Диалог очень важная составляющая повествования. Диалоги нужны для того, чтобы показать, как персонажи взаимодействуют, образ их мыслей, их скрытые цели и тайные мысли, их отношение друг к другу. Для многих авторов, а нередко и у заканчивающих, диалоги представляют собой скучные перечисления фраз с пояснениями после тире " - сказал... - ответил". Хуже может быть только диалог на две страницы без пояснений вообще, так что на пятой, а то и четвертой строке начинаешь забывать, кто что сказал, и приходится возвращаться к началу диалога и чуть ли не с карандашом в руку отмечать, кому какая фраза принадлежит.
Написать хороший диалог нужно уметь. Это дар свыше, мастерство, которое дается не всем. Мастерски прописанные диалоги, несущие в себе экспрессию, мысль встречаются очень редко. Тем не менее, кое-чему научиться можно.
При написании диалога в первую очередь следует учесть эпоху, местонахождение и происхождение персонажей. Думаю, что не открою Америку, если скажу, что в 12-м веке говорили иначе, чем в 18-м, а в 18-м иначе, чем в 21-м. Поэтому, если вы пишете историю из жизни русских князей, то вам необходимо соблюдать стилистику речи той поры, знать, какие слова в то время уже существовали, а какие нет. Просто бесят диалоги в некоторых современных фильмах "про старину", в которых разодетые в кринолины господа разговаривают как околофутбольщики. Почитайте, как строили диалоги в своих произведениях Пушкин, Чехов, Лермонтов. Использовался другой принцип построения предложений, другие речевые обороты, другие интонации - интонации, конечно, на бумаге не передать, но вот обороты и старинные слова будут вполне уместны.
Место, где происходят события вашей книги, тоже играет большую роль. На Востоке говорят иначе, чем на Западе. На Севере иначе, чем на Юге. Образованные люди говорят иначе, чем необразованные, городские иначе, чем деревенские, знатные иначе, чем простолюдины, волшебные существа могут говорить иначе, чем простые люди (звери).
Книжный язык и разговорная речь сильно отличаются
Это истина. Мы никогда не напишем письмо в том же стиле, в котором разговариваем. Хотите научиться писать хорошие диалоги - наблюдайте за тем, как разговаривают люди. Впитывайте построение предложений, выражения, жесты, мимику, которыми говорящие сопровождают свои беседы. Подмечайте индивидуальные особенности речи у конкретных людей.
Во-первых, в живом разговоре людям свойственно сокращать предложения. Человек никогда не скажет:
- Вчера утром я ходил к Василию, лежащему в больнице с переломом ноги, справился о состоянии его здоровья и поговорил с лечащим врачом, который сказал мне, что планирует выписать Василия на будущей неделе.
Человек скажет:
- Я вчера сходил к Ваське, который ногу сломал. Ему уже лучше, на той неделе, наверное, выпишут.
Чувствуете разницу? А вот если бы это был не диалог, а фрагмент текста от автора, то он выглядел бы совершенно нормально:
Вчера утром я ходил к Василию, лежащему в больнице с переломом ноги, справился о состоянии его здоровья и поговорил с лечащим врачом, который сказал мне, что планирует выписать Василия на будущей неделе.
Когда мы разговариваем, мы крайне редко употребляем деепричастные и причастные обороты, применяем более простые слова и говорим короткими предложениями.
Во-вторых, когда мы разговариваем, мы не замираем истуканами. В разговоре мы испытываем целую гамму чувств от умиления до ярости и меняем выражение лица, позу. Передавайте словами эмоции разговаривающих, рассказывайте, как они мимикой показывают свое отношение к происходящему. Без этого диалоги становятся пресными и выглядят как просто способ заполнить лист бумаги.
- Привет!
- Здравствуй, Саша.
- Ты слышала, от Иванова ушла жена.
- Как ушла? И что же он теперь?
- Пока еще не понял, как ему повезло.
И этот же диалог с эмоциональными вставками:
- Привет! - в дверном проеме возник Александр.
- Здравствуй, Саша, - Ольга оторвалась от компьютера.
- Ты слышала, от Иванова ушла жена.
- Как ушла? - левая бровь Ольги взметнулась вверх. - И что же он теперь?
Александр дернул плечом:
- Пока еще не понял, как ему повезло.
Стиль общения зависит от отношений разговаривающих
Люди по-разному разговаривают с начальником, с подчиненным и с равным по положению.
Мужчины и женщины разговаривают по-разному
Существует целый раздел лингвистики, который изучает особенности речи представителей разных полов. Он так и называется - гендерная лингвистика. Установлено, что:
мужчины стремятся в речи выразить свою доминантность
мужчины почти не употребляют в речи местоимение "Я", зато чаще женщин используют притяжательные местоимения "мой", "твой" и т.п.
мужчины гораздо реже женщин используют неопределенные формы "может быть", "если", "когда-нибудь"
женщины гораздо чаще используют прилагательные и сравнения
женщины в разговорах описывают гораздо больше подробностей и деталей
женщины оперируют более длинными фразами
Любой диалог в книге должен работать на сюжет. Создавая конфликт в повествовании, вы должны развивать его и в диалогах. Конфликт это двигатель диалога. Составляя диалог, вы должны прежде всего сами себе четко ответить на вопросы: что заставило героев вступить в беседу? Что они хотят сказать друг другу на самом деле? Искренны ли они или нет?
Хороший диалог в произведении должен отвечать трем требованиям:
коротко
содержательно
лаконично
Как уйти от бесконечного "сказал-ответил". Очень просто - используйте синонимы и другие слова, которые могут придать эмоциональную окраску фразам. Например:
воскликнул
пробормотал
прошипел
прошептал
плюнул через губу
процедил сквозь зубы
выпалил
вскричал
закричал
проговорил
изрек
выговорил
высказал
повторил
развил мысль
протянул
промямлил
пролепетал
пискнул
прорычал
проскрипел - всего в русском языке порядка полсотни слов и выражений, которыми можно заменить слова "сказал/ответил".
Есть еще один очень неплохой вариант - заменять эти слова описанием действия, которое совершает говорящий в момент произнесения фразы.
- Какой ужас! - Софи прикрыла рот рукой, чтобы сдержать слезы.
- Да кто тебе поверит? - состроил презрительную физиономию Николай.
Ну и высший пилотаж - вставить характеристику эмоций и/или ассоциаций, которые вызывает у слушающего ответ собеседника:
- Кто хочет играть со мной в кольца? - звонкий голосок Джейн рассыпался в вечернем воздухе, словно звон серебряных колокольчиков.
- Я найду тебя, негодяй! - прогрохотал над поляной могучий хриплый голос, от которого у нас застыла в жилах кровь.
Категории: Статьи
Обновление: 20.09.2021, 17:25 593 просмотров | 2 комментариев | 3 в избранном
Хэштег: #статьи
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора20
-
289 / 6 06:03 Влада Николаевна
Жестокая реальность
-
1266 / 75 05:02 Александра Шервинская
Семейка для отличницы
-
157 / 8 04:04 Ая Ветова
Торт с сюрпризом, или Пленники лабиринта
-
106 / 4 00:29 Наталья Герман
Непокорная лилия для дракона
-
388 / 1 00:17 Наталия Пегас
Самое главное Сокровище
-
1040 / 16 26 апр Наталия Пегас
Был я, как ветер
-
16 / 6 26 апр Амира Алексеевна
Его рабыня
-
317 / 9 26 апр Амира Алексеевна
Невольница
-
13 / 3 26 апр Александра Шервинская
Дом, который будет ждать. Книга 3
-
51 / 1 26 апр Дарина Счастье
Сказка про богатыря Лучезара, старую лесную колдунью и... ремонт
-
1656 / 7 26 апр Наталия Пегас
Привратница
-
49 / 3 26 апр Алиана-Анна
Стриж и змей. Буря на пороге
-
205 / 5 26 апр Вознесенская Ольга
Смоляная ягода раздора
-
32 / 1 26 апр Таша Янсу
Сага о Хуш: истребительнице нечисти, книга первая
-
314 / 2 26 апр Аманда Франкон
Гувернантка в драконьем поместье
-
27 / 4 26 апр Елена Марди и Алекс Фортт
Любовь как алиби
-
1404 / 3 26 апр Даша Кравец
Чудеса в дебрях Бродшира или Монах и разбойница
-
52 / 2 26 апр Елена Елина
Невероятная история совпадений, или так хочет судьба.
-
201 / 2 26 апр Влада Николаевна
Танцы с Судьбой. Часть 14. Проклятие Ойкумены (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ)
-
14 / 2 26 апр Юлия Узун
Слёзы молодости. Часть 4: Право на ошибку
Обсуждения на сайте20
-
377 / 14 06:25 Ольга Консуэло
Нежная барышня и победитель последнего Рагнарёка
-
5102 / 42 06:24 Арнаутова Дана
Королева Теней. Сезон четвертый: Между Вороном и Ястребом
-
3674 / 59 06:21 Полянская Катерина
Мужчина из ведьминых грез
-
2710 / 36 06:21 Рина Лесникова
Волшебные кисти Делгара
-
122 / 4 06:17 В.Карман Н.Фейгина
Зыбкая явь сновидений
-
583 / 15 06:17 Алена Кручко
Кот в мастерской
-
4438 / 24 06:16 Таша Алферьева
Нежданный гость
-
868 / 25 06:12 Стрельникова Кира
Господин Плотник
-
35 / 12 06:06 Оксана Гринберга
Дебютантка поневоле, или Как (не) выйти замуж за дракона
-
2500 / 21 06:04 Эль Бланк
Квант и Каолина
-
1364 / 27 06:03 михайловна надежда
(Не)Решенное уравнение
-
289 / 6 06:03 Влада Николаевна
Жестокая реальность
-
94 / 4 06:00 Ева Финова
Киберпоп. Стажёрка
-
1373 / 12 05:57 Светлана Нарватова
Семь снежинок на ладони
-
2508 / 95 05:47 Янина Веселова
Влияние свежего воздуха на личную жизнь. Люба
-
2016 / 35 05:44 Анна Неделина
Я не знала
-
763 / 21 05:41 Виола Редж
Код дракона
-
3294 / 71 05:04 Мария Морозова
Связанные целью
-
1266 / 75 05:02 Александра Шервинская
Семейка для отличницы
-
416 / 4 04:53 Астрадени Джейн
Звёздная Тарантелла
Сегодня День Рождения!4
-
Эльвира Осетина
Если кто-то оторвал вам крылья, то не стоит сразу садиться на метлу, просто отрастите себе новые!
В оффлайне
-
Amanda_Roy
Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.
В оффлайне
-
Ксения Мирошник
В каждой истории есть место для чуда...
В онлайне
-
Яна Клюцко
Чем больше сновидений, тем больше сюжета...
В оффлайне
- Хиты продаж 10
-
Только бы зеркало уцелело. Анна Дашевская (Martann)
200 руб 134 руб
-
Гувернантка в драконьем поместье. Аманда Франкон
99 руб
-
Самая главная проблема Академии Драконов. Оксана Гринберга
119 руб
-
Проклятье княжества Райохан, или Чужая невеста. Ируна Белик
96 руб
-
Призраки сумрачного Лондона. Севастьянова Екатерина
130 руб 123 руб
-
Тайна попаданки, или Не про вашу честь, лорд! Ольга Олие
169 руб
-
Антийские кружева. Эльга С.
159 руб
-
Адвокат по магическим делам. Анна Орлова
-
Тайны уездного города Крачск. Сезон 5. Антонова Лидия
-
Лея Ли: тёмная сторона. Shy Hyde
99 руб 29 руб
Загружаются комментарии...