Прежде всего нужно сказать, что герой книги или фильма, как и реальный человек, существует не в вакууме: он живет и действует в конкретном месте и среди конкретных людей. Соответственно, локация и окружение неразрывно связаны с тем, что персонаж испытывает и что он переживает. Ситуацию, когда в череде бед персонажа виноват исключительно он сам, мы не станем рассматривать, ибо это не одноногая собачка, а Анти-Сью - другой троп (и, честно говоря, жалеть подобных персонажей как-то не тянет). Персонаж может и просто сломать ногу на ровном месте, но в таком случае это черный рояль, то есть тоже не сюда. И тем более нас не интересуют мегакрутые нагибаторы, способные любую ситуацию обернуть в свою пользу. Когда речь заходит о "маленьком человеке", более или менее успешно приспосабливающемся к обстоятельствам, то здесь логично ожидать следующего: меняется окружение - меняется и судьба. Не в плане крутого перелома (хотя и он не исключен), а в том смысле, что количество невзгод, падающих на голову персонажа, растет или снижается, и соответственно этому персонаж больше или меньше оказывается доволен своей жизнью. Это естественно: в реальной жизни все так и происходит.
Так вот: одноногая собачка получается тогда, когда автор нагло забивает на это правило. Где бы ни оказался герой книги, кого бы он ни встретил, он остается все таким же бедненьким-несчастненьким. Он даже не сталкивается с неудачами: они преследуют его, подобно проклятию. Именно это и вызывает вполне законное раздражение читателей: ведь в сеттинге, претендующем на реалистичность, проклятиям и прочей мистической хрени места нет. Чтобы не быть голословным, я приведу два примера. Оба - произведения для детей и про детей, точнее - про их тяжелую судьбу в царской России.
Первый пример - рассказ "Вертел" Мамина-Сибиряка. В центре повествования - судьба маленького уральского гранильщика Прошки. Он лишен того, что принято называть детством, работа, которую он ненавидит, но которой вынужден заниматься, разрушает его здоровье. В конце концов Прошка умирает.
Трагическая история? Да.
Одноногая ли это собачка? Нет.
Дело в том, что здесь задействована лишь одна локация - крохотная мастерская дореволюционного Екатеринбурга. Потому, хоть Прошка и несчастен, ощущения, что несчастья валятся на него, куда бы его ни забросила судьба, не возникает. Появление в его жизни доброй барыни - это не смена окружения: барыня по большому счету - лишь наблюдательница. Да и жизнь Прошки - не самая скверная, какая могла быть. По крайней мере, взрослые рабочие не издеваются над ним, да и хозяин мастерской Алексей Иваныч, хоть и эксплуататор, плут, все же не злой по натуре человек. Ему, в конце концов, тоже можно посочувствовать: выживать малому бизнесу в дореволюционной России было не легче, чем в нынешней.
Второй пример - повесть "Волшебная шкатулка" Василенко. У главного героя, мальчика Кости, умер отец, после чего осиротевшему ребенку вместе с матерью пришлось стать тряпичниками. Осенью подвал, где они жили, стало затоплять водой, и потому обоим пришлось поступить работать в трактир: матери - кухаркой, а Косте - мальчиком на побегушках. Хозяйка трактира, описанная в самом неприглядном виде, бьет Костю. Один проезжий человек как-то дарит мальчику механическую шкатулку, но жадный околоточный надзиратель ее отбирает. Вместе со своим другом Костя выкрадывает шкатулку, но, убегая от надзирателя, случайно ломает ее. Он решает уйти из трактира и поступить в ученики к какому-нибудь часовщику, чтобы починить шкатулку. В конце концов, после многих безуспешных попыток, его в ученики взяли.
До этого момента включительно еще можно было спорить, одноногая здесь собачка или нет. Но дальше Василенко, видимо, решил развеять все сомнения читателей и показательно оторвал у несчастного животного три ноги из четырех следующим пассажем:
"Надо ли говорить, сколько страданий принесли мне мои годы ученичества!
Я переменил много хозяев и городов, но ВСЮДУ БЫЛО ОДНО И ТО ЖЕ."
Выделение капсом принадлежит, разумеется, мне: самому Василенко не было никакой нужды подчеркивать эти слова, поскольку каждый читатель мог сообразить, что именно они - главные в "Волшебной шкатулке", и вся повесть ради них и сочинялась. Вот только они рисуют совершенно неправдоподобную картину. Потому что подросток, который сам пришел в ученики, является потенциально наиболее ценным помощником, но общение с ним обязывает любого здравомыслящего хозяина к определенному такту. Раз человек сам пришел, он сам может и уйти, и хорошо, если просто уйдет, а не ограбит мастерскую или - что еще хуже - подожжет ее в отместку за издевательства. Да черт возьми, даже в "Хижине дяди Тома" на одного злого плантатора приходится двое добрых! Кстати, роман Бичер-Стоу - еще один пример, как можно сделать драматичную историю, не прибегая к одноногой собачке.
Но, может быть, русские ремесленники были тупее и злее американских рабовладельцев? Что ж, откроем уже не художественное произведение, а биографию реального человека - художника-передвижника Василия Максимова. Приведу оттуда краткую выдержку:
"Одиннадцати лет был отдан старшим братом в мастерскую петербургского иконописца. Не выдержав жестокого обращения, убежал от него и поступил к другому иконописцу - К.А. Ярыгину. Последний давал возможность Максимову заниматься рисованием, посещать рисовальную школу при Технологическом институте."
Вот это - реальная жизнь, где раз на раз не приходится. А в повести Василенко реальной жизни нет. Вместо нее - одноногая собачка.
Думаю, после всего сказанного нет особого смысла спрашивать, считаю ли я применение одноногой собачки допустимым. Однако я все же отвечу.
Поскольку данный троп базируется на лжи, а лжи в художественном произведении быть не должно, - конечно же, нет.
Поэтому, уважаемые авторы, пожалуйста, оставьте собачкам в ваших книгах хотя бы три лапки целыми.
Категории: Статьи
Обновление: 17.10.2021, 18:07 787 просмотров | 2 комментариев | 0 в избранном
Хэштег: #Одноногая_собачка
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора10
-
104 / 4 06:06 Сергей Вестерн
Возы_
-
183 / 1 05:48 Елена Елина
Сладкие рецепты.
-
1783 / 2 05:41 Елена Елина
Есения и Агат. Мелодия любви.
-
63 / 4 01:00 Елена Матеуш
Тревел-бук лентяйки
-
200 / 10 08 сен Елена Елина
Когда дышат горы.
-
811 / 6 08 сен Robin Caeri
В тени Солнца. Том II
-
53 / 2 08 сен Shy Hyde
НеОля в плену Востока, или Личный библиотекарь Сулеймана
-
194 / 2 08 сен Елена Елина
Мир за гранью.
-
1306 / 1 08 сен Елена Елина
Готовим вкусно.
-
279 / 1 08 сен Дарья Нико
Мастер Ночи и белая кошка
Обсуждения на сайте20
-
134 / 15 06:39 Влада Николаевна
Стражи Фолианта. Венчанные Судьбой.
-
433 / 3 06:38 Рокси Торн
Некромант на выселках
-
520 / 7 06:37 Влада Николаевна
В плену Вселенной (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ)
-
124 / 4 06:35 Слава Кэт
Кука Бе
-
23 / 3 06:34 Марьяна Димитри
Морковка в его офисе
-
11338 / 1 06:34 Даша Кравец
Чародейка по обмену или Приказы императора не обсуждаются (ЧЕРНОВИК)
-
446 / 1 06:33 Наталия Пегас
Раненая птица. Памяти Ивана Рудакова
-
1557 / 47 06:32 Таша Алферьева
Мама в теме
-
12 / 4 06:28 Рокси Торн
Прах любви
-
1320 / 49 06:20 Елена Шевцова
Фиктивный брак некроманта
-
104 / 4 06:06 Сергей Вестерн
Возы_
-
478 / 14 06:03 Ольга Богатикова
Отель "Жар-птица"
-
119 / 5 05:50 Анна Граб
Младший секретарь при княжеской приемной
-
6 / 4 05:49 Лина Глоуб
Потерянный: больше, чем волк
-
183 / 1 05:48 Елена Елина
Сладкие рецепты.
-
5540 / 86 05:45 Мария Морозова
Ядовитый шиповник
-
735 / 5 05:43 Наталия Пегас
У любви два берега
-
1783 / 2 05:41 Елена Елина
Есения и Агат. Мелодия любви.
-
95 / 3 05:36 Наталия Пегас
Среди уснувших облаков
-
847 / 6 05:34 Мария Терентьева
Розовый цвет счастья
- Хиты продаж 8
-
Жемчужина сельской ривьеры. Нелли Войт
110 руб
-
Домик у обочины. Слава Кэт
150 руб 105 руб
-
Полундра! Эль Бланк
124 руб 62 руб
-
Охота на черную вдову. Карина Пьянкова
199 руб
-
Героиня из библиотеки. Кароль Елена / Эль Санна
169 руб
-
Мама в теме. Таша Алферьева
129 руб 25 руб
-
Слабое звено Академии Драконов. Оксана Гринберга
139 руб 125 руб
-
Бригада Д. Сезон 5: Древесный сок. Лесса Каури
Загружаются комментарии...