Саспенс (от англ. suspense - неопределенность, беспокойство, тревога) - состояние тревожного ожидания, беспокойства при прочтении книги, а также набор художественных приемов, служащих для погружения читателя в это состояние.
Такой прием не позволяет читателю расслабится, потерять интерес к книге. Ведь те авторы, которые умеют по цепочке выстроить сцены в произведении так, чтобы читатель чувствовал себя неуютно, беспрестанно думая: «Сейчас что-то будет, вот сейчас», ловко пользуются саспенсом.
Конечно, в кинематографе, в силу визуализации контента и возможности работать со звуком, саспенс востребован более всего. Например, одна тревожная музыка, повторяемая во время наиболее опасных ситуаций, уже способна создать гнетущее чувство напряжения и смятения. Поэтому такой прием часто используют в жанрах хоррор, мистика, детектив.
Мастером саспенса называют Альфреда Хичкока, потому что сцены тревожного ожидания являются неизменными составляющими его фильмов.
Вот как Хичкок определял саспенс: «Представьте, что мы с Вами вот так мило беседуем. А под столом, за которым мы сидим, пристроена бомба. Все тихо-мирно, и вдруг бац! - взрыв! Публика поражена, но перед этим идёт совершенно нейтральная сцена». И пример того, как можно снять эту сцену с саспенсом: «Бомба опять под столом, но теперь публика об этом знает. Может быть, она видела своими глазами, как её пристроил туда какой-нибудь анархист. Ей известно, что бомба взорвётся в час дня, и на экране появляются часы. Видно, что они показывают без четверти час. В этих обстоятельствах самый невинный разговор становится многозначным, потому что зрители включают известную им информацию в оценку происходящего. Они следят за событиями на экране, и из души каждого рвётся крик: «Хватит трепаться о пустяках! Сейчас бабахнет!» В первом случае мы предоставили публике возможность 15 секунд поудивляться в момент взрыва. Во втором мы обеспечили ей 15 минут саспенса».
Пример саспенса.
«Ромео и Джульетта» Шекспира. Ромео узнает о смерти Джульетты и спешит в склеп. Он не знает, что Джульетта на самом деле не умерла, а только приняла зелье, позволяющее выглядеть умершей. Не в силах жить без любимой, он достает кинжал, чтобы убить себя и... Как же нам, читателям, хочется, чтобы в этот момент Джульетта проснулась! Наш внутренний голос кричит: «Нельзя, не сейчас, подожди немного!» Но Ромео убивает себя кинжалом, а Джульетта просыпается уже после его смерти.
Подводя итог, можно сказать, что прием саспенса заключается в том, чтобы держать читателя в напряжении в некоторых сценах (иногда и на протяжении всей книги), заставить его волноваться и переживать, оттягивая разрешение ситуации.
А теперь вопрос к авторам: в каких произведениях вы можете вспомнить сцены с использованием саспенса?
Больше полезного для писателей в группе "Книжное измерение": https://vk.com/clubbookdimension
Категории: Статьи
Обновление: 04.01.2020, 01:34 2552 просмотров | 0 комментариев | 2 в избранном
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора20
-
214 / 6 08:22 А.Волжская, В.Яблонцева
Академия Драконьего Союза. Это все дракон!
-
193 / 12 08:08 Сергей Вестерн
Возы_
-
478 / 3 08:00 Наталья Оско
Ключ к зеркалам
-
162 / 1 07:48 Ева Саева
На перекрестках подземелья
-
34 / 4 06:19 Лена Тулинова
Свидетелей воскрешают по пятницам
-
74 / 2 04:50 Астрадени Джейн
ЗвездоцвЕты
-
410 / 9 04:49 Астрадени Джейн
Космическая свалка раздора
-
2522 / 8 04:41 Наталья Ракшина
Дед Кондрат, бывший солдат
-
136 / 10 01:03 Анна Мария Роу
Второй Шанс
-
4279 / 8 00:39 Нина Линдт
Кот, Домовой и Василий Иванович. книга 2
-
1617 / 8 00:19 Нина Линдт
Огонь Феникса
-
54 / 2 00:02 Ната Чернышева
Агенты межзвёздных сердец
-
4643 / 2 29 сен Анна Неделина
Осталось только мстить
-
885 / 18 29 сен Яна Черненькая
Соната смерти
-
1037 / 9 29 сен Robin Caeri
В тени Солнца. Том II
-
778 / 2 29 сен А.Волжская, В.Яблонцева
Украсть сердце мороя
-
42 / 8 29 сен Наталья Ракшина
Туманы Зимнего Пика
-
1682 / 1 29 сен Радион Екатерина
Капкан на мужа
-
2376 / 1 29 сен Нина Линдт
Тринадцатая Кассандра и хозяин времени
-
452 / 1 29 сен Анна Дашевская (Martann)
Две дамы и римские ванны
Обсуждения на сайте20
-
2396 / 69 08:40 Елена Шевцова
Фиктивный брак некроманта
-
54 / 17 08:40 Екатерина Багирова
Видящая
-
116 / 20 08:39 Гончарова Галина Дмитриевна
Бюро магической статистики - 1
-
1095 / 16 08:39 Ольга Копылова
Тонкости контакта, или Практика, чувства и заговор в придачу
-
4304 / 9 08:36 Эль Бланк
Полундра!
-
1524 / 8 08:35 Елена Быстрова
Разбор полётов по-туэррийски
-
1050 / 4 08:34 Елена Шелинс
Агат и кости
-
30 / 3 08:33 Старушка
ДОСТАЛИ!
-
645 / 28 08:26 Александрова Марина
Занимательная некромантия. Сердце демона.
-
195 / 16 08:23 Анна Ликина
Заноза факультета некромантов
-
214 / 6 08:22 А.Волжская, В.Яблонцева
Академия Драконьего Союза. Это все дракон!
-
551 / 10 08:19 Амира Алексеевна
Пятнадцать суток на любовь и риск
-
1895 / 38 08:17 Татьяна Ренсинк
Мы встретились... во сне
-
443 / 14 08:15 Влада Николаевна
Стражи Фолианта. Венчанные Судьбой.
-
6785 / 82 08:10 Мария Морозова
Ядовитый шиповник
-
193 / 12 08:08 Сергей Вестерн
Возы_
-
469 / 23 08:01 Рокси Торн
Прах любви
-
478 / 3 08:00 Наталья Оско
Ключ к зеркалам
-
1 / 1 08:00 Стрельникова Кира
Пансион забытых леди
-
572 / 6 08:00 Стрельникова Кира
Кот судьбы
Сегодня День Рождения!6
-
Ника Беар
Могу фейнуть, а могу и зафеячить)))
В оффлайне
-
Lucielle Karmet
Сидя на одном месте, ты можешь придумать мир. Но лишь движение позволит миру ожить.
В оффлайне
-
Курская Надежда
Путь важнее чем цель
В оффлайне
-
ELVAEL
Верьте в свои мечты и воплощайте их в реальность!
В оффлайне
-
Наталья Айрис
В оффлайне
-
Ярослав Горнышев
Отправьте заявку в друзья, если хотите материально поддержать автора
В оффлайне
Загружаются комментарии...