Настоятельно не рекомендую пропускать этот этап. Все без исключения тексты, являющиеся товаром (книги, статьи, буклеты, листовки, пр.), должны профессионально вычитываться. Каким бы грамотным и авторитетным ни был их автор. О нюансах работы с «авторами с регалиями» поговорим в следующий раз, а эта статья предназначена, в первую очередь, для начинающих – тех, кто «пока еще не в курсе».
Так вот, невычитанный текст видно сразу. Даже, если его перед этим проверяла ваша учительница языка и еще один знакомый филолог. Есть масса нюансов (например, короткое -, среднее –, длинное тире —), о которых начинаешь задумываться, лишь «поварившись» в редакции.
Пройдемся подробнее по основным обязанностям редакционных специалистов.
1. Корректор «вылавливает» сбежавшие запятые/тире и грамматические ошибки, проверяет написание аббревиатур, имен собственных, единиц измерения, пр. Например, «Интернет» – нужна ли заглавная буква? Да-да, это все еще имя собственное, но имеющее право писаться с маленькой буквы.
ВСЁ! «Корявые» обороты, «прыгающий и дергающийся» стиль и прочие литературные нюансы в его компетенцию не входят. Это уже работа литературного редактора.
Хороший корректор обычно «не свои» ляпы тоже замечает и подчеркивает. Но это – его личная инициатива, доброе отношение к вам. И, самое главное: корректор, работающий только корректором, может не заметить все литературные ошибки – у него нет соответствующих навыков.
Очень часто корректор и литредактор – это одно лицо. Зачем издательству платить две ставки, если можно найти одного хорошего специалиста и удерживать его на работе повышенной зарплатой?
Но, если вы договариваетесь об услугах корректора, обязательно уточните, что понимается под этим. Если вашему тексту понадобится «шлифовка», то одного корректора будет недостаточно.
2. Литературный редактор. Как уже было сказано выше – этот специалист борется за красоту языка. Казалось бы, отдал текст литредактору – и можно спать спокойно. Если бы все было так просто!
Реалии жизни таковы, что если вы хотите получить качественный результат, вам придется «очень плотно» пообщаться с литредактором. Поэтому важно, чтобы вы понимали друг друга, легко находили общий язык.
Основная проблема на этом этапе – в литературном редактировании всегда очень много ИМХО. Кто-то не любит рубленных фраз, для кого-то это – не проблема.
Если редактор должен был читать быстро, был уставший, то он может не уловить какой-то важный для сюжета нюанс, акцент и безобразно (с точки зрения сюжета) переделать его. Анекдотичных примеров на эту тему в любой редакции можно найти миллион.
Очень тщательно читайте текст после редактирования. В идеале все правки, даже самые мелкие, должны быть отмечены (оговорите это сразу!) и вы, как автор, должны иметь возможность обсудить их с редактором. Не бойтесь озвучивать свои сомнения. Всегда можно подобрать фразу, оборот, который устраивал бы и вас, и редактора. Главное, чтобы вы не молчали, если вам что-то не нравится.
Выбирая литредактора, не постесняйтесь попросить ссылки на образцы его работы. Может так случиться, что у вас будут радикально не совпадать стиль и понимание «художественности». В этом случае не стоит трепать друг другу нервы – ищите другого редактора.
3. Научный/технический редактор/консультант. Обычно это – специалист со стороны, которого приглашают «под проект». Кто-то с научным званием, кого знают, как толкового специалиста.
Если вы думаете, что в художественной литературе не нужен консультант – вы глубоко ошибаетесь. Современные псевдо-исторические творения – это отдельная головная боль, не буду занимать ваше время. Но мелкие технические, медицинские и прочие профессиональные «ляпы» были и будут всегда. Если вы не специалист в профессии, о которой в данный момент пишете, не поленитесь уточнить все нюансы у знакомых, имеющих практический опыт в этой отрасли. Даже, если описываете небольшой эпизод. Вас ожидает столько открытий!
И наоборот, сколько радости читателю может доставить качественно проработанная книга! Когда открываешь страницу и с первых же строк «ловишь» атмосферу того места, о котором идет речь. И никакие нестыковки не отвлекают от сюжета. Отдельное спасибо авторам с Продамана – здесь достаточно качественных книг, чтение которых мне доставило искреннее удовольствие.
Немного советов для тех, кто находится в поиске редактора. Все, что дальше – мое ИМХО. У вас могут быть свои критерии отбора.
1. Я всегда стараюсь выбрать опытного специалиста. Проще говоря – постарше. Идеальный возраст – 50-65 лет. Но работающего! Часто в таком возрасте они работают удаленно или на проектной занятости.
Опытный редактор столько за свою жизнь прочитал, в каких только редакциях он не «варился»! Он может «выловить ляпы», которые благополучно пропустил научный консультант. Только потому, «что ему кажется, что здесь что-то не так». Редакторская интуиция – великая вещь, но она приходит с опытом.
Редактор должен еще работать – это важно. В правописании, как и в законодательстве, постоянно что-то меняется, появляются новые термины, мэмы, пр. Редактор должен быть «в тренде».
2. В разговоре лучше ненавязчиво уточнить, на какой именно должности работает кандидат. Вам нужен человек, занимающийся ТОЛЬКО вычиткой текстов. Главный редактор, редактор рубрики, выпускающий редактор, пр. – это, скорее, административные должности. Да, они обязательно читают и утверждают тексты – это их работа, но после них все равно должен вычитать литредактор.
3. Как я уже сказала выше, я обязательно смотрю примеры работ. Если меня какие-то обороты раздражают, я не стесняюсь спросить: это автор настоял или таково видение редактора? Чем раньше «прорежутся» несогласия, тем лучше.
Если можно, попросите, чтобы вам для примера отредактировали и показали небольшой отрывок из вашего текста. Вы можете предложить за это оплату – не так уж много получится. Это будет дешевле, чем оплатить все, а потом выяснить, что получившийся текст вас раздражает. Да, и такое бывает.
Успехов вам в поиске «вашего» редактора!
Категории: Статьи
Обновление: 11.04.2018, 12:21 871 просмотров | 9 комментариев | 2 в избранном
Хэштег: #мастер-класс
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения в избранном у автора1
Обсуждения у друзей автора20
-
488 / 13 09:21 Екатерина Багирова
Видящая
-
980 / 2 09:10 Наталья Ракшина
Гостья Озерного Дома
-
10 / 10 09:05 Соколова Мария
Золото и пепел. Хроники города номер Три. Книга 2
-
1147 / 3 08:48 Robin Caeri
В тени Солнца. Том I
-
72 / 1 08:46 Малиновская Елена
Ведьминский факультет - 2. Котел невезения
-
1037 / 17 07:41 Эль Бланк
Атрионы. Дипломатия крови
-
89 / 7 03:36 Елена Матеуш
Прихоть императора
-
1360 / 8 16 ноя Милана Шторм
Точка зрения. Дело № 43/2. Ядовитая амброзия
-
1440 / 9 16 ноя Милана Шторм
Осколки: последний предел
-
1347 / 2 16 ноя Милана Шторм
Смерть по естественным причинам
-
273 / 7 16 ноя Robin Caeri
В тени Солнца. Том III
-
1538 / 5 16 ноя Соколова Мария
Золото и пепел. Хроники города номер Три
-
1 / 1 16 ноя Лена Тулинова
Миссис Райт печёт яблочный пирог
-
28 / 1 16 ноя Лана Андервуд
Алисия Сэндмен и Адам Фолкрит
-
10 / 1 16 ноя Кети Бри
Стажёр. Фанфик по циклу Виктора Дашкевича
-
560 / 2 16 ноя Наталья Ракшина
Туманы Зимнего Пика
-
36 / 1 16 ноя Владимир Мисечко
Сын ведьмака
-
47 / 1 16 ноя Людмила Гайдукова
Эльфёнок. Стеклянная девочка
-
2 / 1 16 ноя Владимир Мисечко
Братство Семи Звёзд
-
2 / 2 16 ноя Владимир Мисечко
Тайна золотой запонки
Обсуждения на сайте20
-
2352 / 33 09:18 Мария Морозова
Все дороги ведут домой
-
575 / 7 09:18 Кристина Гладышева
Будни безопасника, или кошки-мышки с истинной
-
442 / 2 09:16 Стрельникова Кира
Пансион забытых леди
-
642 / 40 09:15 Елена Шевцова
Брак с потомком драконов
-
231 / 50 09:14 Татьяна Ренсинк
На тройке с бубенцами
-
1162 / 6 09:12 Наталия Пегас
Ветер, тебя не хватало
-
10 / 1 09:12 Королева Покерфейса
Тихая гавань: Касанна
-
980 / 2 09:10 Наталья Ракшина
Гостья Озерного Дома
-
10 / 10 09:05 Соколова Мария
Золото и пепел. Хроники города номер Три. Книга 2
-
488 / 13 09:00 Екатерина Багирова
Видящая
-
403 / 38 08:56 Рина Михеева
Синий чулок для розового дракона
-
13343 / 13 08:54 ShadowCat
Клан. Паутина
-
1147 / 3 08:48 Robin Caeri
В тени Солнца. Том I
-
72 / 1 08:46 Малиновская Елена
Ведьминский факультет - 2. Котел невезения
-
6310 / 57 08:43 Полянская Катерина
Академия Меркл. Первый семестр
-
260 / 7 08:36 Колесова Наталья
Городские тени
-
78 / 1 08:33 Цыбанова Надежда
Месть: инструкция по применению
-
605 / 28 08:22 Анна Шумска
Судьбой обменяться не с кем
-
133 / 5 08:19 Эмили Ли
Искусство быть тобой
-
110 / 6 08:18 Наталья Ракшина
Туманы Зимнего Пика: блог и визуал
Сегодня День Рождения!2
- Хиты продаж 9
-
Партия Маркизы. Элга Росьяр
124 руб
-
Звёздная сваха. Елена Матеуш
110 руб
-
Агентство “Подари себе счастье”. Елена Шевцова
129 руб
-
Бригада Д. Сезон 6: Паноптикум. Лесса Каури
-
Соединённые звёздами. Гэлбрэйт Серина
119 руб
-
Бюро находок в Тенегорске. Сезон 1. Наталия Полянская
-
Туманный полдень, или тайны умирающего мира. Лия Новикова
119 руб
-
Я тебя никому не отдам. JKonstanta
119 руб
-
Бесценное сокровище Темного ментора. Елизавета Соболянская
119 руб

Загружаются комментарии...