Секреты мастерства.

05.01.2020, 05:54 Автор: Ксения Никонова

Поговорим о тонкостях писательского мастерства?
Как вы пишете ваши книги? Какими приёмами пользуетесь? Как преодолеваете творческий кризис? Как выбираете темы/жанры для книг? Как встраиваетесь в литературный мэйнстрим или даже не пытаетесь это делать?
Давайте делиться своими секретами, думаю, всем будет интересно побывать на творческой кухне, из которой рождаются шедевры современной литературы.
Я готова начать и поделиться своими соображениями на эту тему, и буду рада откликам и вашим историям.
Поскольку тема родилась спонтанно, буду добавлять свои соображения по мере того, как они будут приходить в голову. Свои пожелания, о чём бы ещё хотели тут прочитать, оставляйте в комментариях. Также, как и свои секреты ;)

Итак, секрет первый.
Я никогда не берусь начинать новое произведение, если не составила в голове хотя бы общее представление о мире и событиях, которые должны будут произойти в книге или рассказе (да, у меня есть с десяток штук рассказов). Более того, такое начинание будет бесперспективным, в чём я неоднократно убедилась на своём опыте. То есть, даже если в голову пришла блестящая мысль, чего бы такого интересного можно было написать, бесполезно садиться за клавиатуру, если это просто идея, не проработанная как следует в голове. Можно на бумаге, и записать идею неплохо в любом случае. У меня есть две тетрадочки, куда я записываю такие обрывки мыслей, и где прикидываю первоначальный план произведения, прежде чем воплотить его в жизнь. Я их пролистываю время от времени в поисках рациональных зёрен. Иной раз тупо смотрю и не могу вспомнить, что же такого гениального я углядела в этой мысли, что решила сохранить её на будущее. А иногда (когда приходит время) из таких записей рождаются новые книги. Например, Дихук, с которым я познакомлю вас уже в январе, рождался лет восемь. Сначала была идея о мире, не основанном на разработках Толкина (а все эльфы, как известно, родом из Толкина), которую я записала, но сюжета к этой идее не родилось. Идея прочно засела в голове, поэтому я начала копать тему шаманизма северных народов. У них удивительные воззрения на структуру и строение мира, что я и решила перенести в книгу. Сюжет родился позже и продолжает рождаться, потому как очень трудно создать непротиворечивый мир с нуля. Сейчас у меня есть весьма общий план на три книги, который непрестанно корректируется с учётом новых соображений и событий, уже написанных. И как только проясняется очередная сцена, я её записываю.
А как рождаются ваши книги?

***


Поговорим о творческом кризисе?
Когда он грянул в первый раз, я подумала, что это конец. Слова не хотели складываться в текст, логика книги показалась напрочь кривой, а герои отказывались подчиняться моему авторскому велению.
Когда это случилось в первый раз, я писала десятую главу своей первой книги, и не подозревала, что полёт мысли и клавиатуры может так внезапно и жестоко прерваться. Что я пишу? Что это за бред? Да с чего я взяла, что вообще способна связно излагать мысли и предлагать это читателям?
К счастью, в ту пору у меня не было недостатка в друзьях из литературных кругов, и они популярно разъяснили мне, что происходит, и что это нормально для любого автора. Поддержали и читатели, которые сказали, что простят отсутствие очередной проды и подождут, сколько будет надо. В итоге мне надавали кучу советов, как преодолеть кризис и продолжать творить. Мне ничего не помогло! Я промаялась неделю, после чего продолжила творить, но уже с некоторой оглядкой на собственное творение.
Второй кризис уже не выбил так из колеи, как первый, но приятного тоже было мало. Потом был третий и все последующие. Сейчас мне кажется, что кризис - на самом деле то самое состояние, в котором автор находится большую часть времени, и лишь иногда налетает муза, и тогда её нужно хватать и писать, пока она есть. Я знаю, что полно авторов, которые способны творить сутки напролёт, и так день за днём и год за годом. Я так не умею. Слишком рациональна? Слишком критична к собственной работе? Не могу выпустить в люди недодуманное, сырое, сляпанное на колене. Не могу писать о том, что в рамки логики не укладывается, или во что просто не верю сама.
*это было лирическое отступление
Чтобы этот текст был хоть чем-то полезен коллегам, надо написать что-то конкретное.
Итак, причины возникновения кризиса.
1. Чтение чужих книг.
Да-да, хоть и должен автор быть начитанным и интересоваться всем, что происходит вокруг в литературе, но! Нельзя читать в ту пору, когда активно пишется собственное произведение. Не дай бог, попадётся увлекательная, с умом написанная книга. И всё. Во-первых, уйдёшь в головой в чтиво, во-вторых, начинаешь примерять эту книгу к своим творениям и терзаться завистью, что у меня и сюжет попроще и герои похуже, и написано абы как. Вылетишь из своей атмосферы, замучаешься потом возвращаться.
2. Семья.
Надо расшифровывать? В-общем, если бы не семья, я бы написала раз в десять больше и легче. С уверенностью могу сказать, что моя семья - лучшая убийца моей музы. Только воспаришь к неведомым мирам... мама дай, мама возьми, мама смотри! мама, уроки!
Я люблю свою семью, но семья и муза несовместимы от слова совсем! Поэтому я выработала ряд приёмов, позволяющих мне оставаться автором. Но об этом ниже.
3. Работа.
Тут, думаю, и вообще пояснять не надо. Пока я не работала, то исправно выдавала по главе в неделю (а они у меня не маленькие, кто читал, тот знает). Как только вышла на работу, лафа закончилась, и время на написание пришлось выкраивать буквально по минутам. Сами понимаете, что такой режим не способствует вдохновению. И поймать-таки его задача не из простых.
4. Неурядицы в жизни.
Когда что-то случается в жизни, на работе, в семье, муза предпочитает слетать в тёплые края. И приманить её в такие моменты почти невозможно. Хотя бывает и так, когда уже кризис, то встряска наоборот что-то переключает в голове, и пишется очень славно.
5. Когда включается голова.
Когда тебя посреди книги озаряет, что так не может быть, потому что не может быть никогда. Вот это засада. Когда находишь ляп в своей книге и не знаешь, как его безболезненно исправить, руки опускаются. Поэтому я предпочитаю вначале продумать сюжетные ходы и логику мира, а уж потом браться писать.

Если у вас есть, что добавить к сказанному, с интересом прочту и дополню текст.

P.S. способы преодоления творческого кризиса напишу в следующий раз. Кстати, можете предлагать свои, их тоже включу в список.

Категории: Анонсы



Обновление: 05.01.2020, 05:54 1130 просмотров | 11 комментариев | 1 в избранном

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.


11 янв 2020 в 06:50 #10130020 Ксения Никонова Ксения Никонова

   Лена Тулинова:
   В четвёртый раз переписала книгу размером примерно в 800 000 знаков, подумала, что где-то что-то всё равно не очень и дала почитать авторитетному лицу. Лицу не понравилось и оно раскатало всё очень и очень тщательно и дотошно.
Кстати да. Спасибо, дополню. Упустила этот момент. А он таки имеет место быть.

10 янв 2020 в 14:03 #10126652 Лена Тулинова Лена Тулинова

   Ксения Никонова:
   А отчего возник ваш последний кризис, тот, который случился 6-7 лет назад? Вдвойне интересно узнать, учитывая, что:
      К примеру, мне, если уж что-то пишется, то не мешают ни чтение, ни семья, ни работа, ни, тем более, "включённая голова"

В четвёртый раз переписала книгу размером примерно в 800 000 знаков, подумала, что где-то что-то всё равно не очень и дала почитать авторитетному лицу. Лицу не понравилось и оно раскатало всё очень и очень тщательно и дотошно. Ему это свойственно. Ну и... не, я понимала, что там не всё идеально, но что оно после четвёртого переписывания видится людям ВОТ прям ТАК, я не ожидала.
Ну и я немножк сломалась. Не из-за критики, нет. А оттого, что у меня снова не получилось. Мой товарищ старался быть деликатным и весьма сожалел, что я скатилась в кризис, прощения просил даже.

Зато, когда то же самое авторитетное лицо спустя два года прочитало моё новое произведение, оно ругалось уже меньше. А потом и вовсе перестало ругаться и начало хвалить.
И да, это не муж и вообще не родственник и не друг.

А больше у меня и не было пока кризисов, даже среднего возраста. Хз, в каком возрасте он бывает, у меня пока не наступил.

      Просто садишься и пишешь.
   Я знала! Знала, что бывают такие люди! Спасибо, что зашли!

Да, как говорится, не во что. У меня бывают времена, когда я пишу с 5:45 до 6:45, а потом у детей подъём ) Кстати, переделав себя из совы в жаворонка, я ни на что не жалуюсь, хотя сначала было трудно. Сейчас сложно заставить себя спать дольше, чем до 8 утра.

      А вам, конечно же, всяческих удач в жизни и в творчестве. И, конечно, больше понимания от семьи. Знаете, они все замечательно дрессируются
   Дрессировать семью ради хобби? Нет, спасибо.
Ну во всяком случае внушить мужу и детям, что вот это - моё время, когда меня "нэ бэспакоит!" - штука неплохая. На хобби оно у тебя, на красоту, на работу или на что ещё - по большому счёту неважно. Любому человеку надо хотя бы сколько-то времени на себя. По счастью, мне попалась вполне адекватная семья и я ею довольна )

10 янв 2020 в 13:51 #10126621 Ксения Никонова Ксения Никонова

   Лена Тулинова:
   Очень неплохая заметка, правда. Она позволяет узнать о чужих тараканах, неписуях, писательских затыках и так далее.
Для того и создана.
  
   Вот только всё, что вы описываете, сугубо индивидуально, особенно про возникновение кризиса.
А отчего возник ваш последний кризис, тот, который случился 6-7 лет назад? Вдвойне интересно узнать, учитывая, что:
   К примеру, мне, если уж что-то пишется, то не мешают ни чтение, ни семья, ни работа, ни, тем более, "включённая голова"

   Просто садишься и пишешь.
Я знала! Знала, что бывают такие люди! Спасибо, что зашли!
  
   А вам, конечно же, всяческих удач в жизни и в творчестве. И, конечно, больше понимания от семьи. Знаете, они все замечательно дрессируются
Дрессировать семью ради хобби? Нет, спасибо.

10 янв 2020 в 13:35 #10126576 Ксения Никонова Ксения Никонова

   Варвара Ветрова:
   Ох, я...
   Я пишу сразу. Сюжет не осознаю иногда до момента развязки, а потом такая: "ну надо же!". И ведь все изначально увязывается, видимо, сюжеты есть в бессознательном. Если идея начала появляется, сразу записываю. Иногда увлекаюсь и тогда впроцессников становится больше - сейчас, например, их 3.
Вы как раз из того удивительного типа авторов, неподвластных моему уму. Я так просто не умею от слова совсем. И начатое бессознательным образом произведение у меня обречено остаться недописанным, потому что первый порыв очень быстро схлынет, включится внутренний зануда-критик и разнесёт в пух и прах даже самую прекрасную задумку. Проверено. Кстати, мысль о нескольких "впроцессниках" довольно близка мне. Сейчас у меня их два, в разных жанрах от слова совсем, и пишу по очереди, когда хочется перемен. Космическая фантастика с юмором и эпическое фэнтези. Переключение между темами помогает в кризис.
   Кризисы, собаки сутулые... недавно словила очередной. Врагу не пожелаю.
На выходных постараюсь выкроить время, чтобы написать наконец о способах выхода из кризиса. Вдруг кому-то поможет.

10 янв 2020 в 13:28 #10126567 Ксения Никонова Ксения Никонова

   Ирина Козинец:
   Я не могу начать писать историю, пока не составлен синопсис. Если я не знаю хотя бы приблизительного хода событий и концовки - есть большой риск, что застряну где-нибудь посередине произведения или впаду в отчаяние, что не смогу закончить. А когда уходит вдохновение - открываешь синопсис и просто излагаешь то, что было запланировано в более творческие минуты.
Да вы сильны! Я едва выдавила из себя синопсис на вторую книгу, когда посылала её в издательство, и очень радовалась, что на первую он не понадобился. Правда, может в вашем понимании синопсис - это нечто другое, чем то, что думаю я.
Синопсис - это не приблизительный ход событий, это весьма и весьма подробное изложение сюжета. И да, я знаю, что правильным считается сначала написать его, а уж потом садиться за текст. Более того, если бы у меня был синопсис хоть к одной из моих книг, я бы писала в разы быстрее. Но увы мне. Сюжет и герои так и норовят выйти за рамки даже приблизительного плана и что-нибудь вытворить. Так и живём. Иногда удаётся набросать "ключевые слова" очередной главы, но по итогам половина из них остаётся не использованными, а вторая половина непроизвольно заменяется другими. Но даже когда они просто есть, уже намного легче.

09 янв 2020 в 20:53 #10123952 Ирина Козинец Ирина Козинец

Я не могу начать писать историю, пока не составлен синопсис. Если я не знаю хотя бы приблизительного хода событий и концовки - есть большой риск, что застряну где-нибудь посередине произведения или впаду в отчаяние, что не смогу закончить. А когда уходит вдохновение - открываешь синопсис и просто излагаешь то, что было запланировано в более творческие минуты.

05 янв 2020 в 12:56 #10105033 Варвара Ветрова Варвара Ветрова

Ох, я...
Я пишу сразу. Сюжет не осознаю иногда до момента развязки, а потом такая: "ну надо же!". И ведь все изначально увязывается, видимо, сюжеты есть в бессознательном. Если идея начала появляется, сразу записываю. Иногда увлекаюсь и тогда впроцессников становится больше - сейчас, например, их 3.
Кризисы, собаки сутулые... недавно словила очередной. Врагу не пожелаю.

05 янв 2020 в 10:21 #10104636 Лена Тулинова Лена Тулинова

Очень неплохая заметка, правда. Она позволяет узнать о чужих тараканах, неписуях, писательских затыках и так далее.

Вот только всё, что вы описываете, сугубо индивидуально, особенно про возникновение кризиса.
К примеру, мне, если уж что-то пишется, то не мешают ни чтение, ни семья, ни работа, ни, тем более, "включённая голова". Неурядицы мне чаще дают мощный толчок к творчеству, а не выбивают из колеи.
Что до музы и вдохновения - это всего лишь лирика. Многие наоборот считают, что их не существует вовсе. А у меня муза - бульдозер, который фиг остановишь. Ему только горючего подавай: впечатлений, переживаний всяких.

В общем, каждый автор по-своему ваяет и по-своему ваньку валяет И причины кризисов у каждого тоже свои. Как и способы выходов из них. Нет абсолютно верных рецептов, как ни крутись, поэтому и вам чужие советы не помогали, и ваши будут лишь приняты к сведению, но не помогут нуждающимся.

Мой последний кризис был пережит лет, наверно, шесть-семь назад. С тех пор ничего не останавливало, включая нехилую травму правой руки, смерть близких людей, наличие троих детей, кучу работы и так далее. Просто садишься и пишешь.

А вам, конечно же, всяческих удач в жизни и в творчестве. И, конечно, больше понимания от семьи. Знаете, они все замечательно дрессируются

05 янв 2020 в 10:06 #10104604 Анна Фейн Анна Фейн

Ох, понимаю Вас. Я пишу не так давно и опыта у меня, признаться, маловато. Но за это время, как мне кажется, преодолела все прелести (и шизы) в жизни писателя. Но как знать наверняка? Еще ж, как грится, не вечер. Однако творческие кризисы это вообще отдельная тема. Тут просто... ууу... чувствую душевные страдания... Честно, я возможно, самый ленивый афтар на этом сайте, ибо я не пишу, если мне не хочется, могу за день написать только одно слово, и такая: "фух, я хорошо и продуктивно поработала, пора бы и покушать, силушку восстановить" И так может проходить целые дни и, может, к концу недели у меня выйдет предложение. *Но эт не точно* Примерно так проходят мои творческие кризисы, но благо, что я пишу "наперед", поэтому в выкладке прод это не очень-то и ощущается. Но рано или поздно, кризис проходит и все встает на круги своя, и я снова начинаю писать
Да, в творческие кризисы мне душевно как-то не по себе, можно даже сказать, плохо. Но я знаю, что писать нужно когда тебе это действительно хочется, и когда ты получаешь от этого удовольствие, а если нет, то какой смысл? Издеваться над собой, выдавливая проду... Так тогда выйдет совсем не то Мне кажется, что лучше переждать, дать себе время на "авторский постельный режим" и вернуться, когда будут силы и желание

28 дек 2019 в 07:06 #10074116 Ксения Никонова Ксения Никонова

   Еленка0708:
   Очень любопытно!
   Мне думается, чтоб написать интересную книгу, надо обладать широким кругозором и знаниями в разных областях.
Гугл в помощь, как говорится. По ходу написания приходится то и дело в него нырять. Иногда найти искомое не удаётся, тогда приходится напрягать фантазию и писать от балды, но так, чтобы выглядело уверенно)
   Сама я отнюдь не писатель и писательствовать не планирую, но с удовольствием прочитала
Значит, тема будет интересна и читателям

28 дек 2019 в 05:47 #10074028 Еленка0708 Еленка0708

Очень любопытно!
Мне думается, чтоб написать интересную книгу, надо обладать широким кругозором и знаниями в разных областях.
Сама я отнюдь не писатель и писательствовать не планирую, но с удовольствием прочитала

Обсуждения на сайте20 click to collapse contents