Что дает неизбывные и не вполне честные преимущества. Ибо лишь у природы есть объективные законы, против которых не попрешь, а всё искусство – такое человеческое, слишком человеческое – царство субъективизма, волюнтаризма, а в худшем проявлении и вкусовщины.
Да, вы не зря поморщились и правильно поняли: я утверждаю, что всё искусство субъективно, а все официально признанные шедевры, врученные регалии, коронованные кумиры – просто игра случая и дело вкуса.
В искусстве не существует объективных критериев качества или универсальных законов, по которым можно судить любое произведение. Ты читаешь, смотришь, слушаешь, твой капризный организм реагирует, твой обогащенный уникальным опытом мозг выносит вердикт, а хитрое сознание пытается убедить всех вокруг, что приговор обоснован, опирается на здравый смысл и соответствие золотому стандарту – запускает привычные игры разума в справедливость и собственную проницательность. Выпендривается, одним словом.
Рассмотрим, к примеру, смежную область, где всё безумно, нечеловечески красиво, предельно сложно, бесконечно изящно, эмоциально затратно и даже вполне осмысленно. Естественно, я имею в виду фигурное катание (преимущественно женское, но тут у каждого свои приоритеты). Система оценок в этом полуспорте, полуискусстве настолько сложна, проработана, детализована, что исключает любую вкусовщину. И победителем практически всегда (за редким исключением в виде двух последних олимпийских игр) становится объективно лучшая спортсменка. Но любой посторонний человек может сам оценить скорость скольжения и вращения, посчитать падения и обороты прыжков – очевидные критерии качества.
Никакой вразумительной системы оценок в искусстве не существует. Всё опирается на индивидуальное эстетическое восприятие, усиленное хотя бы приблизительным совпадением картины мира и вызвавшее эмоциональный отклик.
Ликующий организм заполнил новый мир созвучий, мировоззрения найден унисон: внутренний камертон задрожал, откликнулся – плюсуем!
Али из глубин растревоженного естества поднялся рокочущий праведный гнев, в просторечии – рвотный рефлекс, научно – диссонанс, захлестнул ум едкой волной отторжения, ненависти – дизлайк, отписка!
Да, много столетий существует институт экспертизы. Критики считают себя профессионалами, а свое мнение объективным – но куда им ещё деваться? Саморазоблачаться?
Так они и дрожат стыдливо, прикрываясь фиговым листком, прямо с момента выползания из липкого кокона. Подстраиваются под конъюнктуру, подлизывают власти, вертятся как флюгер в предвкушении торнадо. Раскопайте, что говорили о Пушкине, а особенно Лермонтове при их жизни; как взлетал и падал Маяковский в табеле о рангах: 1) при жизни, 2) после смерти по указанию Сталина, 3) после распада СССР. Далее по списку.
С критиками всё понятно, критик – продажная подстилка без своего мнения, мнящая себя важной особой. Но вот писатели, признанные мэтры, легенды, классики…
Так тут вообще тихий леденящий ужас. По идее, если один гений и другой гений, а искусство объективно и универсально, должны же они хотя бы друг друга узнать, понять, прочувствовать? В реальности же всё наоборот.
Толстой о Шекспире:
«не может быть признаваем не только великим, гениальным, но даже самым посредственным сочинителем»;
«почувствовал неотразимое отвращение, скуку и недоумение о том, я ли безумен, находя ничтожными и прямо дурными произведения, которые считаются верхом совершенства».
(Толстой, возможно, первым испытал, по сути изобрел испанский стыд при переваривании ужасных, плоских, несмешных, площадных, нескончаемых шекспировских шуток.)
Набоков о Достоевском:
«посредственный писатель с длинными пустошами литературных банальностей»;
«неоправданное раздувание самых обычных чувств, автоматически вызывающее в читателе естественное сострадание»;
«безвкусица», «низкопробный литературный трюк», «стопроцентная банальность каждого слова, дешевое красноречие», «торопливое и лихорадочное нагромождение слов с бесконечными повторениями».
Бунин припечатывал вообще без разбора:
Брюсов - дурак и плебей,
Гиппиус - необыкновенно противная душонка,
Белый и Блок - два сукина сына, два набитых дурака;
о Достоевском - чудовищно, пошлейшая болтовня,
о Чехове - всё выкапывал человеческие мерзости,
о Мережковском - длинно, мертво, натащено из книг…
И это только великие. И только навскидку.
Откройте публицистику любого писателя и ставьте ведро. Помои хлынут грохочущим вонючим потоком. А мнение о коллегах определять в первую очередь будут политические и религиозные воззрения, критические различия в эстетических приоритетах и вкусах до степени невосприимчивости, личные симпатии, протежирование, конкуренция, обиды и месть.
Либо мировой табель о рангах захватили неумехи, которые радостно топят друг друга в каловых массах, либо искусство окончательно и бесповоротно субъективно. Третьего не дано.
Из этого не следует, что не нужно доказывать свое мнение, спорить до хрипоты, отстаивая свои предпочтения, убеждения и вкусы. Ровно наоборот: по сути, это всё, что у тебя есть действительно своего – пережитого, продуманного, уникального. Просто необходимо твердо осознавать, что вся эта иерархия существует только внутри твоей головы и никто в мире не обязан соглашаться, перенимать, следовать, подписываться. Ты один на один со всем миром, который вырывается, затыкает уши, не желая слушать, и ухватить его цепко, припечатать крепким словцом – единственный способ доказать, что ты вообще существуешь.
Категории: Статьи
Обновление: 06.04.2022, 11:08 140 просмотров | 0 комментариев | 0 в избранном
Хэштег: #критика
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения на сайте20
-
12 / 12 11:22 Амира Алексеевна
Его рабыня
-
64 / 51 11:21 Анна Лященко
Наследник в Дикой Академии
-
163 / 10 11:21 Татьяна Ренсинк
Правильный выбор 2
-
1724 / 49 11:20 Татьяна Ренсинк
Тайна владычицы мечей
-
2010 / 25 11:20 Яна Таар
Не морочь мне голову, Канада!
-
633 / 11 11:15 Халимендис Тори
Драконов злить не рекомендуется
-
2569 / 4 11:15 Колесова Наталья
Свадебное проклятье
-
854 / 20 11:12 Юлия Фирсанова
Кира и К: радуга на запястье
-
85 / 19 11:11 Евгения Верёвочкина
Охотница на оборотней в академии Тельмирин
-
3238 / 66 11:08 Мария Морозова
Связанные целью
-
78 / 2 11:08 Ли Литвиненко
Бёрк 2. Оборотни сторожевых крепостей.
-
198 / 25 11:06 Лена Тулинова
Хрустальный детектив
-
852 / 31 11:01 Стрельникова Кира
Господин Плотник
-
279 / 8 11:00 Ева Финова
Содержанка герцога
-
367 / 24 10:58 Ольга Консуэло
Нежная барышня и победитель последнего Рагнарёка
-
407 / 17 10:58 Ольга Богатикова
Кошачий глаз
-
436 / 9 10:58 Милана Шторм
Точка зрения. Дело № 43/2. Ядовитая амброзия
-
574 / 7 10:56 Алена Кручко
Кот в мастерской
-
246 / 15 10:55 Юлия Вилс
(Не) верь предсказаниям
-
1830 / 19 10:55 Антошина Елена
Вишнёвый пепел. Невеста огненного лорда
Сегодня День Рождения!6
-
Воропанова Са Юрна:
Мы - не этого времени дети,- Мы случайно сюда попали: Перепутали ход столетий Те, кто жизнь нам зачем - то дали. И поём мы с тобой, не зная. Кто ди
В оффлайне
-
Елена Шелинс
Кто желает, но не действует — разводит чуму (c) Уильям Блейк
В оффлайне
-
Татьяна Тень
меня тут нет
В оффлайне
-
Владимир Виноградов
Я пишу, потому что я пишу!
В оффлайне
-
Алекс Вестов
Память и фантазия безграничное богатство)
В оффлайне
-
Галеб
Любовь, творчество, жизнь!
В оффлайне
- Хиты продаж 11
-
Адвокат по магическим делам. Анна Орлова
-
Лея Ли: тёмная сторона. Shy Hyde
99 руб 29 руб
-
Самая главная проблема Академии Драконов. Оксана Гринберга
119 руб
-
Тьма княжества Райохан, или Месть отвергнутой невесты. Ируна Белик
99 руб
-
Тайны уездного города Крачск. Сезон 5. Антонова Лидия
-
Тайна попаданки, или Не про вашу честь, лорд! Ольга Олие
169 руб
-
Призраки сумрачного Лондона. Севастьянова Екатерина
130 руб 123 руб
-
Только бы зеркало уцелело. Анна Дашевская (Martann)
200 руб 134 руб
-
Гувернантка в драконьем поместье. Аманда Франкон
99 руб
-
Антийские кружева. Эльга С.
159 руб
-
Звёздная Тарантелла. Астрадени Джейн
88 руб 26 руб
Загружаются комментарии...