Однако, по мнению ряда специалистов, история язычества на Руси знает и более ранние культы божеств.
Археологи давно уже находят по всей территории, где с 6-7вв. обитали восточнославянские племена, так называемые фибулы – металлические застежки для плаща. В те стародавние времена плащ сам по себе являлся престижной парадной одеждой, при этом фибула застегивали его спереди, на самом видном месте.
Очевидно, по этой причине фибула изначально имела оберегающий смысл, служа своего рода талисманом, амулетом для владельца.
Многие фибулы из той далекой эпохи являются подлинными произведениями прикладного искусства со сложной композицией, где, тем не менее, повторяются определенные мотивы, позволяющие судить о мире древних славян.
Сравнивая между собой изображения на различных фибулах, специалисты пришли к выводу, что наши предки, жившие еще до возникновения культа Перуна, делили окружающий мир на три части: небо, откуда исходили дожди и солнечный свет; землю, принимавшую лучи светила и струи дождя, и нижний, подземно-подводный мир.
Властелином этого нижнего, ночного мира, могучим хозяином вод, рыбных богатств и озерно-речных путей был, судя по изображениям, загадочный ящер-дракон, к которому люди обращали свои моления.
Была у ящера, как у всесильного божества, еще одна важная функция: вечером он глотал заходящее солнце на крайнем запада, а утром, уже на другом конце земли, снова выпускал светило в небо, и так повторялось изо дня в день.
Определенно, древние славяне считали ящера-дракона неотъемлемой частью некой общей космологической системы.
Сохранилось множество изображений этих сверхъестественных существ, причем, не только на фибулах.
Найдено огромное количество деревянных ковшей различного объема, ручки которых выполнены, нередко с большим мастерством, в виде головы ящера.
У этих чудищ одинаково крупные морды с огромной пастью и тщательно вырезанными острыми зубами. На шее обозначена идеограмма воды, чаще в виде круговой зигзагообразной линии или каплеобразных рядов, что символизировало подводный океан.
Неудивительно, что оформление именно ковшей было так тесно связано с культом ящера, ведь эта утварь, выполняя свое хозяйственное предназначение, регулярно погружалась в воду – стихию языческого божества.
Найденные в новгородских раскопках ручки-ящеры ковшей датируются вплоть по 13 век.
Многие женские украшения изготавливались с застежками в виде голов двух ящеров.
Изображениями ящеров, а также путем светила по небосклону, отмеченному 5-7-9 солнцами, расписывались прялки и музыкальные инструменты.
Известны подлинные новгородские гусли, левая сторона которых оформлена как голова и часть туловища ящера.
Старинные украинские бандуры также украшались изображением ящеров и волн.
Для древних славян ящер-дракон вовсе не олицетворял некое таинственное, агрессивное и неотвратимое зло.
Это был строгий хозяин подземно-подводного мира, от которого зависел улов рыбы и приток вешних вод, и которого можно было ублажить жертвоприношением.
Традиция приносить жертву ящеру сохранялась еще долгое время даже после принятия христианства.
Вот как описывал ее русский историк и фольклорист А.Н.Афанасьев:
“Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее хлебом, потом надевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты, и в полночь опускают в прорубь или топят посредине реки”.
Иллюстрация этого жертвоприношения запечатлена на новгородских гуслях 12 века: конь с низко опущенной мордой и подогнутыми передними ногами касается рыболовных сетей, символизирующих воду, а снизу к нему тянется ящер.
Отзвуки легенд и преданий о культе ящера-дракона вошли в некоторые летописи.
Одна из них рассказывает о “князе Волхова”, имеющем облик “лютого зверя коркодила” (крокодила).
Якобы обитал “бог Волхова” где-то в реке, очевидно, ниже Новгорода, а святилище его находилось у самого истока реки, близ Ильмень-озера.
Согласно этой легенде, загадочный зверь крокодил был удавлен в реке, а затем некой волшебной силой был несен по Волхову вверх по течению и извержен на берег у подножья священного городка в Перыни, поставленного им самим для языческих священнодействий.
Древний сюжет о речном божестве-ящере (коркодиле) известен также по русской вставке в перевод “Беседы Григория Богослова об испытании града”, где говорится о звере, живущем в реке, которого “богом нарицаем”.
Во второй половине 12в. в древнерусском городе Вщиж, близ Брянска, жил мастер Константин, который отлил знаменитую бронзовую арку, дошедшую до наших дней.
В каждой части арки кругами показаны три главные позиции движущегося по небосводу солнца – восход, зенит, закат.
Снизу к арке примыкают две горизонтальные плоскости-подставки, перехваченные примерно посередине огромными головами ящеров, которые тянутся вверх, как бы поднимаясь из глубин своей подводно-подземной бездны, чтобы проглотить светило.
Эта уникальная работа древнерусского мастера еще раз свидетельствует о том, что отзвуки языческого культа ящера-дракона дожили, как минимум, до 12в., то есть, существовали и после принятия христианства.
Другой удивительный памятник культу ящера, причем памятник не искусственный, а природный, нерукотворный, существует в городе Корсунь-Шевченковский, что в Черкасской области Украины.
Здесь, посреди реки Рось, лежит остров из красного гранита, длиной примерно двести метров, удивительно точно напоминающий затаившегося в воде ящера: легко различить и острую морду с узкими глазами, и лапы, и массивное туловище, и вытянутый хвост.
Несомненно, в стародавние времена на этом острове существовало некое святилище, являвшееся местом поклонения и жертвоприношения таинственному подземно-подводному существу.
Категории: Анонсы
Обновление: 19.11.2021, 12:58 637 просмотров | 0 комментариев | 1 в избранном
Хэштег: #языческиебоги
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у друзей автора20
-
600 / 12 20:54 Дарья Нико
Мастер Ночи и белая кошка
-
564 / 85 20:47 Мария Морозова
Все дороги ведут домой
-
1635 / 14 20:47 Ольга Копылова
Тонкости контакта, или Практика, чувства и заговор в придачу
-
1032 / 11 20:46 Маргарита Гришаева
Отбор по контракту
-
807 / 23 20:45 Рокси Торн
Прах любви
-
4641 / 20 20:37 Полянская Катерина
Академия Меркл. Первый семестр
-
723 / 4 20:33 Амира Алексеевна
Пятнадцать суток на любовь и риск
-
99 / 12 20:26 Стрельникова Кира
Пансион забытых леди
-
989 / 13 20:18 Яна Черненькая
Соната смерти
-
371 / 4 19:48 Елена Матеуш
Прости, я не подумал...
-
48 / 1 19:10 Андрей Жолуд
Приключения Листика
-
12892 / 3 18:35 ShadowCat
Клан. Паутина
-
174 / 22 18:15 Халимендис Тори
Приручить дракона
-
4336 / 6 17:20 Нина Линдт
Кот, Домовой и Василий Иванович. книга 2
-
2475 / 8 17:20 Нина Линдт
Тринадцатая Кассандра и хозяин времени
-
549 / 1 15:49 Анна Дашевская (Martann)
Грибная неделя
-
129 / 4 14:34 Амира Алексеевна
Покорная. Игрушка для Господина
-
232 / 5 14:06 Елена Матеуш
Звёздная сваха
-
6 / 2 13:46 Наталья Юрай
Ливень
-
6 / 1 13:43 Наталья Юрай
Пятый дар Варвары-2
Обсуждения на сайте20
-
2532 / 42 20:53 Татьяна Ренсинк
Мы встретились... во сне
-
348 / 3 20:52 Рена Рингер
Наг необыкновенный
-
2 / 2 20:50 Диана Курамшина
Некромантия - не моё
-
1869 / 8 20:47 Ани Яновска
Алый снег, белый пепел
-
564 / 85 20:47 Мария Морозова
Все дороги ведут домой
-
1635 / 14 20:47 Ольга Копылова
Тонкости контакта, или Практика, чувства и заговор в придачу
-
1032 / 11 20:46 Маргарита Гришаева
Отбор по контракту
-
566 / 35 20:45 Мария Ирисова
Опальная принцесса во дворце 3
-
807 / 23 20:45 Рокси Торн
Прах любви
-
2002 / 3 20:44 Элиана Никитина
Марика. Последняя из рода Дел'Мар
-
3332 / 57 20:42 Елена Шевцова
Фиктивный брак некроманта
-
47 / 10 20:39 Лора Светлова
Разорванные в клочья
-
4641 / 20 20:37 Полянская Катерина
Академия Меркл. Первый семестр
-
12 / 2 20:36 Влада Николаевна
Герои Летописи Фолианта глазами Елены Шевцовой
-
14 / 14 20:35 Нелли Войт
МАРС. Бездна времени
-
723 / 4 20:33 Амира Алексеевна
Пятнадцать суток на любовь и риск
-
3250 / 40 20:33 Галина Искушенная
Не на того запала
-
1 20:28 Анна Азарцева
-
252 / 11 20:28 Гончарова Галина Дмитриевна
Бюро магической статистики - 1
-
415 / 7 20:27 Кристина Гладышева
Будни безопасника, или кошки-мышки с истинной
- Хиты продаж 14
-
Участковая ведьма. Книга 1. Евгения Чая
139 руб 62 руб
-
Занимательная некромантия. Сердце демона. Александрова Марина
169 руб
-
Космическая свалка раздора. Астрадени Джейн
75 руб 52 руб
-
ИЗМЕНА. Перепишу любовь. Shy Hyde
139 руб 55 руб
-
Будни безопасника, или кошки-мышки с истинной. Кристина Гладышева
139 руб 111 руб
-
И пришла в мир Сила. Мирослава Артемьева
149 руб 104 руб
-
Суженая на замену. Гэлбрэйт Серина
139 руб
-
Идеальное чудовище. Кароль Елена / Эль Санна
169 руб
-
Венганза 2 Кровавая сальса. Ани Яновска
55 руб
-
Осталось только мстить. Анна Неделина
150 руб 112 руб
-
Королева Теней. Сезон четвертый: Между Вороном и Ястребом. Арнаутова Дана
-
Ведьма порешает! 2 сезон. Виктория Ленц
-
"Непрофильный" факультет. Основы совместной работы. Александра Антарио
140 руб
-
Бригада Д. Сезон 6: Паноптикум. Лесса Каури
Загружаются комментарии...