Прежде всего нужно сказать, что герой книги или фильма, как и реальный человек, существует не в вакууме: он живет и действует в конкретном месте и среди конкретных людей. Соответственно, локация и окружение неразрывно связаны с тем, что персонаж испытывает и что он переживает. Ситуацию, когда в череде бед персонажа виноват исключительно он сам, мы не станем рассматривать, ибо это не одноногая собачка, а Анти-Сью - другой троп (и, честно говоря, жалеть подобных персонажей как-то не тянет). Персонаж может и просто сломать ногу на ровном месте, но в таком случае это черный рояль, то есть тоже не сюда. И тем более нас не интересуют мегакрутые нагибаторы, способные любую ситуацию обернуть в свою пользу. Когда речь заходит о "маленьком человеке", более или менее успешно приспосабливающемся к обстоятельствам, то здесь логично ожидать следующего: меняется окружение - меняется и судьба. Не в плане крутого перелома (хотя и он не исключен), а в том смысле, что количество невзгод, падающих на голову персонажа, растет или снижается, и соответственно этому персонаж больше или меньше оказывается доволен своей жизнью. Это естественно: в реальной жизни все так и происходит.
Так вот: одноногая собачка получается тогда, когда автор нагло забивает на это правило. Где бы ни оказался герой книги, кого бы он ни встретил, он остается все таким же бедненьким-несчастненьким. Он даже не сталкивается с неудачами: они преследуют его, подобно проклятию. Именно это и вызывает вполне законное раздражение читателей: ведь в сеттинге, претендующем на реалистичность, проклятиям и прочей мистической хрени места нет. Чтобы не быть голословным, я приведу два примера. Оба - произведения для детей и про детей, точнее - про их тяжелую судьбу в царской России.
Первый пример - рассказ "Вертел" Мамина-Сибиряка. В центре повествования - судьба маленького уральского гранильщика Прошки. Он лишен того, что принято называть детством, работа, которую он ненавидит, но которой вынужден заниматься, разрушает его здоровье. В конце концов Прошка умирает.
Трагическая история? Да.
Одноногая ли это собачка? Нет.
Дело в том, что здесь задействована лишь одна локация - крохотная мастерская дореволюционного Екатеринбурга. Потому, хоть Прошка и несчастен, ощущения, что несчастья валятся на него, куда бы его ни забросила судьба, не возникает. Появление в его жизни доброй барыни - это не смена окружения: барыня по большому счету - лишь наблюдательница. Да и жизнь Прошки - не самая скверная, какая могла быть. По крайней мере, взрослые рабочие не издеваются над ним, да и хозяин мастерской Алексей Иваныч, хоть и эксплуататор, плут, все же не злой по натуре человек. Ему, в конце концов, тоже можно посочувствовать: выживать малому бизнесу в дореволюционной России было не легче, чем в нынешней.
Второй пример - повесть "Волшебная шкатулка" Василенко. У главного героя, мальчика Кости, умер отец, после чего осиротевшему ребенку вместе с матерью пришлось стать тряпичниками. Осенью подвал, где они жили, стало затоплять водой, и потому обоим пришлось поступить работать в трактир: матери - кухаркой, а Косте - мальчиком на побегушках. Хозяйка трактира, описанная в самом неприглядном виде, бьет Костю. Один проезжий человек как-то дарит мальчику механическую шкатулку, но жадный околоточный надзиратель ее отбирает. Вместе со своим другом Костя выкрадывает шкатулку, но, убегая от надзирателя, случайно ломает ее. Он решает уйти из трактира и поступить в ученики к какому-нибудь часовщику, чтобы починить шкатулку. В конце концов, после многих безуспешных попыток, его в ученики взяли.
До этого момента включительно еще можно было спорить, одноногая здесь собачка или нет. Но дальше Василенко, видимо, решил развеять все сомнения читателей и показательно оторвал у несчастного животного три ноги из четырех следующим пассажем:
"Надо ли говорить, сколько страданий принесли мне мои годы ученичества!
Я переменил много хозяев и городов, но ВСЮДУ БЫЛО ОДНО И ТО ЖЕ."
Выделение капсом принадлежит, разумеется, мне: самому Василенко не было никакой нужды подчеркивать эти слова, поскольку каждый читатель мог сообразить, что именно они - главные в "Волшебной шкатулке", и вся повесть ради них и сочинялась. Вот только они рисуют совершенно неправдоподобную картину. Потому что подросток, который сам пришел в ученики, является потенциально наиболее ценным помощником, но общение с ним обязывает любого здравомыслящего хозяина к определенному такту. Раз человек сам пришел, он сам может и уйти, и хорошо, если просто уйдет, а не ограбит мастерскую или - что еще хуже - подожжет ее в отместку за издевательства. Да черт возьми, даже в "Хижине дяди Тома" на одного злого плантатора приходится двое добрых! Кстати, роман Бичер-Стоу - еще один пример, как можно сделать драматичную историю, не прибегая к одноногой собачке.
Но, может быть, русские ремесленники были тупее и злее американских рабовладельцев? Что ж, откроем уже не художественное произведение, а биографию реального человека - художника-передвижника Василия Максимова. Приведу оттуда краткую выдержку:
"Одиннадцати лет был отдан старшим братом в мастерскую петербургского иконописца. Не выдержав жестокого обращения, убежал от него и поступил к другому иконописцу - К.А. Ярыгину. Последний давал возможность Максимову заниматься рисованием, посещать рисовальную школу при Технологическом институте."
Вот это - реальная жизнь, где раз на раз не приходится. А в повести Василенко реальной жизни нет. Вместо нее - одноногая собачка.
Думаю, после всего сказанного нет особого смысла спрашивать, считаю ли я применение одноногой собачки допустимым. Однако я все же отвечу.
Поскольку данный троп базируется на лжи, а лжи в художественном произведении быть не должно, - конечно же, нет.
Поэтому, уважаемые авторы, пожалуйста, оставьте собачкам в ваших книгах хотя бы три лапки целыми.
Категории: Статьи
Обновление: 17.10.2021, 18:07 806 просмотров | 2 комментариев | 0 в избранном
Хэштег: #Одноногая_собачка
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора9
-
930 / 4 24 ноя Дарья Нико
Мастер Ночи и белая кошка
-
340 / 9 24 ноя Robin Caeri
В тени Солнца. Том III
-
249 / 4 24 ноя Елена Елина
Сладкие рецепты.
-
842 / 10 24 ноя Елена Елина
Когда дышат горы.
-
252 / 1 24 ноя Сергей Вестерн
Возы_
-
568 / 4 24 ноя Елена Елина
Мир за гранью.
-
1162 / 2 24 ноя Robin Caeri
В тени Солнца. Том I
-
400 / 1 24 ноя Елена Матеуш
Звёздная сваха
-
182 / 1 24 ноя Елена Матеуш
Прихоть императора
Обсуждения на сайте20
-
48 / 9 01:08 Кристина Абрамова
(Не)Попаданка: Новый мир
-
787 / 14 01:05 Цыпленкова Юлия
Книга 1: Королева-вдова
-
1234 / 8 00:54 михайловна надежда
И только миг
-
1008 / 15 00:48 Старушка
Драконы нынче не в тренде, дорогой
-
124 / 21 00:48 Александра Шервинская
Серебряное. Выжить в сумраке
-
3381 / 1 00:45 Светлана Бернадская
Ловушка для герцога
-
2468 / 50 00:41 Мария Ирисова
Опальная принцесса во дворце 3
-
196 / 27 00:40 Гончарова Галина Дмитриевна
Бюро магической статистики - 2
-
1270 / 17 00:38 Эль Бланк
Атрионы. Дипломатия крови
-
528 / 2 00:38 Анна Мария Роу
Второй Шанс
-
141 / 4 00:36 Вика Орлёнок
Тайны вокруг Алисы Ред
-
46 / 5 00:30 Мария Терентьева
Тайна ледяного чудища
-
110 / 7 00:26 Малиновская Елена
Ведьминский факультет - 2. Котел невезения
-
1213 / 3 00:24 Елена Шелинс
Агат и кости
-
663 / 32 00:19 Рина Михеева
Синий чулок для розового дракона
-
79 / 5 00:19 Мария Терентьева
Хвостомуз, фея и розовое варенье
-
1101 / 83 00:19 Елена Шевцова
Брак с потомком драконов
-
292 / 6 00:15 Лена Тулинова
Свидетелей воскрешают по пятницам
-
1069 / 9 00:04 Ольга Шермер
Главная проблема некромантки
-
299 / 8 00:01 Рокси Торн
Некромант при дворе
Сегодня День Рождения!4
-
Тигринья
Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
В оффлайне
-
Яна Фроми
Светлые истории о темных страстях
В оффлайне
-
Ника Лисицына
Ничто так не торопит на работу по утрам, как машина начальника в зеркале заднего вида.
В оффлайне
-
Влад Костромин
Одна хорошая идея - выведет из самого дремучего леса.
В оффлайне
- Хиты продаж 7
-
Туманный полдень, или тайны умирающего мира. Лия Новикова
119 руб
-
Бюро находок в Тенегорске. Сезон 1. Наталия Полянская
-
Ведьма порешает! 3 сезон. Виктория Ленц
-
Бесценное сокровище Темного ментора. Елизавета Соболянская
119 руб
-
Миола. Переписать судьбу. Ольга Олие
99 руб
-
Отбор по контракту. Маргарита Гришаева
189 руб
-
Миссис Райт печёт яблочный пирог. Лена Тулинова
59 руб

Загружаются комментарии...