В прошлой части этой огромной статьи мы определяли цель наших телодвижений и прикидывали, чем нам грозит выход в новой (только открывшейся) серии. Сегодня обсудим узконаправленные серии жанра, широкие серии и подумаем, как оценить продаваемость серии.
Ссылка на первую часть: https://prodaman.ru/Olga-Pashnina/blog/Kuda-podatsya-avtoru-Chast-pervaya
Стандартные предупреждения:
1) Это не инструкция "мастхэв". Прошу считать данную статью посланием от меня настоящей к себе прошлой
2) Из любых правил есть исключения
3) Не всегда все выходит по авторской воле и издатель очень часто делает что-то вопреки желанию автора
4) Я не рассказываю о том, как настоять на своем и "выбить" желаемое. И уж точно не учу истерикам, разрывам договоренностей, некорректному общению и прочим странным вещам, которые иногда советуют сомнительного качества обучающие ресурсы. Прошу понять, что в статьях вы однозначно не найдете советов, как шантажировать издательства, хлопать дверьми или писать разоблачительные опусы. Независимо от того, как сложилась моя работа с редакциями - а она сложилась далеко не со всеми, я не считаю правильным путь скандалов и обид.
5) Статья не для тех, кто считает, что нужно хоть как-то издаться. "Как-то" - это не ко мне, я за максимально возможную борьбу и честно отвоеванное место под солнцем.
А теперь - поехали!
2) Узконаправленные серии
Узконаправленные серии в ромфанте - серии, охватывающие не широкие жанры "фэнтези, любовный роман, приключения", а некие поджанры, топовые и яркие темы, любимые читателями. Примером таких серий могут служить "Академия магии ", "Любовь внеземная", "Леди из ниоткуда" и так далее. Отличительный признак такой серии - жесткое требование к сюжету.
Посмотрим на разницу.
Серия "Клуб веселых чародеек" имеет основное требование к подаче текста - юмор. Это может быть фэнтезийная книга, фантастическая, горфэнтези или детектив. Но главное в тексте - юмор. Серия "Любовь внеземная" имеет жесткое требование к сюжету - наличие представителя внеземной расы с яркими отличиями от людей.
Серия "Колдовские миры" соединяет в себе и романы с юмором, и романы в стиле "дарк фэнтези", и космические истории и даже альтернативки. В противовес ей серия "Академия магии" включает в себя книги только про магическую учебу. Думаю, разница понятна.
Чем хороши узкие серии? Прежде всего тем, что их покупают фанаты определенной темы и частенько - если фанатов много - книги, попавшие в такую серию, гарантированно раскупаются.
Чем они плохи? Иногда количество фанатов оказывается переоценено, и среди поклонников ромфанта просто нет нужного количества покупателей. Иногда переоцененным бывает количество авторов, и серию попросту некем наполнять. В нее попадают все мало-мальски подходящие книги, зачастую крайне слабых авторов. Доверие к серии снижается, читатель предпочитает покупать что-то менее сомнительное.
Чтобы понять, стоит ли игра свеч, я бы обратила внимание на несколько вещей. Во-первых, что было у истоков серии. Если на начале стоит некий топовый цикл известных авторов - серия имеет шансы стать успешной. Если таких циклов не один... шансы возрастают. Если на старте серии был неизвестный и малотиражный автор - в большинстве случаев она провалена.
Во-вторых, если открыть вкладку серии в интернет-магазине, можно увидеть примерное соотношение новичков и опытных авторов. И что немаловажно - количество книг этих самых авторов. Объясню на примерах.
Есть некая серия, в которой вышло больше десятка книг. Серия началась с 2-3 хороших, известных авторов. После старта серии в ней появились новые имена, мелькают имена уже издающихся авторов, книги регулярно появляются в книжных рейтингах. Циклы доиздаются, а у некоторых авторов серии есть повторные издания в ней же. Вывод: серия, в целом, может оказаться перспективной.
Есть другая серия, в которой вышло больше десятка книг. Большая часть в серии - новые имена, прежде не издававшиеся. Старт начался с книги опытного автора, на первых порах в серии мелькают известные фамилии, но не слишком много. Очень много открытых недоизданных циклов (особенно нехороший признак - и нет, дело не всегда в авторах, которые забили, если изд-во не допечатывает циклы в серии регулярно и у многих авторов, то серия может оказаться не очень). Вывод: не стоит биться головой в двери этой серии ;)
Я для себя сделала один, быть может, не слишком приятный, но очень экономящий нервы вывод: отдавать книгу в узконаправленную серию нужно в двух случаях:
1) Если выход книги вне узкой серии обернется для книги проблемами
2) Если выход книги в узкой серии даст больший шанс на успех
Прикинуть, насколько серия раскручена и как там обстоят дела, несложно, да и у коллег всегда можно спросить, не в информационном же вакууме вы находитесь.
3) Общие серии
Общая серия или широкая - это серия, куда набираются книги только по жанру. "Романтическая фантастика" Альфа-Книги, "Колдовские миры" Эксмо, "Звезды романтического фэнтези" АСТ (с доп.условиями относительно опыта работы авторов и их рейтинга).
В таких сериях можно встретить и классический ромфант, и космооперы, и маг.детективы и еще кучу самых разных историй. Рентабельность общих серий оценить, конечно, сложнее, хотя в целом все правила оценки узких серий будут применимы и здесь.
По общим сериям можно глянуть средний тираж. На данный момент (ноябрь 2017 года) средний тираж неплохой широкой серии будет около трех тысяч экземпляров. Если в серии начинают превалировать тиражи 2500 - это граница окупаемости. Если появляются тиражи 1500-2000, это не очень хорошо. Отдельные книги провалившихся циклов порой печатают минимальными тиражами - и от этого никуда не деться, это вопрос доброй воли издательства (дать шанс читателям собрать провальный цикл), но если таких тиражей больше половины, серия не слишком выгодная. В целом средний адекватный тираж можно глянуть, взяв информацию по нескольким сериям. Т.е. если у всех 3000 экз, а в рассматриваемой - 2000, то серия изрядно так себе.
Правда, есть мнение, что рано или поздно все серии опустятся на порог 2000-2500, и тогда будет не до оценки рентабельности. Но даже эти 2500 должны продаваться, поэтому можно глянуть, есть ли книги в наличии, на каких местах новинки серии в рейтингах и насколько популярны страницы интернет-магазинов - количество отзывов, оценок, просмотров и т.п.
Есть также официальные магазины издательства и можно посмотреть наличие книг серии там. Когда книга уходит со склада, в официальном магазине она исчезает вперед прочих. И если серия не вся представлена для покупки на сайте издательства - есть вариант, что она раскупается.
Ну и наконец нелишним будет пройти по книжным магазинам разных сетей и оценить место серии на полках. Есть ли книги данной серии на рекламных экспозициях, насколько доступны полки, как расставлены книги и есть ли у них шанс быть замеченными покупателем.
А теперь резюме двух частей статьи.
Если мы отправляем текст в конкретную серию - мы должны быть уверены, что серия нас не утопит.
Если нас ставят перед фактом выхода в некой серии - вооружаемся информацией и ждем результатов, чтобы грамотно оценить итоги этого безобразия.
Оценить востребованность серии можно:
1) По наличию в серии большого количества опытных и известных авторов
2) По среднему тиражу в серии
3) По читательскому отклику - кол-ву рецензий, оценок и просмотров
4) По наличию/отсутствию книг в официальных магазинах изд-ва
5) По раскладке и наличию в реальных магазинах.
Теперь исконно русский вопрос - что делать?
Если вы попали в отлично продающуюся серию, блистательно улетели с полок - главное не решить, что отныне вы продадитесь везде и сможете продать даже неформат. Наверное, это самая частая ошибка почти всех авторов и порой она приводит к полному краху карьеры. Поверьте, авторов одной серии - более чем достаточно и выходить в мир свободного творчества лучше как можно осторожнее. После успеха вам дают кредит доверия, но как и в любом кредите, удовольствие кончается быстро, а валюту отдавать надобно.
Если вы попали в плохо продающуюся (или, что хуже, закрывающуюся) серию, то остается только не унывать и искать плюсы. Во-первых, вы получите исчерпывающую информацию о своих самых худших вероятных продажах. И не факт, что эта цифра будет такой уж страшной, но так или иначе она является точкой отсчета для оценки будущих продаж. Во-вторых, вы все же получите какую-никакую рекламу и необходимый опыт. Дальше будет проще, если не закрывать глаза и не прятаться в "домик". Издание требует постоянного мониторинга и аналитики.
На сегодня это все, в следующий раз поговорим о том, почему лучше не издавать все, что написано и о правах издательства на электронку.
Категории: Статьи
Обновление: 06.11.2017, 23:02 2307 просмотров | 7 комментариев | 6 в избранном
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора3
Обсуждения на сайте20
-
337 / 24 18:09 Слава Кэт
Невеста змея
-
2021 / 5 18:09 Нина Линдт
Тринадцатая Кассандра и хозяин времени
-
567 / 12 18:07 Антошина Елена
Вишнёвый пепел. Слеза огненного бога
-
866 / 11 18:07 Елена Шелинс
Агат и кости
-
11920 / 1 18:06 ShadowCat
Клан. Паутина
-
4098 / 5 18:05 Нина Линдт
Кот, Домовой и Василий Иванович. книга 2
-
179 / 22 18:05 Ольга Богатикова
Отель "Жар-птица"
-
555 / 17 18:04 Кристина Сергиенко
Я (не) буду вашей, лорд Райсон
-
126 / 2 18:04 Рокси Торн
Повелительницу Тьмы вызывали?
-
217 / 1 18:03 Лада Блоссом
Это деловой подход
-
1441 / 10 18:00 Элиана Никитина
Марика. Последняя из рода Дел'Мар
-
270 / 44 17:59 Елена Шевцова
Брак без шансов на отказ
-
54 / 10 17:57 Татьяна Снимщикова
Жизнь без крыльев
-
600 / 4 17:50 Эринэль
Велесова кровь
-
3154 / 80 17:49 Ольга Копылова
Саламандра в деле
-
288 / 1 17:47 А.Волжская, В.Яблонцева
Покорить дикое сердце
-
111 / 9 17:44 Проценко Дарья
Ко мне, от меня
-
356 / 12 17:43 Robin Caeri
В тени Солнца. Том II
-
926 / 3 17:39 Ксения Мирошник
Бураны Уилрока
-
248 / 6 17:38 Алена Кручко
Леди Лютик: цветок в бурьяне
- Хиты продаж 15
-
Личный медиум для светлого лорда. Малиновская Елена
199 руб 139 руб
-
Напарник обмену и возврату не подлежит. Лена Тулинова
150 руб 37 руб
-
Сиротка в Академии Драконов. Оксана Гринберга
139 руб
-
ИСКлючительный детектив. Габриэль Духовская
-
Бригада Д. Сезон 1: Черный человек. Лесса Каури
-
Охота на Скульптора справедливости. Ольга Консуэло
119 руб
-
Саламандра в деле. Ольга Копылова
169 руб 33 руб
-
Героиня из библиотеки. Кароль Елена / Эль Санна
119 руб
-
Второй шанс для Элии. Александрова Марина
179 руб
-
Через 22. Инна Эс
50 руб
-
Дикое сердце джунглей. Майя Вьюкай
159 руб
-
Грибная неделя. Анна Дашевская (Martann)
240 руб 168 руб
-
ЛАНЦЕТ И МЕЙСТЕР. ДЕЛО № 1: ВЕДЬМИН КОТ. Арнаутова Дана
180 руб
-
12 заданий для попаданки. Том 4. Полина Лашина
149 руб
-
Ведьма порешает! 2 сезон. Виктория Ленц
Загружаются комментарии...