Диалог очень важная составляющая повествования. Диалоги нужны для того, чтобы показать, как персонажи взаимодействуют, образ их мыслей, их скрытые цели и тайные мысли, их отношение друг к другу. Для многих авторов, а нередко и у заканчивающих, диалоги представляют собой скучные перечисления фраз с пояснениями после тире " - сказал... - ответил". Хуже может быть только диалог на две страницы без пояснений вообще, так что на пятой, а то и четвертой строке начинаешь забывать, кто что сказал, и приходится возвращаться к началу диалога и чуть ли не с карандашом в руку отмечать, кому какая фраза принадлежит.
Написать хороший диалог нужно уметь. Это дар свыше, мастерство, которое дается не всем. Мастерски прописанные диалоги, несущие в себе экспрессию, мысль встречаются очень редко. Тем не менее, кое-чему научиться можно.
При написании диалога в первую очередь следует учесть эпоху, местонахождение и происхождение персонажей. Думаю, что не открою Америку, если скажу, что в 12-м веке говорили иначе, чем в 18-м, а в 18-м иначе, чем в 21-м. Поэтому, если вы пишете историю из жизни русских князей, то вам необходимо соблюдать стилистику речи той поры, знать, какие слова в то время уже существовали, а какие нет. Просто бесят диалоги в некоторых современных фильмах "про старину", в которых разодетые в кринолины господа разговаривают как околофутбольщики. Почитайте, как строили диалоги в своих произведениях Пушкин, Чехов, Лермонтов. Использовался другой принцип построения предложений, другие речевые обороты, другие интонации - интонации, конечно, на бумаге не передать, но вот обороты и старинные слова будут вполне уместны.
Место, где происходят события вашей книги, тоже играет большую роль. На Востоке говорят иначе, чем на Западе. На Севере иначе, чем на Юге. Образованные люди говорят иначе, чем необразованные, городские иначе, чем деревенские, знатные иначе, чем простолюдины, волшебные существа могут говорить иначе, чем простые люди (звери).
Книжный язык и разговорная речь сильно отличаются
Это истина. Мы никогда не напишем письмо в том же стиле, в котором разговариваем. Хотите научиться писать хорошие диалоги - наблюдайте за тем, как разговаривают люди. Впитывайте построение предложений, выражения, жесты, мимику, которыми говорящие сопровождают свои беседы. Подмечайте индивидуальные особенности речи у конкретных людей.
Во-первых, в живом разговоре людям свойственно сокращать предложения. Человек никогда не скажет:
- Вчера утром я ходил к Василию, лежащему в больнице с переломом ноги, справился о состоянии его здоровья и поговорил с лечащим врачом, который сказал мне, что планирует выписать Василия на будущей неделе.
Человек скажет:
- Я вчера сходил к Ваське, который ногу сломал. Ему уже лучше, на той неделе, наверное, выпишут.
Чувствуете разницу? А вот если бы это был не диалог, а фрагмент текста от автора, то он выглядел бы совершенно нормально:
Вчера утром я ходил к Василию, лежащему в больнице с переломом ноги, справился о состоянии его здоровья и поговорил с лечащим врачом, который сказал мне, что планирует выписать Василия на будущей неделе.
Когда мы разговариваем, мы крайне редко употребляем деепричастные и причастные обороты, применяем более простые слова и говорим короткими предложениями.
Во-вторых, когда мы разговариваем, мы не замираем истуканами. В разговоре мы испытываем целую гамму чувств от умиления до ярости и меняем выражение лица, позу. Передавайте словами эмоции разговаривающих, рассказывайте, как они мимикой показывают свое отношение к происходящему. Без этого диалоги становятся пресными и выглядят как просто способ заполнить лист бумаги.
- Привет!
- Здравствуй, Саша.
- Ты слышала, от Иванова ушла жена.
- Как ушла? И что же он теперь?
- Пока еще не понял, как ему повезло.
И этот же диалог с эмоциональными вставками:
- Привет! - в дверном проеме возник Александр.
- Здравствуй, Саша, - Ольга оторвалась от компьютера.
- Ты слышала, от Иванова ушла жена.
- Как ушла? - левая бровь Ольги взметнулась вверх. - И что же он теперь?
Александр дернул плечом:
- Пока еще не понял, как ему повезло.
Стиль общения зависит от отношений разговаривающих
Люди по-разному разговаривают с начальником, с подчиненным и с равным по положению.
Мужчины и женщины разговаривают по-разному
Существует целый раздел лингвистики, который изучает особенности речи представителей разных полов. Он так и называется - гендерная лингвистика. Установлено, что:
мужчины стремятся в речи выразить свою доминантность
мужчины почти не употребляют в речи местоимение "Я", зато чаще женщин используют притяжательные местоимения "мой", "твой" и т.п.
мужчины гораздо реже женщин используют неопределенные формы "может быть", "если", "когда-нибудь"
женщины гораздо чаще используют прилагательные и сравнения
женщины в разговорах описывают гораздо больше подробностей и деталей
женщины оперируют более длинными фразами
Любой диалог в книге должен работать на сюжет. Создавая конфликт в повествовании, вы должны развивать его и в диалогах. Конфликт это двигатель диалога. Составляя диалог, вы должны прежде всего сами себе четко ответить на вопросы: что заставило героев вступить в беседу? Что они хотят сказать друг другу на самом деле? Искренны ли они или нет?
Хороший диалог в произведении должен отвечать трем требованиям:
коротко
содержательно
лаконично
Как уйти от бесконечного "сказал-ответил". Очень просто - используйте синонимы и другие слова, которые могут придать эмоциональную окраску фразам. Например:
воскликнул
пробормотал
прошипел
прошептал
плюнул через губу
процедил сквозь зубы
выпалил
вскричал
закричал
проговорил
изрек
выговорил
высказал
повторил
развил мысль
протянул
промямлил
пролепетал
пискнул
прорычал
проскрипел - всего в русском языке порядка полсотни слов и выражений, которыми можно заменить слова "сказал/ответил".
Есть еще один очень неплохой вариант - заменять эти слова описанием действия, которое совершает говорящий в момент произнесения фразы.
- Какой ужас! - Софи прикрыла рот рукой, чтобы сдержать слезы.
- Да кто тебе поверит? - состроил презрительную физиономию Николай.
Ну и высший пилотаж - вставить характеристику эмоций и/или ассоциаций, которые вызывает у слушающего ответ собеседника:
- Кто хочет играть со мной в кольца? - звонкий голосок Джейн рассыпался в вечернем воздухе, словно звон серебряных колокольчиков.
- Я найду тебя, негодяй! - прогрохотал над поляной могучий хриплый голос, от которого у нас застыла в жилах кровь.
Категории: Статьи
Обновление: 20.09.2021, 17:25 1087 просмотров | 2 комментариев | 3 в избранном
Хэштег: #статьи
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора20
-
306 / 28 16:23 Елена Шевцова
Агентство “Подари себе счастье”
-
3106 / 73 16:11 Елена Шевцова
Фиктивный брак некроманта
-
571 / 18 15:41 Дарья Нико
Мастер Ночи и белая кошка
-
6 / 4 14:41 Robin Caeri
В тени Солнца. Том III
-
1378 / 5 14:36 Елена Елина
Готовим вкусно.
-
354 / 4 14:34 Елена Елина
Мир за гранью.
-
430 / 4 14:19 Амира Алексеевна
В логове Тирана
-
478 / 10 14:09 Елена Елина
Когда дышат горы.
-
94 / 15 13:09 Амира Алексеевна
Покорная. Игрушка для Господина
-
613 / 20 13:09 Влада Николаевна
Стражи Фолианта. Венчанные Судьбой.
-
3899 / 2 12:46 Наталья Ракшина
Право несогласных
-
2657 / 17 12:46 Наталья Ракшина
Дед Кондрат, бывший солдат
-
13 / 2 11:56 Полина Змееяд
[Некро]менты: труп невесты
-
1206 / 4 11:53 Соколова Мария
Золото и пепел. Хроники города номер Три
-
696 / 14 11:38 Амира Алексеевна
Пятнадцать суток на любовь и риск
-
526 / 4 11:38 Наталия Пегас
Раненая птица. Памяти Ивана Рудакова
-
1187 / 2 10:04 Елена Шевцова
След древнего ветра
-
185 / 2 09:43 Влада Николаевна
Месть сжигает души, тела и звезды (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ)
-
930 / 4 09:24 Наталия Пегас
Ветер, тебя не хватало
-
613 / 7 07:46 Юлия Узун
Колыбельная для мишки
Обсуждения на сайте20
-
307 / 29 16:23 Елена Шевцова
Агентство “Подари себе счастье”
-
414 / 59 16:20 Мария Ирисова
Опальная принцесса во дворце 3
-
1118 / 24 16:17 Антошина Елена
Оберег для берегини
-
66 / 12 16:16 Стрельникова Кира
Пансион забытых леди
-
276 / 9 16:16 Елена Быстрова
Всё, что не делается – так тебе и надо!
-
1498 / 19 16:16 Ольга Копылова
Тонкости контакта, или Практика, чувства и заговор в придачу
-
60 / 9 16:13 Мария Терентьева
Тыквенные каблучки
-
2440 / 5 16:11 Нина Линдт
Тринадцатая Кассандра и хозяин времени
-
3106 / 73 16:11 Елена Шевцова
Фиктивный брак некроманта
-
104 / 18 16:11 Халимендис Тори
Приручить дракона
-
361 / 14 16:05 Кристина Гладышева
Будни безопасника, или кошки-мышки с истинной
-
951 / 19 16:04 Яна Черненькая
Соната смерти
-
339 / 3 16:00 Елена Матеуш
Прости, я не подумал...
-
117 / 12 15:59 Чередий Галина
Двое и "Пуля"
-
213 / 3 15:58 Арн Хильдр
Тропою судьбы Наследницы Дракона
-
24 / 13 15:58 Мила Лимонова
Королевство тайных троп. Беспощадная Москва
-
561 / 7 15:55 Кира Штиль
Институт магических парадоксов
-
395 / 94 15:53 Мария Морозова
Все дороги ведут домой
-
6361 / 21 15:51 Галина Искушенная
В объятьях тигра
-
1501 / 33 15:50 Наталья Пешкова
Семь перьев для Вороны
Сегодня День Рождения!10
-
Нарцисса
Я всегда знала, что из меня вырастет профессиональная нервотрёпка! :)
В оффлайне
-
Анна Змеевская
Фантазия всегда увлекательнее реальности
В оффлайне
-
Катерина Терёхина
Писательница, художница, миротворец
В оффлайне
-
Дарья Акулич
В оффлайне
-
Алекс Викберг
Мы всегда впереди на один шаг от тех, кто повторяет наши ошибки.
В оффлайне
-
Ольга Манс
В оффлайне
-
Ньюмир
Жизнь игра- играй красиво.
В оффлайне
-
Лейа Сагал
Если тебе от этого будет хорошо, моя сладкая, то тебе можно. Тебе все можно.
В оффлайне
-
Ирэн Сольватор
Каждый день, это новый шанс. Только я могу изменить свою жизнь к лучшему. Сделай вдох и иди дальше.
В оффлайне
-
Максимилиан Джокер
Страшным безумием революция кажется тем, кого она отметает и низвергает. (Л.Троцкий)
В оффлайне
- Хиты продаж 10
-
Занимательная некромантия. Сердце демона. Александрова Марина
169 руб
-
Неизвестно кому повезло. михайловна надежда
10 руб
-
Затопленный город. Shy Hyde
169 руб
-
Королева Теней. Сезон четвертый: Между Вороном и Ястребом. Арнаутова Дана
-
Идеальное чудовище. Кароль Елена / Эль Санна
169 руб
-
Суженая на замену. Гэлбрэйт Серина
139 руб
-
Участковая ведьма. Евгения Чая
139 руб 118 руб
-
Ведьма порешает! 2 сезон. Виктория Ленц
-
Венганза 2 Кровавая сальса. Ани Яновска
55 руб
-
"Непрофильный" факультет. Основы совместной работы. Александра Антарио
140 руб
Загружаются комментарии...