[PROтачки с Блондинкой Милой]: моторчик и мощность, Часть 1

04.11.2019, 03:32 Автор: Эмилия Ри

Дратути, мои дорогие котядке, а также леди и джентльмены, заглянувшие в наш маленький и уютный розовый гаражик. Заходите, берите печеньку, наливайте кофе, садитесь рядочком. С вами Блондинка Мила - уроженка славного города что на море далеко но нашенского, потомственная обесцвеченная блондинка во втором поколении, тойотовод в третьем поколении, здесь должно быть:
#турик #вэшка #песня #валит #дваипять #всестолбымои

Речь пойдет об устройстве автомобильного мотора. На светлом блондинковом языке. Упрощенно - для тех, кто не хочет грузиться и влезать в инженерные дебри, но хочет понимать, как устроен и работает автомобильный моторчик. Вторая часть спича будет посвящена мощности моторчика, откуда она берется, из чего состоит и как ее увеличить.

Кому будет полезна эта тема?

- Если вы хотите разобраться и понять, как оно работает, просто для себя - например, в автошколе плохо объяснили.

- Если вы не хотите слушать как вас обманывают добросовестные работники дилерских центров, которые зарабатывают на продаже новых машин - а вовсе не на обслуживании вашей лапочки.

- Если вам для романа необходимо углубиться в автомобильную тематику и при этом не налажать (умоляю, не пишите про тюнинг шкива коленвала - реально плакать хочется).

- Если вам нужно описать проблемку или ситуацию чуть достовернее, чем "колесо отвалилось".

Давайте начинать.
dGhmxYrR0bM.jpg

Ой, сколько всего, как все сложно... да, испугались? Девочки, спокойно. На самом деле ничего сложного нет - нужно только понять принцип.

По-правильному автомобильный моторчик называется ДВС, или же двигатель внутреннего сгорания. То есть работает потому, что у него внутри сгорает смесь из топлива и воздуха - воздух нужен потому, что без кислорода ничего не горит. Вот эта энергия сгорания и используется чтобы наш моторчик заработал.
Отсюда вывод: моторчику нужно вдохнуть воздух, глотнуть бензинчика, а потом как ребятишки на фаер-шоу - плюнуть огнем на пару метров вперед себя. Но в отличие от фаер-шоу - наш моторчик не плюет огнем наружу, он его переваривает, как специи в китайской еде. Дело в том, что при сгорании бензина резко вырастает температурка. Под действием температуры газы, образованные сгоранием бензина - расширяются, причем очень быстро. А расширятся им особенно некуда - они в очень замкнутом пространстве, в камере сгорания. Но внизу, прямо под ними - находится поршень. И вот на его верхушечку давят расширяющиеся газы, заставляя поршень идти вниз. Выглядит это так:
u_KnqgJ4crI.jpg

Здесь надо накинуть немножко теории.

ВМТ и НМТ. Это границы, в пределах которых ходит вниз-вверх наш поршень. Верхняя мертвая точка и нижняя мертвая точка.
Ход поршня способен сказать о многом. А именно его длина. Дело в том, что моторы бывают длинноходовые и короткоходовые.
Длинноходовой мотор - мотор, у которого ход поршня больше, чем его (поршня) диаметр.
Короткоходовой мотор - у него ход поршня меньше диаметра.
Квадратный мотор - WTF??? Ход поршня равен его диаметру. Все просто.

Едем дальше. У нашего поршня есть юбочка. Где-то нижние 2/3 его высоты - в верхней трети находятся масляные и компрессионные колечки, и жировой пояс. А внутри поршня прячется пальчик - такая металлическая трубочка. К пальчику цепляется шатун одним концом, а другим - шатун цепляется к коленчатому валу.
Вот здесь наш поршень с юбочкой, в которой спрятался пальчик. И шатун, который за этот пальчик держится:
uIUmQBqa0Hk.jpg

А вот внизу у шатуна такое большое кольцо из двух половинок - туда пристраивается вкладыш и все это прикручивается к шейке коленвала. А вот и сам коленвал:
daD3EydPtoM.jpg

Зачем он такой? Во-первых, коленвал поворачивается потому, что поршень через шатун давит на шейку коленвала - получившийся рычаг позволяет поворачивать сам вал вокруг своей оси. Вращение коленвала через коробку передач отправляется на колесики и наша машинка едет. Во-вторых, наши поршни ходят внутри моторчика очень быстро - если они все одновременно будут ходить вверх-вниз, моторчик развалится от вибраций. Поэтому они ходят в противофазе - один вверх, второй вниз, третий вверх, четвертый вниз - и гасят колебания друг друга.
Посмотрите картиночку:
JtsS1WJgI6o.jpg

Коренные шейки - вот за эти шейки наш коленвал крепится в постели; да, он не в воздухе висит. Он держится коренными шейками за подшипники - чтобы свободно поворачиваться вокруг своей оси, и лежит в постели на масляной подушечке. Прелесть, а не работа. Лежишь себе в постельке, на подушечке... правда, приходится крутиться как можешь...
Вот шатунные шейки - там нам нужен рычаг, чтобы повернуть коленвал. Как говорил Архимед, дайте мне рычаг, и я поверну Землю. А еще он говорил: дайте мне литр вискаря, и я переверну здесь все.
И вот тут мы подошли к различиям моторов.

Мотор с коротким ходом поршня - имеет маленький рычаг между шатуном и шейкой коленвала.
Мотор с длинным ходом - имеет большой рычаг между шатуном и шейкой коленвала, такой мотор оптимален в городе, где пробки и светофоры, где нужна эффективность на низких-средних оборотах.
Обороты - это как раз обороты коленвала вокруг своей оси. Чтобы вы понимали, холостой ход - когда машинка просто стоит с работающим мотором - это примерно 700-800 оборотов коленвала в минуту. Вот с такой скоростью происходят все эти процессы в нашем моторчике.

Девочки, поздравляю - мы разобрали НИЗ, то есть блок цилиндров автомобильного мотора. Да, с непривычки выглядит сложно, но на самом деле не боги горшки обжигают. НИЗ, кстати, еще называют СТОЛБ.

Вот тут мы смотрим сверху вниз на блок цилиндров - четыре цилиндра, внутри которых ходят вверх-вниз поршни:
XT3nqfnfYn4.jpg

Если кратенько и схематично - вот так выглядит наш моторчик:
cyRsT5dKkgY.jpg

Тут мы видим наши уже родные поршни и коленвал. В правом нижнем углу у кончика коленвала - находится масляный насос. Дело в том, что в самом низу блока цилиндров находится специальный тазик - масляный поддон - в нем плещется моторное маслице. Масляный насос приводится в действие вращением коленвала и начинает закидывать маслице из тазика на самый верх мотора - оттуда оно стекает вниз, смазывая все движущиеся части, потому что сухого трения металл по металлу в моторе быть не должно.

А вот все, что находится выше наших поршней-цилиндров - это ВЕРХ мотора, или голова блока цилиндров, ГБЦ. Это ротик нашего моторчика - через него моторчик дышит и кушает.
Вот примерно так выглядят внутренности головы блока цилиндров:
omDwett-Mnc.jpg

Непонятно, но уже не страшно. Итак, поехали.
На самом верху, горизонтальная труба с дюралевыми трубочками - это топливная рейка. В нее из бензобака бензонасос качает бензин. Вот эти дюралевые трубочки - идут к форсункам. Четыре вертикальных штучки с черными пластиковыми верхушками - форсунки с боковой загрузкой, видите - там сбоку пластиковая веточка, и к каждой такой веточке тянется трубочка от топливной рейки.
Так наш моторчик кушает. Форсунки берут бензин из рейки и распыляют вниз. Почему распыляют? Потому что нам нужно перемешать наш бензин с воздухом - чтобы получилась топливно-воздушная смесь. Такая специальная питательная смесь для нашего малыша-моторчика. Поэтому форсунки прыскают бензин под давлением - чтобы взбить воздух в туманчик. Если форсунка начнет лить бензин струйкой - распыла не будет, смесь перемешиваться не будет, и малыш-моторчик такому питанию вообще не обрадуется.

Теперь вот эти две горизонтальные штуки. Они называются "валы", "распредвалы" - но вообще это валы газораспределительного механизма. Сложно, но разберемся, не волнуйтесь.

И в самом низу нашего ВЕРХА - находятся клапана. Это такие тарелочки на ножке. На картинке - их по 4 на каждый цилиндр.
Если мы посмотрим снизу вверх, то наша ГБЦ будет выглядеть как-то так:
XuPT-zzC2VM.jpg

Вот они, наши тарелочки. Когда клапан движется вниз - тарелочка открывает канал.
Если это клапан на впуске - через этот канальчик заходит смесь для нашего моторчика. Потом клапан уходит вверх - канал закрывается, специальной свечкой поджигается смесь, поршень идет вниз и поворачивает коленвал.
Дальше открывается клапан на выпуске - чтобы моторчик мог выдохнуть выхлопные газы.

Так наша голова блока цилиндров выглядит в пошлом обнаженном состоянии - без клапанных крышечек. Мы видим здесь два распредвала...
9PrBWXtYSlk.jpg

Сразу, по терминам и страшным буквам.
SOHC - механизм газораспределения с одним валом.
DOHC - механизм газораспределения с двумя валами.
Честно, я так сходу не вспомню мотор с 1 распредвалом.

У наших валов есть такие специальные "клювики" - кулачки. Под кулачками находятся рокера - нет, это не брутальные дядьки в коже и на мотоциклах; это такие металлические рычажки, очень похожие на коромысло. Одной ножкой они стоят на опоре, а второй на ножке нашего клапана. Распредвал поворачивается, кулачком нажимает на рокер, и тот открывает канал, надавливая на ножку клапана и заставляя его опуститься.

Вот эти дырочки сбоку нашей ГБЦ - это впускные окна. Они делятся на два канала - потому что в этом моторчике два впускных клапана и два выпускных.

Сейчас вернемся к нашей общей картиночке.
cyRsT5dKkgY.jpg

Вот наверху наш распредвал, у него под кулачками - коромысла-рокера, а под ними в свою очередь клапаны - тарелочки на ножках. И они еще на пружинках, чтобы было легче возвращаться в исходное положение.

Посмотрим на моторчик спереди. Как бы, мы уже шарим, мы можем рассматривать не простенькие рисуночки, а то, как оно все выглядит в реальной жизни:
xi--3hDNGLs.jpg

В самом низу, маленькая шестереночка - это наш коленвал, знакомьтесь. Вот эти две большие шестеренки вверху - это наши распредвалы. Все эти штучки связаны ремнем газораспределительного механизма. Наш коленвал поворачивается и крутит ремень ГРМ - ремень в свою очередь поворачивает распредвалы, валы кулачками давят на рокера и клапана открывают\закрывают каналы.

Но есть проблемка. Дело в том, что у нас клапаны и впускные\выпускные каналы имеют неизменный диаметр. А обороты двигателя - величина непостоянная. На холостом ходу это 700 об\мин, а на пике мощности может быть и 7000 об\мин. То есть коленвал будет крутиться все быстрее, заставляя быстрее вращаться наши распредвалы. То есть время, за которое моторчик должен вдохнуть, переварить смесь и выдохнуть - сокращается, и чем выше обороты моторчика, тем сильнее. А количество смеси потребуется все больше и больше.

Что можно изменить?
- Момент, когда клапан откроется или закроется (насколько раньше);
- Продолжительность открытия\закрытия;
- Высота подъема клапана.

Высоту подъема можно отрегулировать формой кулачка распредвала. А вот остальные параметры зависят от самого вала. И тут...
Знакомьтесь - вот эта штука справа, на впускном распредвалу, это фазовращатель:
LIlcnGoFksI.jpg

Он обеспечивает смещение фазы - изменяет момент, когда откроется впускной клапан. Внутри вот этой массивной муфточки прячется механизм, который под давлением масла или под управлением электроники "разжимает тиски", позволяя валу останавливаться на мгновение - ровно настолько, чтобы сделать фазу впуска больше, пустить в камеру сгорания больше воздуха и бензина.
Сейчас существует огромное количество систем управления фазами газораспределения - там и электронное управление, и фазовращатели на обоих валах - то есть идет управление фазами и на впуске и на выпуске... главное понять суть:
Есть фаза, когда клапан открывает впускной или выпускной канал.
Есть продолжительность фазы - сколько по времени открыт клапан.
Есть перекрытие - когда открыты одновременно и впуск, и выпуск.
Управление этими штуками позволяет обеспечить более экономичную работу на малых оборотах, и большую эффективность на высоких оборотах - чтобы моторчик не задыхался и не голодал без смеси.

В общих чертах это все выглядит так:
Y1evdKOBsWY.jpg

Сверху распредвалы, под кулачками рокера, клапаны и каналы - синенькие и холодные это впуск, соответственно горячие - это выпуск. Ну а внизу наш поршень. Тут у него юбочка короткая, но шатун видно.

Осталась мелочь - навесное оборудование.
Что это за зверь?
Гидроусилитель руля, кондиционер, помпа - она качает антифриз из радиатора чтобы наш моторчик не перегревался, генератор - он дает электричество нашей машинке... все эти вещи относятся к навесному оборудованию и приводятся через ремешок навесного. Смотрим картинку для взрослых шарящих девочек - тут наш моторчик в сборе:
lI8vgBR4VME.jpg

Здесь внизу красным кружком обведен шкив коленвала - именно коленвал своим вращением через ремешок навесного оборудования включает все эти классные штуки (например слева от большого и черного шкива коленвала такая пыльная ребристая штука - генератор). И именно благодаря коленвалу у нас работает кондиционер, играет музыка, и руль крутится так легко. Божэ, храни коленвал.

В итоге.
Наш моторчик вдыхает воздух. Во впуске в этот воздух форсуночка впрыскивает бензинчик, чтобы взбить туманчик, смешивая компненты в питательную смесь для нашего малыша-моторчика. Распредвал поворачивается, нажимая на клапан и открывая камеру сгорания. Наша питательная смесь заходит в цилиндр. Свечка зажигания высекает искру в темном царстве ДВС, смесь сгорает и поршень идет вниз - при этом поворачивает коленвал. Коленвал крутит передачи в коробке передач - оттуда вращение передается на колесики и наша машинка едет. Тем временем распредвал на выпуске поворачивается, открывает клапана - и моторчик выдыхает выхлопные газики.

Надеюсь, мне удалось кратенько и доступно обрисовать работу автомобильного моторчика. Я готова ответить на ваши вопросы, вдруг таковые остались или наоборот появились. Если интересно, в следующий раз поговорим про мощность мотора, а сейчас прошу меня простить - у меня уже почти 5 утра, а к 9 идти к зубному.
С вами была ваша драгоценная блондинка Мила, сонная утренняя Испания и этот прекрасный и увлекательный мир моторчиков, валов, смеси и вот этого всего. Всем малый буст на злых углах.

Категории: Статьи



Обновление: 04.11.2019, 03:32 1063 просмотров | 9 комментариев | 4 в избранном

Хэштег: #Блондинка_Мила

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения на сайте20