Муки выбора-2. Название – а если не придумывается?

27.03.2018, 22:00 Автор: Мила и Виктор Тарнавские

Хочу немного поговорить о названиях для книг. Вернее о том, что можно сделать, если книга практически готова, а название не радует. Не придумывается, и все тут!

Не знаю, обрадую читателей или огорчу, сказав, что писать книги и придумывать названия – это абсолютно разные таланты. Причем, друг с другом они никак не связаны. Я неоднократно встречала людей, способных без труда генерировать броские названия, но при этом не просто не пишущих, даже не думающих об этом. Обратная ситуация – еще более частое явление.
Да, если человек пишет давно и много, обычно он достаточно быстро подбирает подходящий вариант. Мало того, опытные журналисты без труда вписывают его в уже готовый макет, виртуозно укладываясь в невнятный заказ верстальщика: «Три слова, и чтобы можно было перенести на другую строку. И смотри, чтобы сдвиг был, но красивый».
Как и любой другой навык, это умение можно отточить. Если писать и сдавать по несколько материалов в неделю. А что делать, если надо придумать один раз одно-единственное название, а у автора – творческий кризис? Как и в ситуации с обложкой, в этом случае можно использовать несколько лайфхаков. Итак, поехали!

1. Когда начинать, сколько времени понадобиться, чтобы придумать название?
Чем раньше, тем лучше. В идеале – как только появилась идея книги.
Вдохновение по заказу не приходит. А если вы раньше никогда этого не делали, мастерство еще не отточено, полагаться приходиться только на внезапное озарение. Поэтому лучше брать время с запасом.

2. С чего начинать?
С собственных идей. Заведите специальный листок (или файл) и педантично выписывайте туда все варианты, который приходят к вам в голову. Важно делать это не наскоком, за один раз, а в разных ситуациях и в разное время суток (я имею ввиду – придумывать названия, записать их можно и потом).
Почему это важно? За один раз, скорее всего, вы запишете набор достаточно однообразных вариантов. Но вместе с вашим настроением меняются и ваши мысли, поэтому каждый раз эти группы будут разными (иногда радикально разными). Даже за неделю можно собрать неплохой список.
Очень важно вписывать ВСЕ варианты, даже неудачные. На этом этапе вам нужны только идеи. Со временем изначально неудачный вариант может интересно трансформироваться.
Лучше немного выждать, собирая их достаточно долго. Не только, потому что может прийти более интересная идея. По мере написания книги акценты могут сдвигаться и это, естественно, повлияет на ее название.

3. А если все идеи корявые?
Такое тоже бывает, вы не одиноки. Чаще всего зацикливаются на чем-то одном (двух-трех вариантах), поэтому нужна свежая струя. Привлекайте друзей и знакомых. Пусть говорят, не задумываясь, все, что приходит им в голову. Вам не готовый результат нужен, а только возможность посмотреть на задачу с другой стороны.

4. Что делать, если время идет, а подходящего варианта все нет?
Лучше всего сделать «перезагрузку». Перестаньте искать новые варианты, вообще пока не вспоминайте об этом. Спрячьте свой список подальше. Мозг все равно эту задачу не забудет, но она уйдет «в глубину», будет крутиться где-то в подсознании. Через достаточно длительное время (ну хотя бы пару недель) вытащите свой список и посмотрите на него свежим взглядом. Есть шансы (и большие), что у вас появятся абсолютно новые идеи.

5. Как понять, что придуманное название хорошее?
А вот этот момент я хотела бы рассмотреть подробнее. Если вы планируете активно продвигать свою книгу и мечтаете о том, что ее заметят (кто из авторов не мечтает?), желательно учитывать, в том числе, и коммерческую привлекательность названия. У меня есть свои личные требования, которые я обязательно учитываю, подбирая название для книги. Кому-то что-то может показаться несущественным – воля ваша. Я не буду настаивать на своем мнении.

Требования к названию.

1. Броское, цепляет взгляд. Здесь, как в моде, сегодня – броское, завтра полгорода в таком. Поэтому тщательно мониторим рынок (например, сайт, на котором планируем выложить книгу), анализируя имеющиеся названия. Выявляем местную "моду". И придумываем что-нибудь прямо противоположное.

2. Запоминается. В названии должно быть что-то, какой-то признак, по которому легко можно вспомнить и разыскать эту книгу. Грубо говоря – хэштег.
Читатели приходят к нам разными путями – в том числе и окольными. Незачем их заставлять мучительно вспоминать, как называлась книга, которую читал сосед в метро (ага, сама несколько книг таким образом для себя открыла). Или отрывок, который принесла лента в соцсетях.
Среди текста на обложке (название, подзаголовок, серия, пр.) должен прятаться хоть один хэштег. Не обязательно имя собственное! Не все хорошо запоминают незнакомые имена. Но и распространенные словосочетания будут малоэффективны. Хотите проверить эффективность – наберите его в поиске.
Этот хэштег лучше хорошо продумать сразу. Именно его вы будете активно раскручивать, именно он будет ассоциироваться с книгой. Поэтому лучше его не менять.

3. Сам хэштег должен быть короткий – максимум три слова. Но это не значит, что на обложке не должно быть другого текста. Сюда можно втиснуть еще достаточно много всего (лучше, конечно же, чтобы "шума" было поменьше, но ситуации бывают разные). Как решается такая задача?
Хэштег как-то выделяем (например, шрифт крупнее делаем), остальные фразы – менее яркие. Разбрасываем их по макету. Что это значит? Дробим нужный текст на логичные куски и даем в разных форматах. Вариантов множество: вынести в подзаголовок или в название серии, сделать частью иллюстрации (например, написать девиз на флаге), вместо рамочки по границе обложки пустить буквы вязью. В крайнем случае, можно сделать графичный вариант: одной длинной фразой нарисовать какой-то рисунок. Например, закрутить ее в спираль.

4. Наверное, покажусь занудой, но повторю еще раз (говорила уже в предыдущей статье). Название должно очень легко читаться на готовой обложке. Все сказанное выше не сработает, если ваша идея потерялась на фоне иллюстрации. Обложка для названия, а не наоборот. Поэтому оставляйте для него достаточно места.

5. И самое главное. В любом случае название должно, в первую очередь, нравиться вам. Чтобы ни говорили окружающие. Не позволяйте сбить себя с толку. Это же ваша книга!

Удачи вам и броских названий!

**

UPD. Текст писала и выкладывала поздно вечером. А утром посмотрела и поняла, что без примера может быть не все понятно с хэштегами. Поэтому дальше - разбор названия для Такса. Напоминаю, на его обложку можно посмотреть здесь: https://prodaman.ru/Mila-i-Viktor-Tarnavskie/books
Каюсь, хэштегов в название мы "натыкали" по максимуму. Основные из них выделены более темным шрифтом.

1. Название книги - Господин Вещей. Два часто употребляемых слова в непривычном сочетании. Понятно и запоминается легко. Если задать в Гугле жесткий поиск именно в таком порядке - Такс будет в первых строках.

2. Фамилия авторов. Здесь с запоминанием сложнее - имя собственное, но есть дополнительные "костыли". Два автора под одной фамилией, мужчина и женщина - достаточно яркое отличие.

3. Как ни странно это прозвучит, "Зеленый пес Такс" - это не основной хэштег, это название серии (книга планируется не одна). Поэтому он более бледный. Использовали тот же принцип: привычные слова, непривычное сочетание. Может показаться длинноватым, но на то есть свои причины.
Во-первых, надо было обозначить, что Такс - это пес. Сейчас это видно по рисунку. Но при смене дизайна не всегда может быть возможность прилепить крупный портрет ГГ на обложку.
Во-вторых, здесь несколько пар ключевых слов для поиска: "зеленый пес", "пес Такс", "зеленый Такс".

Думаю, три достаточно ярких хэштега на обложку - вполне достаточно. Насколько эффективно они буду срабатывать - жизнь покажет ;)

Категории: Статьи



Обновление: 27.03.2018, 22:00 642 просмотров | 0 комментариев | 3 в избранном

Хэштег: #мастер-класс

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Загружаются комментарии...

Обсуждения у друзей автора20

Обсуждения на сайте20