А пересилив себя, получает грязный, невнятный текст, изобилующий клише и штампами. Сюжет вязнет и скукоживается. Герои ничего не хотят делать. Им надо пойти и узнать, кто же убил садовника, а они сидят и тупят, не желая покидать комнату. Им надо проползти ещё дальше по вентиляционной шахте, чтобы подслушать важный разговор, а они лежат кулём, думают о какой-то левой ерунде, о рождественских печеньках, о свитере с оленями, о том, что у мисс Маргарет симпатичная левая бровь, та, что с пирсингом... Они делают что угодно, только не то, что хочет от них автор.
Автор впадает в уныние, бросает писать, начинает пить, и, чувствуя вину за неспособность взять себя в руки, погружается в меланхолию.
Я ненавижу это состояние. Я люблю, когда текст рождается в голове с такой скоростью, что я едва успеваю записывать. Я люблю, когда герои остроумно шутят, заставляя меня самого смеяться, когда они внезапно делают финт ушами и поворачивают сюжет туда, куда я даже не думал - и оказывается, это идёт на пользу сюжету.
Но иногда, разогнавшись, я внезапно врезаюсь в стену и не понимаю, что делать дальше. Раньше писательский блок мог затормозить меня на годы. Сейчас он не может отнять у меня ни одного дня, и вот почему.
Когда я сталкиваюсь с ним, я узнаю его, этот страх перед тем, что я должен писать дальше. Слишком сложно, слишком много героев, слишком хитрый поворот сюжета, слишком эмоциональная сцена, я не смогу, я не справлюсь, я напишу полный бред. Я не знаю, что делать.
На самом деле - нет. Я знаю, что делать.
1. Позвать героя на интервью
Он стоял, опустив окровавленный меч, глядя на останки своих бывших товарищей. Замок на горизонте расплывался в жарком мареве...
Камера, стоп, снято, так, мистер Герой, что за унылое выражение лица? Что за пафос? Сядьте в тень, выпейте воды. Вот вам список вопросов, отвечайте, когда будете готовы.
- Каким был лучший день в вашей жизни?..
- Что первое приходит людям в голову, когда они вас видят?..
- Где вы бы хотели находиться прямо сейчас - и почему?
- Продолжите фразу: "Я не могу простить себя за то, что..."
- Продолжите фразу: "Глядя на меня, никогда не подумаешь, что я..."
Это очень простой и очень действенный приём - отвлечься от текста и поговорить со своим героем. С тех пор, как я начал применять это средство, иногда позволяя герою порассуждать прямо в тексте (я адепт глубокого погружения в мир персонажа, я бы даже назвал себя знатным заслуженным почётным спелеологом геройской души), я выруливаю из писательского блока, едва он только начинает виднеться на горизонте. Потому что я остаюсь в контакте со своими героями, я слушаю их и позволяю им быть участниками процесса, а не марионетками.
2. Поменять фокусного персонажа
Он лежал в нелепой позе, подвернув под себя ногу, и смотрел на бывшего друга. Тот с отсутствующим лицом пялился в горизонт, на замок, расплывающийся в жарком мареве. Кровь толчками покидала тело через открытую рану в боку. Рука сама нащупала на бедре револьвер...
Этот приём применим даже тогда, когда вы пишете от первого лица или принципиально не меняете фокусного персонажа. Напишите черновик сцены глазами другого героя - узнаете много интересного. А когда узнаете - перепишите её заново, уже от вашего основного действующего лица.
Что, в два раза больше работы? А вы как думали. Писать - не мешки ворочать.
3. Добавить человека с пистолетом
Он стоял, опустив окровавленный меч, глядя на останки своих бывших товарищей. Замок на горизонте расплывался в жарком мареве... Выстрел грохнул сухо, раскатисто. Он схватился за плечо, вынырнув из оцепенения.
- Отдай меч, - прохрипел ему человек с земли. - А то пристрелю.
Конечно же, не буквального человека с пистолетом. Хотя можно и буквального. Опасная ситуация всегда вносит живость в повествование. Человек с пистолетом будет уместен в любой сцене, и вы не заметите, как писательский блок испарится, заставив героев действовать.
Они сидят в кафе и скучно пересказывают друг другу новости?.. Человек с пистолетом врывается в кафе и берёт одного героя в заложники! Сразу оказывается, что среди скучных новостей была одна крайне важная, но её-то и не успели сказать. И надо теперь как-то донести эту новость, лёжа на полу и закрывая голову руками, пока псих с пистолетом держит ствол у виска другого героя.
Они долго едут на день рождения к тёте Мэйбл, вяло переругиваясь по пути?.. Им на крышу падает человек к пистолетом, выстрелом разносит к хренам лобовое стекло и требует отвезти его в совершенно другое место!
Он возвращается с обрыдлой работы в холодную квартиру, разогревает в микроволновке ужин, ест, глядя в телевизор, заходит в спальню... Штора у окна отдёргивается, и ему улыбается человек с пистолетом! И вежливо просит пустить его переночевать. Он согласен переждать ночь под кроватью, в шкафу или в ванной комнате. Можно и в постели героя, зависит от сопутствующих обстоятельств. А посреди ночи в квартиру врываются...
Нет, это уже совсем другая история.
Расскажите, как часто вас посещает писательский блок? Как вы с ним справляетесь?
Категории: Статьи
Обновление: 17.11.2017, 12:06 809 просмотров | 1 комментариев | 2 в избранном
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора2
Обсуждения на сайте20
-
1051 / 12 14:41 Ольга Копылова
Тонкости контакта, или Практика, чувства и заговор в придачу
-
325 / 7 14:33 Слава Кэт
Кошка Шрёдингера
-
337 / 7 14:33 Халимендис Тори
Мой несносный (не)супруг
-
14 / 3 14:31 Чередий Галина
Двое и "Пуля"
-
133 / 5 14:30 Татьяна Снимщикова
Разбудите меня, когда всё закончится
-
2809 / 24 14:30 Галина Искушенная
Не на того запала
-
21 / 2 14:23 Дарья Лев
Тень Страха
-
612 / 25 14:22 Александрова Марина
Занимательная некромантия. Сердце демона.
-
150 / 18 14:12 Елена Шевцова
Агентство “Подари себе счастье”
-
72 / 1 14:11 Эмила Дюваль
Мсти. Борись. Люби
-
529 / 1 14:08 Амира Алексеевна
Пятнадцать суток на любовь и риск
-
262 / 6 14:06 Слава Кэт
На себя погляди!
-
236 / 16 14:05 Татьяна Ренсинк
Моя герилья
-
591 / 35 14:02 Светлана Лазарева
Женить Бывшего. Брачное агентство галактического масштаба
-
944 / 17 14:01 Антошина Елена
Оберег для берегини
-
440 / 5 13:58 Гэлбрэйт Серина
Суженая на замену
-
4625 / 8 13:56 Анна Неделина
Осталось только мстить
-
1193 / 15 13:53 Антошина Елена
Вишнёвый пепел. Слеза огненного бога
-
2904 / 39 13:53 Мария Ирисова
Опальная принцесса во дворце 2
-
3571 / 62 13:50 Полянская Катерина
Академия Меркл. Первый семестр
Сегодня День Рождения!7
-
Наталья Мамлеева
Пока не стала Алисой, буду безумным белым кроликом...
В оффлайне
-
Дмитрий Игуменцев
"Умейте всем страхами в лицо рассмеяться, - лишь собственной трусости надо бояться".
В оффлайне
-
Лилия Альшер
Я вообще делаю, что хочу
В оффлайне
-
Эмили Куин
В оффлайне
-
Nataliy Kraw
Все в жизни не происходит, просто так. Все видет к определенной цели... Только, не каждый может это понять.
В оффлайне
-
Мария Юлюгина
...there is nothing either good or bad, but thinking makes it so...
В оффлайне
-
Гексагон
Лес - колодец в котором я утонул.
В оффлайне
- Хиты продаж 7
-
Графиня из забытого поместья. Соколова Надежда
194 руб
-
Институт магических парадоксов. Кира Штиль
139 руб 80 руб
-
Фею вызывали? Полина Лашина
129 руб
-
В логове Тирана. Амира Алексеевна
149 руб 74 руб
-
ИСКлючительный детектив. Габриэль Духовская
-
Идеальное чудовище. Кароль Елена / Эль Санна
119 руб
-
Столица заговора. Янсен Аксюта
70 руб
Загружаются комментарии...