Цикл «Хроники Дарвета»

13.08.2018, 08:46 Автор: Sleepyxoma

1508132708236573471.jpg

В прошлом году я прочел пятикнижие "Хроники Дарвета" за авторством госпожи Барбары Хэмбли. Оно включает в себя следующие произведения: "Время Тьмы", "Воздушные стены", "Воинство Рассвета", "Мать Зимы" и "Ледяной Сокол".
Первые три книги, собственно, составляющие костяк повествования, были написаны в 1982-1983 годах, что вполне позволяет причислить их к классике фэнтези. Четвертый и пятый том, откровенно проигрывающие основной трилогии по качеству, писались уже в 1996 и 1998 годах.
Итак, что же можно сказать по поводу данного произведения? Приступим.

!!! ВНИМАНИЕ!!! В тексте присутствую спойлеры, поэтому, если вы испытываете острые приступы спойлерной болезни, не читайте!

Капелька сюжета
Начнем с жанровой принадлежности цикла. Перед нами, однозначно, если не первое, то одно из первых произведений в жанре постапокалиптического фэнтези, да еще и с присутствием двух попаданцев. Согласно сюжету, в мире, параллельном нашему, вновь пробудилось древнее зло. Нет, не баяны, а так называемые дарки. Эти кошмарные существа, некогда практически уничтожившие человечество, ушли больше трех тысяч лет назад и все это время благополучно обитали под землей для того, чтобы в один прекрасный момент вернуться.
Они - невообразимо древний кошмар, действующий в ночи и наделенный коллективным сознанием. Кровь этих монстров - кислота, они в состоянии уменьшаться и увеличиваться в размерах, могут пробраться практически в любую щель, умеют летать и способны обглодать плоть с костей человека за считанные секунды. А еще дарки в состоянии выжрать разум, превращая свою жертву в безмозглого упыря, но это - так, приятный бонус.
Королевство Дарвет - могучее государство севера - увы, оказалось не готово к отражению такой угрозы, и в момент, когда дарки штурмовали королевский дворец, сильнейший маг мира, а по совместительству - друг короля - Ингольд Инглориан, по приказу сюзерена спас малолетнего наследника престола, переместившись в наш мир, откуда затем, в сопровождении двух попаданцев, вернулся обратно.
В первой книге герои пытаются найти свое место в гибнущем мире Дарвета, во второй, определившись с приоритетами, они - каждый по отдельности - двигаются к единой цели: понять, что же такое эти дарки, и как с ними справились люди древности.
Третья часть посвящена последнему решительному противостоянию с ожившим ночным кошмаром.
На этом заканчивается основная трилогия и закрывается вопрос с дарками. В четвертой части автор пробудила еще более древнее, нежели ночные убийцы, зло (и на этот раз - не баяны) - трех невообразимо старых ледяных магов, целью которых было устроить новый ледниковый период, для чего они использовали серию вулканических извержений, а также создали сланч - мерзкий мох, вызывающий серьезные мутации у любого существа, отведавшего его.
Этот мох распространялся от севера к югу, заполоняя землю отвратительным ковром, убивавшим нормальные деревья и растения. Животные, вкусившие нового угощения, достаточно быстро видоизменялись, становясь чем-нибудь уродливым, с крайне острыми зубами и когтями. Они теряли свободу воли, попадая под влияние древних магов, и выполняли все их приказы без размышлений и колебаний.
В четвертом томе героям пришлось противостоять этой напасти, в чем им, отмечу, помогли несколько роялей вроде сюжетноповоротного древнего артефакта, найденного героями во время рейда в один из опустошенных дарками городов.
В пятой же книге один из недобитых второстепенных персонажей первых томов - омерзительный южный генерал по имени Ваир на-Чандрос похищает подросшего Тира - того самого наследника, которого Ингольд Инглориан спас в первой части книги. В пятом томе главным действующим лицом стали не наши попаданцы, а Ледяной Сокол - белый всадник (белый рейдер согласно переводу из первого тома; как в оригинале - не смотрел) на службе у короля Дарвета. Белые всадники - это что-то вроде местных индейцев, и обитают они на севере континента. Сокол - изгнанник, которому в погоне за похитителями приходится вернуться домой и вновь встретиться со своими сородичами. Помогать в нелегком деле спасения принца ему будет собственная доблесть, сестра-колдунья Холодная Смерть, и, конечно же, вездесущие кустовые выползни, тьфу, рояли.

Персонажи
Персонажей в цикле много, что и неудивительно. Постараюсь рассказать про тех из них, чьего "экранного времени" больше, чем у остальных, либо про тех, кто лично мне показался интересным.
Начнем, пожалуй, с протагонистки. Речь идет о попаданке по имени Джил Паттерсон. Джил - девушка серьезная и обстоятельная, учащаяся на историка, - волей судьбы во сне попала в Дарвет как раз в тот момент, когда дарки начали свое победное шествие по поверхности мира. Проснувшись у себя дома, она обнаружила Ингольда, перенесшегося через пространство и время, и не смогла отказать старому чародею в помощи. Это в итоге и привело ее в новый мир, где наша студентка внезапно обнаружила у себя талант к владению мечом и стала одной из стражей - элитных воителей Дарвета.
Если честно, барышня эта - та еще Мэри-Сью, более того, в ней проглядываются черты самой госпожи Хэмбли (научная степень по средневековой истории, проблемы с семьей и т.п.). Тем не менее, как персонаж она не вызывает отторжения, хотя, конечно, лично на мой взгляд, для человека, учащегося на историка, Джил, оказавшись в параллельном мире, как-то маловато использует свои знания о Средних Веках по назначению.
Вторым важным персонажем, безусловно будет Руди Солис - раздолбай из многодетной семьи, зарабатывающий на жизнь работой в автомагазине: "рисовал пылающие закаты на заказных фургонах" (с). Парню не повезло (или напротив, очень даже повезло) оказаться не в то время и не в том месте, в результате чего он вместе с Джил и Ингольдом отправился к черту на кулички, а точнее - в иное измерение.
Ингольд Инглорион. Местный мастер меча и магии, несущий в себе неслабые такие черты Гэндальфа Серого. Советник покойного короля, бродяга, легенда в мире Дарвета, и просто самый сильный маг планеты. Возможно, единственный человек, умеющий открывать врата между мирами, когда те соприкасаются. Он крут настолько, что регулярно выполняет почетную функцию deus ex mashina, приходя на помощь всем и каждому.
Если бы меня попросили характеризовать его одним предложением, то я, пожалуй, сказал бы: "силен, как Чак Норрис, живуч, как таракан".
Следующим из положительных персонажей у нас будет вдова погибшего владыки Дарвета - королева Минальда. Красивая и волевая девушка, подростком выданная замуж. Естественно, ни о какой любви со стороны короля речи не шло - по крайней мере так казалось ей - ведь брак был политическим, призванным удовлетворить амбициям брата Минальды с одной стороны, и упрочить позиции короля - с другой.
Образ Минальды мне приглянулся целостностью и внутренней силой этой девушки, лишившейся в одночасье и мужа и королевства, и прикладывающей все силы для того, чтобы спасти сына. От книги к книге она продолжит раскрываться, неся все большее сюжетное значение. Лично мне данный персонаж нравится куда больше, нежели Мэри-Сью по имени Джил.
Алтир Эндлорион - принц и один из главных героев пятого тома произведения. И если в первом томе он - грудной ребенок, то чем дальше, тем старше и полезнее для окружающих мальчик становится. Его главная особенность, это наличие памяти предков - передаваемой на генетическом уровне информации о прошлых жизнях носителя (да-да, дух Муад'Диба реет над нами), пробудившийся и позволяющий мальчику до мелочей восстанавливать в мыслях жизни давно умерших людей.
Ледяной Сокол - местный "индеец" на службе короля Дарвета. В первых книгах, откровенно третьестепенный персонаж, несколько раз попадающий в повествование и столь же стремительно его покидающий. В пятом томе, наряду с Алтиром - один из главных героев.
Что можно про него сказать? Не любит болтать, может спрятаться где угодно и прочитать след недельной давности, жесток, отлично пытает, умел в обращении с оружием, великолепный наездник. Не хватает только ружья и тамагавка, а так, хоть сейчас отправляй на тропу войны.
Теперь, пожалуй, несколько слов об отрицательных персонажах. Безусловно, возглавляет их канцлер Алвир. Брат королевы и просто жадный до власти урод, для которого родная сестра лишь разменная монета, пешка, которую можно эффективно использовать, когда возникает необходимость.
Впрочем, не только сестра. Все люди для Алвира - пылинки под ногами, призванные подчеркивать величие Его Светлости.
Урод такой, каких поискать. Ради сохранения местечковой власти готов пойти на все, на любую гнусность и любое предательство. При этом с ослиным упрямством не желает понимать очевидного факта: старый мир разрушен и возврата к счастливым былым временам уже не предвидится.
Следующей в списке будет епископ Джованнин Нармелион. Религиозная фанатичка, ненавидящая всех магов так, что даже кушать не может, видит в дарках, естественно, бич Божий, а потому в разгар апокалипсиса (!) заботится больше о том, как бы разобраться с погаными колдунами, вместо того, чтобы координировать действия во спасение выживших.
Бектис. Бездарность при дворе канцлера Алвира. Его ручной чародей, бегающий за хозяином, как комнатная собачонка. Сила Бектиса весьма посредственна, зато гонора хватит на десяток архимагов. Типичный приспособленец.
Завершает список Ваир на-Чандрос. Я бы не стал включать этого дегенерата сюда, если бы не пятая книга, в которой он - главный злодей. Итак, Ваир - генерал из южной империи под названием Алкетч. Садист, насильник, беспринципный мерзавец, жадный до власти тиран, и просто милый сын своей державы.
Никакой симпатии он не вызывает и вызвать не может. Единственное, что хочется каждый раз, когда эта тварь появляется в сюжете, так это пожелать ему скорой и, по возможности, мучительной смерти.
Когда дарки погружают Алкетч в хаос, идет на все, что только можно, лишь бы заполучить в свое распоряжение императорский трон, решаясь, в конце концов, на откровенную авантюру.

Магия в мире

Магия - неотъемлемая часть мира Дарвета.
Она достаточно могуча, ей обладают не только люди, но и иные существа. К примеру, те же дарки наделены собственными врожденными силами. Как я говорил раньше, они умеют уменьшаться и увеличиваться в размерах, летать, способны загасить источник света. Причем чем больше дарков сконцентрировано в одном месте, тем сильнее их магия.
Человеческие же чары опираются на глубочайшее понимание законов мироздания. Тот же Ингольд по объяснениям Джилл и Руди с легкостью разобрался в принципе действия двигателя внутреннего сгорания, воспринял те из разделов химии и физики, что молодые люди смогли вспомнить, ну и так далее.
Понимая себя и мир вокруг себя, маг постигает истинные имена предметов и живых существ (кто сказал Гед?), и постепенно обретает над ними власть. Сильный чародей способен отвести бурю, или, наоборот, приманить ее, он может обрушить на врагов огонь и сделать много интересного, однако для применения большинства заклинаний требуется сосредоточение и время, поэтому тот же Ингольд чаще лихо рубится на мечах.
Помимо заклинаний в арсенале мира Дарвета имеются разные руны, ритуалы, артефакты и прочее, прочее, прочее.
К сожалению, многие магические элементы автор проработала достаточно посредственно, но, в целом, получилось читабельно. Отторжения не вызывает.

За и против
Итак, что же мне больше всего понравилось в этом цикле? Безусловно, общая атмосфера: королевство умирает, шансов на победу нет, даже отсидеться, и то, не факт, что удастся. Но герои продолжают бороться, несмотря на очевидную невозможность оказаться победителями в этой борьбе, несмотря на то, что внутренние враги будут даже опаснее, нежели внешние. Несмотря на то, что двум из них (Руди с Джил), по-хорошему, вообще нечего тут делать. Это не их мир и не их война!
Госпоже Хэмбли, как мне показалось, прекрасно удалось проработать персонажей. Даже Джил, не смотря на свою очевидную мэрисьюшность, смотрится достаточно органично, хотя, надо заметить, больше всего любви и заботы со стороны автора, получил Ингольд. Да, сразу видно, кто у нас тут зачитывался в детстве Толкином!
Ну, как будто это что-то плохое.
Не понравились же мне четвертая и пятая книги, написанные, очевидно, чтобы срубить денег на популярном имени. Книги заметно слабее первых трех, они не несут особой смысловой нагрузки, хоть и продолжают историю оригинальной трилогии. Без них, на мой взгляд, легко можно было бы обойтись.
Вторым недостатком, который бросился мне в глаза, является наличие немалого количество роялей. Особенно этим грешат все те же последние тома, но и в первых трех наличествуют ВНЕЗАПНЫЕ моменты, вызывающие легкое недоумение вида: "это нафига вот надо было"?
Не стану особо конкретизировать, дабы не спойлерить еще больше, но, к примеру, в середине третьего тома появляется персонаж, который, как мне кажется, там совершенно не к месту. Автор добавила его лишь для нагнетания бессмысленной и беспощадной ДРАМЫ.
А в самом начале четвертого тома Джил и Ингольд находят Очень Важный Сюжетный Артефакт (об этом писал выше), который до того добрую тысячу лет валялся в церковных тайниках и, естественно, ну очень сильно помог героям книги.

Интересные аллюзии
После прочтения четвертого тома книги, у меня в мозгах появились некоторые занятные параллели.
Во-первых, в книгах присутствует древнее зло, поднявшееся из земных глубин. Во-вторых, в книгах церковь ненавидит магов люто и самозабвенно. Более того, имеется бешеная баба-епископ, одетая в красное, готовая прикончить Иногльда, невзирая на то, что он, на секундочку, как бы нужен выжившим для спасения.
В-третьих, наличествует мох, вызывающий не просто мутации, но еще и полное подчинение инфицированного трем древним чародеям. Подчинение, вызывающее в головах жертв то ли песнь, то ли голоса, то ли все вместе взятое.
В-четвертых, белые всадники очень сильно смахивают на авваров.
Вот я и думаю время от времени, не читали ли сценаристы Dragon Age эти книги? То, что они, к примеру, вдохновлялись Мартином, для меня очевидно, а вот насчет произведений госпожи Хэмбли - все не так однозначно. Но серьезно, не могли ли они, создавая порождений тьмы и скверну, на сознательном, или бессознательном уровне опираться на фундамент в виде цикла "Хроники Дарвета"?

Заключение
К сожалению, я вообще не нашел в сети фан-артов, посвященных циклу "Хроники Дарвета". Нет, вообще никаких. Похоже, даже великий интернет-закон под номером 34 все-таки имеет исключения.
Не берусь на основании этого утверждать, что Барбара Хэмбли вообще и ее пятикнижие в частности - малоизвестны. Скорее, она не слишком популярна на территории СНГ. И вот только не надо говорить, мол, книга старая. Забейте в Яндексе, к примеру, "Гед" или "Дзирт", и наслаждайтесь.
В любом случае, я бы не стал называть "Хроники Дарвета" провалом. Это годное крепкое фентези средней руки, а может даже - чуть выше среднего. Основная трилогия выполнена в интересном стыке жанров, а четвертую и пятую книги вполне можно почитать от нечего делать. Но при этом, я бы не стал относить цикл к шедеврам, тем более что последние два тома далеки от идеала.
Так что, могу порекомендовать данное произведение любителям жанра. Полагаю, они найдут его как минимум заслуживающим внимания.

Категории: Критика, рецензии, отзывы



Обновление: 13.08.2018, 08:46 242 просмотров | 0 комментариев | 0 в избранном

Хэштег: #Рецензии

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения на сайте20