Правда и мифы о конкурсах

02.12.2016, 15:30 Автор: Пашнина Ольга

Правда и мифы о конкурсах

   В далеком 2012 году, когда я пришла в жанр романтической фантастики, чтобы пробиться в печать нужно было действительно пробиваться. Девушек с романтическими историями принимали в Альфа-Книгу и в Эксмо, в серию колдовских миров. Альфа-Книга охотно работала с новичками, но очередь на рассмотрение была просто огромная. "Колдовские миры" выпускали авторов именитее, новичок в этой серии был редким зверем.

И аж в 2015 году стартовали первые массовые конкурсы с призом-изданием. "Руны любви", открывшиеся на портале "ФанБук", быстро приобрели популярность, собрали толпы авторов, читателей. Были и конфликты, и интриги, и споры. Со временем число конкурсов только росло, и вот уже не одним Фанбуком едины - в печать можно пробиться на ЛитЭре, а с некоторых пор и на продамане.

Неудивительно, что подобные мероприятия обросли изрядной долей слухов и мифов. О которых мы и попробуем сегодня поговорить.

"Откуда ты знаешь?" - спросите вы, а я отвечу, что была не только победившим в конкурсе участником и видела процесс изнутри, но и в прошлом году участвовала в создании нескольких межавторских серий, и, должна признаться, это та еще нервотрепка. Вот уже год я преисполнена уважением к организаторам конкурсов, продюсерам серий и ридерам издательств. Ибо работать с сериями, авторами и текстами - прямой путь в дурдом.

Миф первый. В конкурсе побеждают только "топы"

Несмотря на наличие в правилах любого конкурса слов о важности рейтинга произведения, топовые тексты выигрывают не всегда. Ровно как и не всегда проигрывают малопосещаемые романы.
От чего зависит, победит ли топовая книга?

В первую очередь от качества. Книга, какой бы посещаемой она ни была, должна отвечать минимальным критериям качества. Когда смотришь книгу и пытаешься понять, можно ли ее куда-то приспособить, обращаешь внимание на возможность редактуры. Можно делать опечатки, путать ться и тся, писать "йожыг" - поправим и отредактируем. Но сделать из сборника анекдотов юмористический роман, а из разрозненных эпизодов логичную книгу не в силах даже гениев редактуры. Если текст проще переписать, чем редактировать, из топа он отправляется в топку.

От соответствия серии. Интересная читателям книга, несомненно, пробьет себе дорогу на вершины рейтинга, вот только в конкурсах, помимо волшебных цифр статистики, есть такая вещь как концепт. Это то, что отличает серию от серий конкурентов. Книга на конкурсе академок, в которой 90% действия происходит вне формата учебы имеет практически нулевой шанс пройти в серию "Волшебная академия". И если автор каким-то чудом подал ее на конкурс, то вряд ли в конце его ждет приятная награда. Поэтому состязание следует выбирать, четко понимая, что роман в серию подходит. Что для этого нужно сделать? Как минимум прочитать тексты, которые в этой серии уже выходили. Иногда даже организаторы приводят примеры нужных романов. Читать (или хотя бы просматривать) их - дело нужное и полезное для каждого участника конкурса.

Ну, и наконец, издатель и победитель, даже если книга на вершине рейтинга, могут просто не договориться. Финансовые условия, юридические аспекты, личные жизненные обстоятельства - все это делает список победителей по-настоящему непредсказуемым.

Миф второй. В конкурсе побеждают "подставные" авторы

От коллег я постоянно слышу фразы вроде "эти конкурсы - видимость", "я-то прекрасно знаю, как там побеждают". И несколько недоумеваю: чтобы понять, что в сетевых конкурсах побеждают не подставные авторы, достаточно знать основные принципы наполнения серий.

Для каждого куратора серии, будь то сторонний посредник-литагент, или штатный редактор издательства, важнее всего продажи. От них зависит благополучие издательства, зарплата сотрудников и вообще в целом функционирование всей книжной отрасли в стране. А следовательно, редакторы просто вынуждены находиться в постоянном поиске новых текстов, авторов, книг, серий, идей и так далее. Им выгодно искать новые имена.

Подумайте сами, если бы у всех редакторов была куча "подставных" авторов, почему бы им не формировать серии за кулисами? Да потому что конкурсы - инструмент поиска новых имен, инструмент пиара и наиболее простой способ взаимодействия с самотеком. Если на этих конкурсах будут побеждать только свои, то работать этот метод продвижения просто не будет.

Разумеется, иногда организаторы уговаривают своих приятелей и друзей (или просто авторов, с которыми давно работают) принять участие в конкурсе. Но это означает лишь то, что они уверены в этом участнике и хотят дать ему шанс найти своих читателей и заработать денежку.
Все, что нужно участнику - быть настолько хорошим, чтобы организаторы конкурса сказали "как хорошо, что мы это придумали, ведь мы нашли "Ваше_имя"!"

Миф третий. Победители заранее знают, что они победили

Не всегда и не во всех конкурсах.
Есть конкурсы, которые требуют большого количества бумажной работы. Договориться с автором об условиях публикации. Взять у автора паспортные данные, реквизиты банка (а когда я в первый раз оформлялась в издательство, у меня даже не было пластиковой карты и пришлось ехать в банк!), обсудить все условия. И только потом можно будет торжественно объявить о победе автора.
Сторонний наблюдатель видит лишь внешнюю мишуру - торжественное слово, поздравления от коллег и читателей, да книгу на прилавке спустя пару месяцев. Но между отправкой романа на конкурс и победой стоит множество работы, из-за которой, порой, приходится не спать ночами.
В основном метод договариваться с победителями до официального пресс-релиза выбирают те, кто опасается ситуации, когда победители объявлены и ни с кем из них не удастся договориться. Конкурентов много, на всех конкурсах присутствуют редакторы других серий, и прежде, чем что-то объявить во всеуслышание, нужно хорошенько убедиться, что не случится какой-либо ошибки.
Поэтому сообщать победителям заранее о результатах, или нет - выбор организаторов. И зависит он не от того, что хочется поиздеваться над участниками и спровоцировать слухи о подставных финалистах, а исключительно от того, как организатор строит свою работу с авторами.
Рутина, бюрократия... неужели мы к ней не привыкли?

Миф четвертый. Победа в конкурсе гарантирует издание

В нашей стране, к счастью, крепостное право давно отменили. И до тех пор, пока у автора не подписан договор с издательством, никто ему ничего не гарантирует. Впрочем, и наоборот - автор волен отдать роман туда, куда ему вздумается. Но как только закорючка поставлена в договоре и его экземпляры получены сторонами, обязательства вступают в силу. В этом и только в этом случае автора могут издать там, где он победил.

Поэтому читайте все юридические документы. Каждый раз при подписании читайте заново. Особенно проверяйте все данные и реквизиты, сроки и суммы - от этого зависит судьба вашей рукописи и вашего гонорара

Бывали ли случаи, когда договор оказывался не подписан или разорван, и победителя отказывались печатать? Бывали. И снова - пункт об юридических документах. Только договор является гарантией издания. И условия этого договора вас могут и не устроить. Помните об этом.

Миф пятый. Победителям конкурсов не разрешают отдавать книги в другое издательство

Сложно комментировать в 21 веке, что человеку кто-то может запретить распорядиться результатом его интеллектуального труда. К счастью, времена, когда за нарисованные на листке пергамента призмы и параллелепипеды сжигали на костре, миновали. И автор волен заключить договор с тем издательством, в котором ему больше нравится.

Однако стоит упомянуть и исключения. Некоторые редакции холдинга Эксмо-АСТ придерживаются корпоративной этики и не сманивают друг у друга авторов, даже если те сами высказывают желание сменить редакцию. Ничего не поделать - для вас это творчество, для них - ежедневная работа, и отношения с коллегами превыше сиюминутной выгоды.

Миф шестой. Меня не взяли на конкурс, потому что меня не любит организатор

Творческая тусовка порой напоминает яму с вечно шипящими змейками. Кто-то кого-то укусил, кто-то поссорился, кто-то сделал ближнему гадость. Не секрет, что на том же "Лабиринте" куча негативных отзывов пишутся коллегами на коллег. Идет война оценками, рецензиями, жалобами. Иные не стесняются топить коллегу по серии, где печатаются сами, не понимая, что сами себе роют яму и не факт, что она потом превратится в бассейн.

И, безусловно, ситуации бывают всякие, НО:
- ничто и никто не заставит редактора отказаться от автора, если он выгоден и отлично продается

- большинство (не все, но очень многие) организаторов серий настолько болеют душой за свое детище, что напечатают в ней и черта, если он поможет продаться - что уж говорить про какую-нибудь Машу Иванову, с которой в стародавние времена организатор не поделил фотографию Дина Винчестера на обложке

Вопрос личных симпатий - организатор банально выбирает того, с кем ему работать комфортнее - играет решающую роль лишь тогда, когда есть абсолютно взаимозаменяемые авторы на выбор. Тогда, пожалуй, личное отношение может сыграть какую-то роль.
Но ведь задача каждого автора стать незаменимым... отличный повод начать двигаться к цели!

Миф седьмой. Авторам с опубликованными книгами нельзя участвовать в конкурсе - это нечестно

Давайте плясать от причины, по которой автор пришел на конкурс.
1) Автор имеет 1-2 изданные книги. Смею разочаровать - это не состоявшийся автор, это новичок. И две его книги (зачастую неплохо раскупавшиеся) не дают ему ровным счетом никакого преимущества. Кроме, разве что, набитой руки - он получил ценную обратную связь, уже поработал с редактором, окунулся в процесс издания и может идти на компромиссы. У него нет достаточного количества контактов и смелости, чтобы идти на поклон к редактору вне конкурса, и участвует он на общих основаниях.

2) Автор имеет много изданных книг, давно пишет и продается. Могу предположить, что автор провалился в продажах или отчаялся. Иначе такое участие выглядит действительно странно. Впрочем, автор может и просто любить дух состязания.
Вопрос больше этический и личный. Каждый принимает это решение сам.

3) Автор под псевдонимом. Экспериментирует. В жизни каждого автора нет-нет, да наступает момент, когда он хочет узнать, может ли повторить свой путь с нуля в современных реалиях. Тогда он идет на конкурсы и отборы под неизвестным именем.

И для волнующихся, что его все равно возьмут, он же опытный, могу заверить: книги печатают за имя. И если имени нет, в ряду новичков состоявшийся автор ничем не выделится. Разве что, опять же, набитой рукой. Но и то далеко не всегда.

Миф восьмой. Изданным через конкурс не платят деньги

Здесь у меня лишь три совета:
- трезво оценивайте, сколько стоит ваш роман - не требуйте больше, чем сможете "отбить" своими продажами
- сделайте так, чтобы он стоил больше - лучше пишите, продавайтесь и рекламируйте свои, несомненно, интересные, книги
- следуйте букве закона - внимательно (не устану повторять это никогда!) читайте то, что вы подписываете, не пытайтесь менять коней на переправе и не устраивайте скандалы, если стали жертвой собственной глупости и подписали заведомо невыгодный контракт
И помните: имя нарабатывается годами. И вместе с растущим количеством изданных книг, статистикой в яндексе и страничкой на фантлабе вы получаете еще один важный скилл.
Возможность торговаться.

Правда. Стоит ли участвовать в конкурсе?

   Итак, основные мифы, что встречались мне за время работы, я описала и пояснила. Конечно, это не все, и говорить можно бесконечно. Но теперь хочется подытожить и ответить-таки на вопрос "стоит ли участвовать в конкурсе?".
   Совершенство, говоря словами одной звездной принцессы, встречается редко. И у каждого пути в издательство и к читателю есть ряд плюсов, минусов, подводных камней и неприятных моментов. К сожалению, работа писателя - это не только автограф-сессии, гонорары и приятные отзывы (про работу редактора я и вовсе молчу). Иногда приходится переступать через себя, делать то, что не нравится, анализировать, работать и переживать.
Конкурсы, как и другие виды отбора, организованы людьми и для людей, а значит, как и везде, человеческий фактор порой дает самые неожиданные результаты. И принятие решения об участии должно быть взвешенным и спокойным, а принятие поражения или победы - холодным и разумным.
Только в этом случае вы избавите себя от лишних обид, организаторов от лишних проблем, а читателей от ненужных скандалов. Книга - детище писателя, любимый ребенок, за которого переживаешь душой. Но в профессии останутся те, кто сможет абстрагироваться от эмоций и с холодным расчетом пробивать себе дорогу.
А каким образом они это сделают - конкурсом или обычным самотеком - не так уж и важно.
Ведь самый главный миф профессии писателя звучит примерно так:
"Это не профессия, и успех здесь не зависит от количества приложенных усилий".

Категории: Статьи



Обновление: 02.12.2016, 15:30 3945 просмотров | 32 комментариев | 6 в избранном

Хэштег: #статьи

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения на сайте20

Сегодня День Рождения!6