В прошлой части этой огромной статьи мы определяли цель наших телодвижений и прикидывали, чем нам грозит выход в новой (только открывшейся) серии. Сегодня обсудим узконаправленные серии жанра, широкие серии и подумаем, как оценить продаваемость серии.
Ссылка на первую часть: https://prodaman.ru/Olga-Pashnina/blog/Kuda-podatsya-avtoru-Chast-pervaya
Стандартные предупреждения:
1) Это не инструкция "мастхэв". Прошу считать данную статью посланием от меня настоящей к себе прошлой
2) Из любых правил есть исключения
3) Не всегда все выходит по авторской воле и издатель очень часто делает что-то вопреки желанию автора
4) Я не рассказываю о том, как настоять на своем и "выбить" желаемое. И уж точно не учу истерикам, разрывам договоренностей, некорректному общению и прочим странным вещам, которые иногда советуют сомнительного качества обучающие ресурсы. Прошу понять, что в статьях вы однозначно не найдете советов, как шантажировать издательства, хлопать дверьми или писать разоблачительные опусы. Независимо от того, как сложилась моя работа с редакциями - а она сложилась далеко не со всеми, я не считаю правильным путь скандалов и обид.
5) Статья не для тех, кто считает, что нужно хоть как-то издаться. "Как-то" - это не ко мне, я за максимально возможную борьбу и честно отвоеванное место под солнцем.
А теперь - поехали!
2) Узконаправленные серии
Узконаправленные серии в ромфанте - серии, охватывающие не широкие жанры "фэнтези, любовный роман, приключения", а некие поджанры, топовые и яркие темы, любимые читателями. Примером таких серий могут служить "Академия магии ", "Любовь внеземная", "Леди из ниоткуда" и так далее. Отличительный признак такой серии - жесткое требование к сюжету.
Посмотрим на разницу.
Серия "Клуб веселых чародеек" имеет основное требование к подаче текста - юмор. Это может быть фэнтезийная книга, фантастическая, горфэнтези или детектив. Но главное в тексте - юмор. Серия "Любовь внеземная" имеет жесткое требование к сюжету - наличие представителя внеземной расы с яркими отличиями от людей.
Серия "Колдовские миры" соединяет в себе и романы с юмором, и романы в стиле "дарк фэнтези", и космические истории и даже альтернативки. В противовес ей серия "Академия магии" включает в себя книги только про магическую учебу. Думаю, разница понятна.
Чем хороши узкие серии? Прежде всего тем, что их покупают фанаты определенной темы и частенько - если фанатов много - книги, попавшие в такую серию, гарантированно раскупаются.
Чем они плохи? Иногда количество фанатов оказывается переоценено, и среди поклонников ромфанта просто нет нужного количества покупателей. Иногда переоцененным бывает количество авторов, и серию попросту некем наполнять. В нее попадают все мало-мальски подходящие книги, зачастую крайне слабых авторов. Доверие к серии снижается, читатель предпочитает покупать что-то менее сомнительное.
Чтобы понять, стоит ли игра свеч, я бы обратила внимание на несколько вещей. Во-первых, что было у истоков серии. Если на начале стоит некий топовый цикл известных авторов - серия имеет шансы стать успешной. Если таких циклов не один... шансы возрастают. Если на старте серии был неизвестный и малотиражный автор - в большинстве случаев она провалена.
Во-вторых, если открыть вкладку серии в интернет-магазине, можно увидеть примерное соотношение новичков и опытных авторов. И что немаловажно - количество книг этих самых авторов. Объясню на примерах.
Есть некая серия, в которой вышло больше десятка книг. Серия началась с 2-3 хороших, известных авторов. После старта серии в ней появились новые имена, мелькают имена уже издающихся авторов, книги регулярно появляются в книжных рейтингах. Циклы доиздаются, а у некоторых авторов серии есть повторные издания в ней же. Вывод: серия, в целом, может оказаться перспективной.
Есть другая серия, в которой вышло больше десятка книг. Большая часть в серии - новые имена, прежде не издававшиеся. Старт начался с книги опытного автора, на первых порах в серии мелькают известные фамилии, но не слишком много. Очень много открытых недоизданных циклов (особенно нехороший признак - и нет, дело не всегда в авторах, которые забили, если изд-во не допечатывает циклы в серии регулярно и у многих авторов, то серия может оказаться не очень). Вывод: не стоит биться головой в двери этой серии ;)
Я для себя сделала один, быть может, не слишком приятный, но очень экономящий нервы вывод: отдавать книгу в узконаправленную серию нужно в двух случаях:
1) Если выход книги вне узкой серии обернется для книги проблемами
2) Если выход книги в узкой серии даст больший шанс на успех
Прикинуть, насколько серия раскручена и как там обстоят дела, несложно, да и у коллег всегда можно спросить, не в информационном же вакууме вы находитесь.
3) Общие серии
Общая серия или широкая - это серия, куда набираются книги только по жанру. "Романтическая фантастика" Альфа-Книги, "Колдовские миры" Эксмо, "Звезды романтического фэнтези" АСТ (с доп.условиями относительно опыта работы авторов и их рейтинга).
В таких сериях можно встретить и классический ромфант, и космооперы, и маг.детективы и еще кучу самых разных историй. Рентабельность общих серий оценить, конечно, сложнее, хотя в целом все правила оценки узких серий будут применимы и здесь.
По общим сериям можно глянуть средний тираж. На данный момент (ноябрь 2017 года) средний тираж неплохой широкой серии будет около трех тысяч экземпляров. Если в серии начинают превалировать тиражи 2500 - это граница окупаемости. Если появляются тиражи 1500-2000, это не очень хорошо. Отдельные книги провалившихся циклов порой печатают минимальными тиражами - и от этого никуда не деться, это вопрос доброй воли издательства (дать шанс читателям собрать провальный цикл), но если таких тиражей больше половины, серия не слишком выгодная. В целом средний адекватный тираж можно глянуть, взяв информацию по нескольким сериям. Т.е. если у всех 3000 экз, а в рассматриваемой - 2000, то серия изрядно так себе.
Правда, есть мнение, что рано или поздно все серии опустятся на порог 2000-2500, и тогда будет не до оценки рентабельности. Но даже эти 2500 должны продаваться, поэтому можно глянуть, есть ли книги в наличии, на каких местах новинки серии в рейтингах и насколько популярны страницы интернет-магазинов - количество отзывов, оценок, просмотров и т.п.
Есть также официальные магазины издательства и можно посмотреть наличие книг серии там. Когда книга уходит со склада, в официальном магазине она исчезает вперед прочих. И если серия не вся представлена для покупки на сайте издательства - есть вариант, что она раскупается.
Ну и наконец нелишним будет пройти по книжным магазинам разных сетей и оценить место серии на полках. Есть ли книги данной серии на рекламных экспозициях, насколько доступны полки, как расставлены книги и есть ли у них шанс быть замеченными покупателем.
А теперь резюме двух частей статьи.
Если мы отправляем текст в конкретную серию - мы должны быть уверены, что серия нас не утопит.
Если нас ставят перед фактом выхода в некой серии - вооружаемся информацией и ждем результатов, чтобы грамотно оценить итоги этого безобразия.
Оценить востребованность серии можно:
1) По наличию в серии большого количества опытных и известных авторов
2) По среднему тиражу в серии
3) По читательскому отклику - кол-ву рецензий, оценок и просмотров
4) По наличию/отсутствию книг в официальных магазинах изд-ва
5) По раскладке и наличию в реальных магазинах.
Теперь исконно русский вопрос - что делать?
Если вы попали в отлично продающуюся серию, блистательно улетели с полок - главное не решить, что отныне вы продадитесь везде и сможете продать даже неформат. Наверное, это самая частая ошибка почти всех авторов и порой она приводит к полному краху карьеры. Поверьте, авторов одной серии - более чем достаточно и выходить в мир свободного творчества лучше как можно осторожнее. После успеха вам дают кредит доверия, но как и в любом кредите, удовольствие кончается быстро, а валюту отдавать надобно.
Если вы попали в плохо продающуюся (или, что хуже, закрывающуюся) серию, то остается только не унывать и искать плюсы. Во-первых, вы получите исчерпывающую информацию о своих самых худших вероятных продажах. И не факт, что эта цифра будет такой уж страшной, но так или иначе она является точкой отсчета для оценки будущих продаж. Во-вторых, вы все же получите какую-никакую рекламу и необходимый опыт. Дальше будет проще, если не закрывать глаза и не прятаться в "домик". Издание требует постоянного мониторинга и аналитики.
На сегодня это все, в следующий раз поговорим о том, почему лучше не издавать все, что написано и о правах издательства на электронку.
Категории: Статьи
Обновление: 06.11.2017, 23:02 2325 просмотров | 7 комментариев | 6 в избранном
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора2
Обсуждения на сайте20
-
1271 / 4 15:55 Наталия Пегас
Ледяной дождь
-
642 / 27 15:55 Антошина Елена
Оберег для берегини
-
1188 / 65 15:54 Елена Шевцова
Фиктивный брак некроманта
-
637 / 4 15:49 Лена Тулинова
Напарник обмену и возврату не подлежит
-
153 / 14 15:46 Лариса Чайка
Дрянь. Игра на выживание. Часть 3. Гадара
-
935 / 23 15:43 Антошина Елена
Вишнёвый пепел. Слеза огненного бога
-
12388 / 17 15:42 ShadowCat
Клан. Паутина
-
522 / 4 15:38 Карина Пьянкова
Кощей да Марья
-
1 15:35 Ксения Кирина
-
1214 / 3 15:32 Наталья Пешкова
Семь перьев для Вороны
-
575 / 7 15:31 Варвара Ласточкина
Северная Венера
-
5067 / 17 15:30 Ольга Копылова
Саламандра в деле
-
37 / 1 15:30 Виктория Даркфей
Убийство в мире магиков
-
794 / 10 15:29 Маргарита Гришаева
Отбор по контракту
-
90 / 3 15:25 Наталия Пегас
Среди уснувших облаков
-
74 / 3 15:24 Оксана Гринберга
Сиротка в Академии Драконов - 2
-
385 / 1 15:22 Евгения Чая
Участковая ведьма
-
926 / 37 15:21 Татьяна Ренсинк
Мы встретились... во сне
-
70 / 7 15:21 Оксана Гринберга
Слабое звено Академии Драконов
-
216 / 8 15:20 Рокси Торн
Повелительницу Тьмы вызывали?
Загружаются комментарии...