Что нужно помнить, описывая антагониста

08.05.2021, 09:02 Автор: Лилия Малахова

Антагонисты - это всегда просто люди. Даже если в роли антагониста выступает искусственный интеллект или робот-полицейский, учреждение, динозавр, обстоятельства или политическая система - вы должны воспринимать их как людей, у которых есть собственные мотивации и желания, а в роли мотивации может выступать программа (вспомните Терминатора). Они не должны быть картинными злодеями, творящими совершенно бескорыстное зло во имя зла. У них тоже должна быть цель - захватить трон, уничтожить человечество, завладеть сокровищем, ограбить банк.

Антагонист - двигатель вашего сюжета, а не топливо для него. Персонаж должен управлять сюжетом, а не наоборот. Он не должен присутствовать в сюжете только ради того, чтобы присутствовать. Он должен изменить ход сюжета, повлиять на него, придать им тот порядок, который ему нужен, чтобы противостоять главному герою, именно антагонист побуждает главного героя (протагониста) на подвиги.

Цели антагониста и протагониста могут совпадать, например, оба могут бороться за власть. А вот мотивации у них должны быть противоположными - протагонист хочет сделать людей счастливыми, антагонист хочет их поработить. Антагонист может напрямую противостоять главному герою, а может делать ему гадости дистанционно, ни разу за весь сюжет не встретившись с ним лицом к лицу.

Характеры антагониста и протагониста должны раскрываться на фоне друг друга. Они оба должны быть катализатором друг для друга, побуждающей силой. Они должны мотивировать друг друга на поступки, которые ни тот, ни другой не совершили бы в отсутствии конфликта.

Ни антагонист, ни протагонист не должны быть заведомо "один слабее другого". Сюжет это многоходовая шахматная партия, на каком-то этапе будет преимущество у протагониста, на каком-то - у антагониста. Дайте им побороться с "переменным успехом".

Антагонист - зачинщик конфликта. Визуально зачинщиками непосредственного конфликта может быть протагонист, но первым шаг к конфликту всегда совершает антагонист, он делает все, чтобы спровоцировать главного героя на действия.

Антагонист это герой его собственной истории. Как уже было написано выше, антагонист не делает зла ради зла (хотя и такое бывает). Очень часто антагонисты руководствуются благими в их понимании целями: спасти мир от коммунистической заразы, свергнуть недостаточно решительного правителя, запустить реактор, который через год убьет все население Земли, уничтожить землян, чтобы спасти свою планету... Антагонист часто считает, что он прав.

Мотивация антагониста должна быть правдоподобной. Да, сейчас полно произведений, в которых злодеи творят зло чисто ради зла, а их цели выглядят весьма забавно - заставить Землю крутиться в обратную сторону, приблизить к Земле Луну и т.п., особенно этим грешат фильмы про супер-героев, снятые по комиксам для тинэйджеров. Старайтесь этого избегать. Антагонист чего-то хочет - спросите себя: чего хочет мой антагонист? Денег, власти, секса, вернуть любимую, а может, он хочет спасти своего больного ребенка и поэтому идет на ограбление? И расскажите об этом читателям - им должно быть понятно, что именно движет антагонистом - детская травма, алчность, голод, конфликт с высшими силами?

Антагонист необязательно "плохой". Он может поступать в рамках закона, он действует правильно с точки зрения служебных обязанностей, но неправильно конкретно в данной ситуации. Вспомните фильм "Я, робот" - ВИКИ ограничила свободу людей, потому что посчитала, что люди могут быть опасными для самих себя.

Помните, что все люди состоят из смеси хороших и плохих качеств. Не раскрывайте характер антагониста исключительно в плоскости его негодяйства. Может, он любит цветы и котят, может, он безответно влюблен или боится старости, как все люди. Вспомните своих близких, сотрудников, просто знакомых. Наверняка в какой-то момент жизни кто-то из них становился вашим антагонистом, но при этом в целом они неплохие люди, может быть, даже хорошие семьянины.

Не ведите свой рассказ исключительно с точки зрения протагониста - дайте "слово" антагонисту, в каких-то эпизодах и даже главах фокусируйте повествование на нем, чтобы читатель лучше понял его образ, ярко представлял его себе как человека. Каким бы мерзким ни был антагонист, читатели должны проникнуться к нему чувствами, он должен раскручивать их на эмоции точно так же, как протагонист. В каком-то смысле читатели должны полюбить вашего антагониста, привязаться к нему, они должны замирать в восхищении: "Каков подлец!" Вспомните Милтона из "Адвоката дьявола" - какая мощь, какая харизма! При том, что это совершенно циничный, подлый и жестокий, воистину дьявольский (во всех смыслах) персонаж.

Все вы знаете, что главный герой по ходу сюжета должен изменяться и развиваться. Это же правила действуют и в отношении антагониста - он тоже должен развиваться и меняться, скорее всего, в отрицательную сторону, каждый раз подводя протагониста все ближе и ближе к краю пропасти.

В финале выживает сильнейший. Читатели, конечно, всегда ждут, что победит протагонист - ведь хотя бы в литературе и в фильмах добро должно одерживать победу над злом. Сделайте финт ушами - дайте победить антагонисту. Правда, говорят, что такие книги и фильмы пользуются меньшим успехом...

Категории: Статьи



Обновление: 08.05.2021, 09:02 1657 просмотров | 6 комментариев | 2 в избранном

Хэштег: #статьи

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20

Сегодня День Рождения!8