Однако, по мнению ряда специалистов, история язычества на Руси знает и более ранние культы божеств.
Археологи давно уже находят по всей территории, где с 6-7вв. обитали восточнославянские племена, так называемые фибулы – металлические застежки для плаща. В те стародавние времена плащ сам по себе являлся престижной парадной одеждой, при этом фибула застегивали его спереди, на самом видном месте.
Очевидно, по этой причине фибула изначально имела оберегающий смысл, служа своего рода талисманом, амулетом для владельца.
Многие фибулы из той далекой эпохи являются подлинными произведениями прикладного искусства со сложной композицией, где, тем не менее, повторяются определенные мотивы, позволяющие судить о мире древних славян.
Сравнивая между собой изображения на различных фибулах, специалисты пришли к выводу, что наши предки, жившие еще до возникновения культа Перуна, делили окружающий мир на три части: небо, откуда исходили дожди и солнечный свет; землю, принимавшую лучи светила и струи дождя, и нижний, подземно-подводный мир.
Властелином этого нижнего, ночного мира, могучим хозяином вод, рыбных богатств и озерно-речных путей был, судя по изображениям, загадочный ящер-дракон, к которому люди обращали свои моления.
Была у ящера, как у всесильного божества, еще одна важная функция: вечером он глотал заходящее солнце на крайнем запада, а утром, уже на другом конце земли, снова выпускал светило в небо, и так повторялось изо дня в день.
Определенно, древние славяне считали ящера-дракона неотъемлемой частью некой общей космологической системы.
Сохранилось множество изображений этих сверхъестественных существ, причем, не только на фибулах.
Найдено огромное количество деревянных ковшей различного объема, ручки которых выполнены, нередко с большим мастерством, в виде головы ящера.
У этих чудищ одинаково крупные морды с огромной пастью и тщательно вырезанными острыми зубами. На шее обозначена идеограмма воды, чаще в виде круговой зигзагообразной линии или каплеобразных рядов, что символизировало подводный океан.
Неудивительно, что оформление именно ковшей было так тесно связано с культом ящера, ведь эта утварь, выполняя свое хозяйственное предназначение, регулярно погружалась в воду – стихию языческого божества.
Найденные в новгородских раскопках ручки-ящеры ковшей датируются вплоть по 13 век.
Многие женские украшения изготавливались с застежками в виде голов двух ящеров.
Изображениями ящеров, а также путем светила по небосклону, отмеченному 5-7-9 солнцами, расписывались прялки и музыкальные инструменты.
Известны подлинные новгородские гусли, левая сторона которых оформлена как голова и часть туловища ящера.
Старинные украинские бандуры также украшались изображением ящеров и волн.
Для древних славян ящер-дракон вовсе не олицетворял некое таинственное, агрессивное и неотвратимое зло.
Это был строгий хозяин подземно-подводного мира, от которого зависел улов рыбы и приток вешних вод, и которого можно было ублажить жертвоприношением.
Традиция приносить жертву ящеру сохранялась еще долгое время даже после принятия христианства.
Вот как описывал ее русский историк и фольклорист А.Н.Афанасьев:
“Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее хлебом, потом надевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты, и в полночь опускают в прорубь или топят посредине реки”.
Иллюстрация этого жертвоприношения запечатлена на новгородских гуслях 12 века: конь с низко опущенной мордой и подогнутыми передними ногами касается рыболовных сетей, символизирующих воду, а снизу к нему тянется ящер.
Отзвуки легенд и преданий о культе ящера-дракона вошли в некоторые летописи.
Одна из них рассказывает о “князе Волхова”, имеющем облик “лютого зверя коркодила” (крокодила).
Якобы обитал “бог Волхова” где-то в реке, очевидно, ниже Новгорода, а святилище его находилось у самого истока реки, близ Ильмень-озера.
Согласно этой легенде, загадочный зверь крокодил был удавлен в реке, а затем некой волшебной силой был несен по Волхову вверх по течению и извержен на берег у подножья священного городка в Перыни, поставленного им самим для языческих священнодействий.
Древний сюжет о речном божестве-ящере (коркодиле) известен также по русской вставке в перевод “Беседы Григория Богослова об испытании града”, где говорится о звере, живущем в реке, которого “богом нарицаем”.
Во второй половине 12в. в древнерусском городе Вщиж, близ Брянска, жил мастер Константин, который отлил знаменитую бронзовую арку, дошедшую до наших дней.
В каждой части арки кругами показаны три главные позиции движущегося по небосводу солнца – восход, зенит, закат.
Снизу к арке примыкают две горизонтальные плоскости-подставки, перехваченные примерно посередине огромными головами ящеров, которые тянутся вверх, как бы поднимаясь из глубин своей подводно-подземной бездны, чтобы проглотить светило.
Эта уникальная работа древнерусского мастера еще раз свидетельствует о том, что отзвуки языческого культа ящера-дракона дожили, как минимум, до 12в., то есть, существовали и после принятия христианства.
Другой удивительный памятник культу ящера, причем памятник не искусственный, а природный, нерукотворный, существует в городе Корсунь-Шевченковский, что в Черкасской области Украины.
Здесь, посреди реки Рось, лежит остров из красного гранита, длиной примерно двести метров, удивительно точно напоминающий затаившегося в воде ящера: легко различить и острую морду с узкими глазами, и лапы, и массивное туловище, и вытянутый хвост.
Несомненно, в стародавние времена на этом острове существовало некое святилище, являвшееся местом поклонения и жертвоприношения таинственному подземно-подводному существу.
Категории: Анонсы
Обновление: 19.11.2021, 12:58 619 просмотров | 0 комментариев | 1 в избранном
Хэштег: #языческиебоги
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора20
-
2122 / 11 00:57 Нина Линдт
Тринадцатая Кассандра и хозяин времени
-
3927 / 87 11 авг Ольга Копылова
Саламандра в деле
-
45 / 3 11 авг Светлана Лазарева
Сыграем в прятки
-
3805 / 88 11 авг Мария Морозова
Ядовитый шиповник
-
495 / 65 11 авг Полянская Катерина
Академия Меркл. Первый семестр
-
414 / 5 11 авг Анна Дашевская (Martann)
Две дамы и римские ванны
-
41 / 5 11 авг Амира Алексеевна
Пятнадцать суток на любовь и риск
-
40 / 11 11 авг Амира Алексеевна
Одержимый жаждой
-
12117 / 4 11 авг ShadowCat
Клан. Паутина
-
229 / 9 11 авг Стрельникова Кира
Кот судьбы
-
209 / 3 11 авг Малиновская Елена
Личный медиум для светлого лорда
-
378 / 2 11 авг Рокси Торн
Некромант на выселках
-
25215 / 1 11 авг А.Волжская, В.Яблонцева
Брак с летальным исходом
-
2 / 2 11 авг Ольга Копылова
Тонкости контакта, или Практика, чувства и заговор в придачу
-
752 / 4 11 авг Старушка
Драконы нынче не в тренде, дорогой
-
164 / 2 11 авг Рокси Торн
Повелительницу Тьмы вызывали?
-
27 / 4 11 авг Дарья Нико
Мастер Ночи и белая кошка
-
4168 / 1 11 авг Нина Линдт
Кот, Домовой и Василий Иванович. книга 2
-
1245 / 13 11 авг Нина Линдт
Огонь Феникса
-
553 / 1 11 авг Маргарита Гришаева
Отбор по контракту
Обсуждения на сайте20
-
1448 / 47 01:13 Ани Яновска
Алый снег, белый пепел
-
83 / 17 01:05 Арлин Мэй (Туся)
Ненужная жена дракона, или Роза в цвету
-
2122 / 11 00:57 Нина Линдт
Тринадцатая Кассандра и хозяин времени
-
2546 / 15 00:50 Юлия Фирсанова
И темный гений в нагрузку!
-
1698 / 3 00:47 Ольга Кам
Детка-2
-
544 / 3 00:40 Лена Тулинова
Напарник обмену и возврату не подлежит
-
1620 / 16 00:40 Таша Алферьева
Левиратный брак
-
1847 / 3 00:40 Галина Искушенная
Не на того запала
-
1 00:34 Нора Вестник
-
5841 / 34 00:33 Галина Искушенная
В объятьях тигра
-
162 / 1 00:30 Мар Минас
Камень сердца
-
768 / 23 00:27 Гончарова Галина Дмитриевна
Устинья, дочь боярская-3. Венчание.
-
1019 / 1 00:26 Ардмир Мари
Свет Его Темнейшества
-
222 / 8 00:21 JKonstanta
Я тебя никому не отдам
-
413 / 13 00:17 Варвара Ласточкина
Северная Венера
-
1248 / 18 00:09 Милана Шторм
Смерть по естественным причинам
-
1315 / 56 00:02 Елена Шевцова
Брак без шансов на отказ
-
1614 / 7 11 авг Окишева Вера Павловна Ведьмочка
Опасная наследница второй очереди
-
497 / 2 11 авг Наталья Герман
Особняк Лунного цветка
-
3927 / 87 11 авг Ольга Копылова
Саламандра в деле
- Хиты продаж 8
-
Героиня из библиотеки. Кароль Елена / Эль Санна
119 руб
-
Институт магических парадоксов. Кира Штиль
100 руб 40 руб
-
Тайная любовь короля. Таша Алферьева
69 руб
-
Лунный свет среди деревьев. Часть 2. Екатерина Боброва
169 руб
-
Темные играют не по правилам. Елена Шевцова
109 руб
-
Ведьма порешает! 2 сезон. Виктория Ленц
-
Саламандра в деле. Ольга Копылова
169 руб 33 руб
-
Бригада Д. Сезон 1: Черный человек. Лесса Каури
Загружаются комментарии...