Нет, для средневековья характерен совершенно определенный уровень общественного и технического развития. Европейское средневековье - это феодализм как основная модель общественного строя, аграрная экономика, натуральное хозяйство и владеющее умами религиозное и мистическое мировоззрение в идейном плане. Псевдосредневековый мир - это примерно как у Джорджа Мартина. В Средиземье же Третьей Эпохи мы не видим ни феодализма (тамошние монархии не выглядят феодальными), ни тем более какой бы то ни было религии. Технический и промышленный уровень развития Средиземья тоже абсолютно не средневековый (несмотря на холодное оружие и кавалерию).
Более-менее на средневековые общества похож только Рохан, чье варварство в тексте подчеркивается не раз. Однако Рохан выглядит скорее исключением из правила, чем его подтверждением. Чтобы понять это, нужно прежде всего отрешиться от картинки, показанной в фильмах, потому что Питер Джексон и в самом деле продемонстрировал некий типичный мир меча и магии в своих экранизациях. В тексте же Толкина мы наблюдаем совсем иную картину.
Всякий раз, когда мы читаем описания Изенгарда и Мордора, мы встречаем расплывчатые, но многочисленные упоминания машин, шахт, оскудевшей природы, печей и топок, и тому подобного. Несомненно, и Изенгард, и Мордор представляют собой промышленные индустриальные общества, знакомые как минимум с паровой машиной. В той главе, где описаны бесчинства Сарумана в Шире, также есть достаточно признаков, подтверждающих эту теорию. Стационарные огнеметы Сарумана, которыми он сжигал энтов во время битвы за Изенгард, смотрятся достаточно красноречиво.
При этом государства западной части Средиземья тоже не производят особенно средневекового впечатления. В описаниях Шира мы встречаем уклад, характерный скорее для Нового времени. Хоббитский быт напоминает 18 век. Доступность книг (что косвенно заставляет задуматься о книгопечатании), стекло (стекло в тексте упоминается не раз, а это требует определенной промышленности), развитая система общественных отношений (адвокаты, завещания и аукционы). Откуда это все взялось в маленькой стране, окруженной вымершими территориями Эриадора, напоминающими пустоши Фоллаута?
Ответ заложен уже в самом тексте. Шир - осколок ныне уничтоженного Северного королевства Арнор. Логично предположить, что и сам Арнор, чья история насчитывала две тысячи лет, также был государством скорее Нового времени, нежели варварского средневековья. Когда мы читаем про деградировавший, но не уничтоженный Гондор, мы встречаем описания циклопических сооружений, подобных крепости Минас-Тирит и крепости Ортханк. Описание Ортханка заставляет задуматься, что эта крепость возводилась при помощи крайне высоких технологий. Сюда же можно отнести рассказ друаданского вождя о том, что древние гондорцы прокладывали свои дороги, разрезая холмы. Так и приходят на ум экскаваторы, не правда ли? Когда при осаде Гондора солдаты Саурона используют зажигательные смеси наподобие напалма или греческого огня, гондорцы вспоминают, что и их предки владели чем-то подобным - но растеряли эти знания.
Мы знаем, что Гондор и Арнор были основаны нуменорцами, а о Нуменоре Толкин писал в своих текстах, что эта цивилизация владела многими техническими достижениями. В черновиках упомянуты и бронированные корабли, и орудия, стреляющие огнем, и даже корабли, плавающие по воздуху. К сожалению, остался недописан роман "Утраченный путь", который Толкин собирался посвятить двум попаданцам из 20 века в Нуменор - а не то мы бы узнали об этой загадочной стране еще больше. Но и того, что известно, достаточно, чтобы сделать вывод - поздний Нуменор был развитым технократическим обществом.
Если "Сильмариллион" и другие тексты о Первой Эпохе, подобные "Детям Хурина" в самом деле описывают общество средневековое и раннефеодальное, нет сомнений, что за три тысячи лет Второй Эпохи Нуменор перешел от средневековья к совсем другим стадиям экономического и научного прогресса. Мир Толкина в этом смысле не так уж сильно отличается от нашего, и тоже знает прогресс - просто если в нашем мире прогресс происходил преимущественно в Европе, то в мире Арды - в Нуменоре, являющемся островом. Не будем также забывать, что Толкин прописывал свой мир как далекое прошлое нашего, и Нуменор является Атлантидой, о чьем техническом прогрессе надумано современными фантазерами немало.
По всей видимости, потомки нуменорцев, после его гибели основавшие королевства в Средиземье, еще достаточно долго оставались развитым обществом - и лишь к концу Третьей Эпохи, после многочисленных эпидемий и войн, основательно деградировали.
Остается лишь неясным, почему ни Мордор, ни Гондор не применяют в массовом порядке в своих войнах огнестрельное оружие, хотя порох в Средиземье известен. Впрочем, я не буду подробно касаться этой темы, а лишь сделаю отсылку к соответствующей статье Николая Оленина "Современные средства ведения войны в Средиземье". http://lib.rpg.ru/index.php/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B_%D0%B2_%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5
Ну и на десерт самое сладкое. Эльфы. Мы очень мало знаем об эльфах и Валиноре. Мы видим некоторые изготовленные эльфами артефакты, такие как палантиры и кольца. И знаем, что Галадриэль довольно скептично отреагировала, когда хоббиты назвали достижения эльфов магией. И правда, с трудом представляешь, что Феанор или Келебримбор творили свои артефакты, облачившись для этого в расшитую рунами мантию и читая заклятия на латыни.
Но что же они тогда делали? Хороший вопрос.
Если разобраться, чем палантир - не компьютер с нейроинтерфейсом и встроенной функцией видеозвонка? Только компьютер, произведенный цивилизацией куда более развитой, чем даже наша собственная. В конце концов, как сказал Артур Кларк, любая развитая технология неотличима от магии.
Категории: Мысли, идеи
Обновление: 02.11.2018, 17:42 574 просмотров | 5 комментариев | 2 в избранном
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей пользователя8
-
1829 / 16 00:35 Влада Николаевна
Стражи Фолианта. Венчанные Судьбой.
-
982 / 1 28 дек Кети Бри
И ничего, кроме правды
-
669 / 5 28 дек Robin Caeri
В тени Солнца. Том III
-
1119 / 1 28 дек Robin Caeri
В тени Солнца. Том II
-
17 / 2 28 дек Ольга Погожева
Плохая ведьма
-
2 / 1 28 дек Владимир Мисечко
Чёрный Кардинал
-
352 / 2 28 дек Влада Николаевна
Вирусы алчности и амбиций (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ)
-
453 / 2 28 дек Влада Николаевна
Альянс (РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ. ТРИЛОГИЯ ПОД ОДНОЙ ОБЛОЖКОЙ)
Обсуждения на сайте20
-
4532 / 7 02:01 Нина Линдт
Кот, Домовой и Василий Иванович. книга 2
-
899 / 13 01:57 Ольга Копылова
Мажор, волшебница и тайна ледяного принца
-
16 / 2 01:47 Алекс
Брак по расчёту
-
209 / 1 01:47 Юлия Миронич
Управляющая приютом «Краски жизни»
-
1699 / 26 01:34 Рина Михеева
Синий чулок для розового дракона
-
385 / 12 01:29 Мария Эрфе
Там, где начинаемся мы
-
739 / 13 01:27 Анна Мария Роу
Второй Шанс
-
285 / 16 01:20 Ольга Свириденкова
Другой девы для единорога нет
-
3108 / 38 01:16 Елена Шевцова
Брак с потомком драконов
-
32 / 6 01:15 Маришка Вега
Новогодняя сказка, или Семейным тайнам нет конца.
-
201 / 2 01:11 Катрина Паскаль
ИЗВЛЕКАТЕЛЬНИЦА
-
1661 / 32 01:03 Полянская Катерина
Академия Меркл. Второй семестр
-
291 / 6 01:02 Вика Орлёнок
Тайны вокруг Алисы Ред
-
1099 / 27 00:47 Цыпленкова Юлия
Книга 1: Королева-вдова
-
421 / 4 00:39 Рокси Торн
Некромант при дворе
-
354 / 10 00:37 Арлин Мэй (Туся)
Жена по завещанию, или Целительница для дракона
-
1829 / 16 00:35 Влада Николаевна
Стражи Фолианта. Венчанные Судьбой.
-
510 / 45 00:23 Гончарова Галина Дмитриевна
Бюро магической статистики - 2
-
474 / 2 00:21 Татьяна Ренсинк
Сердце снежной планеты
-
720 / 121 00:20 михайловна надежда
Ничего личного... лишнего
- Хиты продаж 7
-
Симфония остывшей галактики. Нелли Войт
85 руб
-
Ведьминский факультет - 2. Котел невезения. Малиновская Елена
199 руб 139 руб
-
Ведьма порешает! 3 сезон. Виктория Ленц
-
Свидетелей воскрешают по пятницам. Лена Тулинова
139 руб 34 руб
-
Токсы академии Акалим. Лесса Каури
179 руб
-
Наперекор сюжету. Кароль Елена / Эль Санна
119 руб
-
Другой девы для единорога нет. Ольга Свириденкова
119 руб 83 руб

Загружаются комментарии...