Прежде всего нужно сказать, что герой книги или фильма, как и реальный человек, существует не в вакууме: он живет и действует в конкретном месте и среди конкретных людей. Соответственно, локация и окружение неразрывно связаны с тем, что персонаж испытывает и что он переживает. Ситуацию, когда в череде бед персонажа виноват исключительно он сам, мы не станем рассматривать, ибо это не одноногая собачка, а Анти-Сью - другой троп (и, честно говоря, жалеть подобных персонажей как-то не тянет). Персонаж может и просто сломать ногу на ровном месте, но в таком случае это черный рояль, то есть тоже не сюда. И тем более нас не интересуют мегакрутые нагибаторы, способные любую ситуацию обернуть в свою пользу. Когда речь заходит о "маленьком человеке", более или менее успешно приспосабливающемся к обстоятельствам, то здесь логично ожидать следующего: меняется окружение - меняется и судьба. Не в плане крутого перелома (хотя и он не исключен), а в том смысле, что количество невзгод, падающих на голову персонажа, растет или снижается, и соответственно этому персонаж больше или меньше оказывается доволен своей жизнью. Это естественно: в реальной жизни все так и происходит.
Так вот: одноногая собачка получается тогда, когда автор нагло забивает на это правило. Где бы ни оказался герой книги, кого бы он ни встретил, он остается все таким же бедненьким-несчастненьким. Он даже не сталкивается с неудачами: они преследуют его, подобно проклятию. Именно это и вызывает вполне законное раздражение читателей: ведь в сеттинге, претендующем на реалистичность, проклятиям и прочей мистической хрени места нет. Чтобы не быть голословным, я приведу два примера. Оба - произведения для детей и про детей, точнее - про их тяжелую судьбу в царской России.
Первый пример - рассказ "Вертел" Мамина-Сибиряка. В центре повествования - судьба маленького уральского гранильщика Прошки. Он лишен того, что принято называть детством, работа, которую он ненавидит, но которой вынужден заниматься, разрушает его здоровье. В конце концов Прошка умирает.
Трагическая история? Да.
Одноногая ли это собачка? Нет.
Дело в том, что здесь задействована лишь одна локация - крохотная мастерская дореволюционного Екатеринбурга. Потому, хоть Прошка и несчастен, ощущения, что несчастья валятся на него, куда бы его ни забросила судьба, не возникает. Появление в его жизни доброй барыни - это не смена окружения: барыня по большому счету - лишь наблюдательница. Да и жизнь Прошки - не самая скверная, какая могла быть. По крайней мере, взрослые рабочие не издеваются над ним, да и хозяин мастерской Алексей Иваныч, хоть и эксплуататор, плут, все же не злой по натуре человек. Ему, в конце концов, тоже можно посочувствовать: выживать малому бизнесу в дореволюционной России было не легче, чем в нынешней.
Второй пример - повесть "Волшебная шкатулка" Василенко. У главного героя, мальчика Кости, умер отец, после чего осиротевшему ребенку вместе с матерью пришлось стать тряпичниками. Осенью подвал, где они жили, стало затоплять водой, и потому обоим пришлось поступить работать в трактир: матери - кухаркой, а Косте - мальчиком на побегушках. Хозяйка трактира, описанная в самом неприглядном виде, бьет Костю. Один проезжий человек как-то дарит мальчику механическую шкатулку, но жадный околоточный надзиратель ее отбирает. Вместе со своим другом Костя выкрадывает шкатулку, но, убегая от надзирателя, случайно ломает ее. Он решает уйти из трактира и поступить в ученики к какому-нибудь часовщику, чтобы починить шкатулку. В конце концов, после многих безуспешных попыток, его в ученики взяли.
До этого момента включительно еще можно было спорить, одноногая здесь собачка или нет. Но дальше Василенко, видимо, решил развеять все сомнения читателей и показательно оторвал у несчастного животного три ноги из четырех следующим пассажем:
"Надо ли говорить, сколько страданий принесли мне мои годы ученичества!
Я переменил много хозяев и городов, но ВСЮДУ БЫЛО ОДНО И ТО ЖЕ."
Выделение капсом принадлежит, разумеется, мне: самому Василенко не было никакой нужды подчеркивать эти слова, поскольку каждый читатель мог сообразить, что именно они - главные в "Волшебной шкатулке", и вся повесть ради них и сочинялась. Вот только они рисуют совершенно неправдоподобную картину. Потому что подросток, который сам пришел в ученики, является потенциально наиболее ценным помощником, но общение с ним обязывает любого здравомыслящего хозяина к определенному такту. Раз человек сам пришел, он сам может и уйти, и хорошо, если просто уйдет, а не ограбит мастерскую или - что еще хуже - подожжет ее в отместку за издевательства. Да черт возьми, даже в "Хижине дяди Тома" на одного злого плантатора приходится двое добрых! Кстати, роман Бичер-Стоу - еще один пример, как можно сделать драматичную историю, не прибегая к одноногой собачке.
Но, может быть, русские ремесленники были тупее и злее американских рабовладельцев? Что ж, откроем уже не художественное произведение, а биографию реального человека - художника-передвижника Василия Максимова. Приведу оттуда краткую выдержку:
"Одиннадцати лет был отдан старшим братом в мастерскую петербургского иконописца. Не выдержав жестокого обращения, убежал от него и поступил к другому иконописцу - К.А. Ярыгину. Последний давал возможность Максимову заниматься рисованием, посещать рисовальную школу при Технологическом институте."
Вот это - реальная жизнь, где раз на раз не приходится. А в повести Василенко реальной жизни нет. Вместо нее - одноногая собачка.
Думаю, после всего сказанного нет особого смысла спрашивать, считаю ли я применение одноногой собачки допустимым. Однако я все же отвечу.
Поскольку данный троп базируется на лжи, а лжи в художественном произведении быть не должно, - конечно же, нет.
Поэтому, уважаемые авторы, пожалуйста, оставьте собачкам в ваших книгах хотя бы три лапки целыми.
Категории: Статьи
Обновление: 17.10.2021, 18:07 820 просмотров | 2 комментариев | 0 в избранном
Хэштег: #Одноногая_собачка
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора10
-
469 / 23 05:06 Елена Матеуш
Прихоть императора
-
307 / 9 00:45 Елена Елина
Сладкие рецепты.
-
19 / 5 00:28 Елена Елина
Вторые блюда для праздничного стола и на каждый день.
-
641 / 3 19 дек Елена Елина
Мир за гранью.
-
1017 / 6 19 дек Елена Елина
Когда дышат горы.
-
1437 / 6 19 дек Елена Елина
Готовим вкусно.
-
3 / 1 19 дек Shy Hyde
Поймай любовь за хвост
-
58 / 4 19 дек Елена Елина
Весёлое детство
-
579 / 4 19 дек Robin Caeri
В тени Солнца. Том III
-
1100 / 2 19 дек Robin Caeri
В тени Солнца. Том II
Обсуждения на сайте20
-
136 / 32 05:07 Кароль Елена / Эль Санна
Наперекор сюжету
-
470 / 24 05:06 Елена Матеуш
Прихоть императора
-
1357 / 15 05:01 Наталья Ракшина
Туманы Зимнего Пика
-
1374 / 5 05:01 Наталия Пегас
Ветер, тебя не хватало
-
3917 / 65 04:21 Мария Морозова
Все дороги ведут домой
-
2412 / 25 04:18 Антошина Елена
Оберег для берегини
-
2155 / 16 04:13 Нина Линдт
Огонь Феникса
-
1361 / 10 04:05 михайловна надежда
И только миг
-
1282 / 46 03:29 Полянская Катерина
Академия Меркл. Второй семестр
-
94 / 4 02:31 Нелли Войт
Рождественская ярмарка желаний
-
144 / 1 02:24 Полина Петрова
Легенды Великого Новгорода: Чем дальше в лес
-
111 / 2 02:23 Слава Кэт
Белая хризантема Ледяного императора
-
332 / 7 02:14 Мария Эрфе
Там, где начинаемся мы
-
17 / 2 02:05 Ирна Триш
Таял прошлогодний лёд
-
14 / 10 01:40 Александра Каспари
Стань моим новогодним чудом
-
321 / 16 01:33 Лесса Каури
Токсы академии Акалим
-
730 / 3 01:29 Карина Пьянкова
Кощей да Марья
-
692 / 12 01:16 Анна Мария Роу
Второй Шанс
-
139 / 2 01:06 Червонная Ксенья
Лазоревый Огонёк и Солнечные Когти
-
261 / 11 00:58 Вознесенская Ольга
(Не)одарённая помощница алхимика под прикрытием
- Хиты продаж 7
-
Искусство быть тобой. Эмили Ли
154 руб
-
Где искать пажа королевы? Robin Caeri
249 руб
-
Бесценное сокровище Темного ментора. Елизавета Соболянская
119 руб
-
Кастрюлька с неприятностями. Анна Дашевская (Martann)
180 руб
-
Миссис Райт и пряничные человечки. Лена Тулинова
59 руб
-
Ведьма порешает! 3 сезон. Виктория Ленц
-
Ведьминский факультет - 2. Котел невезения. Малиновская Елена
199 руб 139 руб

Загружаются комментарии...