В помощь НАЧИНАЮЩЕМУ писателю: показывать, а не рассказывать

28.11.2019, 16:44 Автор: Мария Шурухина

Еще одной методикой, авторской техникой и даже литературным принципом является прием «показывай, а не рассказывай».

Что это за прием и почему он так важен?

Предположим, вам нужно написать, что в комнату заходит старушка Мэри. Писатели, не мудрствующие луково, напишут так:

В комнату зашла старая женщина. Ее звали Мэри. Она опиралась на трость с набалдашником в виде льва, потому что уже не могла передвигаться самостоятельно.

Можно ли так писать? Можно. И это будет правильным. И не будет ошибкой.

НО!

Это будет скучно. Потому что способ этот называется «рассказывать».

Для того чтобы вовлечь читателя в сюжет, более того, чтобы читатель сам ощутил, что находится в этой комнате, нужно увлечь его. Не нужно рассказывать, нужно показывать!

Как же научиться показывать? Очень просто! Представьте себя режиссером, снимающим фильм. Представили? Отлично! Теперь представьте кадр, где в комнату заходит эта старушка. Как читатель узнает, что зашла старая женщина, а не молодая? Необходимо описать вошедшую, не употребляя при этом прилагательное «старая».

В комнату, шаркая сношенными туфлями и бормоча что-то под нос, вошла Мэри. Рука ее, высохшая и изрезанная вспухшими венами, судорожно сжимала набалдашник трости в виде льва. Дряблые щеки тряслись в такт шагам; глаза, обрамленные лиловой кожей, словно провалились вглубь лица. Она казалась мумией, только что извлеченной из гробницы и наряженной в пышное платье.

В этом примере мы ни разу не употребили прилагательное «старая», однако читатель сразу понял, насколько древняя эта старушка.

Итак, подведем итоги.

Рассказывать:
В комнату зашла старая женщина. Ее звали Мэри. Она опиралась на трость с набалдашником в виде льва, потому что уже не могла ходить сама.
Показывать:
В комнату, шаркая сношенными туфлями и бормоча что-то под нос, вошла Мэри. Рука ее, высохшая и изрезанная вспухшими венами, судорожно сжимала набалдашник трости в виде льва.

Еще примеров? С удовольствием!

Рассказывать:
Иола страшно расстроилась.
Показывать:
Глаза Иолы заблестели, а нижняя губа мелко задрожала.

Рассказывать:
Рине было безумно хорошо с Блэком.
Показывать:
Всякий раз, когда Рина была с Блэком, у нее в животе словно порхала стая пестрых бабочек.

Рассказывать:
После развода, Николь выглядела ужасно.
Показывать:
После развода, Николь ходила с сальными волосами, полустертым лаком на ногтях и потухшим взглядом.

Сделаем выводы?
Не говорите очевидные вещи. Не рассказывайте про них. Просто пишите так, чтобы читатель догадался сам: шаркает, бормочет, опирается на трость - старость; слезы в глазах и дрожание губ - расстройство, бабочки в животе - радость; сальные волосы и потухший взгляд - депрессия.

Больше полезного для писателей в группе "Книжное измерение": https://vk.com/clubbookdimension

Категории: Статьи



Обновление: 28.11.2019, 16:44 5046 просмотров | 15 комментариев | 2 в избранном

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения в избранном у автора1

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20