этом случае берешь листы с их сценами и просматриваешь, логичны ли изменения с ними, все ли в порядке с мотивацией.
Ага.
   Например, я на листах обозначаю:
   1. Краткое содержание сцены.
   2. Где и когда она происходит.
   3. Главные действующие лица и от чьего лица в основном идет повествование.
   4. Что нового должен узнать читатель из этой сцены.
   5. Какие действия героев повлияют на дальнейшее развитие сюжета.
   6. Как изменяются в ходе сцены персонажи, каковы мотивы их поступков/фраз.
   7. Номер сцены в черновике и ее место в книге.
   Примерно все это выглядело так: ae9b14e32c21.jpg
Ай, картинка не открывается у меня!
   Такой план для трех книг, связанных друг с другом, я делала в течение месяца. Если учесть, что до этого я потратила три месяца на компоновку только одной книги (но вариант мне не понравился), думаю, что все это окупается)
Ого, три месяца! Да, вот поэтому я, наверное, пишу без плана один роман три года.
Надо как-то взять себя в руки.
Спасибо!

23.03.2019, 15:08 #8531645 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Ника Веймар:
   План нужен: с ним намного проще работать. Видишь ключевые точки, знаешь, от чего и к чему должны прийти герои. И, как писали ниже в комментариях, можно записывать сцены из середины, зная, что они точно не пропадут)
   Места, названия, имена -- в отдельный файл. Очень удобно.
Спасибо, что поделились мыслями. Обязательно приму к сведению.

23.03.2019, 15:07 #8531637 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Эбигейл Сандерс:
   План помогает сопоставить ключевые сцены-точки, их приблизительную хронологию, чтобы было легче ориентироваться. Тогда же продумываются варианты окончания. Параллельно разрабатываются персонажи: имя, возраст, короткая характеристика и, по-возможности, "визуализация". Так же продумываются короткие эпизоды, которые либо позднее вписываются в общую канву, либо остаются в виде зарисовок "для себя". Кроме того, если того требует тема, составляется параллельно "хроника мира" и его карта с описанием ключевых мест.
А карту обязательно рисовать или можно просто обозначить ключевые города, страны и места?
   Может, это все выглядит громоздко, но в моменты "творческого застоя" помогает держать мысли в тонусе и не скисать.
Это хорошо, если весь план изначально как на ладони, а если нет...
   Легкого пера и неугомонной Музы с Вдохновением.
Спасибо! Вам тоже всегда творческого настроения и никакого застоя!

23.03.2019, 15:04 #8531628 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Белая Лилия Альшер:
   Ой, божечки, какой ужас Два месяца на план)
Так много?
   Я педант и не могу без плана даже в магазин сходить, поэтому:
Я тоже педант, а план со мной не дружит
   *стараюсь к каждому сюжету выделить чистую тетрадку;
   *сначала записываю имена персонажей и коротко - кто-кому, цвет глаз/волос, (географию, если вымышленная);
   *коротко записываю сюжет, который придумала (по ходу написания книги детали могут меняться);
   *дальше продумываю, что примерно в первой главе, называю её и пишу. И дальше так по главам и работаю.
   В тетрадку записываю идеи по сюжету, обрывки диалогов, сценки.
А тетрадку заменить вордовским файлом можно? Я ж свои каракули и не разберу потом.
   Очень помогает. И никаких долгих сидений над планом. Всё заранее не продумать, это переливание из пустого в порожнее. Надеюсь, мой опыт будет полезен
Да-да, очень полезен любой опыт, я потому и спрашиваю, как ̶м̶у̶ч̶а̶ю̶т̶с̶я̶ ̶д̶р̶у̶г̶и̶е̶ у других, чтобы что-то для себя прояснить.
Спасибо, что поделились!

23.03.2019, 12:37 #8530911 Лекса Гор Лекса Гор

О, я тоже пишу от руки первые варианты) Беру толстую тетрадь и делю страницу на три части: в середине самая большая, сбоку и снизу - поменьше. А потом в центре пишу главу, сбоку - делаю пометки, пришедшие в голову внезапно, но не относящиеся непосредственно к сцене, которую описываю. А снизу - это место для мыслей, которые также пришли внезапно в голову, но вообще не касаются этого романа. Таким образом получается всё в одном месте и не зависит от электричества (а я часто бываю в местах, где электричества нет) ) Но потом, конечно, все заметки дополнительно дублирую на компьютере. И вообще, скрип ручки по листу - это сродни медитации Да и горит красиво, если что не так...

   Lucielle Karmet:
      Мария Шурухина:
      О, это круто, аплодирую вашему трудолюбию! Для меня писать от руки - мука адская. Я и не разберу ничего потом.
  
   Вы не одна такая. Долгое время отметала эту идею, пока не поняла, что без этого - никак. А когда стала все это реализовывать, то нашла даже ряд преимуществ:

23.03.2019, 11:08 #8530408 Lucielle Karmet Lucielle Karmet

   Мария Шурухина:
   О, это круто, аплодирую вашему трудолюбию! Для меня писать от руки - мука адская. Я и не разберу ничего потом.

Вы не одна такая. Долгое время отметала эту идею, пока не поняла, что без этого - никак. А когда стала все это реализовывать, то нашла даже ряд преимуществ:
1. Когда ты пишешь от руки, мозг начинает работать иначе (мне так показалось), и ты видишь те нестыковки, которые раньше не замечала. Особенно если не просто строчишь, а выписываешь каждое слово, чтобы потом его разобрать. У меня тоже почерк - не самый лучший. Хотя, конечно, есть вариант, когда это все набирается на компе, а затем распечатывается.
2. Как, оказалось, мне не очень удобно переключаться между документами. А когда листы перед глазами, все воспринимается иначе. Кроме того, в них можно вносить изменения, прописывать моменты, которые до этого не были учтены. Обозначать ключевые места, чтобы все это не забыть во время редактирования книги. Особенно удобно, когда речь идет о героях, которые есть не в каждой главе. В этом случае берешь листы с их сценами и просматриваешь, логичны ли изменения с ними, все ли в порядке с мотивацией.

Например, я на листах обозначаю:
1. Краткое содержание сцены.
2. Где и когда она происходит.
3. Главные действующие лица и от чьего лица в основном идет повествование.
4. Что нового должен узнать читатель из этой сцены.
5. Какие действия героев повлияют на дальнейшее развитие сюжета.
6. Как изменяются в ходе сцены персонажи, каковы мотивы их поступков/фраз.
7. Номер сцены в черновике и ее место в книге.

Примерно все это выглядело так: ae9b14e32c21.jpg

Такой план для трех книг, связанных друг с другом, я делала в течение месяца. Если учесть, что до этого я потратила три месяца на компоновку только одной книги (но вариант мне не понравился), думаю, что все это окупается)

23.03.2019, 02:00 #8528857 Ника Веймар Ника Веймар

План нужен: с ним намного проще работать. Видишь ключевые точки, знаешь, от чего и к чему должны прийти герои. И, как писали ниже в комментариях, можно записывать сцены из середины, зная, что они точно не пропадут)
Места, названия, имена -- в отдельный файл. Очень удобно.

23.03.2019, 01:59 #8528854 Эбигейл Сандерс Эбигейл Сандерс

План помогает сопоставить ключевые сцены-точки, их приблизительную хронологию, чтобы было легче ориентироваться. Тогда же продумываются варианты окончания. Параллельно разрабатываются персонажи: имя, возраст, короткая характеристика и, по-возможности, "визуализация". Так же продумываются короткие эпизоды, которые либо позднее вписываются в общую канву, либо остаются в виде зарисовок "для себя". Кроме того, если того требует тема, составляется параллельно "хроника мира" и его карта с описанием ключевых мест.

Может, это все выглядит громоздко, но в моменты "творческого застоя" помогает держать мысли в тонусе и не скисать.

Легкого пера и неугомонной Музы с Вдохновением.

23.03.2019, 01:51 #8528847 Белая Лилия Альшер Белая Лилия Альшер

Ой, божечки, какой ужас Два месяца на план)

Я педант и не могу без плана даже в магазин сходить, поэтому:

*стараюсь к каждому сюжету выделить чистую тетрадку;
*сначала записываю имена персонажей и коротко - кто-кому, цвет глаз/волос, (географию, если вымышленная);
*коротко записываю сюжет, который придумала (по ходу написания книги детали могут меняться);
*дальше продумываю, что примерно в первой главе, называю её и пишу. И дальше так по главам и работаю.

В тетрадку записываю идеи по сюжету, обрывки диалогов, сценки.

Очень помогает. И никаких долгих сидений над планом. Всё заранее не продумать, это переливание из пустого в порожнее. Надеюсь, мой опыт будет полезен

23.03.2019, 01:48 #8528840 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Инна Комарова:
   Наверное, плохо объяснила.
   План составляю подробный, более того, если приходится работать с историяческим материалом, делаю заготовки ссылок, которые нужно прочитать, изучить, обозначить выводы и подвести черту: что из всего этого я могу применить, основываясь на материале, а что не пригодится и вовсе.
      А если герои уходят от плана в самоволку - разрешаете или нет?
   Иногда, да. Бывает, ситуация неожиданно диктует новый поворот или требуется включить дополнительные главы для описания, чтобы глубже погрузить читателей в эпоху. Всякое бывает в работе. Но план - это основа основ.
   Много лет тому назад, на заре туманной юности, когда работала без плана, было хаотичнее и по дороге что-то забывалось, выпадало, терялось. План дисциплинирует, а в нашей работе это очень важно.
   Хаос не наш помощник.
Ага. Спасибо. Теперь более понятно. Буду над этим работать.

23.03.2019, 01:41 #8528825 Инна Комарова Инна Комарова

   Мария Шурухина:
      Инна Комарова:
      Машенька!
   Инна, доброй ночи!
Доброй ноченьки, Машенька!

      Как только появляется идея, делаю наброски плана. Потом по ходу работы, добавляю туда новые
      пункты. Ещё отмечаю, акогда выписала определённый кусок, чтобы соблюсти порядок действий.
      На мой взгляд, план - большой помощник, не даёт забыть о детялях и намеченном пути.
   То есть, вы делаете, как я поняла, такой не слишком подробный план.
Наверное, плохо объяснила.
План составляю подробный, более того, если приходится работать с историяческим материалом, делаю заготовки ссылок, которые нужно прочитать, изучить, обозначить выводы и подвести черту: что из всего этого я могу применить, основываясь на материале, а что не пригодится и вовсе.

   А если герои уходят от плана в самоволку - разрешаете или нет?
Иногда, да. Бывает, ситуация неожиданно диктует новый поворот или требуется включить дополнительные главы для описания, чтобы глубже погрузить читателей в эпоху. Всякое бывает в работе. Но план - это основа основ.
Много лет тому назад, на заре туманной юности, когда работала без плана, было хаотичнее и по дороге что-то забывалось, выпадало, терялось. План дисциплинирует, а в нашей работе это очень важно.
Хаос не наш помощник.

23.03.2019, 00:41 #8528641 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Инна Комарова:
   Машенька!
Инна, доброй ночи!
   Как только появляется идея, делаю наброски плана. Потом по ходу работы, добавляю туда новые
   пункты. Ещё отмечаю, акогда выписала определённый кусок, чтобы соблюсти порядок действий.
   На мой взгляд, план - большой помощник, не даёт забыть о детялях и намеченном пути.
То есть, вы делаете, как я поняла, такой не слишком подробный план.
А если герои уходят от плана в самоволку - разрешаете или нет?

23.03.2019, 00:34 #8528606 Инна Комарова Инна Комарова

Машенька!
Как только появляется идея, делаю наброски плана. Потом по ходу работы, добавляю туда новые
пункты. Ещё отмечаю, акогда выписала определённый кусок, чтобы соблюсти порядок действий.
На мой взгляд, план - большой помощник, не даёт забыть о детялях и намеченном пути.

22.03.2019, 22:45 #8528047 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Лекса Гор:
   Мне с планом удобнее, потому что потом можно писать не с начала, а с любого места. Бывает, услышишь музыку и побежал в голове диалог или сцена, которая нужна где-нибудь в середине, например. Быстренько записываешь и ничего не теряется и логически не искажается.
О, а вот это любопытная мысль. Надо взять ее на заметку. У меня тоже проскакивают такие моменты, но вот полностью написать сцену, скажем, ближе к концу, если я только еще на середине, не получается. Кажется, что герои туда еще не дошли...
Но обязательно учту ваш совет.
Спасибо.

22.03.2019, 22:38 #8528022 Лекса Гор Лекса Гор

Мне с планом удобнее, потому что потом можно писать не с начала, а с любого места. Бывает, услышишь музыку и побежал в голове диалог или сцена, которая нужна где-нибудь в середине, например. Быстренько записываешь и ничего не теряется и логически не искажается.

22.03.2019, 22:24 #8527950 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Lucielle Karmet:
   Первый роман писала без плана, хотя вся история была настолько четко представлена в голове, что все легко ложилось на "бумагу".
   А вот со вторым возникли проблема. Связано было с тем, что очень много сюжетных линий появилось.
Вот у меня тоже много сюжетных линий, не уложить их все в голове.
   Я знала, чем все должно закончиться, знала, с чего все должно начаться. И писала так, как душа пожелает. Сложилась в голове сцена - я ее написала. Возникли в сцене вопросы, значит, думаю над тем, как их решить и как все это дальше обыграть. Так появлялась следующая сцена. Иногда я писала заметки, чтобы не забыть о том, что еще нужно написать в ту или иную сюжетную линию. Но если в ходе написания история не соответствовала этим заметкам, то без жалости их стирала.
   Таким образом собирался материал - черный черновик романа.
   Затем каждую сцену написала на страницах тетради, где можно собирать листы.
О, это круто, аплодирую вашему трудолюбию! Для меня писать от руки - мука адская. Я и не разберу ничего потом.
   Когда все стало готово, стала раскладывать их по квартире. Под каждую сюжетку - своя линия. Отмечала переплетения, тусовала, пробуя разные варианты, пока не получила то, что меня более-менее устраивает. Затем в нужном порядке собрала все в тетрадь, и по ней компоную роман, внося нужные изменения в черновые варианты сцен.
Ничего себе! Повторюсь - это круто. И требует немалого времени.
Спасибо, что поделись мыслями.

22.03.2019, 22:21 #8527930 Мария Шурухина Мария Шурухина

   Наталья Мар:
   я писала дилогию с чётким планом. я нарезала его на карточки, облепляла таблицами и цветными стикерами (каждой линии свой цвет), а потом переносила в эксель... как заправский сумасшедший. Есть еще замечательный Метод Снежинки, вот новый роман начала по нему четко писать. Гораздо легче. но лично я считаю, что это нужно только, когда в голове слишком бурно роятся сразу несколько линий сюжета, а в самом романе есть линия расследования или разгадывания тайны на два тома. то есть когда реально нужна какая-то особая, четкая логика повествования, иначе сломается сюжет. если такого нет, я бы забила. позволила бы героям меня удивлять
Мне вот сильно лень писать все эти таблицы и стикеры - такое ощущение, что напрасно трачу время. И метод снежинки тоже изучила - как-то не работает. Или работает не так, как надо. Вот расследования и детектива у меня нет, но несколько линий имеются. Потому, наверное, и путаюсь.
Спасибо за то, что поделились мыслями. Это очень помогает понять, в верном направлении ли я иду.

22.03.2019, 22:18 #8527916 Lucielle Karmet Lucielle Karmet

Первый роман писала без плана, хотя вся история была настолько четко представлена в голове, что все легко ложилось на "бумагу".
А вот со вторым возникли проблема. Связано было с тем, что очень много сюжетных линий появилось.
Я знала, чем все должно закончиться, знала, с чего все должно начаться. И писала так, как душа пожелает. Сложилась в голове сцена - я ее написала. Возникли в сцене вопросы, значит, думаю над тем, как их решить и как все это дальше обыграть. Так появлялась следующая сцена. Иногда я писала заметки, чтобы не забыть о том, что еще нужно написать в ту или иную сюжетную линию. Но если в ходе написания история не соответствовала этим заметкам, то без жалости их стирала.
Таким образом собирался материал - черный черновик романа.
Затем каждую сцену написала на страницах тетради, где можно собирать листы.
Когда все стало готово, стала раскладывать их по квартире. Под каждую сюжетку - своя линия. Отмечала переплетения, тусовала, пробуя разные варианты, пока не получила то, что меня более-менее устраивает. Затем в нужном порядке собрала все в тетрадь, и по ней компоную роман, внося нужные изменения в черновые варианты сцен.

22.03.2019, 21:57 #8527811 Наталья Мар Наталья Мар

я писала дилогию с чётким планом. я нарезала его на карточки, облепляла таблицами и цветными стикерами (каждой линии свой цвет), а потом переносила в эксель... как заправский сумасшедший. Есть еще замечательный Метод Снежинки, вот новый роман начала по нему четко писать. Гораздо легче. но лично я считаю, что это нужно только, когда в голове слишком бурно роятся сразу несколько линий сюжета, а в самом романе есть линия расследования или разгадывания тайны на два тома. то есть когда реально нужна какая-то особая, четкая логика повествования, иначе сломается сюжет. если такого нет, я бы забила. позволила бы героям меня удивлять

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20