Игра демиурга | Интервью с Евгенией Сафоновой

08.07.2017, 20:58 Автор: Мария Покусаева

Раз уж интерфейс блогов на этом сайте оказался удобным, пусть и менее, чем мне было бы нужно, я решила, что можно продолжить делать то, что обычно делают блогеры - болтать о всяком. Поэтому перетаскиваю с литэры свои заметки, рецензии и интервью. Начну с одного из любимых, а там продолжу.

Я уже обещала, что буду задавать каверзные вопросы авторам, которым хочется эти каверзные вопросы задать. Сегодня ко мне в лапы попалась Евгения Сафонова - и вот что получилось.



1. Начнем с самого простого. Представься и скажи три вещи, которые ты считаешь действительно важными и говорящими о тебе многое.

Я Женя Сафонова, и я пианюга в отставке. Кто-то считает меня злым циничным снобом, кто-то называет «светлячком» и «Солнечной», и я даже не знаю, с кем склонна в итоге согласиться. А ещё я мечтаю когда-нибудь открыть сеть приютов для бездомных котиков. В конце концов, злодеи часто любят котиков!

z_2232b497.jpg


2. Второй вопрос - традиционный для всех и очень банальный. С чего началось твое творчество и как ты докатилась до жизни до такой.

С детства сочиняла сказки. Первую, которую записала ещё печатными буквами, придумала под впечатлением от музыкальной пьесы. Мне тогда было 6.

В 13 в связи с музыкальными делами я пересеклась с представителями фонда «Новые имена». Узнав, что я пишу, они отправили меня в Литинститут им. Горького, на семинар детской литературы. Года четыре я ходила туда вольным слушателем, но поступать в итоге не стала, после школы выбрала музыкальную стезю. Во многом из-за того, что к моменту поступления уже поняла, что хочу писать фэнтези, а этот жанр в Лите не любят и не признают. Но там во многом определились мои взгляды на творчество, и благодаря Литу я с детства вертелась в писательской среде и довольно серьёзно относилась к тому, что я пишу. Не считала это хобби, никому не нужной фигнёй.

Ну и в те же 13 я начала выкладывать свои опусы в интернете. Сначала на беоне (да, смешно), потом на дайри, потом перекочевала на Мастерскую Писателей, а оттуда однажды решилась вылезти на фанбук. Там познакомилась со многими хорошими людьми, пролетела в конкурсе, но благодаря протекции Эльвиры Плотниковой в итоге попала в Эксмо, и понеслось.



3. Что изменилось после издания книги? Дало ли это желанную уверенность в себе и повод идентифицировать себя как "писателя"?

Повод идентифицировать себя как писателя – определённо. До публикации излюбленным вопросом окружающих было «раз ты писатель, чего ж не публикуешься?». Теперь я могу гордо ткнуть им печатную книжечку в нос.

Уверенности в себе прибавилось. Поначалу. Немно-ожко. Потом сравнивать себя с мэтрами и страдать на тему собственной посредственности я стала чаще, а пучинки отчаяния по этому поводу, в которых я время от времени тону, сделались глубже. Старею, видать… Теперь даже немножко грущу по тем временам, когда издание было несбыточной мечтой, окружённой радужными иллюзиями.


4. Теперь ближе к текстам. Я знаю, что у тебя много работ, относящихся к разным циклам. Какие из них были раньше, какие позже, какие считаешь удачными?

Уй… Приготовься, Мари, сейчас будет хаос и очень сложная хронология. Альтернативная, я бы сказала. Не зря ж я люблю тему игр со временем!

Если брать романы, то сперва были две книги цикла «Игра Лиара»: «Кукольный венец» (2010 г.) и «Средь бала лжи» (2011 г.). Весной 2012 начала и бросила «Лунный ветер» (первая книга Харлерского цикла), чтобы вернуться и дописать его в 2016. В 2012-2013 написала половину третьей книги про Лиара, но потом оставила её до лучших времён. Летом 2014 где-то за полтора месяца отмахала половину «Дифференцировать тьму» (Риджийский гамбит-1). Потом бросила это дело, ибо сочла фигнёй, и за полгода шустро написала «Когда завтра настанет вновь» (четвёртая книга Харлерского цикла). Ну а весной 2015 вернулась к ДТ, закончила его, почти сразу приступила к «Интегрировать свет» (Риджийский гамбит-2), и последняя вещь, которую я на данный момент дописала – как раз «Ветер». Сейчас пилю «Враг моего врага» (вторая книга Харлерского цикла, хотя её действие происходит до событий первой, и третья пока только в планах, хотя четвёртая уже готова). И если на этом твой мозг сломался, я предупреждала об альтернативной хронологии!

Насчёт удачных и неудачных – трудно сказать. Моё отношение к моим книгам колеблется по синусоиде. Когда я пишу и заканчиваю роман, я всегда влюблена в этот мир, в этих героев, в эту историю. Спустя пару месяцев мне обычно хочется отправить его в утиль. Меняюсь, взрослею, расту вместе с книгой, вот и результат. Но в конце концов – эдак 2-3 года спустя – обычно открываю и думаю «хм, а оно не так ужасно, как мне казалось».

В «Ветре» мне нравится концовка, в каком-то смысле рвущая шаблоны жанра. До недавнего времени считала удачными «Завтра» и «Игру Лиара». Сейчас я в очередной пучинке отчаяния, так что мне вообще всё кажется ерундой. В общем, статус – «всё сложно».


5. Страшный вопрос. Что из твоих работ - самое важное для тебя, из области того, о чем говорят робко и трепетно, как о любых важных и дорогих вещах?

Я очень люблю «Солнце в зрачках». Там мои закупоренные, кристаллизованные 17 лет, и эта вещь в своё время дала мне очень мощный пинок к тому, чтобы продолжать писать. Я тогда в очередной раз сомневалась, стоит ли мне вообще этим заниматься, ибо «что нового я могу сказать, я бездарь» и всё такое. Потом прочла начало «Солнца» на очередном семинаре в Лите и получила очень тёплые отклики, и там прозвучали очень важные для меня слова: что я показала мир, каким он должен быть, в каком хотелось бы жить. Светлый, без грязи, в котором властвует красота. И поскольку я с детства хотела, чтобы мои вещи оставляли после себя то ощущение света, которое я сама так любила в книгах, в тот миг я поверила, что могу это делать. Сейчас я сильно изменилась, да и вещи мои уже не назовёшь такими уж светлыми, так что «Солнце» я перечитываю с грустью и ностальгией по самой себе.

А ещё нежно и трепетно люблю «Игру Лиара». Я привыкла называть её «основным циклом», близкие говорят, что это мой opus magnum. В общей сложности я пилю её уже где-то 11 лет, и если мне скажут «выбирай, какой цикл ты закончишь, прежде чем на Бронной тебе свалится на голову кирпич», я выберу этот.


6. Про "Дифференцировать тьму". Что для тебя значит этот текст? Как он изменил тебя?

С ДТ у меня сейчас самые сложные отношения. С одной стороны, он сделал для меня много хорошего, и я благодарна ему за это. С другой – я его немножко стыжусь и немножко ненавижу. Не буду вдаваться в подробности и причины, но надеюсь, что со временем это пройдёт. Для меня мои книжки – мои дети, а своих детей надо любить, даже если они несовершенны.

ДТ не то чтобы изменил меня. Он помог мне пережить то, что меня изменило. Я вложила туда много личного, влила много своей боли. И нет, я не списывала Снежку с себя, и мы с ней не слишком похожи, но многие её переживания – мои переживания, и она помогла мне в конце концов снова обрести веру, которую я тогда потеряла. В людей, в мир, в хорошее, даже в то, что за смертью что-то есть. А для меня это очень важно, верить.



7. В ДТ есть огромное количество пасхалок и отсылок как к реалиям современности, так и к конкретным штампам и кинкам ромфанта. Я думаю, ты сможешь немного про это рассказать :)

Ну, жила-была девочка Женя, которая росла на Толкиене, Кее, Ле Гуин и иже с ним. Потом она открыла для себя отечественное фэнтези в лице Громыко. А потом набрела на ромфант. И на попаданок. И зачла тогда всего 3-4 опуса популярных представителей жанра, да и то не до конца, но первое столкновение девочки Жени с ромфантом и попаданками было, гм… ошеломляющим. Я тогда просто была очень далека от русского книжного рынка, пыталась всё это дело мерить по стандартам эпического фэнтези и с вышеназванными авторами сравнивать, поэтому… «бомбануло», как говорится.

Но вместо того, чтобы пойти и, как нормальный человек, написать парочку отрицательных отзывов, девочка Женя решила написать свою попаданку. С блэкджеком и стёбом над прочитанным. Конкретных авторов называть не буду, они в ДТ в принципе без труда угадываются. Я не особо это дело маскировала.

А ещё девочка Женя как раз в то время подсела на небезызвестную игрушку Дота 2, на киберспортивные чемпионаты по ней, и сделалась преданным фанатом шведской команды Alliance. Так что решила совместить приятное с полезным. А что, шуточку собиралась писать, для себя – что хочу, то и творю! В итоге персонажи почти поголовно списаны или просто названы в честь киберспортсменов (догадайся, откуда растут ноги у Бульдога, если у одного из игроков Alliance ник – AdmiralBulldog), ситуации из реальных матчей во многом сделали сюжет, а отсылки к Доте раскиданы буквально везде.

Ещё в «Гамбите» можно найти пасхалки на ГП и Пратчетта, Снежка читает Лоду Блока и Гумилёва… Ну, в общем, на самом деле я не лютый фанат пасхалок и отсылок. Нет, в чужих книгах очень их люблю, а вот в свои вставлять зачастую стесняюсь. Но раз героиня из нашего мира, носитель нашего культурного кода, без них было просто не обойтись.


8. Крис Бейти, автор книги "Литературный марафон" и создатель NaNoWriMo, в качестве одного из заданий перед марафоном дает такое: составить список из нескольких тем, которые ты любишь, и тем, которые все считают правильными, но которые ты не любишь. Назови три-четыре любимые темы, о которых тебе легко пишется и говорится, и три-четыре, которые, может быть, считаются хорошими и годными, но у тебя совершенно не лежит к ним душа.

Часто рассуждаю на тему любви и дружбы, сколько в них разных граней, где та черта, за которой здоровая примесь эгоизма превращается в нездоровую. Люблю тему воспитания. Того, как родитель влияет на становление личности ребёнка, как легко может сломать ему жизнь. Судьбы, предопределения. И дуализации света и тьмы, того, что одно от другого неотделимо.

Нелюбимых тем не припомню. Есть только жанры, которые не очень люблю. Встречала в текстах чуждую мне эстетику и мироощущение. А так – честно, не вспомнила темы, на которую я категорически отказываюсь говорить или однажды что-нибудь написать.


9. Еще один любимый каверзный вопрос: как ты представляешь себе идеального читателя? В общем, кто твоя целевая аудитория, если она все-таки есть?

Люди, которым нравятся логичные мрачноватые сказки с привкусом сурового реализма. Которых не пугают пафос, ирония, романтика, красивости, насмешка над шаблонами, неоднозначность героев и ситуаций и хэппи-энды с горчинкой. Которые привыкли размышлять над тем, что прочли, и смотреть глубже верхнего слоя. Которые любят «лёгкую» литературу, но не считают фэнтези жанром, где читателю не надо думать, переживать и напрягаться.

В общем, мой читатель – довольно специфический зверь, похожий на меня, и я всегда радуюсь, когда нахожу ещё одного. Нас немного, но мы в тельняшках )


10. Есть ли у тебя какие-то ритуалы или другие методы призыва музы?

Диванчик, пледик, кот под боком, вкусный чай, много-много сладкого. Подходящая под настроение сцены музыка. И чтобы никто не дёргал. Нет, вообще я могу писать, где придётся, но это идеальные условия.


11. Были ли какие-то необычные истории, странные совпадения и прочие всплески синхронии, связанные с творчеством?

Были. Много. Некоторые печальные: когда несчастье, случившееся с персонажем в книге, отражалось на его реальном прототипе. Самые любопытные – с ДТ и, собственно, с прототипами Лода и компании. Но там не одно совпадение, всю прелесть которых оценят только те, кто в теме, а я уже столько буковок в качестве ответов набила, что к этому моменту и так можно уснуть. Могу сказать только, что эти совпадения почти заставили меня поверить в мистику, а в нашей семье уже шутят, что я вероятностный маг, который умеет шарашить своей силой аж за полконтинента )


12. Расскажи о творческих планах и мечтах. Можно и нужно не скромничать.

«Квартира, машина, мировая слава!»

Ладно, на самом деле в первую очередь я хочу однажды написать такую вещь, которую не стыдно было бы поставить на полку рядом с любимыми авторами. Хочу рассказать все истории, которые живут в моей голове, и сделать это наилучшим образом. Известности, конечно, тоже хочу, но мне хватит и в узких кругах. Относительно ) О самых сокровенных мечтах рассказывать не буду, чтобы не сглазить: когда я их озвучиваю, они у меня стопроцентно не сбываются.

Из ближайших планов – закончить редакцию «Средь бала лжи», дописать «Враг моего врага». Потом написать академку в продолжение «Гамбита». Где-то параллельно вернуться в Аллигран и доделать третий том про Лиара, потом снова прыгнуть в Харлер: там тоже ждёт третья книга цикла, в которой ожидаются заигрывания с Лавкрафтом и Стокером. И в голове ещё столько идей, что на ближайшие лет пять точно есть чем заняться, а там посмотрим ))


13. Пять твоих искренних советов пишущим вне зависимости от их опыта и профессионализма. Что-то важное, что ты сама извлекла из своего опыта.

Расставьте правильно приоритеты. Поймите, чего вы хотите в первую очередь – топов, денег, публикации, самосовершенствования, просто поведать миру то, что очень хочется поведать – и с удовольствием идите по этому пути, и не страдайте, когда творение, предназначенное для одной ЦА, не оценивает другая.

Помните, что снизить планку качества легко. Снова повысить её, вырасти или даже просто вернуться на прежний уровень, когда позволили себе схалтурить, и вроде прокатило – гораздо сложнее.

Если пишете в первую очередь для себя, не подсаживайтесь на крючок фидбека. Фидбек – это здорово, и я понимаю, что без него тяжело. Но зависеть от него – зло, потому что когда ты привык его получать и вдруг перестал, ты начинаешь унывать. Пропадает мотивация продолжать, возникает искушение снова пойти писать то, на что получишь живой отклик большой аудитории. Это неправильно. Пишите из любви к миру, к героям, пишите ради того, чтобы рассказать историю, которую кроме вас никто не расскажет. Это главное, не мишура вроде комментов и лайков.

Прислушивайтесь к чужому мнению, но никогда не доверяйте ему слепо. Каким бы авторитетом ни был или ни казался ваш советчик. Я встречала грустные примеры книг, значительную часть очарования которых убило переписывание по чужим советам. Очень легко выхолостить текст, сделать его техничнее, но лишить души. Так что читайте много книг, хороших и разных, и развивайте собственное художественное чутьё.

И не изменяйте себе. Пишите то, что хотите, пишите так, как хотите. Нарушая правила, вырываясь за рамки. Как бы ни хотелось порой плюнуть на всё, потому что сложно, тяжело, больно и не окупается. Потому что быть демиургом, в конце концов – само по себе круто.



Группа автора - https://vk.com/buka_tales
Профиль автора на Продамане - https://prodaman.ru/safonova

Беседовала Мария Покусаева. Интервьюхи я обычно маркирую как "спецьяльно длья группы "Кожаные штаны и бронелифчик" - https://vk.com/leatherandarmor (приходите к нам, у нас рецензии, смешнявочки, ересь и розыгрыши книжек!)

Категории: Статьи



Обновление: 08.07.2017, 20:58 840 просмотров | 4 комментариев | 3 в избранном

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения на сайте20

Сегодня День Рождения!8