Любой мюзикл (или опера) содержит три основных типа арий:
- сольные (которые призваны выражать внутренний мир персонажа);
- дуэты/терцеты/квартеты (которые призваны раскрыть конфликты между персонажами);
- хоровые сцены (которые задают атмосферу/обозначают проблематику).
Мне отчасти свойственно мюзикальное мышление, поэтому я неосознанно "тяну" эту систему в свои книги. В адаптации к прозаическому творчеству это выглядит так.
Сцены, раскрывающие внутренний мир персонажа. Если вставлять такую "сольную арию" просто так, она зачастую выглядит монотонно и отвлеченно (хотя можно играть с длиною предложений, внутренними восклицаниями и другими приемами). В последнее время я склоняюсь к мысли, что подобные "сольные" переживания лучше давать на фоне какого-то занятия. Например, героиня рисует, и я передаю ход ее мыслей во время рисования. Или герой шарится по учебнику этикета, а я пересказываю его переживания.
Как мне кажется, удачный пример:
«Здесь не хватает розового акцента», - решила Кая и потянулась рисовать бутон.
Бутон неизбежно вернул её мысли к жениху.
«Увлёкся он», - фыркнула она себе под нос, совершенно не веря этому абсурдном утверждению, но находя при этом, что Канлар, всё же, крайне мил, предпринимая попытки ухаживаний.
Ей в целом было интересно почувствовать себя объектом ухаживаний – не придворных расшаркиваний, а именно любовных знаков внимания.
Покосившись невольно на собственную руку, которую советник совсем недавно так ласково целовал, Кая закраснелась и дрогнула, вычертив кисточкой розово-красную линию там, где это совсем не предполагалось рисунком.
Не придумав ничего лучше, решила размыть её фиолетовым.
«Увлёкся он!» - фыркнула она интенсивнее, чувствуя при этом какой-то незнакомый её ранее вид волнения, требующий лихорадочно втирать фиолетовый цвет в красный подтёк.
Получилось грязно. Королева не знала, что втирать фиолетовый в красный – не самая блестящая идея.
Мой лайфхак: подобрать тип занятий, перекликающийся с типом мышления персонажа, и, таким образом, создавать некий аналог «музыкальной темы». Это, естественно, не означает, что все внутренние размышления персонажа должны даваться только через призму выбранного для него занятия.
2. Диалоги, раскрывающие суть конфликта. Здесь мюзиклы научили меня двум важным вещам. Во-первых, в партию персонажа обычно включается его основная музыкальная тема, перестроенная под требования арии-дуэта. Во-вторых, первоначально различные и отдельные, в конце арии голоса и музыкальные темы сливаются в одну гармонию. Это одна из причин, по которой я предпочитаю писать от третьего лица: это позволяет менять фокусировку по ходу развития диалога, создавая полифоничное звучание. При этом для создания дополнительного объема стоит упоминать простые действия, которые совершает персонаж, пока говорит.
Пример удачного совмещения диалога с действиями:
— Чё припёрся? — поинтересовался Рейн, делая выпад.
— Жена хочет защищать права женщин, — парировал Эртан и провёл серию коротких ударов, по одному на каждое слово.
Рейн отпарировал первые из них, а потом сделал шаг в сторону с линии атаки и провёл контрудар:
— Ну и пусть защищает, — Эртан сместился, закрываясь, — мы тут причём?
— Этот вопрос к ней, — Эртан хитровывернуто попытался провести выпад так, чтобы указать кончиком клинка на Элпи.
Помянув рогатого, Рейн рявкнул:
— За пальцами следи! — с вполне справедливой злобой, потому что чуть не заехал по этим самым пальцам всерьёз — хитровывернутый удар явно был неудачным экспромтом, не учитывающим необходимость защиты атакующей руки.
— Увлёкся, — согласился с упрёком Эртан, отступая назад.
Рейн тоже сделал шаг назад; оба противника опустили клинки.
С тем, чтобы "слить" темы разных персонажей в одну гармонию, у меня пока слабо.
3. Массовые сцены. Здесь, как мне кажется, важно сперва выстроить мизансцену, показав где расположены персонажи и чем занимаются на момент начала действия. С одной стороны, сцены подобного рода лихо закручивают конфликты, с другой - ими действительно удобно демонстрировать проблематику. Для этого важно понимать, какую роль играет в массовой сцене каждый из персонажей, какую линию он продвигает. Все это можно показать набросками еще при выстраивании мизансцены, а потом развить вместе с разговором.
Одна из моих любимых мизансцен:
На другой день в кабинете замка А-Ларресов проходил экстренный совет в следующем составе.
Во-первых, присутствовали три брата. Сложивший руки на груди Эртан подпирал поясницей стол с какими-то бумагами и хмуро глядел в пустоту. По правую руку от него на этом самом столе устроился Рассэл, который уныло болтал в воздухе ногой — скорее дёргал ею — и ковырял толстый кожаный фолиант. По левую — в глубоком кресле сидел Аркаст, спокойно положивший руки на подлокотники и изображающий собой скульптуру.
Во-вторых, в самом центре — кабинет был круглым, потому что находился в башне, — холодной статуей стояла Рэми. На ней было богатое ниийское платье, дополненное официальной высокой причёской. Выглядела она так, как будто, как минимум, в тронном зале объявление войны декларировала.
За её плечом жалась Алиссия, которая пыталась выглядеть отстранёно, но дрожащие пальцы её выдавали.
Третьим в компании притулился Эрьен, который задумчиво изучал портьеры у окна и, казалось, не участвовал в общем разговоре и находился тут исключительно ради охраны опасной пленницы.
Массовая сцена хороша тем, что можно фокусироваться на отдельных диалогах, продвигая конфликты, и давать общий план, выстраивая противопоставления и контрасты. Для этого важно подбирать правильный состав персонажей для сцены и понимать характер конфликтов между ними.
Конечно, роман никогда не исчерпывается этими тремя типами сцен, но приемы, подчерпнутые из мюзиклов, помогают добавить красок.
Категории: Статьи
Обновление: 09.12.2020, 15:26 370 просмотров | 1 комментариев | 0 в избранном
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора3
Обсуждения на сайте20
-
1283 / 12 21:38 Наталия Пегас
Вечный цветок Аматэрасу
-
159 / 11 21:38 Эмила Дюваль
Первая градостроительница
-
6 / 6 21:34 Гаврилова Анна
Жених есть, совести - нет!
-
394 / 19 21:32 Влада Николаевна
На осколках прежней жизни
-
535 / 13 21:32 Кароль Елена / Эль Санна
Николь. Морская ведьма
-
1367 / 1 21:30 Кузнецова Дарья
Издержки дипломатии
-
3 / 3 21:27 Гэлбрэйт Серина
В плену их рук
-
15 / 13 21:27 Кузнецова Дарья
Сердце непогоды
-
165 / 44 21:26 Татьяна Ренсинк
Новый век созвездия Дракона
-
16 / 14 21:26 Кароль Елена / Эль Санна
Слепая любовь
-
29 / 29 21:23 Таша Алферьева
Любовь будет существовать всегда
-
219 / 38 21:23 Гончарова Галина Дмитриевна
Твое... величество-2!
-
818 / 9 21:22 Ася Чез
Навья царевна
-
19 / 4 21:21 Лена Тулинова
Плохие в Некрополисе
-
227 / 14 21:19 Варвара Ласточкина
Первая скрипка Солнца
-
30 / 10 21:18 Таша Алферьева
Мой сон - моя реальность
-
596 / 17 21:17 Елена Быстрова
Параллельная реальность. Маг для волчицы
-
221 / 4 21:15 Дарина Счастье
Марафон взаимоотзывов, взаимоподдержки и взаимопиара "Буквица" 7 сезон
-
35 / 14 21:15 А.Волжская, В.Яблонцева
Непокорное сердце леди Белл
-
313 / 4 21:14 Наталья Данилова
Тайина
- Хиты продаж 13
-
Танцующая над бездной. Гэлбрэйт Серина
129 руб
-
12 заданий для попаданки. Полина Лашина
149 руб
-
Как выжить среди светлых, если ты тёмный: руководство для новичков. Виктория Ленц
99 руб
-
Путь к сердцу Змеи. Татьяна Ренсинк
150 руб
-
Побег княжны, или Договорной брак. Елена Шевцова
159 руб
-
Чудо для снежного мага. Ольга Копылова
89 руб 44 руб
-
Няня по контракту, или Сердце космического капитана. Каталина Канн
95 руб 66 руб
-
Госпожа Безымянной усадьбы. Полина Атлант
35 руб
-
Адвокат по магическим делам. Сезон 2. Анна Орлова
-
Алмаз Тёмных. Наталья Ракшина
69 руб 48 руб
-
Отбор для Черного дракона. Оксана Гринберга
169 руб
-
ИСКлючительный детектив. Габриэль Духовская
-
Медиум из высшего общества. Лесса Каури
179 руб
Загружаются комментарии...