Интервью со мной в рамках рубрики Тет-а-тет с автором

22.10.2017, 21:29 Автор: Ника Веймар

НИКА ВЕЙМАР: «Я УСТРАИВАЮ СВОИМ ГЕРОЯМ НЕБОЛЬШИЕ ИНТЕРВЬЮ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, С КЕМ ИМЕЮ ДЕЛО»

Ника Веймар — всесторонне интересная, коммуникабельная и открытая ко всему новому личность. А еще про таких, как она говорят, мол, в карман за словом не полезет. И правда, не полезет, не побоится высказать собственное мнение, даже если оно противоположно мнению большинства. Герои ее книг запоминаются читателю яркими характерами, неоднозначными решениями и стальным устремлением к выбранной цели. А истории получаются оригинальными, смелыми, где добро всегда может рассчитывать на заслуженную справедливость.

Ника, расскажите, пожалуйста, как возник такой псевдоним?

Этот псевдоним со мной уже много лет. Ника — потому что был нужен ник на форум. А в Веймаре я родилась. Соединила, порадовалась получившемуся результату, и с тех пор в сети я исключительно Ника Веймар.

Любовь к литературе была присуща Вам с детства или же энтузиазм к чтению пришел со временем?

С детства. Я обожала читать. Прочла все книги из домашней библиотеки, из детской и школьной, в 14 лет записалась во «взрослую». Там работала тётя подруги, она нас и записала, хотя негласно туда записывали с 16-ти лет. Читала всё подряд, от классики до современной «жвачки для глаз» типа Дарьи Донцовой. И угадайте, кто честно читал весь список литературы на лето? Да-да, я существую.

Повлияла ли эта любовь к чтению на выбор будущей профессии? Ваши детские мечты были связаны с творческим направлением?

Детские мечты — нет. Я хотела быть учителем, врачом, бухгалтером… И слава богу, что ничего этого не случилось. Подозреваю, над колонками цифр я бы умерла от скуки. Как и над кипой бумажек, которые должен заполнять несчастный педагог. А вот классу к девятому я определилась, что хочу быть журналистом. Была внештатником в местной газете, даже получала гонорары за статьи и безумно этим гордилась. Окончила Институт журналистики БГУ, несколько лет работала по специальности, а потом ушла в копирайтинг. В принципе, это смежные области, и работа тоже творческая и безумно интересная. Но не надо путать меня с рерайтером, который пишет тексты на биржах за три копейки. Я продаю не просто рекламный текст, я продаю решение поставленной задачи. И это стоит намного дороже.

Есть ли у Вас еще увлечения, помимо писательства?

В последние несколько лет увлеклась выкладкой «алмазных» картин. Холст с нанесённой на него клейкой основой, рисунок, схема и много-много пакетиков с квадратными стразами. Но ни одной готовой картины дома нет: все разъехались по родным и друзьям. Мне нравится делать их в подарок, с хорошими мыслями о том человеке, кому конкретная картина предназначена. И в интерьере они смотрятся здорово!
А ещё я собираю котиков. В основном, фигурки, но вдобавок к ним есть куча магнитиков, несколько кружек с хитрыми кошачьими мордочками, один значок, салфетница ручной работы и календарь на следующий год. Впрочем, на этот — тоже.

Какие книги из мировой литературы Вы бы поставили в свой личный «ТОП-10 лучших книг»?

А почему так мало? В первую очередь это «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Потрясающая книга, многоплановая, умная. Её можно перечитывать бесконечно. Его же «Собачье сердце», которое всем знакомо по экранизации. Разруха в головах, как говорил профессор Преображенский.
«Иллиада» и «Одиссея» Гомера. Поначалу они читаются тяжеловато, нужно подстроиться под ритм, которым написаны произведения. Зато потом — не оторваться. По моему мнению, именно по этим произведениям нужно знакомиться с мифами древней Греции. «Старик и море» Эрнеста Хеменгуэя. Без неё список точно будет неполным. «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова, великолепный образец юмора в литературе. Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества». Глубокая книга о проблемах, возникающих из-за неспособности любить. Джордж Оруэлл «1984». Известнейшая антиутопия. Сюда же — Хаксли и его «О дивный новый мир». На мой взгляд, эта книга ещё пострашнее предыдущей, потому что описывает не только «прелести» тоталитарного общества, но и то, к чему в итоге может привести эпоха потребления. Такое мрачное пророчество… Харпер Ли «Убить пересмешника». Годы великой депрессии в США глазами ребёнка. «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, в первую очередь — за стихи. «Таис Афинская» Ивана Ефремова, «Имя Розы» Умберто Эко… В общем, в десятку я явно не укладываюсь.

Любимые книги как-то повлияли на Ваш стиль написания?

Не исключено. Сильно подозреваю, что мой стиль — это сборная солянка, родившаяся на основе всего прочитанного. А недавно, размышляя о мужских персонажах моих историй, поняла, что все они в той или иной степени имеют черты Атоса, причём не книжного, а того, которого великолепно сыграл Смехов. У кого-то они выражены более явно, у кого-то — слабее. Я обожаю Атоса, и в книге, и в фильме. Изумительный мужчина. Кстати, книги Дюма — тоже в список лучших, без вариантов.

Сочинительство для Вас больше увлечение или работа?

Моя работа связана с написанием текстов, поэтому полагаю, что это — увлечение, которое стало любимым делом.

В какой момент Вы точно для себя решили, что писательство – это то, чем Вам хочется заниматься? Что мотивировало к творчеству?

Сложно сказать. Первую книгу я написала в 12 лет. Фэнтези о полулюдях-полукошках с авторскими рисунками. 10 тетрадных листов. Потом были рассказы, стихи. Периодически развлечения ради придумывала продолжения понравившихся историй, но не записывала их. Однажды подруга предложила написать в онлайн-режиме роман на форуме абсолютно не литературной направленности. И понеслось… И чёткой мотивации, как таковой, тоже не было. Мне просто нравится делиться историями, которые родились в воображении.

Поэзия оказалась лишь промежуточным звеном в поиске себя или же Вы до сих пор сочиняете стихи?

До сих пор иногда пишу. Но поэзия — это моё маленькое развлечение. Я не гонюсь за попаданием в размер, ритм, как придумалось — так и записалось. Но при этом стихи читаются достаточно легко, несколько из них подруга даже положила на музыку.

Ника, как считаете, вдохновение имеет место быть или же это просто отговорка для ленивых авторов?

Вдохновение необходимо. Хотя можно ли назвать особое состояние, в которое погружаешься при написании книги, именно вдохновением — не уверена. Но очень чувствуется, когда автор пишет «из-под палки», буквально насилуя себя. И предложения тяжёлые, и герои двигаются, как механические куклы, и всё вместе воспринимается как плохой спектакль, когда хочется встать и уйти, а в особо тяжёлых случаях ещё и кинуть помидором в режиссёра.

Автору для работы нужна особая атмосфера? Что лично Вам помогает и наоборот мешает творить?

У меня нет каких-то особенных ритуалов. Могу писать где угодно, если есть возможность. Даже в очереди в поликлинику. Хотя нет. Не могу писать в транспорте. Неудобно набирать текст. Может отвлекать посторонний шум, хотя это решается просто: наушники с любимой музыкой — и проблемы больше нет.

В каких жанрах Вы предпочитаете работать и почему?

Если говорить о форме, то это романы и рассказы. Рассказ — возможность быстро и коротко рассказать определённую историю. Мне нравится под настроение писать небольшие мистические истории с трагическим финалом. Роман даёт больше свободы, позволяет раскрыть мотивы персонажей.
Если о тематике — фэнтези. Магия, возможность создать отдельный мир со своими законами и традициями. Мне это по душе.

В Ваших книгах больше светлых или темных красок?

Думаю, что примерно поровну. Как и в жизни.

На Ваш взгляд полноценный герой (не шаблонный), какой он? Сложно ли «выписать» такого и что для этого необходимо?

Я считаю настоящим и полноценным героем такого, в поступки которого верю. Допустим, если мне три четверти книги рассказывают о том, как для героя важно жениться на женщине, обладающей определёнными качествами, как он связан по рукам и ногам обязательствами, а в последней четверти он плюёт на долг перед семьёй, родиной и так далее, потому что внезапно любовь превыше всего — он картонка. Так не бывает. Либо сразу скажите, что он — подлец, думающий исключительно об удовлетворении собственных прихотей, либо пусть он до конца остаётся верен долгу.
Я устраиваю своим героям небольшие интервью, чтобы понять, с кем имею дело. Мелочи, которые повлияли на характер персонажа, могут никогда не всплыть в тексте, но мне они необходимы для понимания границ, в пределах которых герой или героиня будут существовать изначально. А ещё я люблю брать за основу качества или особенности реальных людей. Манеру речи и поведения, страхи, даже хобби. И после такого создать убедительный образ уже нетрудно.

У героев Ваших книг есть прототипы из жизни или же это собирательные образы?

Собирательные. Я не сторонник того, чтобы «помещать» в книжный мир реального человека. Хотя бы потому, что я не могу знать, как он действительно отреагирует в той или иной ситуации, что для него может стать той самой «последней соломинкой», после которой соединить по линии перфорации уже не получится. Но я наделяю героев чертами реальных людей, их привычками, качествами, «проигрываю» с ними ситуации, участницей или свидетельницей которых я была в реальной жизни. И не люблю монохромных персонажей. Как раз потому, что в жизни большинство людей — добрые в злую полосочку.

Расскажите нам о любимчиках из Ваших книг. В чем их особенность или, как я люблю говорить, изюминка-безуминка?

Я бессовестнейшим образом люблю Айлина из «Тёмного договора». За то, что он не пытается казаться лучше, чем есть, не боится быть чудовищно жестоким в отношении провинившихся даже на глазах у любимой женщины. За то, что не пытается сломать, подчинить, уничтожить тех, кто попал в его власть просто ради забавы и развлечения. И за то, что его женщина рядом с ним будет одета, обута, накормлена и защищена по умолчанию, но при этом не станет пленницей и заложницей его чувств.
Из женских персонажей нравится Алекс из романа «Бес. Оруженосец поневоле». За умение сделать лимонад из самого кислого лимона, острый ум и умение признавать свои ошибки. И за чувство юмора. Кстати, эту книгу теперь можно купить на бумаге: в конце сентября «Бес» вышел в издательстве «Автограф». Доставка книги по России бесплатная.

В работе над сюжетом книг Вы предпочитаете наитие или четкое планирование?

Планирование. По наитию я могу записать первоначальную идею. Но потом, когда начинаю продумывать сюжет, как правило, задумка корректируется. Иногда значительно. Так у меня получилось с дилогией «Обречённая на месть». Задумывался самый обыкновенный любовный роман с властным героем, принуждением и торжеством справедливости в конце. Как только приступила к созданию плана, выяснилось, что герой хоть и властный, но не чудак на букву «м», и утверждать свою сомнительную крутость за счёт слабой девушки не станет. Победа над заведомо слабым противником удовольствия не приносит. Если бы это всплыло в середине романа, боюсь, финал оказался бы безбожно слит. Как всегда, когда автор сам не знает, куда он хочет привести героев и какими путями. Поэтому фразы от коллег-писателей типа «Я не знаю, что из этого получится, герои сами пишут свою историю, и я их не ограничиваю» меня пугают.

Как Вы относитесь к ХЭ (хеппи энд) в книгах? Всегда ли счастливая концовка уместна и стоит ли «притягивать ее за уши» только чтобы угодить читателям?

Любой финал должен быть логичным. Если герой всю книгу куролесил и творил пакости, а в конце внезапно получил награду, я негодую. Даже если остальные читатели млеют от превращения каменной скалы в тесто для блинчиков. Если автор целенаправленно всю книгу ведёт героя к краю пропасти, так пусть он в неё рухнет в конце. Не надо «богов из машины». К тому же само понятие ХЭ может быть достаточно размытым. Возьмём стандартный сюжет «насильник и жертва». Чем не счастливая концовка — смерть мучителя и свобода?

Бытует мнение, что драматические финалы, когда справедливость торжествует по законам логики, не нравятся читателям. А значит, подобная книга иметь успех не будет. Как Вы считаете, так ли это?

А почему в кино имеют успех мелодрамы с трагическими финалами? В литературе работают те же самые принципы. Читатели любят счастливые финалы, но если это самое счастье свалилось с неба большим, чёрным и напрочь расстроенным роялем — навряд ли это принесёт удовольствие. Не будет катарсиса, в один миг перечеркнутся все предыдущие эмоции, которые дарил текст. Останется недоумение и вкус пластилина во рту вместо обещанной шоколадки. Злая, несмешная шутка.
И книга с открытым финалом, даже подразумевающим трагедию, может иметь оглушительный успех, если там всё логично. Как пример — «Одиночество в Сети» Януша Леона Вишневского. Эпилог там подразумевает трагедию, последние две фразы режут без ножа, до колючего кома в горле, до того, что перехватывает дыхание. Но насколько популярна эта книга! И да, я предпочитаю думать, что второго эпилога, постскриптума, написанного на несколько лет позже, не существует. Хотя он тоже вполне логичен.

Что за зверь «неписец»? Захаживает ли он к Вам и как спровадить такого непрошенного гостя? Дадите несколько советов «коллегам по цеху» из собственного опыта?

Периодически заглядывает, увы-увы. Как правило, после эмоционально насыщенного дня. Совет простой: оставить себя в покое, не заставлять. Можно заняться рутиной. Правкой, шлифовкой плана для новой книги, да хотя бы написанием сцены из середины или конца романа, если категорически не идёт то, что по плану. Или просто устроить себе вечер лентяя и «лежбище морского котика» на диване. Это нормально.

На Ваш взгляд, стоит ли автору следить за литературными тенденциями, подстраиваться под них и писать «в тренде»?

Зависит от того, чего хочет автор. Если издания и быстрой прибыли — да. Читаешь десять изданных книг и пишешь одиннадцатую в том же стиле. Но превратить искусство в ремесло и поставить на поток несложно. Вернуться обратно куда проблематичней. Я за то, чтобы следить за тенденциями, по возможности — обыгрывать их в своём творчестве, но не слепо следовать всем требованиям «моды».

Как Вы относитесь к книжным сериям?

Как автор — отношусь к ним хорошо. Если в книге переплетено несколько сюжетных линий, серия даёт возможность раскрыть их все, не комкая текст. Как читатель — с настороженностью. К сожалению, не все циклы дописываются до конца. Лично я предпочитаю делать вид, что не существует продолжения «Хроник Амбера» и от всей читательской души желаю долгих лет жизни и крепкого здоровья Дж. Мартину.

Если говорить о плюсах и минусах с коммерческой точки зрения, то лучше серия по миру, а не серия с одними и теми же героями. Во-первых, если автор решит её свернуть, это пройдёт более безболезненно для читателей. Во-вторых, ко второму и третьему тому с одними и теми же героями часть читателей отсеивается и до конца доходят только самые стойкие.

Как часто Вы пишите? Следуете ли негласному правилу «ни дня без строчки»?

Стараюсь работать над книгами ежедневно, кроме выходных. Это время — для семьи. Но в моём понимании, в работу над романом входит и редактура. Бывают дни, когда я довожу до ума уже готовые части книги и не пишу ничего нового.

С каких книг Вы бы порекомендовали начинать знакомство с Вашим творчеством?

Тем, кто предпочитает законченные истории, могу посоветовать «Бес. Оруженосец поневоле» и дилогию «Обречённая на месть». Тем, кто не боится многотомников — трилогию «Тёмный договор». Сейчас работаю над заключительным томом этой серии.

Что общего во всех Ваших книгах?

Наличие «пасхалок» — явных и скрытых отсылок к другим книгам, песням, стихотворениям, фильмам, картинам… Я люблю такие игры. Своеобразный код «свой-чужой». И радуюсь, когда читатели в комментариях «ловят» эти отсылки. Кроме того, все «пасхалки» при желании можно удалить из текста: они не несут никаких функций помимо развлекательной.

Поделитесь пожалуйста, творческими планами на ближайшее будущее, если Вы не относитесь к той категории суеверных писателей для которых такой вопрос сродни табу.

Дописать заключительный том трилогии «Тёмный договор», как уже говорила выше. Параллельно ведётся работа над романом «Горечь инея», по миру дилогии «Обречённая на месть». Плюс к этому хочу дописать «Хранительницу равновесия» — начатый в соавторстве проект, мою личную головную боль. Мне нравится идея и категорически не нравится реализация. К слову, тот самый случай, когда писалось по наитию и ради развлечения, а в итоге — проще переписать, чем исправить. Но есть десятка два читателей, которым эта история дорога, и которые верно и терпеливо ждут окончания. Поэтому я её допишу, дам людям возможность дочитать, а потом перепишу уже в том виде, в котором она будет устраивать меня. А дальше — посмотрим. В моём личном «сорочьем файле» уже чёртова дюжина идей для новых историй. И все они хотят жить.

Блиц-опрос

Мои книги для людей… которые любят фэнтези и устали от абсолютно однотипных историй и интриг в стиле «а тому ли я дала… обещание любить?»

Я не стану писать о… том, как из насилия и унижения рождается любовь. Так бывает только при наличии психических отклонений.

Я верю в… существование высших сил и в то, что за любую помощь с их стороны нужно платить.

Мечты существуют для того, чтобы… был стимул двигаться к их исполнению.

Ника, благодарю за откровенность и дух свободы, что ощущался во время нашей беседы. Пусть Ваши мечты реализуются, успеха на творческом поприще и неиссякаемого потока идей!

Всем спасибо за внимание.

Беседу провела Татия Суботина.
Первоисточник:
https://feisovet.ru/Статья/Ника-Веймар-Тет-а-тет-с-писателем

Категории: Статьи



Обновление: 22.10.2017, 21:29 2053 просмотров | 32 комментариев | 0 в избранном

Хэштег: #интересное

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20