В тексте, написанном от третьего лица, написать персонажа умнее себя не так уж сложно. Главное - внимательно вглядываться в каждую развилку, на которой персонаж совершает выбор, чтобы не "слить" его в плане мотивации и психологии. В отдельных сценках не будет большой беды, если персонаж говорит или поступает глупо - ум зачастую проявляется лишь в важных ситуациях, а в повседневности люди расслабляются и позволяют себе более простые паттерны поведения.
Совсем другая история - текст от первого лица. Вот там написать персонажа умнее себя чрезвычайно сложно, потому что первое лицо предполагает поток размышлений и суждений, и автору будет очень трудно смоделировать внутреннюю речь, которая соответствует более высоким уровням мышления, чем есть у самого автора.
От первого лица я обычно пишу фанфики, поскольку мне нравится залезать в душу персонажа канона и раскрывать её перед читателями так, как её увидела я. Иногда мне бывает просто вжиться в образ и моделировать текст, соответствующий уровню персонажа, иногда не очень. Самая тяжёлая для меня задача - "вливаться" в поток мужского мышления. Мне сложно перестраиваться, я всегда боюсь напортачить и привнести в мужского персонажа женскую чувствительность, присущие женщинам причудливые логические связи между явлениями и прочие стереотипно "женские" черты.
Одним из самых сложных персонажей в моей фикрайтерской практике был Алексей Александрович Каренин. Мало того, что умнее меня, так ещё и мужчина, да ещё и мужчина другой эпохи, и в эмоционально-психологическом плане бесконечно далёкий от меня самой. И это я молчу про попытки лёгкой стилизации под слог Толстого. Вживаться в Каренина и писать от его лица было весьма головоломно, и я много времени провела над текстом (и над статьями по гендерной лингвистике, и в психике своих друзей-мужчин, и в мужских текстах - особенно, конечно, в толстовском).
Но чего я точно никак не ожидала в своей жизни - так это того, что самой технически сложной окажется попытка вжиться в моего собственного женского персонажа!
Именно этой забавной историей я и хочу поделиться.
Сперва я написала от третьего лица любовный роман - "Любовь не с первого взгляда" - где оба центральных персонажа оказались существенно умнее меня (королева и глава внешней разведки). До обоих мне кашлять и кашлять в моём внутреннем развитии, но благодаря опоре на исторические источники описать эту пару от третьего лица не представляло особого труда. Хотя даже в бытовых сценках они вели себя на уровень умнее моего. Но уж один-то уровень я как-то могу смоделировать и сама.
Кошмар случился, когда мне стукнула в голову гениальная идея написать самофанфик, в котором я покажу события романа от лица главной героини (вы помните, которая королева). Её взгляд на эти события показался мне любопытным, но в сам роман я вставляла лишь небольшие кусочки, чтобы не занудствовать без меры (и так излишнюю детализацию и подробность психологических описаний мне порой ставят в упрёк).
Когда я взялась за это дело, я думала, что там работы на две недели. Подумаешь! У меня же уже есть текст романа, из которого, к тому же, я при пересказе вырежу половину сцен, так как меня интересует чисто любовная линия. Писать нужно от лица женщины, да ещё от лица женщины, которая моложе меня. Ко всему, я сама эту женщину придумала, и мне не нужно тратить время на перечитывание канона и копания в письмах/дневниках/статьях автора, чтобы уточнить какой-то нюанс. Вся информация о героине есть внутри моей головы, а какой нет - имею полное право придумать. Это ж я автор!
Согласитесь, звучит как плёвое дело.
Но на практике я столкнулась с тем, что текст пишется не просто медленно - ужасающе медленно. Максимальная скорость, которой мне удавалось достигнуть - три-четыре абзаца в день.
Я недоумевала. Пыталась писать быстрее. Не могла. Снова недоумевала.
С трудом закончив первую треть работы, отложила её в долгий ящик в надежде, что после "осенит".
Спустя почти два года дождалась - осенило. Я обнаружила, в чём подвох.
Героиня, как я уже отмечала, гораздо умнее меня. У неё принципиально иной уровень мышления - её с детства готовили как будущую самодержавную королеву. Я просто не способна мыслить привычными ей категориями - принципиально разные масштабы восприятия.
Со стороны описывать её было несложно - что я, мало книг прочитала про Екатерину, Викторию или Марию-Терезию и иных выдающихся правительниц?
Мне казалось, что в тексте от её лица я не испытаю особых трудностей, поскольку рассматриваю исключительно контекст любовных отношений - а любят-то все одинаково!
Облом-с.
Человек такого уровня, как моя героиня, и на межличностные отношения смотрит с другой колокольни. Поэтому я столкнулась с таким противоречием.
Если я полностью вживаюсь в неё, проникаюсь её эмоциями и начинаю рождать текст в соответствии с этими эмоциями - я невольно пишу его на своём уровне. Который ниже, чем её. Получается, конечно, мило, но - туфта.
Если же я полностью продумываю, как должно всё дело выстраиваться на её привычном уровне - то текст выходит сухо аналитическим, сконструированным нарочно, "неживым".
Вот и движется дело вперёд черепашьим шагом.
Но, кажется, я, наконец, "нащупала" нужный алгоритм действий: перечитать сцену от третьего лица, аналитически разобрать внутри своей головы, как она выглядит с уровня героини, а уж потом "вживаться" и писать от первого лица с учётом уже проработанных аналитических выкладок.
Знаете, что самое забавное в такой ситуации?
Сама умнеешь, пока пишешь :D
Категории: Мысли, идеи
Обновление: 24.05.2022, 15:43 709 просмотров | 12 комментариев | 1 в избранном
Хэштег: #психология
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора3
Обсуждения на сайте20
-
663 / 64 09:09 Мария Ирисова
Опальная принцесса во дворце 2
-
2619 / 29 09:09 Эль Бланк
Полундра!
-
1202 / 9 09:07 Милана Шторм
Смерть по естественным причинам
-
1499 / 38 09:05 Галина Искушенная
Не на того запала
-
214 / 2 09:04 Лена Валевская
Ты ошибся с первенцем, дракон!
-
5662 / 5 09:02 Галина Искушенная
В объятьях тигра
-
170 / 8 09:01 Александрова Марина
Занимательная некромантия. Сердце демона.
-
361 / 1 08:59 Соколова Надежда
Графиня из забытого поместья
-
2107 / 39 08:57 Татьяна Ренсинк
Как карта ляжет...
-
294 / 52 08:55 Елена Шевцова
Брак без шансов на отказ
-
431 / 19 08:53 Маргарита Гришаева
Отбор по контракту
-
1332 / 9 08:49 Таша Алферьева
Левиратный брак
-
400 / 16 08:48 Кароль Елена / Эль Санна
Героиня из библиотеки
-
94 / 12 08:43 Полина Лашина
12 заданий для попаданки. Том 4
-
16 / 2 08:40 Мария Ирисова
Твоя кровь сладкий яд
-
2032 / 16 08:40 Нина Линдт
Тринадцатая Кассандра и хозяин времени
-
183 / 17 08:27 Ольга Богатикова
Отель "Жар-птица"
-
425 / 12 08:22 Наталия Пегас
Ветер, тебя не хватало
-
275 / 2 08:21 Оксана Гринберга
Сиротка в Академии Драконов
-
240 / 8 08:21 Соколова Мария
Золото и пепел. Хроники города номер Три
- Хиты продаж 16
-
Саламандра в деле. Ольга Копылова
169 руб 33 руб
-
Личный медиум для светлого лорда. Малиновская Елена
199 руб 139 руб
-
Сиротка в Академии Драконов. Оксана Гринберга
139 руб
-
12 заданий для попаданки. Том 4. Полина Лашина
149 руб
-
Ведьма порешает! 2 сезон. Виктория Ленц
-
Бригада Д. Сезон 1: Черный человек. Лесса Каури
-
Некромант на выселках. Рокси Торн
119 руб 107 руб
-
Напарник обмену и возврату не подлежит. Лена Тулинова
150 руб 37 руб
-
Нулевой портал. Наталья Ракшина
49 руб 34 руб
-
Дикое сердце джунглей. Майя Вьюкай
159 руб
-
Королева Теней. Сезон четвертый: Между Вороном и Ястребом. Арнаутова Дана
-
Через 22. Инна Эс
50 руб
-
ИСКлючительный детектив. Габриэль Духовская
-
Грибная неделя. Анна Дашевская (Martann)
240 руб 168 руб
-
Героиня из библиотеки. Кароль Елена / Эль Санна
119 руб
-
Охота на Скульптора справедливости. Ольга Консуэло
119 руб
Загружаются комментарии...