Не то рабство, конечно, что отменили в Америке в 1865 году, а у нас даже на четыре года раньше. И вовсе не то, когда в подвале Донцовой сидят на цепи 15 голодных выпускников литинститута и лудят посменно на пяти стареньких перегретых компьютерах бессмертные ея опусы в количестве 40 штук в год.
Тут немного о другом.
Начнем с того, что свобода творчества далеко не тождественна самой свободе. Художник – раб своего замысла. Он одержим свежей, оригинальной концепцией, забывает всё на свете, кроме этой навязчивой мысли. Он превращается в мономана (Веллер и «Энергоэволюционизм»), идея становится сверхценной, критика не рассматривается, сомнения отметаются, каждый скривившийся, противоречащий – кровный враг, покусившийся на любимое, родное детище. Замысел должен быть воплощен любой ценой; детали, доводка, редактура отметаются на второй план и нередко забываются. Находясь слишком глубоко внутри процесса, художник не замечает явных внутренних противоречий в структуре произведения, логических нестыковок, очевидных любому внимательному зрителю, наблюдающему картину со стороны. В результате, как правило, даже гениальная задумка топится невразумительной реализацией (Хржановский и «Дау», Нолан и «Довод», Джойс и «Поминки по Финнегану»), а если и такого козыря в виде увлекательной, сильной фабулы не было, то произведение сметает волна нечистот, а раздавленный автор выходит на тропу войны со всем миром, отторгнувшим его opus magnum, его «шедевр».
И понять всё его отчаяние, всю обреченность не так сложно.
Творчество – это дорога в один конец. Человек, возомнивший себя художником, творцом, сам себе присваивает настолько высокий социальный статус, начинает мыслить предвечными категориями, его эго раздувается до таких исполинских, космических размеров, что вернуться на землю в случае оглушительной неудачи, устроиться работать продавцом мобильников, носить униформу, вести обывательский образ жизни, отказаться от мечты, которую, казалось бы, ухватил за павлиний хвост – всё это смерти подобно. Поэтому, кстати, такой увесистый мартиролог для принявших искусство слишком серьезно и разрастается с каждым днем (см. «Писатель и самоубийство» Акунина).
Свобода творчества в теории подразумевает и возможность отказа от творчества, а если ты не можешь отказаться, то что это за свобода anyway? Раб на галерах в теории может отгрызть себе прикованную кандалами руку и броситься в воду, утонуть или чудом выплыть, но даже у него есть какие-то варианты (в подвале Донцовой, конечно, и таких опций нет…). А если ты больше ничего не можешь, не хочешь и не умеешь, кроме как спаивать слова в цепочки со смыслом или вовсе без: без вразумительной логики, но просто по наитию, по извержению внутреннего вулкана, харкая желчью, истекая последней кровью, не можешь заткнуть рану, у тебя гемофилия, ты скоро умрешь, и всё, что от тебя останется – эта свекольная картина в духе постимпрессионизма, на которой оттопчутся острыми каблучками горе-критики, а хейтеры обоссут твою могилу. Или хрустальный дворец твоего цельного, сбалансированного, выстраданного мировоззрения увесистыми камнями уродуют, кромсают невежды и невежи, что сами трех понятий и пары мыслей связать не могут. Но триггерятся на любое незнакомое и потому обидное, унижающее слово.
И даже не в состоянии понять: как, зачем оно там оказалось, через что прошло прежде чем просочиться, выбраться на глянцевитую поверхность сознания, быть выхваченным, рассмотренным со всех сторон, проверенным на изъяны, чтобы лишь только затем взгромоздиться, утвердиться в смысловой лакуне на своем законном месте.
Творчество – это не унылый перебор вариантов до радостного обнаружения методом тыка подходящего, меткого или, в идеале, верного слова; это насильственный, агрессивный переход на внутреннюю сторону своего автопортрета, ныряние за свою кожу, дважды вывернутую наизнанку, нахождение себя там, где никого в принципе не может быть, агония в безвоздушном пространстве, встреча с богом или дьяволом (по вкусу), продажа души, покупка новой за мольбы и клятвы реализовать весь дарованный потенциал, растратить себя до конца, стереть в порошок, чем вернуть долг миру, Вселенной.
Не вписывается в определение «легкомысленное занятие», «увлечение» или «хобби», не правда ли?
Категории: Статьи
Обновление: 05.04.2022, 11:08 304 просмотров | 0 комментариев | 0 в избранном
Хэштег: #свобода_творчества
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения на сайте20
-
911 / 20 21:10 Мария Ирисова
Опальная принцесса во дворце 4
-
789 / 11 21:10 Карина Пьянкова
Кощей да Марья
-
15 / 1 21:09 Нидейла Нэльте
Только для читунки - 10 женихов и лишний принц
-
586 / 13 21:08 Елена Быстрова
Его лёд. Её пламя
-
207 / 19 21:07 Юлия Миронич
Управляющая приютом «Краски жизни»
-
662 / 14 21:05 Robin Caeri
В тени Солнца. Том III
-
15 / 4 20:49 Ольга Погожева
Плохая ведьма
-
151 / 2 20:45 Евгения Чая
Станьте моим злодеем
-
885 / 54 20:43 Ольга Копылова
Мажор, волшебница и тайна ледяного принца
-
100 / 2 20:42 Евгения Чая
Участковая ведьма. Книга 2
-
137 / 3 20:42 Марья Фрода Маррэ
Страж сумерек
-
375 / 1 20:35 Лесса Каури
Токсы академии Акалим
-
150 / 1 20:34 Светлана Лазарева
Землянка и чудовище, или не бейте меня — я его питомец!
-
75 / 17 20:30 Кейтилин Ли
Пламенный подснежник
-
1891 / 17 20:29 Наталья Пешкова
Семь перьев для Вороны
-
285 / 5 20:27 Инна Эс
Не каждый ангел, кто спускается с небес
-
414 / 47 20:27 NeTa
Привет-привет! Пока...
-
1067 / 16 20:27 Цыпленкова Юлия
Книга 1: Королева-вдова
-
342 / 17 20:24 Арлин Мэй (Туся)
Жена по завещанию, или Целительница для дракона
-
150 / 9 20:23 Айно
Страшна, как смертный грех
- Хиты продаж 8
-
Симфония остывшей галактики. Нелли Войт
85 руб
-
Ведьма порешает! 3 сезон. Виктория Ленц
-
Наперекор сюжету. Кароль Елена / Эль Санна
119 руб
-
Искусство быть тобой. Эмили Ли
154 руб
-
Свидетелей воскрешают по пятницам. Лена Тулинова
139 руб 34 руб
-
ЗвездоцвЕты. Астрадени Джейн
88 руб 70 руб
-
Другой девы для единорога нет. Ольга Свириденкова
119 руб 83 руб
-
Ведьминский факультет - 2. Котел невезения. Малиновская Елена
199 руб 139 руб

Загружаются комментарии...