Лимонное дерево.Ричард Брук. Отзыв

06.12.2020, 18:44 Автор: Танюша Андреева

Мне хочется начать с названия книги. Я поинтересовалась, с чем народы разных стран связывают лимонное дерево — французы с семьей, израильтяне с достатком и урожаем, испанцы кислоту плода сравнивали с любовной изменой, в Китае говорят о долголетие.

В южных краях меня всегда радовал глянец и безупречность сильной листвы, похожей на очертание глаз восточной красавицы, оба одаривают в часы сиесты негой и спасительной тенью. Это сильное и красивое дерево под котором часто отдыхали герои романа, не оставляет равнодушным.

Весенней порой удивляли небольшие, кремовые, как старинный фарфор, цветы и притягивающие взгляд желтые плоды, которые можно сегодня, без преувеличения, найти в каждом доме.

Удивляло это одновременное цветение и плодоношение.

И потрясающий запах, витающий вблизи дерева. Этот необычный букет наполнен томлением любви-той что так желанна в живом кругу любящих сердец.

Но только в конце раскрывается тайна названия романа.

Серию книг, которые завершает "Лимонное дерево" Ричарда Брука, посвящена легендарному Жану Марэ. Его вполне достойно сравнивают в этой истории как с Солнцем, так с одним из богов Олимпа, воплотившемуся в наши дни.

Вся его многогранная творческая деятельность точно и талантливо вплетена автором в эту потрясающую историю жизни и творчества, дружбы, нежности, поддержки и любви.

Одновременно эта книга особая Ода мужскому братству.

Жан Марэ не скрывал своей гомосексуальной ориентации, имея десятки тысяч поклонниц во Франции, сотни тысячь по всему свету.

В аннотации стоят соответствующие ограничения.

Неоднозначные отношения с матерью, короткий опыт женитьбы в военное время на актрисе Мире Парелли повлияли, на мой взгляд, и на женские образы в этом романе — все значительные я отнесла в разряд негативных, без исключения, но об этом позже. Пожалуй уважение взывала еврейская мама -Эстер, но роль её незначительна.

Лимонное дерево завершающая книга истории отношений великого актера и Эрнеста Вернея — литературного героя, который с детства, по фильмам был влюблен в кумира публики второй половины 20-го века.

При чтении не оставляет чувство, что Верней незримо, как эфир, как туманный образ, присутствовал все годы после смерти Жана Кокто рядом с Марэ - в его мыслях, руках, сердце. Он делал желанным уединение за стенами дома на французской Ривьере, давал силы и мучил сомнениями. Являлся источником страсти и вдохновения Марэ-скульптора и художника, поэта и актёра.

Те, кто прочёл все книги — уверовали, что именно Верней причина вечной счастливой улыбки и умиротворения на зрелом, высеченном Временем лице великого Мэтра.

Жанр книги безусловно любовный роман — романтика чувств поднята на небывалую высоту, жаркий секс необходим как источник жизненных сил. Читателя так же ожидает театр, сюрреалистические картины художника Эрнеста Вернея, которые показаны так точно и красочно, что ждут только воплощения на холсте.

Захватывающая детективная линия в лучших традициях этого жанра. Следы ведут в Ватикан, к тайной, религиозной организации Опус Дея. Яркий образ аптекаря и отравителя Дирка Мертенса, прислуживающего епископу Мануэлю де Лара, ведающего в вопросах жизни и смерти людей.

Приятно поражают тонкая психология и глубокий анализ в раскрытие образов. Отличный, емкий и красивый стиль изложения — от трех до пяти эпитетов через запятую, не редкий случай — так много чувств хочет передать автор, такие полноценные картины были в его мире при создании этого эпичного произведения.

Природа Франции, море, горы, Бургундия — как отдельные действующие лица, а радость и полноту жизни венчают различные кулинарные изыски и вина, по которым можно составить небольшие поваренную книгу по заявке читателей — востребованные, проверенные временем кулинарные шедевры. Кофе уделено особое и пристальное внимание — незабываемые ритуалы сложившегося жизненного устоя.

Книга начинается новой встречей Жана и Эрнеста после 12 лет разлуки. Верней много путешествовал, успел в Англии жениться по расчету и расстаться. Приведенный делами по завещанию своего названого духовного отца, врача-психиатора Шаффхаузена вновь на берега Средеземного моря, решился наконец посетить человека и дом, где был когда-то так счастлив.

О главных героях уже много писала в своих прежних отзывах:

https://vk.com/@t.andreeva55-parmskie-fialki-richard-bruk-otzyv Пармские фиалки.

Эрнест Верней. Знамя его надо мною https://vk.com/@t.andreeva55-glavnyi-geroi-ernest-vernei-znamya-ego-nado-mnou

Вновь замечу, что возраст был не властен над Марэ, и чувства его не изменились.

Убитый же разлукой Эрнест смог по-настоящему возродится только в узах новой любви.

К жизни творческой и деятельной его вернул Соломон Кадош-Сид, талантливый нейрохирург, сильная личность, заботливый супруг.

Воспрянувший Эрнест нашёл силы и возможность новой встречи со своим божеством.

Они оба, Жанно и Эрнест, никогда не забывали друг о друге, храня любовь в скрытом уголке сердца. Годы сгладили страсти, но волнение накатывало на читателя волна за волной, когда Верней открывал дверь и видел могучего, работающего над керамикой, до боли родного человека — свершалось необходимое и невозможное.

В считанные моменты казавшееся в прошлом чувство вспыхнуло с прежней силой и встал вопрос: "А как же Сид?"

Образ Сида поражает своей монументальностью. Он как будто вобрал в себя через еврейские корни мудрость, силу и благородство царя Соломона, его преданность делу, его страсть в любви.

Кадош ранее много слышал об Эрнесте. А через мимолётную встречу в Париже, этот образ стал как мечта, как туман — что исчезал из памяти в напряжённых, рабочих буднях, но иногда, по ночам, долго занимал его мысли и воображение. Поэтому ни одного мига сомнения не было у Соломона при реальной встрече - в первый же их вечер он покорил и завоевал своего желанного принца.

Верней, не потерявший к сорока годам ни вороньего цвета волос, ни изящество гибкого тела, почувствовал, что сердце удвоилось в его груди — без сомнения он любил обоих.

Есть вещи и состояния, которые трудно передать словами. Поэтому Жанно был для него День, который он отдавал творчеству, совместной работе, желанным часам сиесты. Сид — был Ночь, что предполагает дом и уют, защиту и заботу, жар желанных объятий и тихий, спокойный сон.

https://vk.com/t.andreeva55?w=wall258123061_11122

Сам же Верней соединял их как предрассветная туманная дымка, исчезающая, как сомнения, под лучами такого необходимого Солнца, дарящего счастье существования. И как сумерки, что размывают очертания видимого мира и погружают в тайную магию древних, лунных религий. Для честного и пытливого разума героя — вещи нераздельные, как полные сутки, жизненно необходимые, но увы, не соединимые, из-за строгих убеждений своего супруга-хоть и не верящего, но пропитанного традициями своего древнего, богом избранного народа.

Скрытые страдания Соломона лишали и Эрнеста сна, заставляли проводить ночи на крыше под звездным небом, непрестанно наговаривать тексты на автоответчик и не получать отклика. Единственным исключением стал момент тяжёлой простуды Марэ, когда Сид, как врач, пришел на помощь, заронив искорку надежды. В этот момент Кадош уже знал о своём смертельном недуге, и планировал свою смерть — наиболее щадящим для близких — Вернея и брата-близнеца Лиса — образом.

Это состояние дел к середине романа, после чего начинается напряженная, полная ужасов и неожиданных поворотов вторая часть.

Тема Смерти и соприкосновение с ней земной Души раскрыта просто отлично — необычно, многосторонне, с пониманием, уважением и сочувствием. Особенно, когда человек остается один на один с этим неизбежным и принадлежащим жизни событием. Думается, что в нашем мире, по мнению многих «схлопывающейся» цивилизации, не может быть темы актуальнее и востребование. Ради этого стоит уже читать. К этому ожидание Чуда близкими людьми — вероятно заложенного в нашей природе. Несчастье, как известно объединяет. И заставляет переосмысливать многие наши, ранее незыблемые убеждения. Всё это предпосылка дальнейшего развития событий. Что особо важно — возрождение желания жить и любить.

Чудо это твердость самой личности умноженная на силу союза любящих душ и верных друзей. Вопросы, тесно связанные с религией. Особо, когда это таинство некоторые около церковные люди берут в свои руки.

Здесь мы в плотную подходим к самому, на мой взгляд, интересному "второстепенному" персонажу, но по истине "Серому кардиналу" интриги- Дирку, человеку Сове, у которого даже был средневековый прототип — аптекарь из Брюгге. Он, как зло переходящее в добро и обратно, напрягал до последних строк — чем обернется его вмешательство. Как рентгеном просвечивал других, сам же умел отражать любое любопытство и попытку проникнуть в свои намеренья. Ларчик просто открывался!

Тем не менее остается интересное послевкусие после такой встречи — подкупает огромная связь Дирка с земным, необычные научные изыскания в области ядов и их воздействия — позволяли ему крепко стоять на своей позиции. Бесчувственный и беспристрастный, владеющей информацией - владеющий реальной властью над происходящим-сам был как опасная змея, рядом с которой невозможно расслабиться. Он воспринимается не исполнителем, но вершителем судеб. Яркий, актуальный, незабываемый.

Книга достойна блестящего отзыва. Я даже могу представить, что перевод этой книги на европейские языки был бы фурором в определённых кругах. Объем текста, поднятые проблемы, красивый, грамотный язык, тонкая психология героев, проработанная матчасть, сильные чувства и охват жизненных сторон создают настоящий творческий, жизнеспособный мир.

Меня не смутили такие факты, как одновременная любовь к нескольким мужчинам, воспевания замечательного мужского братства и прочее. Они существовали во все времена, на разных уровнях, в длительных военных походах, есть в настоящим закрытые мужские клубы, по интересам жизни, вполне самодостаточные. Но чаще всего это истории о двух или нескольких мужчинах.

Но поскольку эта книга об общей нашей жизни — не только о мужчинах, но и о женщинах — меня просто поразила общая и единственная направленность образов последних. Посудите сами: Мать Вернея, чью фамилию он взял себе — истеричка, наркоманка, красавица, тиран, постоянно ставила Эрнеста в стыдные ситуации, требуя денег и провоцируя скандалы. Бывшая возлюбленная — ведьмочка-феминистка, ангельской внешности, но без чувств. Женщина более старшего возраста — бывшая какое-то время женой-зануда, хоть и достойная хотя бы уважения и сочувствия в неразделённой любви — опротивела пресными, ненужными отношениями, сошедшими на нет — основа которых-продажа картин Вернея.

В результате в конце рядом с мужским обществом оказалась и присутствовала только незначительная экономка — пожилая, глупая, сварливая и жадная женщина. Я честно была в шоке. Если это отражение нашей женской натуры, то в пору самоустраниться.

Такое чувство, что это общая тенденция произведений слэша — не упоминание, молчание или выделение только неприятных сторон женской сущности, для меня это до сих пор загадка. Может желание исправить недостатки.

Это при том, что у автора есть галерея отличных женских образов в «Созвездии Разбитых сердец», «Белой панночке», «Черном атамане», «Крымских яблоках», «Луне и Лотосе». Это опять наводит на мысль о двух как бы"не сообщающихся мирах".

Самая запоминающаяся сцена — молитва на кладбище за Сида его брата-близнеца Лиса. Мне показалось, что его слова и чувства пробили небеса.
При написании книг о Эрнесте Вернее и Жане Маре с первых страниц наметился особый писательский полет и вдохновение.

Возникла даже мысль о троичности нашего мира, что отразил троичный союз Жана Марэ, как солнечного небожителя, Соломона Кадоша, не верующего, но умеющего ценить земную Любовь честного труженника-учёного и врача, и как связующее звено между ними-эфир, душа Эрнест Верней-который всегда слушал сердце и редко голову.

И незримый герой «за кадром» — Жан Кокто, память о котором пронизывает всё творчество Марэ. Слова которого он вспоминал в очень непростых ситуациях — Просто люби меня больше всех остальных, если не можешь быть верным. И всегда держал открытыми двери своего дома, своей души.
Читатели ожидают продолжение романа, в котором появится юная фея — со слов автора. Удачи и вдохновения.

https://prodaman.ru/Richard-Bruk/books/Limonnoe-derevo
09f6e94d-6c78-4736-92c4-1fcf0fd29cc9_big.jpg
Врач Соломон Кадош и художник Эрнест Верней счастливы вместе. Враги повержены, опасные испытания остались позади, творческий кризис преодолен. Но вместе с радостью жизни и вдохновением к Эрнесту вернулась и незабытая любовь из прошлого. Жан Марэ, герой и легенда, любовник и друг, снова на его пути. Взаимное чувство обрушивается, подобно цунами, и вдребезги разносит спокойную и размеренную жизнь пары...

4-ая книга французского цикла "Эрнест Верней. Возрожденный художник".

Категории: Критика, рецензии, отзывы



Обновление: 06.12.2020, 18:44 224 просмотров | 0 комментариев | 1 в избранном

Хэштег: #Ричард_Брук

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения в избранном у автора1

Обсуждения у друзей автора12

Обсуждения на сайте20