Прежде всего нужно сказать, что герой книги или фильма, как и реальный человек, существует не в вакууме: он живет и действует в конкретном месте и среди конкретных людей. Соответственно, локация и окружение неразрывно связаны с тем, что персонаж испытывает и что он переживает. Ситуацию, когда в череде бед персонажа виноват исключительно он сам, мы не станем рассматривать, ибо это не одноногая собачка, а Анти-Сью - другой троп (и, честно говоря, жалеть подобных персонажей как-то не тянет). Персонаж может и просто сломать ногу на ровном месте, но в таком случае это черный рояль, то есть тоже не сюда. И тем более нас не интересуют мегакрутые нагибаторы, способные любую ситуацию обернуть в свою пользу. Когда речь заходит о "маленьком человеке", более или менее успешно приспосабливающемся к обстоятельствам, то здесь логично ожидать следующего: меняется окружение - меняется и судьба. Не в плане крутого перелома (хотя и он не исключен), а в том смысле, что количество невзгод, падающих на голову персонажа, растет или снижается, и соответственно этому персонаж больше или меньше оказывается доволен своей жизнью. Это естественно: в реальной жизни все так и происходит.
Так вот: одноногая собачка получается тогда, когда автор нагло забивает на это правило. Где бы ни оказался герой книги, кого бы он ни встретил, он остается все таким же бедненьким-несчастненьким. Он даже не сталкивается с неудачами: они преследуют его, подобно проклятию. Именно это и вызывает вполне законное раздражение читателей: ведь в сеттинге, претендующем на реалистичность, проклятиям и прочей мистической хрени места нет. Чтобы не быть голословным, я приведу два примера. Оба - произведения для детей и про детей, точнее - про их тяжелую судьбу в царской России.
Первый пример - рассказ "Вертел" Мамина-Сибиряка. В центре повествования - судьба маленького уральского гранильщика Прошки. Он лишен того, что принято называть детством, работа, которую он ненавидит, но которой вынужден заниматься, разрушает его здоровье. В конце концов Прошка умирает.
Трагическая история? Да.
Одноногая ли это собачка? Нет.
Дело в том, что здесь задействована лишь одна локация - крохотная мастерская дореволюционного Екатеринбурга. Потому, хоть Прошка и несчастен, ощущения, что несчастья валятся на него, куда бы его ни забросила судьба, не возникает. Появление в его жизни доброй барыни - это не смена окружения: барыня по большому счету - лишь наблюдательница. Да и жизнь Прошки - не самая скверная, какая могла быть. По крайней мере, взрослые рабочие не издеваются над ним, да и хозяин мастерской Алексей Иваныч, хоть и эксплуататор, плут, все же не злой по натуре человек. Ему, в конце концов, тоже можно посочувствовать: выживать малому бизнесу в дореволюционной России было не легче, чем в нынешней.
Второй пример - повесть "Волшебная шкатулка" Василенко. У главного героя, мальчика Кости, умер отец, после чего осиротевшему ребенку вместе с матерью пришлось стать тряпичниками. Осенью подвал, где они жили, стало затоплять водой, и потому обоим пришлось поступить работать в трактир: матери - кухаркой, а Косте - мальчиком на побегушках. Хозяйка трактира, описанная в самом неприглядном виде, бьет Костю. Один проезжий человек как-то дарит мальчику механическую шкатулку, но жадный околоточный надзиратель ее отбирает. Вместе со своим другом Костя выкрадывает шкатулку, но, убегая от надзирателя, случайно ломает ее. Он решает уйти из трактира и поступить в ученики к какому-нибудь часовщику, чтобы починить шкатулку. В конце концов, после многих безуспешных попыток, его в ученики взяли.
До этого момента включительно еще можно было спорить, одноногая здесь собачка или нет. Но дальше Василенко, видимо, решил развеять все сомнения читателей и показательно оторвал у несчастного животного три ноги из четырех следующим пассажем:
"Надо ли говорить, сколько страданий принесли мне мои годы ученичества!
Я переменил много хозяев и городов, но ВСЮДУ БЫЛО ОДНО И ТО ЖЕ."
Выделение капсом принадлежит, разумеется, мне: самому Василенко не было никакой нужды подчеркивать эти слова, поскольку каждый читатель мог сообразить, что именно они - главные в "Волшебной шкатулке", и вся повесть ради них и сочинялась. Вот только они рисуют совершенно неправдоподобную картину. Потому что подросток, который сам пришел в ученики, является потенциально наиболее ценным помощником, но общение с ним обязывает любого здравомыслящего хозяина к определенному такту. Раз человек сам пришел, он сам может и уйти, и хорошо, если просто уйдет, а не ограбит мастерскую или - что еще хуже - подожжет ее в отместку за издевательства. Да черт возьми, даже в "Хижине дяди Тома" на одного злого плантатора приходится двое добрых! Кстати, роман Бичер-Стоу - еще один пример, как можно сделать драматичную историю, не прибегая к одноногой собачке.
Но, может быть, русские ремесленники были тупее и злее американских рабовладельцев? Что ж, откроем уже не художественное произведение, а биографию реального человека - художника-передвижника Василия Максимова. Приведу оттуда краткую выдержку:
"Одиннадцати лет был отдан старшим братом в мастерскую петербургского иконописца. Не выдержав жестокого обращения, убежал от него и поступил к другому иконописцу - К.А. Ярыгину. Последний давал возможность Максимову заниматься рисованием, посещать рисовальную школу при Технологическом институте."
Вот это - реальная жизнь, где раз на раз не приходится. А в повести Василенко реальной жизни нет. Вместо нее - одноногая собачка.
Думаю, после всего сказанного нет особого смысла спрашивать, считаю ли я применение одноногой собачки допустимым. Однако я все же отвечу.
Поскольку данный троп базируется на лжи, а лжи в художественном произведении быть не должно, - конечно же, нет.
Поэтому, уважаемые авторы, пожалуйста, оставьте собачкам в ваших книгах хотя бы три лапки целыми.
Категории: Статьи
Обновление: 17.10.2021, 18:07 776 просмотров | 2 комментариев | 0 в избранном
Хэштег: #Одноногая_собачка
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора6
Обсуждения на сайте20
-
122 / 28 11:56 Елена Шевцова
След древнего ветра
-
342 / 9 11:54 Лора Светлова
Возвращение Сапсана
-
16 / 1 11:54 Andrew_Miller
Эриган. Книга 2. Движение
-
112 / 8 11:53 Мария Атабекова
Марафон МНОГОГРАННОСТЬ МИРОВ - 11 сезон.
-
1496 / 10 11:50 Таша Алферьева
Невеста по обману
-
137 / 5 11:50 Алла Белец
Отстаньте, я учусь!
-
297 / 11 11:49 Настя О
Эффект Пандоры. Скидка на смерть
-
1376 / 43 11:49 Мария Ирисова
Опальная принцесса во дворце
-
45 / 1 11:45 Наталья Герман
Желание на падающую звезду
-
75 / 10 11:43 Оксана Гринберга
Сиротка в Академии Драконов
-
8 / 4 11:42 Казарина Диана
Одиннадцатая
-
326 / 2 11:40 Марина Кравцова
Наследница Полоза
-
505 / 7 11:37 Алла Белец
Мой третий, невероятный
-
268 / 41 11:35 Татьяна Ренсинк
Как карта ляжет
-
4 / 2 11:33 Диана Курамшина
Переписать судьбу
-
97 / 2 11:31 Aлианна К.В.
Рапунцель. Ослепнуть, чтобы прозреть
-
123 / 3 11:31 Слава Кэт
Невеста змея
-
5 / 1 11:30 Айя Мусина
Мири. Все не то чем кажется
-
527 / 17 11:29 Старушка
Драконы нынче не в тренде, дорогой
-
1074 / 1 11:28 Лариса Чайка
Дрянь. Игра на выживание.Часть1. Дорн..
- Хиты продаж 9
-
Шагренья. Из рода Черных Королев. Полянская Катерина
135 руб
-
Женитьба всем назло! И её последствия... Лия Новикова
119 руб
-
Охота на черную вдову. Карина Пьянкова
199 руб 179 руб
-
Бригада Д. Сезон 4: Дом скорби. Лесса Каури
-
Ведьма порешает! Виктория Ленц
-
Академия пяти дорог 2 На пути к трону. Лара Ингвар
100 руб
-
Соловьи не поют зимой. Марина Кравцова
149 руб 111 руб
-
Как-нибудь перезимуем. Елена Матеуш
119 руб 101 руб
-
Напарник обмену и возврату не подлежит. Лена Тулинова
150 руб 82 руб
Загружаются комментарии...