По поводу того, стоит или нет критиковать автора, либо раз уж пришёл читать — будь добр заткнуться, запихнуть своё недовольство туда, где гнездятся индейцы майя, и петь исключительно дифирамбы, переломано столько копий, что и подумать страшно. Лично я — за критику. Затыкать рот всем несогласным в любом случае бесполезно. Критикую сама, выражая личный вотум недоверия героям и поясняя свою позицию, и за это меня очень не любят в некоторых «окопах». Как же: смею идти против общей любви к персонажам и не верить в их светлое будущее. Или искренне восхищаюсь заявленным главгадом, потому что его действия и мотивы, в отличие от действий главдобряка, мне понятны, и я его даже в чём-то поддерживаю. Но при этом кое-кто из читающих ту же книгу скромно пишет на почту: «Как же здорово вы сформулировали мою мысль! Читаю и соглашаюсь». В такие моменты я слегка недоумеваю, что мешало товарищу высказаться самому, но… Чужая душа — потёмки. И речь не об этом.
Дальше личного может оказаться больше, чем букв, потому на всякий случай предупреждаю: не готовы узнать обо мне и моём отношении к критикам и критике что-то новое — не читайте. Отправлять всех желающих высказать претензии на известный адрес samdurak@gmail.com не буду (адрес, к слову, фейковый и совсем не мой : ) ), но… моё дело предупредить.
Если вы писали комментарии к моим книгам, то наверняка заметили, что я стараюсь отвечать всем читателям. И тем, кому не понравилось, тоже. Любая реакция на произведение для автора ценна сама по себе, пусть даже она окажется негативной.
Как любой нормальный автор, я люблю своих персонажей. И читать, что они кого-то разочаровали, немного грустно, поэтому я на всякий случай настораживаюсь и иду анализировать текст: а вдруг правда? Вдруг читателю не показалось? Вдруг персонаж из живого, со своими мыслями и чувствами, превратился в картонного статиста, марионетку на ниточках, и ничего, кроме справедливого раздражения, вызвать не может?
Но к негативу в адрес созданных мной героев я отношусь достаточно спокойно, понимая, что они не могут нравиться всем без исключения. Более того (сейчас скажу страшную вещь… Готовы?) я слегка нервничаю, когда в ответ на выставленное продолжение, в котором герой, на мой взгляд, заслуживает порицания, вижу сплошь и рядом восхищение. Как тут не вспомнить старую добрую мудрость: если всё идёт, как по маслу, значит, что-то идёт не так…
Кроме того, критика в принципе делится на три категории: конструктивная, деструктивная и зряшная. Конструктивную, типа провалов в сюжете, недостаточной мотивации для того или иного поступка героя, да тех же опечаток и стилистических ошибок, я аккуратно и с благодарностью заношу в отдельный файлик. Для доработки.
Деструктивная, типа коротких вбросов определённой субстанции а-ля «Книга отстойная, автор дурак», внимания не заслуживает. Если уж книга отстойная и автор дурак, так поясните свою позицию, автор с удовольствием и живым интересом почитает, поржёт под столом… в смысле, сильно огорчится, да-да.
А вот к чему я на 99,9 % оказалась не готова, выкладывая книги на открытых литресурсах, так это к одному интересному подвиду критики зряшной. В общем её можно охарактеризовать фразой «Автор не оправдал моих ожиданий». Я никак не думала увидеть на своих страничках великолепные перлы типа «Сюжет, конечно, интересный, но я представлял(а) его развитие иначе», «Я не люблю фэнтези, не читаю его и не интересуюсь, но вот наткнулась на вашу книгу, читаю, и знаете что? Это же фэнтези в чистом виде! Как так? Мне не нравится!». И моё любимое, из присланного на почту вопроса: «А почему в большинстве ваших рассказов открытый финал? Это неправильно». Честно, этот вопрос ввёл меня в ступор.
Именно такая критика меня удивляет. Не смешит, как вбросы разгуливающих по всем литресурсам без исключения троллей, разводящих на эмоции, не вызывает чувство благодарности за внимательность, как ценные и справедливые замечания. Удивляет. И я надолго зависаю над клавиатурой, думая, что же ответить.
Попробую пояснить свою позицию с точки зрения читателя. Если мне не нравится сюжет, авторский стиль или выбранная автором цель, которая легко читается между строк, я эту книгу просто закрою. Автор не виноват, что его видение не совпадает с моим. К примеру, Светлану Алексиевич «У войны не женское лицо» я прочла на одном дыхании, рыдая, как бобёр, над каждой страницей от ужаса и жалости, а её же «Цинковые мальчики» не пошли мне категорически. Бросила на половине. Или Лев Толстой. «Анну Каренину» читала с огромным удовольствием. «Войну и Мир» — с зубовным скрежетом, желая сварить автора в кипятке за самый отвратительный образ жены и матери в русской литературе (это я о Наташе Ростовой, если кто не понял). Или из тех авторов, которых читаю сейчас. Есть на СИ «автор одной темы». СЛР, лёгкие и простые. Пару её романов я прочитала с интересом, даже переживала за героев, а последний закрыла. Не пошёл от слова «совсем». Сюжет гениален: на первых же страницах главгерой заявляет главгероине — хочешь подпись на документе, раздевайся и раздвигай ноги. И дальше по книге он её, собственно, только и делает, что ахает, они без конца ругаются, а автором это выдаётся за норму и «так должно быть, это ж между ними искрит, у них любофф асюсяй». В какой-то момент поняла, что ни на йоту не верю поступкам героев и тому, куда их ведёт автор (к браку и счастливой семейной жизни), и закрыла эту книгу навсегда. Так к чему это я? Ни Алексиевич, ни Лев Николаевич, ни СИшный автор не виноваты в том, что они написали не то, что мне хотелось. Это мои личные читательские ожидания не совпали с текстом, и укорять за это автора как-то не совсем корректно.
Тем более, вкусы у всех разные. Я, к примеру, очень люблю грейпфрут с солью и белым шоколадом. И кофе с щепоткой морской соли. А кто-то обожает горький шоколад с кетчупом. Или маринованный огурец с мороженым. И утверждают, что это очень вкусно. И если лично я такое есть не буду ни за какие коврижки и даже с великой голодухи, это не значит, что виноват тот, кто готовил. Скорее, это я неправильно выбрала блюдо. И справедливый повод для возмущения у меня будет только в том случае, если я приду в магазин за лососем, а мне под его видом попытаются всучить окуня по той же цене. Тогда моё негодование будет законным и вполне понятным. К примеру, справедливый укор — плохо вычитанная книга. Мне очень стыдно, что на моей странице лежат чернейшие черновики, правда. И я крайне благодарна тем, кто помогает мне исправить эту ситуацию, взяв на себя тяжёлый труд по вычитке, дав мне возможность спокойно писать дальше. Спасибо вам огромное, мои дорогие Наташа, Марина и Мария. И все те, кто не ленится указать на выловленные опечатки и ошибки по новому, с пылу-жару кусочку.
Но когда я получаю в ответ на выложенную проду что-то вроде «По-моему, героиня ведёт себя неправильно» или «Я ждала от этой книги большего, ведь другие ваши книги были просто супер», то немного теряюсь, не понимая смысла этой критики и сути претензии. А как должны вести себя герои? Где мануал по идеально правильному поведению персонажей в различных ситуациях? И чего конкретно человек ждал от книги?.. В такие моменты хочется написать в ответ что-то вроде no comments. Хотя, будем откровенны, так и хочется сказать: «Милый мой читатель, не любишь сало в шоколаде — не ешь! Насильно ведь никто в тебя его не пихает». А я пытаюсь выяснить, в чём именно заключается недовольство читателя, поясняю мотивы действий героев… и чаще всего не получаю ответа. Как реагировать на такую критику, не знаю до сих пор, потому опять же — на всякий случай — настораживаюсь и перечитываю спорный кусочек.
Но таких отзывов немного. И слава Богу. В основном замечания, которые пишут мои замечательные читатели, как раз по делу. Такая критика — бесценна. Ею вы вдохновляете меня не меньше, чем положительными отзывами. Спасибо, что не жалеете времени на подробные комментарии, помогающие сделать книгу лучше.
С теплом,
Ника Веймар
Категории: Статьи
Обновление: 29.09.2016, 20:13 1930 просмотров | 35 комментариев | 3 в избранном
Хэштег: #мысли
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.
Обсуждения у автора1
Обсуждения у друзей автора20
-
3238 / 65 11:42 Мария Морозова
Связанные целью
-
319 / 24 11:42 Ольга Копылова
Как (не) выйти замуж за императора
-
527 / 15 11:40 Маргарита Преображенская
КотоФей и Закройщица Судеб
-
618 / 26 11:34 Каталина Канн
Хозяйка отеля "Лунный свет", или Лапы прочь от гримуара
-
633 / 11 11:15 Халимендис Тори
Драконов злить не рекомендуется
-
852 / 31 11:01 Стрельникова Кира
Господин Плотник
-
436 / 9 10:58 Милана Шторм
Точка зрения. Дело № 43/2. Ядовитая амброзия
-
574 / 7 10:56 Алена Кручко
Кот в мастерской
-
246 / 15 10:55 Юлия Вилс
(Не) верь предсказаниям
-
5062 / 3 10:52 Арнаутова Дана
Королева Теней. Сезон четвертый: Между Вороном и Ястребом
-
1 / 1 10:47 Сергей Павлов
Вождь обезьян
-
604 / 11 10:30 Валентина Савенко
Разыскивается чудовище
-
6808 / 84 10:07 ShadowCat
Клан. Паутина
-
1342 / 130 10:04 михайловна надежда
(Не)Решенное уравнение
-
191 / 2 09:56 Ольга Олие
Заноза некроманта
-
24 / 4 09:52 Елена Марди и Алекс Фортт
Любовь как алиби
-
389 / 1 09:45 А.Волжская, В.Яблонцева
Великое открытие Линнет Найт
-
5 / 5 08:56 Елена Шевцова
Ведьма-юрист, или головная боль для оборотня
-
3944 / 3 08:53 Рина Михеева
Дракон её мечты
-
311 / 7 08:24 Мария Терентьева
Огненные лепестки для Цитрины
Обсуждения на сайте20
-
2485 / 21 11:42 Эль Бланк
Квант и Каолина
-
3239 / 66 11:42 Мария Морозова
Связанные целью
-
326 / 31 11:42 Ольга Копылова
Как (не) выйти замуж за императора
-
528 / 16 11:40 Маргарита Преображенская
КотоФей и Закройщица Судеб
-
2422 / 27 11:40 Янина Веселова
Влияние свежего воздуха на личную жизнь. Люба
-
2021 / 35 11:36 Яна Таар
Не морочь мне голову, Канада!
-
618 / 26 11:34 Каталина Канн
Хозяйка отеля "Лунный свет", или Лапы прочь от гримуара
-
15 / 2 11:26 Лора Олеева
Отбор по драконовым законам, или Случайная невеста
-
249 / 16 11:25 Виктория Аэтри
Секретарь артефактора
-
309 / 9 11:25 Амира Алексеевна
Невольница
-
3784 / 75 11:24 NeTa
Когда-нибудь мы обязательно вернемся
-
199 / 26 11:23 Лена Тулинова
Хрустальный детектив
-
12 / 12 11:22 Амира Алексеевна
Его рабыня
-
64 / 51 11:21 Анна Лященко
Наследник в Дикой Академии
-
163 / 9 11:21 Татьяна Ренсинк
Правильный выбор 2
-
1724 / 47 11:20 Татьяна Ренсинк
Тайна владычицы мечей
-
633 / 11 11:15 Халимендис Тори
Драконов злить не рекомендуется
-
2569 / 3 11:15 Колесова Наталья
Свадебное проклятье
-
854 / 20 11:12 Юлия Фирсанова
Кира и К: радуга на запястье
-
85 / 19 11:11 Евгения Верёвочкина
Охотница на оборотней в академии Тельмирин
Сегодня День Рождения!6
-
Воропанова Са Юрна:
Мы - не этого времени дети,- Мы случайно сюда попали: Перепутали ход столетий Те, кто жизнь нам зачем - то дали. И поём мы с тобой, не зная. Кто ди
В оффлайне
-
Елена Шелинс
Кто желает, но не действует — разводит чуму (c) Уильям Блейк
В оффлайне
-
Татьяна Тень
меня тут нет
В оффлайне
-
Владимир Виноградов
Я пишу, потому что я пишу!
В оффлайне
-
Алекс Вестов
Память и фантазия безграничное богатство)
В оффлайне
-
Галеб
Любовь, творчество, жизнь!
В оффлайне
- Хиты продаж 11
-
Тайны уездного города Крачск. Сезон 5. Антонова Лидия
-
Только бы зеркало уцелело. Анна Дашевская (Martann)
200 руб 134 руб
-
Звёздная Тарантелла. Астрадени Джейн
88 руб 26 руб
-
Адвокат по магическим делам. Анна Орлова
-
Антийские кружева. Эльга С.
159 руб
-
Гувернантка в драконьем поместье. Аманда Франкон
99 руб
-
Самая главная проблема Академии Драконов. Оксана Гринберга
119 руб
-
Проклятье княжества Райохан, или Чужая невеста. Ируна Белик
96 руб
-
Тайна попаданки, или Не про вашу честь, лорд! Ольга Олие
169 руб
-
Лея Ли: тёмная сторона. Shy Hyde
99 руб 29 руб
-
Призраки сумрачного Лондона. Севастьянова Екатерина
130 руб 123 руб
Загружаются комментарии...