Тонкости ремесла. Построение сюжета и создание интриги

06.12.2018, 21:29 Автор: Наталья Аверкиева

Обновление от 22/11/18


Дорогие читатели!
Рада снова вас приветствовать на наших мастер-классах Школы Молодых Талантливых Авторов.

О том, кто я и чего тут умничаю, можно почитать вот здесь – https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Dialogi

Там же можно почитать о типичных ошибках при построении диалогов и о том, как писать вкусные диалоги.
В прошлый раз
- мы обсудили типичные ошибки при написании диалогов;
- рассмотрели ошибки и проколы в речи персонажей;
- и познакомились с конфликтом диалога.
По результатам прошлого мастер-класса вы должны были понять, как делать интересные и вкусные диалоги.


В этом мастер-классе я хотела бы поделиться с вами следующими мыслями:
1.   Мы поговорим о глобальных мыслях вашего текста и поступках героев.
2.   Обсудим нужен ли автору план или лучше использовать вдохновение.
3.   Объясню, как чистить текст от ненужных сцен, убирать провисы, на что обращать внимание и как определять нужна сцена или нет.
4.   Подробно расскажу, как выстраивать интригу и раскидывать крючки по тексту и в диалогах.
5.   И расскажу приемы, как держать читателя в напряжении от начала текста и до конца – так называемое правило «пяти оргазмов», как мои «американские горки» обозвали читатели. ))

Я пока не хочу касаться здесь вопросов редактирования, мы выделим им отдельную тему. В этой теме наша задача научиться грамотно выстраивать сюжетную линию.

Итак, давайте начнем.


Вначале было слово.

В следующий раз, когда вам это скажут, плюньте оратору в глаз. Ибо он нагло врет. Может быть, вам покажется это откровением, но вначале была идея! Да-да, любое дело начинается с идеи, которая приходит в голову и ищет из этой головы выход, дабы огрести неприятности на самую прекрасную часть тела. Даже Бог, создавая человека, сначала думал о том, как он будет выглядеть и функционировать, какую работу будет выполнять и какую смысловую нагрузку нести. У Бога своя песочница и свои куличики, мы же с вами создаем свои миры, в которых мы боги, и наша задача, прежде чем написать слово, продумать, как в нашем мире все будет устроено.

Я сейчас буду объяснять очень простые вещи, которые маститым авторам известны и которыми они активно пользуются. Мои советы для тех, кто только начал писать и остро нуждается в подсказках, как грамотнее организовать работу, чтобы дописать текст. Да-да, очень многие начинают писать не потому, что в их головах живут другие миры, которые активно просятся на бумагу, а на спор с самим собой — допишу или не допишу, смогу или брошу, получится или нет, будут ли читать или я полный бездарь. Часто начинающие писатели опираются на вдохновение: есть мысль — я пишу, нет мысли — я изображаю страдания и ищу вдохновение. Однако, если вы спросите у любого раскрученного автора, как он пишет, он ответит просто — сажусь и пишу. А как же вдохновение? — заломите вы ручку у бровок. Сажусь и пишу, — сурово ответит суровый автор, сурово усмехнувшись вашей наивности. И Молодой Талантливый Автор тут же живо представит несчастное, закованное в цепи Вдохновение Сурового Автора, которое он держит в клетке на цепи и принуждает к работе всякий раз, как приходит тот самый момент «сажусь-и-пишу», его-то Муза легка и хороша, барышня ветреная и приходит, когда ей хочется. Но мы отвлеклись…

Итак, в вашей голове поселилась МЫСЛЬ. Она живет в ней уже некоторое время, мешает спать, есть, постепенно перерождается во что-то стоящее, обрастает деталями и подробностями. Вы отлично видите сюжет, и вас от него нереально прет и плющит. И пусть конец еще какой-то непонятный и невнятный или явные провисы по сюжету в середине, но вы уже понимаете, что это будет ваш самый гениальный роман, за который вы однозначно получите 33 самых крутых литературных премии. Когда я понимаю, что мысль больше невозможно сдерживать, то делаю план-набросок будущего текста. Тут я сделаю маленькое отступление и расскажу вам о такой важной вещи, как посыл.


Кто кого куда послал

Не помню, кто сказал из великих, но дословно это звучит так: «Любое художественное произведение — это поступок». Это очень важное замечание, которое должно быть забито в пароль на открываемом вордовском документе с текстом. Нет ничего хуже, чем разочаровать читателя текстом. Я не говорю про тексты, где мы в конце, радостно размазывая сопли по щекам и окропляя клавиатуры литрами горючих слез, замочили главных героев. Также я скромно молчу про тексты, где кроме задорного порно больше нет ни одной достойной внимания сцены. И совсем уж я молчу про тексты-пустышки, главная задача которых занять 15 минут вашего внимания в метро, а потом украсить сидение своей яркой обложечкой. Здесь речь идет про тексты со «слитыми» концами или с героями-предателями. Поэтому в вашем тексте должен быть определенный посыл и вы должны очень четко его понимать и вести к нему героя.

Что такое посыл — это глобальная мысль вашего романа, ваш стержень, на который вы нанижите весь дальнейший сюжет. Очень важно эту мысль определить для самого себя. Именно посыл будет вашим маяком к концу работы, именно сюда вы должны вывести своего героя, понять им что-то, изменить его, совершить поступок ради этого посыла.

Например:
Многие из вас знают текст «Джейн Эйр», видели фильмы, смотрели сериалы, любят, не любят — не важно. Подумайте, какой здесь посыл? Какую главную мысль вкладывал автор в это произведение? В чем новаторство этого текста?

В идеале, для того чтобы лучше понять глубину текста и проанализировать его, нам нужно было бы изучить это направление литературы, понять историю, сравнить со временем, определить инновации, которые внес автор, показавший нам срез общества того времени. Но мы ленивы, у нас нет на это желания. Мы опираемся на свои чувства, восприятие текста, его энергию, если хотите, и… неосознанно впитываем посыл, да-да, тот самый посыл, который сейчас учимся выделять и создавать мы.

Итак, главная мысль произведения, его посыл — женщина не должна зависеть от мужчины, не должна идти против себя и своих внутренних установок, она должна оставаться сама собой и сохранять свое достоинство. Почему мы любим Джейн Эйр, почему произведение считается сильным? Потому что здесь есть маленькая, но очень сильная гордая героиня, не ломающаяся под давлением общества, мужчины, брата. В то время, когда был написан этот роман, это было вау, сильно, смело, ярко.


Поэтому, если вы хотите написать действительно вау-книгу, а не однодневную сопливую лабуденьку с порнушкой на каждой страничке, то всегда продумывайте смысл и посыл вашего текста.

Задайте себе вопросы:
— В чем глобальная мысль вашего романа?
— В чем вы видите основной стержень вашего романа?
— Какие способы и приемы вы хотите использовать, чтобы подчеркнуть этот стержень в рамках вашего сюжета?
— Как повлияет ваша глобальная мысль на сюжет и главного героя и каким образом изменит их?
Когда вы сможете найти ответы на эти вопросы в своем сюжете, тогда вы сможете создать очень классный текст. Он может быть корявенько написан, но он будет сильным сам по себе.

Если упражнение трудное и с первого раза вам не дается, то воспользуйтесь принципом Дали: «Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении». Возьмите текст, который вам нравится, который вы читали, — рассказ, роман, миниатюру, классику, современного автора — и постарайтесь выделить из него тот самый посыл, который вложил писатель. Поверьте, это очень просто, если текст не просто читать, но и стараться понять.


Про разочарования и несбывшиеся надежды

А теперь вернемся к разочарованиям читательских ожиданий. Вы, наверное, видели достаточно работ, когда вроде бы все хорошо, а потом «Остапа пронесло». И вот ты сидишь такая над четырехсотой страницей, утираешься и думаешь: «Какого хрена я столько мучилась, читала, переживала, если автор такой кретин и так слил героя?» Знаете, почему приходит такая мысль? Потому что герой не совершил никакого поступка. Ну вот взять, например, Александра Матросова. Какой поступок он совершил? Правильно, спас друзей собственной грудью. Герой! Или Мальчиша-Плохиша? Что он сделал особенного? Предал друзей. Герой! Не важно, с каким знаком совершен поступок, важно, что он совершен. И все остальное — читательская любовь, овации или тухлые помидоры — в талантливых руках автора. Вы должны так продумать идею своего текста, чтобы читатели, которые половину работы ненавидели вашего главного злодея, в конце бились от горя в истерике от того, что эта сволочь умерла. У вас должен быть поступок, тогда читатель «будет много думать», будет грузиться, будет испытывать какие-то эмоции, но это не будет эмоциями разочарования. Какие угодно эмоции, но не разочарование.

Ох, уже слышу, как вы кричите: «Иманка, задолбала со своей лирикой, давай факты и правила, как этого добиться, как заставить читателя биться в истериках от эмоций?» И оно есть у меня! Я скажу очень и очень банальную вещь, я поделюсь с вами своим опытом и опытом, который использует как минимум 9 из 10 моих друзей-настоящих-писателей, это очень и очень просто — главное план! Да-да, вот так вот, не уши, не крылья и даже не хвост, главное — план! Наш маленький план завоевания мира.

Когда ко мне приходит в голову МЫСЛЬ, я несусь с ней к своим бетам или друзьям, которые имеют «право первой брачной ночи» с каждой новой главой, дабы я понимала, как читатели реагируют на текст, и судорожно вываливаю информацию, чтобы понять, насколько моя мысль дееспособна. Если они говорят, что это будет круто, и начинают фонтанировать идеями о том, как похитрее вывернуть сюжет и поинтереснее подать текст, я понимаю, что пора переходить к созданию плана.

Если вы такие умные и считаете, что план нужен только дуракам, я постараюсь доказать вам, что вы не правы. Но, повторяю, я не настаиваю, я лишь советую и рассказываю, как это делаю я и другие писатели. Вы, только вы и никто больше, да-да, только вы сами принимаете решение, как вам проще, легче, интереснее работать. Моя задача лишь подсказать вам направление, в остальном вы сами себе гении и творцы своих книг.





_____________________________ УПД от 07/11/18 _____________________________


Тот неловкий момент, когда у всех сегодня среда, а ты вчера не выложил продочку ))))

Приветствую вас, дорогие читатели!

Продолжаем наши уроки для Молодых, Дерзких и Талантливых. Надеюсь, что они будут вам полезны в вашей работе с текстами.
Сегодня мы поговорим о планах и работе с ними.
Но сначала обсудим самое приятное для девочек. Я расскажу вам...



О бижутерии

Все девочки знают, что бусы бывают четырех типов — классическими, креативными, стильными и «фигня какая-то». Чем отличаются одни бусы от других, девочкам обычно объяснять не надо, они и сами могут отличить «фигню» от стильных и креативных. То же самое и текст. Представьте себе, что вы — человек, который создает бусы. У вас полно идей, вы отлично видите в голове конечный результат, вы уже понимаете, как это должно выглядеть, и вот вы садитесь делать эти самые бусы. Тут их можно сравнить с текстами. Бусы попроще, из разряда классических, однонитковых и аналогичных им, можно делать без наброска, так сказать сразу рисовать набело, как обычный рассказ.

Бусы в несколько сложений требуют уже определенную схему, иначе можно запутаться, из них можно писать повесть.

Бусы более сложные, с прибамбасами и особыми примочками, требуют четкой проработки, иначе получится что? Правильно — та самая «фигня какая-то» и нам будет жалко испорченный материал, деньги и время.

А теперь представьте, что ваш текст — это бусы, где каждая бусина — это глава или герой, а нитка — это события вашего текста. И чем интереснее вы накрутите бусы, не запутаете нитки по кругу, не навяжете узлов, не сделаете неуместной бахромы и не налепите дурацких бантиков не в кассу, чем стильней вы сделаете свой текст, тем больше охов и ахов получите. А для того, чтобы не налепить лишнего, нам и нужен план работы над нашим текстом.


План захвата мира

Итак, мы переходим к самому важному этапу работы над сюжетом — плану будущего текста.

Что представляет собой план? План — это те самые бусы, о которых мы говорили выше. У нас есть начальный пункт А и конечный пункт F, а между ними подпункты-главы B, C, D и E, по которым должен пройти герой. Начинаем записывать приключения, которые приведут героя из пункта А в пункт F. Сначала это могут быть грубые наброски, которые помогут нам просто проследить похождения героя, не вдаваясь в подробности. Что тут важно отметить для себя? Герой по ходу сюжета должен совершить поступок и донести до читателя наш основной посыл. Поэтому эти моменты мы четко фиксируем в тексте. Вот к этой главе герой должен прийти с такими-то мыслями, а тут он должен совершить то-то. Ваш посыл в данном случае — это послевкусие от работы, как от хорошего и дорогого вина. Именно это послевкусие и дает нам читательские эмоции.

Позволю себе немного позанудствовать и напомнить вам о развитии литературного сюжета.
Словарь гласит, что сюжет — это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. Сюжет как сложное целое состоит из элементов, каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.

Выстраивать свой план надо именно в такой последовательности. Вы должны четко понимать, на чем у вас строится завязка, как и что развивается, где будет кульминация и какую развязку вы сделаете. Это те самые ключевые «бусины», с помощью которых вы создаете стильные бусы. Да, большинство авторов работают по плану. Наиболее активно планы используют те авторы, которые пишут одновременно сразу несколько текстов. При этом план — это не только перечисление ключевых моментов и событий, но он должен включать в себя прописанные дни и даже может быть часы, если это важно, место действия, прописанные вторые линии, расставленные крючки, пометки по мотивации персонажа, какие-то другие важные отметки, чтобы не забыть, что вот тут злой Кащей должен превратиться в прекрасного принца, именно тут, в этой главе, а не тремя главами позже, потому что в тех главах должны быть совершенно иные события.
Не буду подробно останавливаться на расшифровке элементов сюжета, вы проходили это в школе в 5 классе и должны знать. Расскажу, как работать c этими элементами так, чтобы читателю было интересно.


Нафига козе баян?

Да, сейчас я говорю вещи, которые известны всем и о которых вам совершенно точно говорили в школе. Я понимаю, что вы такие крутые и умные, умеете писать и вам нафиг не нужен этот чертов план с «послевкусием», так как текст у вас в голове. Но тут есть то самое но, о котором я говорила — запал проходит и работа остается недописанной.

Чем хороша плановая визуализация будущего текста? Вдохновение такая штука, что сегодня есть, а завтра нет. Вы выложились на первых главах, в голове уже давно поженили главных героев, родили детей, развелись и умерли в один день, и текст встал на середине, всё, кончился. Вы его пережили, ушли эмоции, улетели мысли, и текст встал. Вы его пинаете ногой, уговариваете, умоляете, но вы всё уже передумали и вас больше не прет от текста и не понятно, куда идти и что делать. И тут нам на помощь приходит план. Независимо от ваших эмоций, мыслей и переживаний, вы видите свой план с разной степенью прописанности сцен, садитесь, две минуты медитируете над черными скупыми буковками, и вот ваши эмоции рядом с вами, текст начинает сначала вяло тащиться, потом все быстрее и активнее волочить вас вперед, время пять утра, а вы все строчите, высунув язык и целиком погрузившись в сюжет.

Для чего еще нужен план? Герой такая штуковина, которая в какой-то момент решает, что он у нас самый главный, и в какой-то момент начинает сам ходить и что-то делать, а автор сидит такой и удивляется — ну надо же какой, стервец! Наш план — это та самая нитка, на которые мы нанизываем бусины-события. И как бы веревочка наша не вилась, как бы ее не мотыляло, но она все равно будет по сюжету в том месте, в каком у нас обозначено на схеме. Поэтому обязательно делайте планы с маяками-бусинами-ориентирами, к которым должен прийти ваш герой. И тогда, где бы он ни плутал, он все равно выйдет к нужному месту, пусть и не в нужное время.


Палка, палка, огуречик

Что еще я хочу сказать по текстам и планам, чтобы закрыть эту тему. Мой опыт общения с редакторами издательств натолкнул меня на крайне неприятное открытие — им не интересны технические эксперименты, а писателю постоянно писать линейно скучно и со временем надоедает, хочется больше творчества в работе. Как можно разнообразить сюжет и сделать его более сложным?

Сначала пару слов о видах сюжета. Как правило, в каком виде писать текст решается по ходу составления плана, когда выявляешь ключевые моменты произведения и отсюда уже танцуешь.

Сюжет бывает линейным. Это когда действия идут последовательно, и герой переезжает из главы в главу, растет, взрослеет, изменяется, и сюжет радостно заканчивается на финальной сцене.

Сюжет бывает цикличным, то есть замкнутым по кругу. Это когда мы с вами имеем отражение одной и той же ситуации (только разного уровня) в начале и в конце произведения. Здесь наша задача ситуацию, которую мы «зацикливаем» на конец, вывести на новый уровень и позволить герою ее решить.

Сюжет бывает параллельным — тут, думаю, понятно, это когда у нас развиваются две линии по сюжету, которые в какой-то ключевой точке нам необходимо будет переплести.

Сюжет бывает смешанным — это когда мы замешиваем несколько видов сюжета в один.

Свою дипломную работу в литературном институте я как раз строила на мешанине разных сюжетных стилей. Поэтому все эти стили можно посмотреть в одной работе — «Я — это ты». Но лучше так не писать. Во-первых, это несколько перегружает читателя, во-вторых, если вы выложите все свои знания в одной работе, то что вы будете делать дальше?

Вы можете придумать свой способ подачи сюжета и это будет интересно, если вы сделаете это грамотно. В литературе нет ограничений, если материал подан качественно и интересно, поэтому не бойтесь придумывать, крутить, вертеть, потому что читателю важно бежать за вами по сюжету, наслаждаться вашим мастерством и талантом складывать слова в предложения. Раскрывайтесь, ищите, придумывайте, станьте тем, кто скажет новое слово в литературе.


_____________________________ УПД от 13/11/18 _____________________________

Сегодня у нас очень большое обновление, и я надеюсь, что оно будет вам полезно.
Поехали? ))


Слово не воробей…


И вот, когда наш план захвата мира готов, мы можем оценить масштаб бедствия, прежде чем займемся ловлей воробья.

Что мы имеем? Если вы понимаете, что план очень большой и героев очень много, то мы с вами пишем роман. Тут должен быть особый подход, о котором мы обязательно поговорим с вами ниже.

Если вы видите, что героев — полторы калеки и событий девять и три четверти, то мы с вами работаем над повестью, это легче, хоть и менее интересно.

Если наковыряли идеи только на рассказ, что и план не составишь, то не мучайтесь и пишите без плана. Важно чтобы вы помнили о составляющих сюжета, а не просто фонтанировали мыслями на бумагу. Даже если это небольшой рассказик, в нем все равно должна быть завязка, развитие, кульминация и развязка + какой-то посыл и глобальная мысль. Вот хоть тресните, а сделайте. Помните, что не каждый бред можно называть текстом и выкладывать на всеобщее обозрение и яндексо-индексацию, лучше все-таки сначала придумать ему смысл и развить в нем мысль.

Особое отношение у меня к миниатюрам и зарисовкам. Почему-то считается, что никакого смысла эти прекрасные творения не несут, и любой мыслительный «пук» мы можем назвать зарисовкой или миниатюрой. Спешу вас расстроить, это не так. Вы будете смеяться, но миниатюра — это самый сложный текст в исполнении. В пару абзацев надо втиснуть столько гениального смысла, зачастую какой и в целый роман не влезет. Помните, краткость — сестра таланта? Так вот, на иную миниатюру сил уходит гораздо больше, чем на какой-нибудь роман. Тут должны быть идеально подобраны слова, каждое слово, каждый знак препинания, даже сама графика письма — это каторжная работа. Я бы сравнила написание миниатюры с японским стихотворением хокку, где, казалось бы, лишь подбери слова в определенной слоговой последовательности и хокку готово, ан нет… Не тут-то было! Мало подобрать слоги, нужно вложить смысл. К сожалению, смысла во многих миниатюрах нет, а иные так и должны были бы остаться в головах своих создателей.

Всё то, что написано выше, можно назвать короче двумя емкими словами — мозговой штурм. На этом этапе вы можете придумывать по сюжету всё, что хотите, бредить так, как вам бредится, выдвигать любые безумные идеи. Мы с бетами обычно этот процесс называем — пишу в порядке бреда. Не отметайте ни одной идеи, даже самой безумной, записывайте каждую свою мысль, поворачивайте сюжет, крутите, вертите как хотите, не стесняясь и не сдерживая себя. Чем больше вы нафонтанируете мыслей, тем интереснее будет ваш текст, он заиграет красками, заискрится, засверкает новыми гранями, станет выпуклым и фактурным. И так вы подготовите почву для будущей работы уже над вашим сюжетом. Но и тут не все так просто, потому что…


Кашу маслом все ж испортишь

Сейчас, когда у вас перед глазами куча сцен, событий, все закручено и заверчено, наша задача вычленить то важное, что мы будем использовать в работе, и оставить то неважное, что утяжелит наш текст. Нам надо очистить наш сюжет от ненужных событий и сделать его логичным, понятным и… компактным.

Однажды я отправила план будущей рукописи своему редактору, чтобы она посмотрела, одобрила, и я села наконец-то писать свою прекрасную приключенческую повесть. Мой чудесный редактор перезвонил мне через некоторое время и сообщил, что главы 3, 6, 7, 10 и три предпоследних она удаляет, а в остальном ей все нравится. На мой возмущенный вопль: «Что ж ты делаешь? А КАК ЖЕ?!» — она ответила очень просто: «В твоем тексте столько событий, что я даже план читать устала, если эти главы убрать, то сюжет станет легче и читатель не рехнется от перегрузки информацией и событиями». Да, мне было безумно жаль своих гениальных идей и находок, я рыдала, убирала, выкорчевывала главы из текста и немного меняла события, но к концу работы над книгой я поняла, что моя редактор была абсолютно права — рукопись получилась такая динамичная и насыщенная, что лишние события утомили бы не только читателя, но и самого автора. Поэтому если вы видите, что ваша работа растягивается во времени и пространстве, если событий так много, что в глазах рябит, то убирайте все малозначительные события, которые вы придумали ради красного словца и которые не несут никакой смысловой нагрузки в вашей работе. Сюжет всегда можно подправить и перенаправить (вы же помните, что именно вы тут бог, царь и господин), зато зевающий читатель вам совершенно точно ни к чему. Чем затянутее работа, тем меньше ваши шансы довести до конца читателя. И наоборот — каждое событие в вашей работе должно быть логичным и мы должны к нему подойти. Не надо делать «монтаж», не надо торопиться. Все плавно, нежно и красиво. Представьте, что ваш текст — девушка и вы за ней красиво ухаживаете.

Как определить, что сцена или глава не нужна? Всё очень просто. Каждая ваша сцена и глава должна работать на развитие вашего сюжета и развитие вашего героя, на его движение по сюжету. Если ваш герой пошел в магазин за хлебом и макаронами, купил все это, встретил двух сумасшедших, но отмахнулся и вернулся обратно, то это ненужная сцена, ваш сюжет провисает в этом месте, тормозит динамику и портит общее впечатление о всем тексте, эту сцену надо убирать. А вот если ваш герой пошел в магазин за хлебом и макаронами, встретил там скрипача и инопланетянина, нажал какую-то кнопку на «машинке перемещения», после чего перенесся в галактику Кин-дза-дза на планету Плюк — то поход в магазин нам был нужен для завязки сюжета. Еще раз — каждая, абсолютно каждая ваша глава, сцена, диалог, абзац должны работать на движение вашего сюжета и развитие вашего персонажа. Если какой-либо кусок текста или диалога вами написан просто для того, чтобы было, — выкидывайте его, это мусор. Не жалейте, выкидывайте, вырезайте, удаляйте. Вообще никогда не цепляйтесь к своим буковкам. Ваш сюжет должен двигаться, вы должны четко понимать, зачем вам нужна та или иная глава, сцена, диалог или абзац, каждая глава, сцена, диалог должны работать, а не просто быть финтифлюшкой. Помните про бусы и «фигню какую-то». Вот никогда не лепите фигни в своих текстах, удаляйте.


Пять минут, пять минут — это много или мало?

Если какие-то моменты в работе с планом мы можем опустить, хотя на первоначальном этапе я бы все же не рекомендовала так делать, то временные рамки и даты я не просто описываю, я составляю таблицу и старательно потом придерживаюсь заданного графика. Что это за таблица? Если это большой роман, растянутый по времени, то я тщательно прописываю месяц, день недели и дату происходящих событий по каждой главе, а иногда и время событий, отмечая все в календарной сетке. Это нужно для того, чтобы не запутаться в тех самых происходящих событиях и не насажать в текст блох.

Допустим, ваш герой на неделе что-то делает, бегает, суетится, а потом у него кончается хлеб, и он идет в магазин. Фигня в том, что сейчас по дням у вас воскресенье и магазины, упс, закрыты. Блоха.

Или герой решил в пятницу уехать из Берлина в Амстердам, покупает билет на поезд ХЗ-2112 (вы сверились с временем отправлением и номером поезда на реальном сайте транспортной компании), садится в вагон и радостный такой едет. А к вам в текст приходит читатель и говорит: «Дорогой, это круто, но этого поезда не существует, потому что по пятницам в Амстердам идет другой поезд, а этот поезд ездит только осенью и по вторникам, а у тебя на дворе весна и пятница». Вот это называется фактической ошибкой, за которую автору надо дать по рукам.

Или у вас в начале романа была весна, птички пели и все дела, вы гуляли в парке, ели мороженое, а в конце романа вы кому-то рассказываете про то, как в феврале лопали мороженое на ветру и продрогли до костей. Блоха.

Или вы проснулись в среду, сходили на работу, и вечером того же дня начали страдать, как вас задолбала эта бесконечная пятница. Блоха-ха-ха.

Мы еще поговорим о вранье читателям, вы на сегодня должны запомнить одну мысль, которую мне в свою очередь передал мой Мастер из Литературного института, писатель и лауреат: «Наташа, ты можешь врать о розовых пони, зеленом солнце и пегасах — тебе поверят, но никогда не прокалывайся в мелочах, ты загубишь весь текст». Время — это та самая мелочь, которая может свести на нет любую вашу работу, если вы позволите себе схалтурить. Все время у писателя должно быть выверено от и до. Вы должны подгонять текст так, что если вы пишете, что есть такой-то рейс в реальности, то ваш герой на нем должен улететь в тот день, когда рейс летает, ибо дотошный читатель высосет ваш копчик через ваше же ухо, доковырявшись до вашей блохи, еще и обставит дело так, что вы тупая безграмотная чушка, не умеющая писать. Скажете не бывает? А то как же! Однажды у меня в комментариях читательница накатала целый абзац по поводу того, что они с моей героиней летели на одном и том же самолете с разницей в пару дней, и как она счастлива, что мой текст так сильно погрузил ее в виртуальную реальность. Не халтурьте, сверяйте даты, время, названия, поезда и самолеты, если ваши герои скачут не на коньках-горбунках в сказочных мирах.

Второй вариант временного прокола — это слишком насыщенный событиями день героя. Это когда у вас бесконечно долгий и очень насыщенный день, который растягивается часов на 40, если его разложить по графику, расстояниям и скорости передвижения. Что надо делать в данной ситуации? Во-первых, однозначно сокращать количество сцен в произведении.
Во-вторых, расставить на карте точки передвижения персонажей, просчитать, сколько времени они на эти перемещения потратят и расписывать на отдельном листе бумаги график их движения, чтобы понять, что мы опять-таки можем убрать из сцен, где подсократить разговоры. Но в идеале вы должны подумать об этом раньше, расписать график движения и время «простоев», чтобы наложить на него схему приключений.


В чем тут собака порылась

Вот вы вычистили план и теперь считаете, что он идеальный. Что дальше? А дальше начинается самое интересное — нам надо понять, что делать с интригой.

Кроме того, что любое литературное произведение — это поступок, я могу еще сказать, что любое произведение — это интрига. Можно написать какой угодно идеальный текст, но если вашим читателям все ясно с первого абзаца, то они вряд ли будут вас читать. Даже если ваша интрига лежит на поверхности, и вы вокруг нее ходите кругами, вы должны до конца уверять читателя, что у него глюки и все не так, как он считает. Разумеется, уверять вы его должны в тексте, а не в комментариях к нему. ;) Читателю нравится разгадывать загадки, ему нравится играть с автором и втыкать в него шпильки. Ваша задача втянуть читателя в игру. Как это сделать? Сложный вопрос. Играли ли вы когда-нибудь в «Мафию»? Доказывали ли вы друзьям, что это не вы «убили» одного из них ночью? Сливали ли вы друга-мафиози, чтобы доказать окружающим, что вы не мафия? Здесь примерно то же самое — ваша задача создать такую интригу, чтобы окружающие до конца думали, что вы доктор или горожанин, в то время, как вы гадостно уничтожаете их ночами. Откуда берется интрига и как ее придумать? Об этом я расскажу в главе про персонажей, когда буду объяснять их причинно-следственные связи. Поэтому пока оставим эту тему, просто примем во внимание, что нам надо придумать интригу.

Чем хороша сетевая литература, когда ты выкладываешь текст по главам? Если ты видишь, что интрига проваливается, то ее всегда можно или подкрутить, или изменить, или дать читателю ложный след в следующей главе. Очень внимательно читайте отзывы, которые вам оставляют. И если вы заметите умного читателя, который радостно выложил вам в отзывах вашу интригу, срочно принимайте меры.


Лошадью! Лошадью ходи!

Когда мы придумали интригу, которой будем придерживаться, пришла пора расставить крючки по тексту, которые и подведут нас к раскрытию интриги. Скорее всего, вы также встречали тексты, где вроде бы все чики-поки, а потом — раз — герой делает какой-то кульбит и оказывается…. героиней, или еще кем-то, кто на концепцию читательского восприятия вообще не ложится. И дело даже не в обосновании, которое автор потом может быть придумает, а в том, что подобный «ход лошадью» в шашках выглядит несколько странным, неуместным и неестественным. Для того чтобы «ход лошадью» вписался в ваш текст, нам необходимы крючки.

Что такое крючок? Крючки лично я делю на два типа — первый текстовый, второй сюжетный. Есть еще понятие психологического крючка. Это вполне себе действенный метод манипуляции человеком, скорее всего, вы об этом знаете, мы не будем на этом останавливаться. Кто не знает — гугл вам в помощь. В любом случае, как понятно из названия, крючок — это то, что цепляет внимание человека.

Текстовый крючок мы рассмотрим чуть ниже, а вот про сюжетные крючки мы поговорим сейчас на этапе проработки плана.

Сюжетные крючки — это такие крючки, которые вы оставляете в тексте между делом, незаметно, не выделяя их никак, и посредством которых вы потом будете делать свой «ход лошадью». Обычно их хорошо видно тем, кто читает ваш текст второй раз. Текст начинает играть совершенно другими красками, и то, что казалось белым, теперь выглядит каким-нибудь зеленым.

Так что же это за зверек такой — крючок, и как его расставлять? Лучше всего крючки рассматривать на любом детективном романе любого детективного писателя. Крючки — это «улики», которые автор незаметно подкладывает по тексту. По их «следам» идет читатель и вольно или невольно их собирает. Когда к концу текста читатель подползает с багажом ваших «улик», то он и сам уже отлично видит, как было совершенно преступление и кто его совершил. Если читатель был наблюдательным, то для него это станет подтверждением его подозрений, если читатель читал вас через абзац, то для него это будет открытием, если читатель читал вас через страницу, то он закатит вам истерику, что автор — лох, вынул кролика из кепки, обманул, обидел, а вы его собственными цитатками и припечатаете — сам ты слепой, иди и читай текст лучше. В любом случае, вам будет, чем крыть, если ваши крючки не все отрыли.

Связь крючков и интриги — это то самое второе дно, невидимая часть романа, мысль в голове, о которой вы намекаете весь текст, но не произносите вслух, которая и добавит в вашу работу «изюма». И чем интереснее будет это второе дно, тем интереснее читателям будет спорить с автором и другими читателями, доказывать свою правоту и стучать тапкой по клавиатуре, что он-то текст видит совсем иначе.


Американские горки, или правило пяти оргазмов

Случалось ли вам попадать в ситуацию, когда садишься читать текст и отрываешься от него только тогда, когда автор поставил последнюю точку? Плевать на работу, учебу, время, семью и голодного мужа, пока мы не узнаем, чем кончилось дело, от текста оторваться не можем просто физически! Хотите научиться так писать? На самом деле это очень легко, достаточно всего лишь проанализировать структуру текста автора и глав в частности. Всегда помните о Дали и его вуайеризме и разложении произведений искусства! Сейчас я открою вам тайну текстовых крючков.

Когда я сажусь писать новую главу, то обычно совещаюсь с бетами. Мы обсуждаем план главы, расставляем крючки в сценах и прорисовываем более понятно происходящие в главе события. Уже слышу, как вы кричите: «Иманка, ты маньяк, иди уже в задницу со своими планами!». Поверьте, я терпеть не могу планы, я очень неорганизованный человек, и если бы мое начальство узнало о том количестве планов, которое я использую в работе, оно бы сказало, что это не я, а моя сестра-близнец, ибо нет бОльшего противника планов у нас на работе, чем я. Но сейчас хотя бы устный план вам жизненно необходим! Так вы понимаете, о чем будете писать, на что надо обратить внимание и к чему все должно привести. А самое главное, ваша задача построить структуру главы и понять, где вы расположите текстовый крючок.

Что такое текстовый крючок — это такое зверек, который цепляет читателя и заставляет его читать текст дальше, а не откладывать его на потом. Он передается через диалоги или текст. Как правило, его ставят в начале или в конце главы, создавая интригу и то, что многие авторы называют емким «оборвать главу на высокой ноте». Да-да, именно вот этот высокий «обрыв» и есть тот самый текстовый крючок.

Помните, я писала об элементах произведения? Напомню, элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог. Нам с вами для работы понадобятся все, кроме эпилога. То есть ваша глава должна начаться с какой-то завязки, далее действие должно развернуться, подводим под кульминацию, а вот развязку (накинем крючок на текст) мы перенесем на начало следующей главы. И именно она станет нашей новой завязкой, на который побегут читатели. И опять пошло по нарастающей: развязка/завязка — развитие — кульминация — и новая глава. Иными словами, каждая глава — это какое-то полностью раскрытое событие, развязку которого мы переносим в следующую главу. Как вариант, тоже вполне себе дееспособный: развязка/завязка — развитие — новая глава — кульминация — развязка — завязка. Тут есть один нюанс, который вы обязательно должны учитывать: от перегруженности сюжета событиями читатель устает и воспринимает это не как: «Вау, опять что-то случилось!», а как: «Мля, опять что-то случилось!» Чувствуете разницу? Особенно это заметно на сериалах, если вдруг вы их смотрите. То есть вот уже герои прошли несколько испытаний и должны упасть в объятия друг друга и слиться в экстазе, когда сценаристы накручивают еще какой-то бред сверху, чтобы отработать выделенные деньги. И вот вроде бы и это испытание они уже прошли, и вот вроде бы уже должны упасть и слиться, но… Новый поворот! И мотор ревет! Что он нам несет? И вот в этом месте читатель и произносит ту самую фразу — «Мля, опять что-то случилось!» Но вернемся к нашим барашкам.

Давайте представим, что наш читатель — это мужчина. Вы любите его и хотите сделать ему приятное. Допустим, пять оргазмов за ночь! У него еще ни с кем так не было, и вы готовы выложиться сейчас на все сто, чтобы доставить вашему мужчине удовольствие. Тут мы имеем два варианта развития ситуации — или ваш мужчина утром уйдет довольный и счастливый, или сбежит от вас с дикими воплями из серии «помогите, хулиганы чести лишают!!!». Нам надо, чтобы он остался довольным. Что делать? Как вы знаете, идеал самой идеальной ночи любви это — соблазнение, петтинг, секс, оргазм, отдых, петтинг, секс, оргазм, отдых, и так то количество раз, которое мы с вами задумали. Если же ваша ночь пройдет по схеме — секс, оргазм, секс, оргазм, секс, то не факт, что оргазмов будет нужное нам количество, а мужчина под утро от нас не сбежит с теми самыми воплями про маньяков. Так вот, ваши главы должны чередоваться в той же самой последовательности, в какой мы «доставляем мужчине удовольствие», а именно: подготовка к напряженной главе, напряженная глава, очень напряженная глава, отдыхающая глава, подготовка к напряженной главе… Но вы должны помнить, что или в конце главы вы ставите точку какой-то ситуации по сюжету, или даете завязку новой ситуации. При этом ваши спады и подъемы обязаны работать на ваш сюжет и вести вас к концу работы по глобальной схеме — завязка, развитие, кульминация, развязка.

В качестве примера концовки-крючка, хотела бы привести концовку одной из глав моего текста «Selbstopfermanner: под крылом божественного ветра»:

=========================
— Герберт, у меня завтра свадьба, ну сделай же мне подарок, в конце концов! — шантажировал его брат, мило улыбаясь.
— Билл, ты пускаешь меня по миру, — не менее мило лыбился банкир.
— Мы же много лет являемся клиентами вашего банка. Герберт, ты же понимаешь…(расслабляем читателя пустым диалогом персонажей, это же экспозиция для сцены, от которой мы сейчас начнем плясать в следующей главе)
— Том, — осторожно просунула голову в кабинет новая секретарша. ( пошла завязка следующей главы)
— Габи, я же просил не отвлекать, — бросил я раздраженно.
— Том, там… — Габриэлла несмело пошла в мою сторону, неся в руках трубку.
— Кто это? — Если это Сьюзен, я уволю эту тупую овцу. Сразу же уволю. Сейчас же!
— Это Мария. Там… — Oна запнулась. Я взял трубку.
Билл удивленно глянул на секретаря, потом вопросительно посмотрел на меня.
— Извини, Герберт, — прикрыл я трубку и вежливо улыбнулся. — Да?
— Том? — ее голос звенел от напряжения так, что, кажется, по проводам бежал ток. Сердце со всей силы дернулось в груди и сжалось до нестерпимой боли. Я почувствовал, как спина мгновенно взмокла, а руки похолодели. — Они забрали детей. (дальше усиливаем эффект)
Меня все-таки шарахнуло током по всем нервным окончаниям одновременно. Я с ужасом перевел взгляд на брата.
— Кто? — еле разлепил губы, уже отлично зная ответ. Надежда билась в предсмертной агонии.
— Что случилось? — осторожно спросил Билл, внимательно следя за мной.
— Югендамт. (накидываем крючочек)
— Я сейчас приеду. Ничего не делай, никому не звони. Я уже еду.
— Том. — Ее протяжный всхлип разорвал мою грудь в клочья. (еще капельку дожимаем читателя, лакируем крючок)
— Я сейчас… Я быстро… Я еду…
— Что случилось? — Билл попытался ухватить меня за руку, когда я пронесся мимо него. Я лишь отмахнулся, выбегая из кабинета, судорожно набирая номер матери. (всё! Клиент готов! Мы окончательно подцепили читателя и заставили его немедленно нестись в следующую главу вместе с героем)

Таким образом, если вы будете соблюдать эти несложные правила выстраивания структуры главы, то ваш читатель будет следовать за вами по тексту, как взявший след молодой спаниель, боясь оторвать нос от тропы и потерять божественный запах вашего сюжета.


Отделяем зерна от плевел

Когда вы составляете план, уже полноценный такой, конкретный, расставляете главы по времени, смыслу, логике, то отследите этот момент — не гоните ли вы лошадей, или, наоборот, не провисаете ли в каких-то местах. Это будет отлично видно на схеме текста, и, если заметите за собой подобный косяк, то сразу же исправьте — или добавьте промежуточную главу, или убирайте лишнюю. Потом уже, когда вы будете писать сам текст, то поймете, какая сцена из плана лишняя, а где недостает информации. Не бойтесь отступать от плана, не бойтесь добавлять или убирать что-то. Если вы считаете, что данное действие принесет работе пользу и сделает ее только лучше, то делайте так, как считаете нужным, не оглядываясь на план.

Почему я так подробно рассказываю про план и работу с ним? Почему не перехожу сразу к тонкостям написания? Когда ты хорошо понимаешь сюжет и его развитие, когда есть четкие ориентиры и ты понимаешь, какую нитку надо брать, чтобы нанизать эту бусину, а какую использовать для вон той бусины, где поставить ограничитель, а где добавить цепочку, то работа идет четко и не вызывает впоследствии недоумения у читателя. Вы пишете уверенно, со знанием дела идете вперед, ставите крючки, завлекаете читателя, крутите им как хотите, подпинываете вашего героя, и работа ладится. Мой опыт работы журналистом приучил меня к тому, что прежде чем начать писать статью (если я потом не хочу ее переписывать), надо найти фактуру. Но для того, чтобы собрать фактуру (а это, как правило, работа со многими людьми-экспертами), надо понимать структуру статьи, нужно составить ее план и, возможно, даже написать тезисно основные мысли. Неважно — интервью это с мэром, экспертная статья от директора завода, или статейка про лыжные палки — журналист должен четко понимать структуру статьи, чтобы собрать нужную фактуру у нужных людей, потому что у него есть только один шанс собрать фактуру, второго уже не будет. Потом он снимает с диктофонной записи нужную ему информацию, оформляет литературным языком, и вот статья готова. Но непосредственно до написания самого материала журналист мог готовиться несколько дней. Я не призываю вас поголовно делать планы, расписывать и разрисовывать их. Вы должны делать так, как удобно прежде всего вам. Я делюсь с вами механизмом раскрытия собственного сюжета, чтобы сделать его интересным. Как им пользоваться впоследствии — дело ваше. Хочу отметить, что в подобном виде ваш сюжет выглядит наглядно, понятно, и вы можете его подправлять в процессе работы, перекидывая крючки и закручивая интригу, если читатели уже раскусили вашу задумку. Ваш герой не будет мотаться по сюжету как известное слово по проруби, вы не будете злиться на себя, что не знаете, чего бы вам еще написать, вы не затянете текст и не свернете его на полуслове. У вас есть четкая схема и вы четко передвигаете по ней ногами.

_____________________________ УПД от 22/11/18 _____________________________

Добавлю к теме про крючки немного объяснений.


Как правильно интриги интриговать



Мне тут в личку внезапно прилетел вопрос, как работать с крючками. С вашего позволения, расскажу и покажу на примере одного из своих текстов.
Но сначала давайте еще раз вспомним, что такое крючок.
Крючок — это очень важная информация, которая раскидывается автором по сюжету, чтобы потом свести всё воедино в конце текста и раскрыть нашу интригу. Иными словами, крючком автор нам как бы намекает, что вот именно здесь собака-то наша и роется, алё, обрати внимание, любимый читатель!
На примере детектива это выглядит так. Мистер Х убил Мистера Y. Убийцу ищет Мисс Z. Как Мисс Z будет искать нашего коварного Мистера Х? По уликам. Что такое улика? Это тот самый замаскированный автором крючок. Именно этими уликами-крючками мы и доказываем в конце через Мисс Z, что Мистер Х убил Мистера Y. Но это детектив и это понятно. А что делать с простым текстом без детективного подтекста? Чтобы объяснить максимально понятно, возьму самый простой и очевидный текст с крючками.

Итак, у нас есть роман о двух влюбленных дураках, которые из-за недопонимания ссорятся. Девушка в слезах и соплях уезжает без денег и документов, и пытается попасть как-то домой. Это основная линия, которую видит читатель.
Как вы понимаете, у автора в голове на протяжении всего текста есть и вторая линия, которую читатель не видит — то, как парень пытается девушку вернуть. Эта линия у нас выходит только в конце, но все крючки мы навесили на текст еще в самом начале основной линии.
По персонажам: главный персонаж основной линии — девушка, которой изменили. Второй главный персонаж основной линии — парень, который подобрал невменяемую девушку. Чтобы как-то помочь этой девушке, главный персонаж выходит на связь с парнем девушки, и они разрабатывают план, как вернуть эту страдающую дуру обратно домой (это у нас вторая линия). Героиня (а с ней и читатели) этого не знает, она страдает, у нее депрессия. А вот то, что происходит вокруг нее, — это и есть наши крючки, читатель их и видит, и не видит. Открываем карты.

Крючки в диалогах
Сцена основной линии: Героиня звонит подруге и просит ее прислать ей деньги, чтобы вернуться домой. Подруга проявляет очень живое участие и расспрашивает ее, где она, с кем живет, как ее найти, намекает, что ее любимый мужчина тоже переживает, страдает и был бы не против возобновить отношения (крючки выделены жирненьким):

— Ты же просила сама! — возмущалась она. — Что у тебя случилось?
— Тебе уже звонили эти? — хмуро спросила я, избегая называть имена. Не за чем Штефану знать мой круг общения.
— Нет, никто не звонил, но я чувствую по твоему голосу, что что-то случилось. Маш, у тебя все в порядке?
— Нет. Мы расстались. У меня нет документов и денег, я живу у чужого человека и мне нужна твоя помощь.
— Да, можешь на меня рассчитывать.У кого ты живешь? Дай мне его контакты? Как зовут? Ты же понимаешь, как это опасно! А если он с тобой что-нибудь сделает! Немедленно дай мне его адрес! Маш, может, ты не так поняла? Может, он не то имел ввиду? Ты же говорила, он тебя любит и пылинки сдувает. Он просто не мог такого сказать. Тебе надо с ним поговорить. Уверена, это какое-то недоразумение. Может все не так, как ты думаешь.


Вот такой огромный жирный крючок мы вешаем на текст. Читатель думает: «Вай-вай, какая хорошая подруга». Автор потирает ручки: «Бггг». Как же мы отыгрываем этот гарпун дальше в тексте, чтобы в конце читатель понял, что автор не зря так беспокоился подругой:

— Полина, привет. Узнала? Мне очень нужна твоя помощь. У нас серьезные проблемы... (здесь мы показываем, что провинившийся герой звонит подруге и просит ее о помощи)

///////

— Привет. Узнал? — звучит в трубке тихий недовольный голос Полины.
— Конечно, — улыбаюсь в ответ. —Жду твоего звонка. Специально спать не ложился.
— Мне кажется, будет лучше, если Мари вернется домой.
— Полина... У нее реактивная депрессия. Мне надо с ней поговорить. Мари наломает сейчас дров, уедет, будет мучиться. Она не в себе и не отдает отчет собственным поступкам. Прошу... Ты сказала, что мы ее ищем?
— Нет, не сказала. Она сильно обижена. Я первый раз у нее такой голос слышу.

И дальше подруга сливает всю информацию о дислокации героини, чтобы герои могли ее найти.

Крючок-ситуация (сцена-крючок)

Крючок, который читатель не видит. Он видит сцену — прогулку героини с собакой. Но не видит двойного днa этой сцены.
Сцена в основной линии: Я зашвырнула мячик подальше, несколько утомившись от игривости зверя. Пусть побегает и поищет, надоела уже эта блоховозка. Мяч поскакал по дорожке с горки, пересек другую тропинку пошире и улетел в кусты. Саша (собачка) ринулась за мячом.

/////

Кусты оказались низкими деревьями с широкими кронами и обильными нижними отростками. Саша тявкала где-то совсем рядом, причем мне постоянно казалось, что на кого-то. Я залезла в гущу и осмотрелась. Вот ведь дурилка лохматая! Поводок зацепился петлей за сук,. Вон и мяч валяется в метре от нее, не достанет никак. Я освободила пленницу, сделала пару шагов за мячиком и чуть не рухнула, почувствовав знакомый запах, смешанный с запахом деревьев и влажной земли. Втянула воздух полной грудью. Дьявол! Непроизвольно шумно задышала, стараясь насладиться таким неожиданным подарком. --->Закрутила головой, пытаясь разглядеть того, кому принадлежит запах. Но в этом подлеске никого не было, кроме нас с Сашей. Грустно усмехнулась - мне уже его запах мерещится. Совсем головой тронулась. Я потащила собаку за собой сквозь кусты. Надо идти домой. Там, по крайней мере, не пахнет любимым. Всё, это последняя стадия помешательства. Дожила, обонятельные галлюцинации начались. Домой. Бегом домой! Пока еще кто-нибудь не привиделся.<--- А ВОТ ТАК МЫ КРЮЧОК МАСКИРУЕМ - ПОКАЗАЛИ ЕЙ ГЕРОЯ, ДАЛИ ПОНЮХАТЬ И ТУТ ЖЕ СОСКАКИВАЕМ С ТЕМЫ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ — И словно добивая мой и без того офигевший от переживаний разум, вдалеке я заметила парня, очень похожего на Билла. Он шел к выходу из парка. Я вцепилась в его спину взглядом и поняла, что крыша съехала окончательно. Куртка, как у Билла, джинсы черные. Волосы собраны в хвост. На голове кепка. Идет, как Билл. Все движения, как у Билла! Я смотрела на него, словно кролик на удава, широко распахнув глаза, чувствуя физическую боль в солнечном сплетении, сердце гулко колотилось в груди, почему-то неприятно отдаваясь в горле и кончиках пальцев на ногах.

Как мы отыгрываем этот крючок во второй линии:

Мари кинула мячик, и он полетел в нашу сторону. А за ним бежала Саша. А за Сашей пойдет и Мари. Мы с Томом замерли. Собака на всех парах влетела в кусты, схватила мяч и только тут заметила нас. По окрестности разнесся ее противный писклявый лай.
- Пошла отсюда, - махнул Том ногой. - Пошла вон.
Саша, почувствовав знакомый запах, забрехала еще радостнее.
- Твою мать! Мари сюда идет, - простонал я.
- Прекрасное место для встречи, - пробормотал брат.
Мы осторожно двинулись назад. Саша увязалась за нами.
- Уходи отсюда, - скомандовал Том. - Я собаку отвлеку.
Я ринулся вон из зарослей, радуясь, что никому не пришло в голову их прореживать. Через несколько секунд в ухе опять зазвучал голос Тома:
- Билл иди спокойно вперед. Она тебя заметила, идет следом.
- Догоняет? - дрожащим голосом спросил я, чувствуя, как подкашиваются ноги.
- Нет. Она держит достаточно большую дистанцию между вами.
- Третий, объект на тебя идет. Принимай, - вклинился голос агента.
- Вижу объект. Принял.
- Билл, не суетись. Садись в машину, и отъезжайте.
- А ты?
- А я следом иду. Она не сокращает дистанцию. Она просто тупо идет за тобой на расстоянии.


Представляете, как играет сюжет при повторном прочтении, когда читатель уже знает вторую линию и видит ваши крючки?


Крючок-врака
Вариант не явного крючка, но его читатель мог бы заметить и сделать вывод, если вы как-то подчеркнете и намекнете ему: героиня задает вопрос, герой явно врет, но мы об этом говорим вскользь, отмечаем как бы про себя.

Сцена: Герой основной линии притащил героине пакет с вещами, чтобы она могла переодеться, но он не в курсе, что лежит в том пакете.

- Штефан, а зачем ты мне купил пижаму?
- Пижаму? - удивился он.
- Ну, как бы оно не тянет на домашний костюмчик, - я продемонстрировала ему свой ночной наряд.
- Да ты знаешь... – протянул, явно придумывая ответ. - Ээээ... Мне просто понравилось. А остальное тебе как?


Что мы имеем по этому крючку под вторым дном:
Парень героини встречается и передает герою первой линии пакет с вещами для героини, но просит не говорить, что вещи от него. Герой первой линии пришел домой и, не глядя, отдал пакет героине, после чего удивился, что там была пижама. Пока героиня разбирала вещи, она задалась вопросом – а не ее ли юноша ей их накупил, только у него был такой плохой вкус на одежду, у этого-то (нынешнего) вроде все в порядке.

- Мари ушла из дома совсем без одежды. Здесь все необходимое, все новое, с бирками. Скажите, что зашли в магазин и купили ей одежду. Думаю, ее уже тошнит от той водолазки, в которой она ходит несколько недель. Только не вздумайте сказать, что видели нас. Она не возьмет и сбежит при малейшей возможности.

Ну вот как-то так. Надеюсь, что это не сложно и достаточно понятно. Вообще, не бойтесь экспериментировать с текстом и играть с читателями. Они это любят.


Надеюсь, что сегодня же вечером загружу и текст про персов. Немного увлеклась работой. Не теряйте меня!


Содержание

Урок 1. "Тонкости ремесла. Типичные ошибки в диалогах"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Dialogi

Урок 2. "Тонкости мастерства. Построение сюжета и создание интриги"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Postroenie-syuzheta-i-sozdanie-intrigi

Урок 3. "Тонкости ремесла. Создание персонажей и основные ошибки"
Читать здесь - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/blog/Tonkosti-remesla-Sozdanie-personazhej-i-osnovnye-oshibki



Сказать автору спасибо (поставить звездочку, написать отзыв, стать читателем, добавить в друзья) можно по этой ссылке - https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/books


Кстати, у нас в активной стадии написания интерактивный роман, где вы можете подергать автора за усы и закидать его интересными задачками, чтобы ему жизнь медом не казалась. Присоединяйтесь! Мы выходим на вторую часть текста, у вас еще есть шанс поучаствовать в создании произведения и повлиять на его ход.
https://prodaman.ru/Natalya-Averkieva-Imanka/books/Naslednik-poceluj-angela

Категории: Статьи



Обновление: 06.12.2018, 21:29 12448 просмотров | 18 комментариев | 16 в избранном

Хэштег: #Школа_МТА

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20